Правила общения Пророка Мухаммада

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был человеком, который понимал важность общения с людьми, и он завязывал общение не только с верующими и признавал не только мусульман.

Он считал, что каждый человек ценен сам по себе, независимо от веры, языка, национальности, пола, социального статуса и роли в обществе, поэтому Пророк устанавливал хорошие отношения со всеми.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) нес божественное послание в понятной для людей форме, так, чтобы они могли его услышать и почувствовать, поговорить, прочитать или написать об этом; и в его поведении мы находим примеры, которым можем следовать в своей жизни.

Миссия и цель Мухаммада (мир ему и благословение) как Пророка заключалась в том, чтобы наладить плодотворный диалог с людьми, общаться с ними. Для этого он не только прибегал к разным средствам коммуникации, доступным в то время, но и учитывал психологические черты конкретного человека и особенности общества, что позволяло ему представить свое послание самым оптимальным способом.

Пророк Мухаммад говорил о себе как о Посланнике

Как известно, в Мекке Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) вел очень простую жизнь. До начала своей пророческой миссии он был известен среди своих соотечественников как надежный человек, однако другие его качества были неизвестны. Поэтому когда он начал свою пророческую миссию, люди не верили ему, говоря:

«Неужели только он средь нас достоин того, чтобы ему ниспослали откровение?...» (Коран, 38:8)

Ему было велено сказать:

«Скажи [, Мухаммад]: "Если бы Аллах захотел, то я не стал бы возвещать вам Коран и [Аллах] не стал бы учить вас ему. Я ведь до сегодняшнего дня прожил с вами целую жизнь. Неужели вы не разумеете?» (Коран, 10:16)

Вот как характеризовал себя сам Пророк (мир ему и благословение):

«Я только Посланник; Аллах – вот кто указывает правильный путь». «Я послан, дабы улучшить нравы». «Я послан как учитель» (аль-Альбани)

«Я прошу Аллаха о прощении по сто раз в день» (Муслим)

Во время битвы при Бадре, когда люди предлагали Пророку выполнять обязанности его охранников, чтобы он мог получить больше благословений, он отвечал: «Вы не сильнее меня, я не сильнее вас; я не нуждаюсь в благословениях, которые вы получите». Он заботился о том, чтобы поддерживать в людях чувство равенства.

Пророк Мухаммад обращал внимание на качества человека

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) хотел, чтобы человек, который должен служить обществу, был лучшим в своем деле, например, чтобы имам знал и читал Коран лучше других. Если находилось несколько человек, в равной степени умевших читать Коран, он руководствовался при выборе объективными критериями. Прежде всего, отдавалось предпочтение человеку, который лучше других разбирался в Сунне и религиозных практиках и умел их применять; если равенство было и в этом, то выбирался человек, который переселился раньше других. Если и это не позволяло сделать выбор, он назначал имамом того, кто был старше других.

Кроме того, Мухаммад считал, что неправильно, если роль имама будет передана кому-то без разрешения действующего имама. Из этого мы можем судить, что Пророк придавал должное значение возрасту, должности и статусу.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), принимая людей, учитывал их индивидуальные различия. Например, однажды к нему пришел бедуин, у которого жена родила черного ребенка, и бедуин отказывался признать его. На это Мухаммад спросил: «Есть ли у тебя верблюды?» Бедуин ответил утвердительно. Тогда Пророк спросил, какого они цвета. Бедуин ответил, что они рыжие. «Есть ли среди них белые, черные или серые?» «Конечно, среди них есть серые верблюды», ответил бедуин. Тогда Пророк сказал: «Как ты думаешь, откуда взялись эти серые верблюды?» «О, Пророк, это их кровь, они унаследовали ее от предков». «Тогда возможно этот младенец похож на кого-то из своих предков», - сказал Пророк (Муслим).

Мухаммад мог бы сказать, опираясь на свой авторитет Пророка: «Я говорю тебе, как Пророк Аллаха, это твой ребенок». Но он объяснил это на понятном для бедуина языке, воспользовался примером из жизни бедуинов, и, ссылаясь на опыт спрашивавшего, смог решить проблему так, что бедуин сам пришел к правильному заключению.

Пророк Мухаммад учитывал особенности общества

Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) приходилось сталкиваться с самыми разными людьми. Некоторые постоянно пребывали под его влиянием, могли видеть, слышать, жить рядом с ним. Другие не находились с ним в столь непосредственной близости, третьи присоединились к верующим позднее или принадлежали к следующему поколению.

Он понимал психологию общества, а также личные характеристики людей, составлявших это общество, и поэтому прибегал к различным способам общения. Например, принимая пищу и выбирая одежду, он руководствовался условиями региона, в котором находился. Точно так же, обращаясь к людям, он всегда учитывал способность слушателей воспринимать; примеры, на которые он опирался, он подбирал из мира, знакомого и понятного его слушателям.

