Cкандал в елабужской мечети

В Соборной мечети г. Елабуги разразился очередной скандал. Вновь в центре событий оказался недавно «избранный» мухтасиб Елабужского муниципального района 70-летний пенсионер Азмял Саматов. На этот раз данный персонаж начал активно выступать против помывки покойников и чтения заупокойной молитвы в специально оборудованном здании Дженазахана, расположенном рядом с Соборной мечетью. Свое «авторитетное» мнение Азмял Саматов аргументировал устным распоряжением председателя ДУМ РТ Ильдуса Файзова, а вот прихожане объясняют его поведение старческим маразмом. В результате группа прихожан из пожилых, авторитетных аксакалов после одного из намазов обступила перед мечетью своего оппонента со всех сторон, и в течение длительного времени пыталась его вразумить. Бабаи считают, что он стал мухтасибом района по какому-то недоразумению и никто не верит, что для муфтия Татарстана имеет принципиальное значение, где будут мыть елабужских покойников.

В татарских деревнях издревле сложилось так, что умерших мыли дома, а дженаза-намаз читали перед кладбищем. Эта традиция перекочевала и в города, однако бурное развитие многоэтажного строительства в республике заставило пересмотреть некоторые обычаи. Дело в том, что для современных городских домов характерны узкие проходы в подъездах, неудобные лестничные площадки, что создает проблемы при транспортировке тела покойного. Иногда его не единожды приходится носить туда-сюда. Например, вначале тело везут в морг, потом обратно домой и после омовения вновь выносят из квартиры. А если покойный жил на 9-ом этаже? С другой стороны, как-то дико для цивилизованной страны практиковать омовение покойников в городских квартирах. А в мусульманских странах подобные места для омовения оборудованы при всех мечетях.

Здание Дженазахана изначально было запроектировано и построено в составе Комплекса зданий и сооружений Соборной мечети г. Елабуги. Из-за нехватки помещений оно долгое время использовалось как учебный класс. Теперь же, в связи с открытием медресе, появилась возможность воплотить в жизнь задуманную архитектором идею. В прошлом году началась реконструкция этого здания. Скромные пожертвования стариков, которые выделяли из своих небольших пенсий деньги для этого благого дела и перечисления предпринимателей республики, позволили вывести реконструкцию этого здания на финишную прямую. Ввод в эксплуатацию данного объекта должен был избавить елабужан от многих неудобств, связанных с погребением наших единоверцев по мусульманскому обряду.

Остается надеяться, что случайные и, надеемся, временные люди на посту руководителей мусульманских общин не смогут погубить благие начинания верующих. Похоронный обряд – это часть нашей культуры. Старики хотят передать его молодому поколению, адаптировав для городских условий. Они боятся, что молодежь, которая привыкла мыслить рационально, дабы избавить себя от хождения по лестничным площадкам, начнет мыть усопших из шланга где-нибудь на автомойке. Нынешнее поколение стариков, принявших активное участие в финансировании реконструкции Дженазахана, еще не потеряло надежду на то, что они и сами будут обмыты в этом помещении после своей смерти по всем мусульманским канонам.



14 комментариев


  1. Фархад
    (22.08.2011 15:53) #
    0

    Ассаламу алейкум."...шлангом на автомойке...",ну и сказал)))

  2. Покорный Аллаху
    (22.08.2011 16:04) #
    0

    Линур, а вы соберитесь всей уммой и поставьте вопрос о сложении полномочий имама. Всё-таки вы должны решать, кому быть имамом. Да, будет шумиха, да, понаедут к вам из Казани всякого рода "эксперты" и "представители", но вы стойте на своём. Зачем вам 70-летний бабай, который, мало того, что мешает мыть покойников, да ещё наверно и знаниями особыми не обладает? Ставьте вопрос ребром: или уходи, или мы изберем другого мухтасиба, и будем вставать на намаз за ним! Как вариант, но после Рамадана....

  3. Рамис
    (22.08.2011 16:29) #
    0

    От муфтия всего можно ожидать. Он всегда говорит одно, делает другое. На встрече с молодежью, которая учится заграницей воодушевлял, мол, учитесь, а сам тех, кто там учился и уже сколько лет проработал в Татарстане разогнал.

  4. Jannat
    (22.08.2011 16:42) #
    0

    Рия, знаете ли, такая вещь... она подкрадывается незаметно...
    Хотя здесь этой рия предостаточно. А Аллах всё видит, все знает...

  5. МММ ДА
    (22.08.2011 17:00) #
    0

    вот и "нашла коса на камень". раньше они, т.е. бабаи и "мухтасиб" все вместе ругали молодежь. теперь сами собой занялись. вот оно дай человеку власть поймешь кто такой!

