Ислам - "новое" или "старое"?

Ислам - новая, или хорошо забытая старая религия?

Прежде, чем постараться постичь смысл Ислама, возникшего в VII веке, надо уяснить, что эта религия не основана пророком Мухаммедом (сас) и не считается, как её принято называть, новой или же последней. Слово "ислам" с арабского языка переводится как "покорность" или "подчинение", а приверженцев Ислама называют мусульманами. Существует мнение, что, в принципе, все искренне верующие люди являются мусульманами ("покорный", "примирившийся"), так как на самом деле Ислам является окончательным вариантом задуманной Аллахом идеальной религии Единобожия.

До сего дня одной из причин споров и полемик вокруг Ислама является аят, воспринимаемый многими, как свидетельство изначального создания Аллахом людей мусульманами. В частности, утверждается, что если слово "мусульманин" понимать в исходном смысле, а не в качестве религиозной принадлежности, то это мнение можно считать справедливым.

Согласно переводу Эльмира Кулиева, исповедание Единобожия в религии – "врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей", творение Господа "не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого". По варианту Игнатия Крачковского, человек должен обратить "свой лик к религии верным - по устроению Аллаха", именно так устроившего людей. "Изменений в творении" Всевышнего нет: "Это - вера прямая, но однако большинство людей не знает!".

Именно в этом контексте очень многие сразу же предполагают "конкретику" разделения Исламом людей по принципу "верный" (мусульманин) – "неверный" (немусульманин). Или "правый" ("прямой") – "неправый" ("не прямой"). По всей видимости, непосредственно данная тонкость помогла еще одному переводчику смыслов Корана Валерии Иман Пороховой раскрыть смысл слов "“Убей неверного”, что толкуется не так, как нужно.

“Убей неверного” - это убей неверие в себе, и называется это “Джихад Кабир” - великий джихад, когда вы убиваете в себе неверного. Потому что мы очень часто материально зависимы. Вот когда вы можете побороть в себе стремление к излишествам, к каким-то баснословным деньгам в банковском исчислении, любовь к золоту, любовь к женщинам, когда вы можете справиться со своими излишествами, вы совершаете великий джихад, и вы убиваете неверного в себе" (1).

Говоря другими словами, в плане понятий "верный" или "прямая вера" речь, возможно, идет о верности заветам Бога. Т.е. быть верным словам Всевышнего, исполняя Его предписания. Следовательно, под "неверностью" может пониматься как бы отход от соблюдения постулатов Бога. Наверное, многие, прежде всего, воспримут это, как следование пяти основным предписаниям исламской религии: шахаде, свидетельствующей о принятии Единобожия (таухид) и посланнической миссии пророка Мухаммада; совершению намаза; исполнению закята; соблюдению поста; осуществлению хаджа.
А отсюда возникает важнейший вопрос. В чем же состоят цели Ислама?


Цели Ислама

Да, все мы знаем, что искренне верующий в Единого Создателя и исполняющий все Его предписания надеется на благополучие в земной жизни и попадание в Рай. Но, опять-таки, может ли верующий, исполняющий лишь 5 столпов ислама, считать себя полностью безгрешным? Конечно, о намазе в Коране говорится неоднократно, и это важнейший показатель веры. Но ведь для мусульман важна любая строчка Откровения, пусть даже Аллах передал нам информацию о чем-то лишь единожды. Значит, муслим не может ограничиться исполнением только пяти основных постулатов, не так ли?

Например, можно ли избежать исполнения добрых дел? Милосердия? Помощи близким и нуждающимся? А отношение к родителям, родственникам, соседям, сослуживцам? Вот тут как раз проявляется интересный нюанс. Мы сами очень часто забываем, насколько всем нам важно исполнять сказанное Всевышним по всем вопросам. По той причине, что сами вдруг решили: тут - основное, а там - второстепенное, хотя, как предупредил Господь, мы можем считать определенный "поступок" незначительным, а "перед Аллахом это - великий грех" ("Свет": 15).

Наверное, все же, вера включает в себя не просто запрограммированные действия, к которым мы уже начинаем подходить механически, если не сказать обыденно. Вера – это мышление. Мировоззрение. Это наши ценностные ориентиры. А они не могут ограничиться только следованием пяти постулатам. Конечно, они основа нашего бытия и будущего, но если мы не прислушиваемся ко всем словам Аллаха, то вряд ли мы можем считать себя полностью поклоняющимися Богу.

Значит, все же, ислам – образ жизни? Но тогда сюда входит наше поведение в быту, отношения с окружающим миром (людьми и природой), наша семейная "правильность". Т.е. это – наши действия, да и, наверное, наши помыслы. Не можем же мы верить "отрывочно", решив вдруг следовать важному (на наш взгляд), избегая "не совсем нужного". Но не хотелось бы повторяться…

Следом, после этих вопросов, проявляется иной аспект. По всей видимости, мы должны осознать – если Коран является учебником жизни, значит, он наш путеводитель. А в таком случае мы поймем, что в случае нашего движения с этим учебником по жизни, в нашем отношении к нему и в его штудировании должен присутствовать как физический фактор, так и духовный.

Раз Аллах создал нас мыслящими существами, но с сердцем и душой, следовательно, восприятие слов Аллаха может быть исключительно двуединым. Ну а принимая духовно-физический формат веры, мы можем прочувствовать, что, совершая поступки, неугодные Творцу, мы идем не столько против Всевышнего, сколько против себя. Семьи, своего прогресса и перспектив.

Тут вспоминается эффект бумеранга, а именно, когда любое совершаемое нами деяние возвращается к нам, будь оно положительным или же нет. Да, мы надеемся на милость Аллаха, но при этом должны пытаться не попасться в путы Дьявола. Чем больше таких наших "объятий" с Сатаной, тем более мы отстраняемся от реализма в жизни. От пути к Истине. От будущего, несущего нам Свет и Радость. Разве кто-то хочет утерять их?

1.Валерия Иман Порохова. Интервью радиостанции "Свобода" от 22 апреля 2004 г.
http://www.svoboda.org/programs/rtl/2004/RTL.042204.aspо



комментариев