Управлять будущим – это обязанность мусульманина в пределах той свободы воли, которая ему дарована Аллахом. Значимость будущего для человека связана с тем, что он всегда пытался предвидеть, предугадать, предсказать подстерегающие его опасности. Предсказания и пророчества о будущем являлись одной из задач пророков и посланников Аллаха (мир им всем). Но пророческая цепь завершена, а потребность человека в прогнозировании будущего осталась…
Образ будущего в Коране и Сунне
И Коран, и Сунна Посланника Аллаха (мир ему и благословение) изобилуют описаниями того, какое будущее ждет мусульман и все человечество. Не говоря уже о большом количестве аятов и хадисов, описывающих события перед Концом Света, во время Судного Дня, в Раю и Аду, приведем лишь некоторые.
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Он – Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (61: 9). Этот аят дает мусульманам ясное понимание того, что будущее, уготовленное им Всевышним, принесет им победу на пути исламского призыва и возвышения религии Аллаха.
Эта же картина будущего обрисована и в некоторых хадисах. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Несомненно, Всевышний Аллах собрал Землю для того, чтобы я увидел Восток и Запад. Правление моей общины достигнет того, что собрано для меня» (Муслим, Абу Дауд).
В другом хадисе Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) описывает политическое будущее, которое ожидает мусульманскую умму: «В моей общине халифат просуществует 30 лет, после чего наступит царствование» (Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд).
Известен также хадис, в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пророчествует об экономическом преображении арабских земель: «Судного Дня не будет до тех пор, пока земли арабов не превратятся в пастбища и реки» (аль-Бухари). Первые признаки исполнения этого пророчества уже начали появляться уже в наши дни, поскольку теперь даже из пустыни стало возможным добывать воду в больших количествах.
Можно привести также хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором говорится, что после возвращения на землю пророка Исы (мир ему), он«установит справедливую власть…» , «и будет такое изобилие, что не будет нуждающихся…» (Бухари, Муслим).
Таким образом, и Коран и Сунна создавали мусульманам тот или иной образ будущего, на которое им стоит ориентироваться. Эти картины и образы будущего играли огромную роль в объяснении людям, что их ждет по принятию Ислама, какое будущее готовит им эта религия, какие выгоды они получат от ее принятия. Мусульмане же, исходя из этих образов, строили линию своего поведения, призыва и усердия.
На протяжении жизни первых и последующих поколений мусульман образы будущего, рисуемые Исламом, были одним из самых мощных инструментов, которые вдохновляли мусульман на свершения, а немусульман привлекали в эту религию. Однако с наступлением периода застоя мусульманской мысли и активности, исламский мир утратил инициативу в построении привлекательного образа будущего, и она полностью перешла к Западу.
Мусульманский застой и «футурошок»
За это время в мире многое изменилось кардинальным образом. Небывалое развитие научных технологий привело к тому, что мир сегодня изменяется стремительными темпами. Причем стремительными настолько, что большинство людей просто не поспевают реагировать и как-то подготовиться к этим изменениям.
Эту реакцию людей на стремительное изменение их жизни и стремительное наступление будущего американский социолог Элвин Тоффлер назвал «футурошоком», или «шоком будущего»: «Ускорение темпа перемен глубоко вошло в нашу личную жизнь, заставило нас играть новые роли и поставило перед лицом новых опасностей. Все это можно описать термином «футурошок». Футурошок, или шок будущего, представляет собой ошеломляющую растерянность, вызванную преждевременным наступлением будущего», - пишет он.
Однако, стоит признать, что мусульмане попали в состояние «шока от будущего» еще раньше, чем весь остальной мир. Мусульманское общество периода застоя Халифата попало под воздействием невероятных темпов, с которыми менялся мир, не просто в шоковое состояние, а в настоящий ступор. Иными причинами сложно объяснить попытки некоторых мусульманских правителей и ученых запретить печатную машинку, книгопечатание на арабском языке, радио, а в новое время, даже телевидение и интернет.
Неопределенное будущее и сегодня пугает многих мусульман. Оттого они всеми силами пытаются противостоять его наступлению и пытаются вернуть свои семьи и народы в прошлое. Попытка запретов получения образования, освоения мусульманами самых прорывных научных дисциплин проистекают из невозможности дать собственный адекватный ответ на эти вызовы стремительно наступающего будущего.