  6. KazanNury
    (22.08.2011 19:23) #
    0

    за что боролись, на то и напоролись... Захотели "традиционного" Имама - получили

  7. мир вам
    (22.08.2011 22:31) #
    0

    наши предшественники на местах где обмывались усопшие, старались три дня не готовить и не употреблять пищу, об этой традиции мы упорно не помним, тут готовая женазахана, а предлагают по квартирам нечисть разводить, лучше шлангом на автомойке

  8. Jannat
    (23.08.2011 15:57) #
    0

    KazanNury (22.08.2011 19:23)
    за что боролись, на то и напоролись... Захотели "традиционного" Имама - получили

    Брат, о чём ты говоришь? Кто хотел "традиционного ислама"? Никто не хотел, только власть, чтоб держат умму на коротком поводке. Думаешь, мухтасибов и муфтиев в Татарстане избирает народ? Не будь наивным! Практически все имамы-мухтасибы сегодня - ставленники власти, кроме имамов Челнов и Нижнекамска, они пока еще держатся. Аааа, чуть не забыл, еще ведь Рамиль Юнусов есть, но он не в Д

  9. (23.08.2011 17:24) #
    0

    А я не вижу ничего плохого в традиционном исламе. У нас в Елабуге и до этого был ханафит мухтасибом. Дело тут не в традиционности, а в жажде власти. Мне как представителю ханафитского мазхаба очень жаль, что такие как Азмял подрывают доверие к нашему мазхабу, создавая ощущение, что есть какой-то официальный ислам, т.е. ханафитский и он не правильный раз там такие деятели сидят, а есть не официальный ислам - безмазхабный и он как будто бы лучше получается.

  10. мир вам
    (23.08.2011 23:20) #
    0

    традиции традициями но эту черту не стоит переходить с5 а104 а когда им скажут приходите к тому что низвёл аллаh и к посланнику они говорят довольно нам того на чём мы нашли наших отцов! неужели даже если бы их отцы ничего не знали и не шли прямым путём? о те которые уверовали! на вас- забота только о ваших душах. неповредит вам тот кто заблудился если вы идёте прямо. к аллаhу ваше возвращение всех и он сообщит вам то что вы делали

  11. Jannat
    (24.08.2011 08:40) #
    0

    Линур, вот и получается, что власть считает именно такой ислам правильным и именно его называет "традиционным". Хотя "традиционного", а именно - ханафитского - в нём мало. И вот таких бабаёв по всей республике не счесть. И каждый АЛИМ у себя в мечети, только он прав. Имеет право признавать достоверность одного хадиса, и отрицать достоверность другого, причём не приведя ни одного доказательства. Вот он, наш замечательный "татарский ислам" с поминками, с Маулидом, с околорелигиозными суевериями...

  12. (24.08.2011 08:56) #
    0

    Смотря что считать за традицонный ислам и за смотря что понимать "на чем нашли наших отцов". Лично я понмаю под традиционным исламом - ханафитский мазхаб, а оттца своего "нашел" за питьем водки по праздникам и пива - по выходным. Ну а то, что есть каккой-то особый "татарский ислам" согласен - это ерись.

  13. Муслим
    (24.08.2011 09:10) #
    0

    Ересь-то ересь, брат Линур, мы-то с тобой это понимаем, но уж очень часто слова "татарский ислам" и прочие тенденциозные фразы звучат из уст руководства ДУМ РТ. На новом сайте ДУМ РТ удаляются "неправильные" и "неудобные" комментарии. В итоге на их сайте никто не пишет, не обсуждает, пишут только они сами. Уже неинтересно. И вообще в татарстанской умме уже наметилась какая-то обреченность на то, что ничего хорошего новый муфтий со своей командой не принесёт. Если только большую фитну...

  14. Jannat
    (24.08.2011 09:15) #
    0

    Конечно, ересь! Есть один Ислам, и дан он для всего человечества! А объявлять кого-то "ваххабитом", "псевдосаляфитом" - это вообще грех! Даже великие алимы сторонились такфира, а эти... им легко кого-то обвинить в неверии... раз плюнуть... Помню, читал хадис, где Мухаммад (с.а.с.) говорит, что "придут дни, когда вы будете выбирать себе амиром людей невежественных (джахилей)". Разве не пришло это время???

  15. Billybob
    (29.08.2011 04:53) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  16. Allie
    (29.08.2011 22:24) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  17. smpwsjxjz
    (30.08.2011 12:17) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  18. stupavfi
    (01.09.2011 11:53) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  19. qsbpogmpd
    (03.09.2011 13:14) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  20. paukobyp
    (03.09.2011 20:10) #
    0

    Комментарий удален модератором.