Сулеймановщина

На прошлой неделе в Татарстане произошло два знаковых события. Наиболее значимое из них - это, безусловно, предостережение о недопустимости экстремистской деятельности, объявленное прокуратурой РТ руководителю Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований, скандально-известному «эксперту по исламу» Раису Сулейманову. Второе – это отставка не менее скандально-известного имама-мухтасиба Альметьевского района Рафика Миннахметова.

Похоже, во внутренней политике Казанского Кремля произошли крутые перемены. Если раньше чувствовалась неуверенность и скованность Аппарата Президента в действиях, направленных на регулирование религиозных процессов, то теперь ощущается, что там не просто смогли разобраться в сложившейся непростой ситуации, но и полностью взять ее под контроль. Пропала и нервозность в работе муфтията, который вновь начал набирать авторитет в глазах практикующих мусульман. Тут невольно вспомнились слова нынешнего председателя ДУМ РТ Камиля Самигуллина, которые он сказал в интервью одному интернет-изданию, будучи еще кандидатом на свой нынешний пост: «Ислам превратили в поле, на котором каждый хочет попинать мяч».

Отныне «пинать мяч» на исламском поле республики никому не позволят: ни «экстремистам», ни «экспертам». С одной стороны, была подведена черта под спецоперацией, суть которой заключалась в нейтрализации агентов влияния зарубежных стран, которые с точки зрения Российского государства действовали среди мусульман республики. С другой стороны, был ограничен произвол в отношении мусульман со стороны окологосударственных федеральных структур, чьи сотрудники, воспользовавшись благоприятной для них ситуацией, открыто занялись антиисламской пропагандой и бесцеремонно вмешивались в деятельность Духовного управления мусульман РТ.

Судя по действиям правоохранительных органов, под агентами влияния Запада, понимались в первую очередь салафиты, тахрировцы и нурджулар. Если отбросить всю шелуху про традиционный и нетрадиционный ислам, терроризм и экстремизм, то претензии спецслужб к ним можно объяснить достаточно просто. У салафитов наиболее авторитетные шейхи находятся в Саудовской Аравии либо тесно связаны с этим королевством. Не секрет, что эта нефтяная держава - давний союзник США, а Америка - потенциальный враг для России. Видимо, с точки зрения российских спецслужб американцы через своих восточных друзей имеют возможность каким-то образом влиять на внутреннюю политику России через этих мусульман. Тахрировцы декларируют построение халифата исключительно мирным путем. Естественно, в России у них нет шанса захватить власть таким способом, т.к. 75% населения страны - православные христиане. Т.е. они для нынешней власти опасны не более чем коммунисты, желающие построить социализм, или монархисты, предлагающие вернуться к самодержавию. Однако в отличие от коммунистов и монархистов тахрировцы относятся к международной организации, и ее руководство находится за рубежом. Кроме того, в странах Средней Азии и, в частности, в Узбекистане они имеют все шансы прийти к власти в результате народного голосования. Признание этой партии террористической в России стало необходимым для того, чтобы не дать ей возможность создать здесь плацдарм для продвижения в Среднюю Азию, где с ними борются всерьез.

Нурджулар виновны в том, что распространяют в России турецкое влияние, делая ставку на элиту, и для достижения своих целей внедряют своих последователей в государственные учреждения. Таким образом, с точки зрения государства это потенциально опасные структуры, которые если не сегодня, то завтра могут что-нибудь натворить. Эта позиция вполне понятна и логична. Однако такие выкладки не всегда всерьез воспринимаются населением. Для того чтобы получить эту поддержку, необходимо было начать мощную компанию в СМИ и обвинить всех этих «приспешников Запада» в террористической деятельности.