Из животных самым распространенным примером были верблюды, из растений – финики. Кто-то из окружавших его людей был городским жителем, кто-то – бедуином и жил в пустыне. Поэтому Пророк Мухаммад, выполняя трудную задачу передачи послания, предназначенного всем людям, независимо от возраста и места жительства, находил мудрые способы завязать общение, наладить взаимосвязь с аудиторией. Для этого он опирался на средства, соответствующие их понятиям и представлениям.

Пророк Мухаммад завязывал общение при любой возможности

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) активно общался с людьми, окружающими его. Он радушно принимал тех, кто к нему приходил, и шел к тем, кто не мог прийти сам, стремясь донести послание и до них. Он бродил по ярмаркам, для проповеди пришел в Таиф. Кроме того, в числе того, что он делал сам и рекомендовал делать другим, было гостеприимство, посещение больных, участие в похоронах.

Среди людей, служивших Пророку (мир ему и благословение), был еврейский ребенок. Когда он заболел, Пророк пришел к нему, сел у изголовья и сказал, что хотел бы, чтобы тот стал мусульманином. Ребенок взглянул на своего отца, и отец дал понять, что ему следует послушать Пророка, так ребенок стал мусульманином. Мухаммад говорил:

«Если Аллах твоими руками наставит на прямой путь хотя бы одного человека, то это для тебя лучше, чем рыжие верблюды»(аль-Бухари)

Пророк был доволен, что ребенок стал мусульманином и выразил свою радость такими словами:

«Хвала Аллаху, который спас его от Геенны моими руками»(аль-Бухари)

Пророк Мухаммад проявлял сочувствие, чтобы повлиять на человека, к которому он обращался

Аллах представил своего Пророка в Коране: «К вам явился Посланник из вас же. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он жаждет [наставить] вас [на истинный путь], а к верующим он сострадателен, милосерден» (Коран, 9:128)

Этот аят подчеркивает, что Пророк обладал сочувствием. В одном из хадисов он говорит, что верующие должны стараться понять друг друга, разделить чувства друг друга:

«… не уверует раб по-настоящему до тех пор, пока не станет желать своему соседу или своему брату того же, чего желает и самому себе» (Муслим)

Пророк Мухаммад превыше всего ценил любовь к людям

Пророк завещал: «Если вы любите брата-мусульманина, пусть он знает об этом» (аль-Альбани).

Однажды он взял Муаза ибн Джабаля за руку и сказал: «О, Муаз, клянусь Аллахом, я люблю тебя». Потом он сказал: «О, Муаз, не переставай произносить после каждого намаза “Господи! Помоги мне поминать Тебя, воздавать Тебе хвалу и служить Тебе”» (абу-Дауд).

В другой раз он сказал: «Клянусь Аллахом… вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, и не уверуете, пока не возлюбите друг друга. Указать ли вам на то, через что вы полюбите друг друга? Говорите салам друг другу» (Муслим)

Пророк Мухаммад обращался к разуму и чувствам

Одним из важных правил общения, которым следовал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), было обращение к разуму и чувствам.

Так, некоторые сподвижники Пророка говорили ему: «О, Пророк Аллаха! богатые люди получат больше награды. Они молятся, как и мы, и постятся, как и мы, но они дают больше милостыни из излишков их богатства». Он сказал: не дал ли вам Аллах то, что может быть милостыней? Каждый тасбих (слова Субхан Аллах (Слава Аллаху)) – это милостыня. Каждый такбир (слова Аллаху Акбар (Аллах Велик)) – это милостыня. Каждая тахмида (слова Альхамдулиллях (Хвала Аллаху)) – это милостыня. Каждый таблих (слова Ля иляха иль Аллах (нет Бога, кроме Аллаха)) – это милостыня. Наслаждаться хорошим – это милостыня. Избегать плохого – это милостыня» (Муслим).



3 комментариев


  1. INSAN
    (11.10.2011 18:38) #
    0

    хадис от Альбани??????????
    тогда добавьте ещё хадис от Марат-хазрата из села Ташкичу

  2. Исмат
    (11.10.2011 19:16) #
    0

    INSAN
    +1000

  3. abdullah
    (09.11.2011 19:53) #
    0

    Произношение" ля иляhа илляллаh"-таhлиль.Действительно,при передаче хадиса следует сослаться на сборник,а затем уже на Альбани /раhимаhуллаh/;и сказать о его оценке,например /назвал достоверным,хорошим,слабым и т.д./Можно сослаться на книгу,например /Цепочка достоверных хадисов или др./