Разные люди реагируют на «шок будущего» по-разному. Тоффлер пишет: «Жертвы этих симптомов часто проявляют себя беспорядочными отклонениями во взглядах и интересах и в беспорядочном образе жизни, затем следует попытка «забиться в свою конуру», замкнуться в себе посредством социального, интеллектуального и эмоционального отчуждения, отстранения от окружающего мира. Они все время чувствуют себя «затравленными» или потерявшими покой и безнадежно хотят уменьшить количество проблем, которые нужно решать».
В этом смысле в особенно плачевном состоянии оказываются мусульмане с низким образованием, зачастую жители сельских районов с консервативным укладом жизни – люди, для которых сложнее всех адаптироваться к головокружительному темпу перемен и изменений. По мере ускорения перемен в обществе все больше слабообразованных мусульман становятся «аутсайдерами», замыкаясь в частном окружении, обрывая контакты с быстро развивающимся снаружи миром, погружаясь в собственное субъективное восприятие времени.
Например, один из наиболее распространенных откликов на высокоскоростные изменения – это полное их отрицание. Другая реакция жертвы шока будущего – это необъяснимое стремление вернуться к старым, консервативным моделям жизни, которые в настоящий момент либо устарели, либо неуместны. Причем, чем сильнее удар будущего, тем сильнее и ожесточеннее он стремится сохранить давно устаревший и не соответствующий реальности образ жизни.
Многие люди, жаждущие сохранить свой образ жизни и не могущие ничего противопоставить нависающей над ним реальности, в отчаянии прибегают к бессмысленному насилию. И это насилие проявляется не только в терроризме, как многим кажется, но и в стремительном превращении бессмысленного вандализма в главную проблему всех технически развитых стран мира. Очень показателен в этом отношении голливудский фильм «Бойцовский клуб».
С другой стороны, этим «футурошоком» вовсю пользуется западный мир, продвигая собственные сценарии развития будущего. Запад, использует разные модели или образы будущего. Позитивные образы – для консолидации населения собственных стран вокруг собственных правительств. Самый простой пример этого, как Джордж Буш рисует будущее американской нации – свободной, экономически развитой, могущественной, являющейся лидером всего остального мира. Эти же образы могут навязываться всему остальному миру, чтобы склонить их к поддержке США, к принятию их ценностей.
Негативные, или устрашающие образы используются для блокирования или подавления неугодных народов и цивилизаций. К примеру, миф об исламском экстремизме и терроризме, об изначальной агрессивности Ислама и мусульман используется для того, чтобы выдавить активных и практикующих мусульман на обочину цивилизации и полностью исключить их из общественной жизни.
Таким образом, образы будущего, какими бы они ни были – устрашающими или, наоборот, обнадеживающими, являются мощным инструментом управления обществом. И реальной властью в мире обладает тот, кто владеет инициативой в создании и продвижении нужных ему образов будущего.
Прогнозирование будущего
При этом мусульмане должны понимать, что их свобода в построении образов будущего никак не ограничена тем фактом, что будущее ведомо только Аллаху. Аллах, преписав и определив будущее всего человечества, тем не менее, оставил человеку свободу выбора, свободу определять свое поведение, а значит и свое будущее. Аллах не зря говорит в Коране: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (13:11).
Конечно, то будущее, которое было известно и пророчествовалось Посланником Аллаха (мир ему и благословение) было открыто ему в откровениях Самим Всевышним. Но мы и не берем на себя роль пророков. Но вот прогнозировать будущее, пытаясь предугать, как будут разиваться события при том или ином стечении обстоятельств – это одна из способностей человека, как творения Аллаха со свободой воли и разума.
Ярким примером тому может служить тот факт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в битве при Ухуде поручил отряду мусульман охранять фланг, предвидя и пронозируя, что оттуда может попытаться прорваться конница курайшитов. Аллах доказал его правоту тем фактом, что мусульмане, нарушив приказ Пророка (мир ему и благословение), потерпели поражение: «Когда несчастье постигло вас… вы сказали: «Откуда все это?» Скажи: «От вас самих» (3:165).
Таким образом, человек может прогнозировать и предвидеть предположительный, возможный вариант развития будущего и на основе этого прогнозирования строить свои планы, менять их и корректировать. На основе подобного прогнозирования будущего, сравнения разных вариантов его возможного развития, поиска путей и средств к достижению лучшей модели, мусульмане обязаны строить свои образы и модели желаемого будущего.
