О Мухаммаде, «жителе Мекки»

Как представил Пророка (мир ему) и Ислам школьный учебник обществознания

Очень надеюсь, что свершится прогноз специалистов и уйдет в небытие один из учебников, по которому пытались учить российских старшеклассников (11 классы) и студентов среднего профессионального образования в минувшем учебном году. Имею в виду учебник «Обществознание. Глобальный мир в ХХ1 веке» под редакцией Л. В. Полякова, допущенный для преподавания Министерством образования и науки Российской Федерации.

Он был издан тиражом 100 000 экземпляров. Предварительно получены положительные заключения Российской академии наук. В рецензировании отдельных глав принимали участие именитые ученые.

Обществознание – предмет, безусловно, интересный и нужный, воспитывающий у учеников способность видеть и оценивать факты, расширяющий их кругозор, подталкивающий к серьезной аналитике. Потому сразу подчеркну – против предмета как такового в курсе школьной программы никаких возражений не имею. Более того, стараюсь по мере сил и сама следить за тем, что происходит в нашем замечательно-неспокойном мире.

Учебник под редакцией Л. В. Полякова претендует на широту и основательность. В нем много места уделено разъяснению терминологии, делаются попытки объяснить зависимость всех явлений социальной, политической, культурной жизни.

Но как говорится, есть факты, а есть их комментарии. В комментариях мы можем позволять себе отталкиваться от того, как поняли произошедшее, основываясь на том, какие ценности и приоритеты признаем. Факты же суть констатация, фиксация, изложение.

Как вы думаете, как отнесется человек, знающий историю Ислама и достоверно изложенные события из жизни Пророка Мухаммада (мир ему), к следующему определению:

«Мухаммед – житель города Мекки на Аравийском полуострове, получивший, по преданию, откровение от Бога (Аллаха), которое было им записано в священной книге мусульман – Коране. 20 сентября 622 г. Мухаммед перебрался в Медину. Эту дату мусульмане избрали для начала своего летоисчисления, поэтому исламский новый год начинается 20 сентября». (Процитировано дословно. Источник: учебник «Обществознание» под редакцией Л. В. Полякова, стр. 40).

Первоначально прочитав этот «перл», еще раз проверила, точно ли читаю учебник, который одобрили академики?

Смеяться в данном случае можно разве что со слезами.

Итак, Пророк Мухаммад - «житель города Мекки». Попробуем построить аналог: «Иисус (Иса) – житель Назарета, затем Иерусалима». Не правда ли, коробит?

Общеизвестен факт, что Мухаммад (мир ему) был неграмотным человеком, не умел писать. Достоверно известно, что аяты он запоминал, передавал сподвижникам и те накрепко заучивали их. Письменный свод Корана появился в результате серьезнейшей работы уже после смерти Пророка (мир ему).

Общеизвестно, что пророческая миссия требовала от Мухаммада (мир ему) огромное внимание обращать и на то, как практически воплощать откровения, данные в аятах. То есть это был не кабинетный ученый, не писатель в традиционном понимании!

А как легковесно звучит на фоне реальных бурных событий нейтральное по стилю изложение: «затем переселился в Медину»! Типа, запланированный переезд, продуманная в деталях акция?

Нет, конечно. Переселение в Медину и последующие события – начало нового периода мессианской деятельности, утверждение и распространение общины, которая даст мощный плод – мировое мусульманское сообщество, умму. Медина станет городом-святыней.

О том, какие события предшествовали и сопровождали перемещение Пророка (мир ему) и его сподвижников в Медину, написаны тома. Это было вынужденное переселение, его предварили угрозы и реальные нападения противников Мухаммада (мир ему). Пророк (мир ему) уходил из родного селения с группой верных людей, которые точно также рисковали жизнью. В последствие они стали именоваться почетным знанием «мухаджиры».

