Исламские принципы критического мышления
Коран закладывает основы не только исламских наук, но и естественных, обществоведческих и гуманитарных. Поскольку вся Книга Аллаха изобилует аятами, в которых Всевышний призывает Своих рабов к размышлению. Причем к размышлению не только над самим Кораном, но и над созданной Аллахом природой и Вселенной, а также к размышлению человека над самим собой.
«Фикр» в Коране и арабском языке
Относительно призыва Аллаха к человеку размышлять над Его Книгой в Коране сказано: «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами…» (38:29). И эти аяты, есть основа всей исламской теологии, богословия, коранических наук и, вообще, всех наук о вере.
Относительно призыва Аллаха к человеку размышлять над природой в Коране сказано: «Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну…» (3:190-191).
Эти аяты, а также многократно повторяемые по всему Корану аяты, в которых Аллах приводит Своим рабам примеры из сотворенных Им природных красот и чудес и утверждает «Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих…», закладывают для мусульман основы естественных наук, наук о природе, Вселенной, о всем физическом мире.
Относительно призыва Аллаха к человеку размышлять над самим собой, как уникальном творении Всевышнего, в Коране сказано: «Неужели они не размышляли о самих себе?» (30:8). Эти аяты закладывают для мусульман основы всех обществоведческих и гуманитарных наук, таких как психология, социология, экономика, политология, культурология и многие другие.
В этих и во множестве других аятов, в основе слов Всевышнего «размышление», «размышлять», «размышляющий» и т.д. используются арабские варианты, в основе которых находится общий корень «фикр». Его можно перевести, как «мысль», «идея», «мышление», «размышление».
Арабская энциклопедия дает подробное определение, что понимается в арабском языке под словом «фикр». Итак, «фикр» (мысль), или «тафкир» (размышление) является суммой психических процессов, которые позволяют человеку мыслить и осмыслять мир, в котором он живет, для того, чтобы познавать его и более эффективно с ним взаимодействовать для достижения своих целей и планов и желаний».
Далее: «Мышление – это высшая познавательная функция человеческого сознания. Процесс мышления включает в себя оперирование информацией, критический и сравнительный анализ, поиск и принятие решений». Именно данная способность человека к критическому мышлению отличает его от других творений Аллаха. Даже более того, мышление – не просто отличительная черта человека, но это – его прямая обязанность, вытекающая из предписаний Всевышнего и целей, для которых был создан человек.
Забытый мусульманами долг
При этом нам стоит помнить, что когда мусульмане говорят о «критическом мышлении» и «научной мысли», то под этими терминами имеются в виду не просто науки о природе и человеке. В которых, как известно, мусульмане остались далеко позади западного мира, и которые, несмотря на прямой приказ Всевышнего заниматься ими, многими невежественными мусульманами абсолютно неверно воспринимаются, как «неисламские».
Под терминами «научная мысль» и «критическое мышление» следует понимать принцип не принимать никакую мысль, никакое утверждение без доказательства, без подробного разбора и критического анализа данного утверждения на достоверность и соответствие истине. Подобный дух критического анализа всего, с чем сталкивается человек в своей жизни, должен быть неизменным правилом, привычкой, стандартом мышления каждого мусульманина.
Этот дух преобладал в общине сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение), первых и последующих поколений мусульман вплоть до Золотого века исламской цивилизации. Именно этот дух позволял мусульман вторгаться своим мышлением и критическим анализом в самые сокровенные тайны природы, человеческого общества, человеческого организма и в самые сокровенные глубины и смыслы религии Аллаха.
Однако с постепенным погружением мусульманского общества в интеллектуальный застой, мышление мусульман все более застывало, закостеневало и уходило от стандарта установленного Всевышним. Мусульманский мир погрузился в страшное невежество, погряз в предрассудках, суевериях, начал вместо научного анализа руководствоваться «дедушкиными сказками» и ориентироваться на откровенных невежд.
Так мусульмане из образцовой общины, выведенной на благо всего человечества, стали посмешищем для всего мира. Вместо критического анализа и мышления в исламском мире начали царить непозволительная наивность, преступное невежество, субъективность, руководство эмоциями и страстями, а не верой и разумом, пустая, бездоказательная болтовня и демагогия, беспомощное перед лицом научно и технологически развитого Запада сотрясание кулаками.