Построение стратегии будущего развития достигается через создание мысленного образа будущего, которого мусульманин желает достичь. А затем к этому образу уже находятся пути его достижения. Например, мусульманин мечтает о поступлении в исламский университет и рисует в своем воображении образ своего будущего, который зависит, как от воли Аллаха, так и от страния самого человека.
Этот образ будущего, который рисует себе человек, представляет его успешно учащимся в университете, имеющим много друзей, активно ведущим исламский призыв. Именно от этого образа своего будущего, мусульманин уже может начать поиск путей достижения этого образа, этой намеченной цели – начать заранее учить арабский, чтобы легче поступить, начать собирать сведения об исламских вузах, искать друзей за границей, чтобы получить информацию и т.д.
Точно такие же образы будущего мусульманин может и должен строить и предлагать своей семье. Муж может с женой обсуждать желаемый уровень достатка, который бы позволил им дать своим детям должное образование, предпочтительное место жительства через несколько лет, чтобы воспитать детей должным образом и т.д. Точно такие же альтернативные образы будущего мусульманские политики и ученые должны строить для своих народов, чтобы простые люди знали и могли выбирать, к каким социальным и политическим моделям им лучше двигаться.
Образ желаемого будущего помогает человеку четче осознать свои цели в этой жизни. Любая человеческая деятельность начинается с постановки цели. Максимальное сосредоточение на цели есть важнейшее качество людей, добивающихся выдающихся результатов в любом деле, в любой области. Даже малую долю своего потенциала невозможно реализовать, не научившись намечать цель и добиваться ее реализации просто и естественно.
Управление будущим
Отсюда мы подходим к самому интересному моменту. Если лица, управляющие государством могут предложить своему народу привлекательный образ будущего, четкие цели и ясные механизмы их достижения – это правительство и этот народ ждет по воле Аллаха колоссальный успех.
Но привлекательные образы будущего мусульманского общества до сих пор не сформулированы, не описаны, не аргументированы мусульманскими учеными. В исламском мире до сих пор даже не могут сформулировать, к какому обществу и государству мы должны стремиться. А будущее принадлежит тем, кто умеет заражать окружающих своими идеями.
Управление будущим рассматривается как задача стратегии, для чего необходим соответствующий инструментарий — стратегическое мышление, стратегический анализ, управление смыслами, стратегия создания образов и моделей будущего, создание в обществе определенных ожиданий.
Именно таким образом действуют самые развитые страны мира. К примеру, Конгресс США принял Закон о стратегическом планировании, по которому американские чиновники обязаны заниматься стратегическим анализом, планированием по определенному регламенту. Благодаря этому в высшей политической элите США сформировались блестящие аналитики и стратеги, а образы будущего, рисуемые американцами, пленяют весь мир.
Заместитель директора Института прикладной математики РАН Георгий Малинецкий говорит о подобном же опыте Японии в прогнозировании технологического будущего: «В недавней национальной экспертной оценке перспектив технологического развития этой страны представлены около ста технологий, которые через 15-25 лет позволят, по мнению японских аналитиков, уйти в технологический отрыв от остального мира. По каждой технологии указаны конкретные товары и услуги, которые должны стать результатом ее развития, оценены возможности, которые это дает отдельному человеку и обществу в целом…»
Исламский же мир на этом фоне продолжает жить моделями и схемами 18-19 веков и упорно пытается навязать их окружающему обществу. И после этого мусульмане никак не могут понять, в чем причины их остатвания от остального мира. Но ведь Ислам – это не религия, зовущая в прошлое, а религия, зовущая в будущее. И оперировать в своем призыве она должна не столько прошлым, сколько будущим. Необходимо анализировать возможные сценарии будущего, выбрать наилучший из возможных с точки зрения наших целей, организационных и ресурсных возможностей.
Активным воздействием сегодня на будущее, объединенными усилиями ученых, правителей и общества в рамках долгосрочного стратегического плана развития можно выстроить это будущее, по сути – управлять будущим. Причем, будущим не только мусульманским, но и всего мира. Если же просто плыть по течению, руководствуясь исключительно сегодняшними нуждами и соображениями, как это имеет место в настоящее время в мусульманском обществе, развитие будет идти по худшему сценарию. И оно как раз сегодня таковым и является.