Обеспечение этой задачи взял на себя Российский институт стратегических исследований, а непосредственным исполнителем стала Яна Амелина. На первых порах она, видимо, оказала существенную поддержку в реализации плана по смене мусульманского духовенства. Хороший журналист, неплохой аналитик, она за короткий срок смогла создать Татарстану образ ваххабитской республики, где все запущено. Однако где-то не учли один важный факт, судя по всему, для Амелиной не существует нормального ислама, а деление на традиционный и нетрадиционный – это тактический ход. По крайней мере, по мнению погибшего при странных обстоятельствах адвоката Прикамского правозащитного центра Рустема Валиуллина, она сама являлась фундаменталистом, только православным. К этим неутешительным выводам он пришел после проведенного в интернете мониторинга ее высказываний относительно ислама и православия. Короче, пустили козла в огород. Вот этот «эксперт по исламу» и раскрыла «талант» Раиса Сулейманова, закошмарившего своими небылицами про татарских ваххабитов всю Россию.

А тем временим на ключевые должности в муфтияте расставлялись лояльные государству люди, которые, по легенде, исповедуют «татарский традиционный ислам», суть которого ханафитский фикх и матуридидская акыда. Однако и здесь не учли один серьезный момент. Носителей такого ислама с серьезными знаниями, авторитетом среди мусульман и организаторскими способностями в республике практически нет. Это и привело к власти Ильдуса Файзова. Естественно, запустился механизм протестного движения. Масло в огонь подливали все те же «эксперты», обвинявшие всех несогласных с личностью нового муфтия ваххабитами. Файзов и исламофобы оказались по одну сторону баррикад, что начало вызывать раздражение уже не только у практикующих мусульман, но и у татарских националистов. Ряды протестующих сомкнулись. А в это время на места популярных имамов и мухтасибов начали сажать людей, которые зачастую кроме отвращения ничего не вызывали. В результате власти получили дальнейшую радикализацию мусульман. А «эксперты» продолжали кошмарить народ, сообщая, что ваххабиты, оказывается, сидят и в Кремле, и в Татнефте, и в Кул Шарифе и в лесу. Короче, везде.

При наличии политической воли Кремля остановить конфронтацию мог только муфтий с незапятнанной репутацией и с серьезным богословским образованием, способный вести диалог не в виде политинформации, с постоянными реверансами в строну государства, а в виде проповеди с цитатами из Корана и Сунны. Кроме того, он должен был быть ханафитом в фикхе и матуридидом в акыде. Но в мире осталось только два центра ислама, где могут дать качественное образование, соответствующее этим критериям, - это Индия-Пакистан-Афганистан и Турция. А заграничное образование молодые люди в последние десятилетия, как правило, получали в Саудовской Аравии, Египте и Сирии. Тем не менее, в Татарстане все же нашелся один ученик, прилежно отучившийся в Турции. Им оказался имам мечети Тынычлык Камиль Самигуллин, который знает Коран наизусть. На молодость и отсутствие опыта пришлось закрыть глаза, т.к. альтернативой ему мог стать только очередной функционер.

Появился шанс навести порядок в республике, и Рустам Минниахнов, видимо, с гордостью сообщил в Москву: «ваххабитов из мищетей выгнали, держим все под контролем». Ему «сверху» сказали: «маладис, так держать». Почему так ответили? Возможно потому, что Турция для России на нынешнем ее этапе развития меньшее зло, чем Саудовская Аравия, а сам Камиль-хазрат является суфием, а суфиев, по мнению государства, легче поставить под контроль. Так или иначе в республике опять все стало тихо и спокойно. Но «эксперты» никак не унимались и продолжали писать про ваххабитское подполье. Властям, это видимо, надоело, т.к. они-то прекрасно понимают, что в нынешней политической ситуации ни салафиты, ни последователи партии Хизб ут-Тахрира, ни нурджулар серьезной угрозы для конституционного строя России не представляют и террористической деятельности на территории Татарстана не ведут. Валерия Новодворская, свободно расхаживающая по Москве, вероятнее всего, их раздражает больше, чем эти бородатые ребята.

Кто ж тогда причастен к «нурлатским событиям», к убийству Валиуллы Якупова и покушению на убийство Ильдуса Файзова, спросят закошмаренные татарстанцы? Думаю, что точно не те, с кем у нас боролись последние три года. Такие преступления могли совершить только безграмотные мусульмане (если вообще они были мусульманами), которые получали знания где попало и без серьезных наставников. Именно поэтому власть в целом довольна - «ваххабиты» больше не имеют возможность открыто распространять свою идеологию используя минбары мечетей, а распространение ханафитского мазхаба и матуридитской акыды – это дело времени. Что касается мусульман, то они никуда не денутся и смирятся с произошедшими событиями, если, конечно, Самигуллин оправдает их надежды. Недовольными остались только «эксперты», так как борьба с экстремизмом, по логике вещей, должна быть прибыльным делом.