Все это произошло оттого, что мусульмане забыли, что именно делает человека человеком, что именно вырывает его из тьмы невежества и варварства и поднимает над всеми творениями Аллаха. И это не просто способность к мышлению, но постоянное и обязательное применение этой способности для все более глубокого познания окружающего мира, своего места в нем и величия религии Аллаха. Как только мусульмане оставили этот долг, они тут же погрузились в варварство и невежество.
Принципы критического мышления
Применительно к критическому мышлению и анализу, ученые выдвигают ряд принципов, которых должен придерживаться верующий мусульманин. Конечно, этих принципов, на самом деле, больше. Но среди основных можно назвать:
1. Объективный и критический подход к оценке всего окружающего, к анализу и критическому разбору позиций и утверждений, невзирая на то, от какого лица исходит это утверждение. Каждое новое мнение, мысль, гипотезу, утверждение мусульманин должен подвергать критическому осмыслению, и анализу доказательств, стоящих за ними.
2. Уважение к мнениям знающих людей, профессионалов, специалистов и настоящих экспертов в своей области. По этому поводу Коран говорит: «…спрашивай об этом ведающего» (25:59), «…никто не поведует тебе так, как ведающий» (35:14). Слово «ведающий» в этих аятах передается арабским словом «хабир», которое в сегодняшнем арабском языке применяется в значении «специалист», «эксперт».
Уважение и учет мнений специалистов проистекает из того, что человек не может постичь и познать все области науки и знания. Поэтому в незнакомых для себя областях знания он должен ориентироваться на мнения экспертов и специалистов своего дела, но обязательно заслуживающих доверия.
Каждый человек является специалистом в какой-то одной или нескольких областях – в религии, экономике, военном деле, медицине. И у каждой отрасли знания есть свой круг экспертов и специалистов. Особенно это касается нашего времени, когда большого развития получило разделение труда и узкая специализация. Что же касается того, кто заявляет, что он разбирается во всем сразу и готов делать заявления и издавать фатвы относительно каждого дела, в действительности он не знает ничего.
3. Способность к самокритике, признанию своей ошибки. Способность признавать, что чужое мнение оказалось более обоснованным и достоверным. Способность прибегать к чужому опыту, опыту прошлых поколений с обязательным критическим анализом и оценкой приложимости знаний прошлых поколений к современной ситуации.
Это особенно актуально в области мусульманского фикха в сфере социальных и политических отношений, основной массив которого был разработан в средние века и не отвечает современным реалиям. Как, к примеру, средневековая концепция жесткого разделения мира по географическим границам на Дар-уль-куфр и Дар-уль-Ислам. Сегодня, эти географические границы стерлись, перемешались. И границы, разделяющие мир, проходят совершено в других областях.
4. Использование последних научных методов и технологий. Мусульманин должен быть в курсе самых последних разработок и достижений в той области, в которой он специализируется – будь-то наука, бизнес или медицина. Способность мгновенно схватывать и осваивать новейшие разработки должна быть постоянной целью и стремлением верующего. И он тот, кто более других обязан стремиться к этому в силу тех обязанностей, которые на него возложил Всевышний.
5. Способность к конструктивному диалогу с самым широким кругом специалистов и экспертов, даже если они придерживаются иной точки зрения на исследуемый вопрос. Именно способность к построению широкой и всеохватной картины исследуемой проблемы, должна быть отличительной чертой размышляющего верующего.
Размышление, как профессия мусульманина
Таким образом, для мусульманина должно стать очевидным, что постоянное критическое мышление и анализ окружающего мира являются для него не просто вопросом выбора, который можно исполнять, а можно и не исполнять. Размышление для него является обязанностью и его прямым долгом, как наилучшего творения Аллаха и Его наместника на этой Земле.
Размышление должно являться постоянным занятием каждого человека в любом месте и в любом положении. Аллах говорит: «…для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли…» (3:190-191). В этих аятах Аллах обращается не к узкой группе ученых или мыслителей, а к каждому «обладающему разумом». То есть к каждому человеку.
Таким образом, размышление должно являться первой и основной профессией каждого мусульманина, вне зависимости от того, чем он еще занимается в своей жизни – наукой, торговлей, земледелием или разведением скота. И в этом каждый мусульманин в меру своих сил и способностей должен становиться мыслителем, или по-арабски «муфаккиром», человеком для которого «фикр» является основным занятием.
А к тем поколениям и общинам мусульман, которые забыли об этом своем предназначении, Аллах обращается через Свою Книгу: «Неужели они не размышляют?» (7: 184). Так неужели мы не услышим своего Господа?