Понятие «хиджра» (перемещение) несет глубокий мистический смысл. Непринятый и гонимый Пророк (мир ему) не останавливает свою деятельность, он вынужден фактически эмигрировать, говоря современным языком. Сначала часть его сподвижников переселились в Эфиопию, затем он сам с другими последователями в Медину. Вместе с друзьями он оставил имущество, родную землю, многих родственников. А люди сделали выбор – быть рядом с Пророком (мир ему), который учит истинной вере, учит жить по вере.

Хиджра – не просто повод для нового исчисления дней. Это исторический, цивилизационный рубеж. В Медине возникает первое мусульманское государство.

Дату празднования нового года можно переместить указом власти (так поступил Петр Первый, отменивший в России празднование нового года в сентябре). Новую же страницу в истории сопровождают особые события, которые кардинально меняют ход человеческой цивилизации.

Глубоко убеждена, что авторам цитируемого учебника не представило бы особого труда проконсультироваться со специалистами, узнать мнение сведущих людей, как лучше представить личность Пророка Мухаммада (мир ему). А также уверена, что и в самом сжатом тексте можно избежать фактических ошибок, найти адекватную интонацию.

Однако пройдем дальше по страницам упомянутого учебника. Цитирую:

«Наиболее активны в «мирской», социально-политической сфере ислам и христианство. В исламе, например, существует большое количество групп, по-разному оценивающих и утверждающих роль политического и социального поведения в спасении души верующего мусульманина.

Для одних групп служение Аллаху является чисто индивидуальным делом и состоит в правильном выполнении религиозных норм и предписаний. Для других же подлинное служение Аллаху состоит в обращении и истреблении неверных и как можно более широком распространении – при необходимости огнем и мечом – мусульманской религии во всех регионах земного шара. Сторонники таких воинственных взглядов считают, что это есть возвращение к подлинному, изначальному смыслу ислама, к его фундаменту, а поэтому именуются фундаменталистами» (стр.67).

Конечно, изначальная идея верна – во всех религиях Единобожия социальная активность верующего важна. Но не только в «индивидуализированном» варианте! Мусульмане изначально были крепки как единая община. Объединение сил необходимо всегда – для строительства мечетей, дел милосердия, организации учебных заведений и так далее.

Очевидно, что авторам больше интересны не позитивные практики, не активное социальное служение людей «мусульманской веры», а выступления тех групп, которые успешно запамятовали основы: что Ислам – религия мира, и что, согласно Корану, «нет принуждения в религии».

Доверившись такому учебнику, у ученика голова кругом пойдет. Значит, и те, кто «истребляет неверных», и тот, кто признает только оборонительные действия после всех возможных попыток мирного договора, - все они мусульмане? А в чем же их единство в вопросах войны и мира? И возможно ли оно в принципе?

Думаю, стоило потратить еще полстранички учебника, чтоб внести ясность в столь важные вопросы. Иначе ученик из немусульманской семьи может так и не узнать, что Ислам, на самом деле, категорически отвергает убийство одного человека другим. Что Ислам не признает кровной мести. Что оговорены, как крайние, все возможные случаи, когда мусульманин вынужден браться за оружие. Что джихад – это не террор населения, не притеснение невинных и слабых людей, а путь совершенствования, чистоты.

Увы, благородство и высокий дух Ислама остались за пределами страниц учебного издания. Думаю, россияне вправе задавать вопрос, почему же получаются подобные «недоработочки»? Почему такое отношение к вере, которую исповедуют более 20 миллионов россиян и примерно 1,3 миллиарда человек в мире?

…Долгое время в моей домашней библиотеке была книжка «Заблуждения верующих», 1949 года издания. Понятно, на каких позициях стоял ее автор, советский публицист-атеист. Но примечательно, что в той книжке было достаточно много прямых цитат или очень близких к оригиналам изложений Священных писаний. Вольно-невольно получалось, что читатель мог вдумываться в эти особые отрывки, а, значит, и сопоставлять мысли свои и авторские.

Составители учебников и учебных пособий – не публицисты. У «родителей» любого учебника – трудный хлеб, почетное, особо ответственное дело. Но в академики, ученые, преподаватели никого насильно не определяют. Так уж, ведется у людей: хочешь учить других – сначала выучись сам.



0 комментариев