В то же время в Татарстане навряд ли им дадут возможность для дальнейшей работы. И вот почему: подводя итоги трехлетней атниваххабитской истерии, хочется обратить внимания, что «экспертам» удалось нанести серьезный урон по имиджу не только ислама, но и Татарстана в целом. Кроме того, у части светского населения им удалось сформировать негативный образ мусульман и даже создать общественное мнение, направленное против традиционной для мусульманок одежды. А это еще предстоит преодолеть нашему обществу. Нынешняя команда ДУМ РТ совместно с Казанским Кремлем имеет все шансы постепенно распутать этот клубок. По крайней мере, теперь уже представители «традиционного ислама» поднимают многие проблемы притеснения мусульман со стороны исламофобов в государственных и муниципальных учреждениях, которые способствуют разжиганию межконфессиональной вражды. И одной из лакмусовых бумажкой в определении подлинной толерантности станет отношение к многострадальному женскому платку, который в Татарстане 1 сентября одели многие школьницы, отправившись получать знания.

Газета "Звезда Поволжья"



31 комментариев


  1. (13.09.2013 22:59) #
    -3

    Чего хочет казанский кремль Мифтахов изложил. А вот захочет ли того же московский, еще неизвестно.
    И потом, у Мифтахова 2 года назад Файзов был в героях, а теперь вроде как оказался на безрыбье - рак. Разве вас поймешь, где правда, а где конъюнктура.

    • (14.09.2013 19:51) #
      4

      Можно ссылку, где Файзов герой?

    • (15.09.2013 01:26) #
      2

      Нур, что-то не припоминаю, чтобы Линур как-то восхвалял Файзова.

      • (15.09.2013 23:26) #
        -2

        Припоминайте. 2 года назад вы сами были не в восторге от открытого письма президенту Татарстана подписанного Мифтаховым. Файзов там расписан героически. Перечитайте, там в вашем комменте вопрос повис, чего-то вы не поняли.
        http://ansar.ru/rightway/2011/06/28/17622
        ПС. Может о конъюнктуре я погоречился, но вопросы ответов не получают и это напрягает, особенно от тех, кто намерен овладевать умами людей.
        К смыслу статьи претензий нет, только упоминание Файзова резануло.

        • (16.09.2013 04:15) #
          2

          Ты брат не понял видимо смысл статьи. Файзов в то время совсем сдурел и я пошел на то, что бы написать это письмо, которое должно было раздразить Минниханова, который и без того начал разочаровываться в работе Файзова. Так и получилось, после моего письма Файзову влетело от Казанского Кремля.

          • (16.09.2013 12:34) #
            0

            Хм, из вашей статьи читателю такой смысл ну никак не понять. Я не имею читать между строк, потому как живу вне РТ и не питаюсь местными слухами.

            • (16.09.2013 12:35) #
              0

              опечатка: не умею

        • (16.09.2013 11:35) #
          1

          Кто старое помянет, тому глаз вон:) Кто забудет - тому оба:)

  2. (15.09.2013 02:02) #
    5

    Статья хорошая, единственно, хотелось бы поправить насчет "Нурджулар". Что это такое? "Нурджулар" - это придуманный российскими ФСБ ярлык для преследования мусульман. Есть читатели книг Саида Нурси (если под этим подразумевается Нурджулар) - у них нет никаких "внедрять своих последователей в государственные учреждения". Цель - укрепления имана и ахляка. Всё. Зачем копировать абсурдные утверждения спецслужб? Если под Нурджулар подразумеваются школы Фетхуллаха Гюлена, то опять же джамаат под его началом называется "движением Гюлена", но никак не Нурджулар. Просьба к автору и другим авторам глубже разбираться в данном вопросе, а не копировать гэбешные данные.

  3. (15.09.2013 02:07) #
    5

    Добавлю словами уважаемого шейха Нафигуллы Аширова, чтобы не быть голословным: "О существовании международной экстремистской организации «Нурджулар», которая ставит своей целью создание исламского халифата, Нафигулла хазрат Аширов не слышал, но о запрете данной организации слышал по телевизору. Он «не знает Устава этой организации, где находится офис данной организации, с членами такой организации ему видеться не приходилось». «Это примерно из той фантазии, когда уфологи находят инопланетян». Потому что, если это оценивать с юридической точки зрения, а я думаю, что здесь идет рассмотрение именно с этой точки зрения, тогда организация подразумевает членство, наличие какого-то руководства, каких-то уставных обязательств его членов, а если таковых нет, я не знаю, как можно назвать это организацией», – сказал муфтий Аширов. Также на данный вопрос сопредседатель Совета муфтиев России сообщил, что какого-либо вероучения «Нурджулар» не существует, а есть вероучение Ислама, т.к. в религии Ислам не может быть другого вероучения".

  4. (15.09.2013 02:10) #
    2

    Еще для информации http://www.youtube.com/watch?v=R4Qj_hWtV-4

  5. (15.09.2013 02:40) #
    2

    Спасибо я действительно пользовался открытыми источниками, пропагандистской машины. К сожалению ни с кем из т.н. "ваххабитов" лично не знаком, поэтому тяжело было искать правдивую информацию и писать эту статью.

    • (15.09.2013 11:39) #
      2

      Линур, думаю, что, судя по твоим статьям, те, кто утверждает, что есть такая организация "Нурджулар", как считают и вас самого "ваххабитом".

      • (15.09.2013 19:03) #
        0

        Так и есть)) Для них я тоже ваххабит. Но при этом я ханафит-матуридит, видимо я ортодоксальный матуридит)))

        • (15.09.2013 23:01) #
          1

          Альхамдулильлях, я не заморачиваюсь такими самоопределениями - ханафит-матуридит, и т.д. И альхамдулильлях, я мусульманин! Мне этого хватает - без всяких перетягиваний корсетов, без прокрустовых лож разных размеров и очертаний:) В прошлую пятницу я был на джума в мечети Кул-Шариф. Мечеть была заполнена процентов на 70, не более, увы. Вышли из мечети, заговорили с одним старым знакомцем (только имя не смог вспомнить и сейчас не помню, увы:) - он на мой вопрос - почему в целой мечети только один я в голос говорил АМИН после "Фатихи" - ответил вопросом на вопрос - разве ты не ханафит-матуридит? Я ответил, что прежде всего я мусульманин. И что не надо забывать про приказ Абу-Ханифы о том, что если придет сахих-хадис, который будет противоречить его мнению, то надо будет отбросить его мнение и действовать по хадису. Мдя... потом вышел Рустам Батров, другие, поздоровались - мне стало понятно, что в Казани выросла некая группа мусульман, возможно, будущих душителей любого вольнодумства в российском исламе, и эти молодые люди из них...

          • (16.09.2013 04:34) #
            1

            О том нужно ли говорить слово аминь в слух существует два мнения, оба мнения абсолютно хорошо аргументированы. Поскольку простому мусульманину в таких вопросах не разобраться и своего мнения у него на этот счет не может быть, каждый из нас доверившись каким-либо мусульманским ученым начинает воспринимать его точки зрения по спорным вопросам. Я следую мнению ханафитских ученых, которые утверждают, что аминь надо говорить про себя. Вот ссылка на статью которую я нашел в инете. Здесь в общих чертах даны аргументы обеих сторон.

            • (16.09.2013 04:36) #
              -1

              http://www.islam.uz/msmy/1499-amin.html

              • (16.09.2013 06:39) #
                1

                Прочитал я эти рассуждения безымянного узбекского автора. Что-то он не привел хадисы о том, что стены мечети сотрясались от громкого "аминь", когда сахабы читали намаз. Как-то в Уральске в мечети я разговаривал с местным муфтием и он сказал, что когда слышит позади громкое "аминь", он останавливает намаз и выгоняет из мечети того, кто громко сказал "аминь". Правда, когда в следующий раз я был в Уральске и был на утреннем намазе, то примерно половина мусульман произносила "аминь" громко. Я спросил про запрет ихнего муфтия и мне сказали, что его самого уже больше нет в этой мечети. Я не знаю точно, но то, что я не слышал "аминь" в Кул-Шарифе, кроме собственного, может означать, что там есть запрет на громкое "аминь". Или нет такого запрета?

                • (16.09.2013 09:37) #
                  3

                  Я не думаю, что муджтахиды ханафитского мазхаба не знают этот хадис, т.к. его слышал даже я. Но я не муджтахид, а потому не хочу вести эту дискуссию, пусть спорят на эти темы муджтахиды между собой. Я знаю что у нас некоторые братья начнут упрекать, типа ты слепо следуешь своим ученым, хотя они даже сами не понимают, что так же следуют своим. Просто аргументы своих ученых они воспринимают как истину, а других даже слушать не хотят. То что касается уральского муфтия, ну не толерантный там брат, ничего не поделаешь. Таких же дубоватых я вижу и среди салафитов, которые начинают учить как надо руки вскидывать и ноги ставить. Это все пройдет. Время надо.

          • (16.09.2013 06:32) #
            -1

            Вам это стало понятно оттого, что они поздоровались?

            • (17.09.2013 11:41) #
              0

              ОСТОРОЖНО!!! Zubr-Zubr провокатор!!!

              • (17.09.2013 18:46) #
                -1

                АстагфируЛлах. Вы заходите на этот сайт только для того, чтобы побыть верховным троллем? Побойтесь Аллаха. Ваш ник совершенно не соответствует вашей сущности.

          • (16.09.2013 10:42) #
            -2

            Если ты ханафит, "Аминь" после суры Фатиха нужно говорить тихо.

            • (16.09.2013 11:48) #
              -3

              А если ты салафит, то "аминь" после суры Фатиха нужно говорить про себя, но с сильно открыты ртом.

    • (15.09.2013 17:30) #
      0

      Джазакаллах хайран касира!

  6. (15.09.2013 05:30) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  7. (15.09.2013 05:32) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  8. (16.09.2013 12:00) #
    -4

    После "Фатихи", многие шафииты и некоторые не просто говорять "Аминь2, но и начинают орать громко. А незнающие в этих тонкостях ханафиты, подключаются к ним и соревнуются: кто кого перекричить.

    • (16.09.2013 12:19) #
      1

      Каков хукм того, кто насмехается над намазом других?

  9. (18.09.2013 06:48) #
    4

    Разногласия во второстепенных вопросах допустимы,вспомните хотя-бы когда посланник АЛЛАХА Мухаммад с.г.в. отправил сахабов в бану курайза и их разногласия по поводу времени чтения намаза аср.Есть хадис посланника АЛЛАХА Мухаммада с.г.в. Тот кто совершит правильный иджтихад тому два аджер,тому кто не правильный один аджер.Всегда будут соседствовать несколько мнений те кто понимает текс по смыслу,и те кто понимает текст по значению,но это не повод для перебранки по тому как нас мусульман объединяет акыда ислама,и вот в акыде разногласия харам.

  10. (18.09.2013 22:37) #
    0

    матурудия заблужденная акыда у Абу Ханифа акыда тахавия

  11. (18.09.2013 22:39) #
    0

    у четырех Имамов в акыди разногласии нет а ашгария и матурудия это не акыда четырех имамов

    • (18.09.2013 23:13) #
      -1

      Ну вот и всезнайка-салафит объявился который точно знает чья акыда правильная, а чья - заблуждение. Когда я слышу эти возгласы братьев, с примитивным уровнем мышления, которые никогда не допустят, что автор книжки которую они прочитали в чем-то мог ошибиться - думаю, а зачем я вообще впрягаюсь за этих салафтов. Почему же я считаю их за братьев и не лезу в их душу с умным видом заявляя, что у низ акыда неправильная и т.д. Если б вы знали как меня достаете своей беспардонностью и тупизной! Если б я таких же не встречал среди ханфитов-матуридидов я подумал бы, что это следствие "салафитский" акыды, но я знаю - это следствие низкого уровня образования и низкого уровня интеллекта.