В ходе тренинговой работы Фонда «Альтаир» с молодежью в российских регионах мы сталкиваемся с тем, что в огромном количестве эта молодежь даже не может четко сформулировать свои цели.
Чего она хочет? К чему стремится? Насколько реальны их цели? Какими путями она стремится их достичь? Насколько эти цели правильно поставлены?
В подавляющем большинстве случаев все эти вопросы повисают в воздухе. Потому что у молодых активистов социального и бизнес поля на них нет ответов.
Оттого нам практически в каждом из российских регионов приходится начинать работу с молодежью с прописных истин и с управленческих азов.
Прописные истины
Итак, каким же образом правильно ставится и достигается цель? Классическая схема постановки целей включает в себя несколько вполне конкретных шагов.
Краткое их изложение выглядит так:
1. Сформулируйте свою цель
2. Запишите её
3. Составьте план достижения своей цели
4. Сделайте первый шаг
5. Держите в дальнейшем свою цель в фокусе своего внимания
6. Когда цель достигнута, обязательно отметьте этот момент
Однако это алгоритм последовательных шагов, показывающих, как настойчиво идти к реализации цели. Но данная схема не дает ответа на ключевой вопрос – насколько цели, которые мы ставим, правильно формулируются?
SMART-цели
Большинство людей формулирует цели крайне обобщенно и неопределенно. Например – «начать закаляться», «заняться здоровьем», «начать помогать бедным», «создать собственный бизнес» и т.д.
Из подобных целей не вытекают ни конкретные способы их достижения, ни конкретные сроки их реализации, ни ресурсы, за счет которых планируется их достигнуть.
В деле более четкой постановки целей нам может помочь уже известная по всему миру концепция SMART. Как отдельное слово «SMART» с английского переводится, как «умный».
Но в данном случае SMART – это аббревиатура, состоящая из 5 критериев ставящейся цели:
- Specific – конкретная
- Measurable – измеримая
- Attainable – достижимая
- Relevant – уместная, значимая
- Time-bound – определенная во времени
Данная концепция утверждает, что любая цель, которую вы себе ставите, должна соответствовать этим критериям. То есть она должна быть конкретной, измеримой, достижимой, уместной и определенной во времени.
Значение |
Пояснение |
S
Specific
Конкретная |
Объясняется, что именно необходимо достигнуть.
Например,
«Увеличить количество добровольцев в благотворительной организации»
или
«Увеличить прибыль собственного бизнеса». |
M
Measurable
Измеримая |
Объясняется, в чем будет измеряться результат.
Например,
«Увеличить количество добровольцев в организации на 25 человек»
или
«Увеличить прибыль бизнеса на 25 %, относительно прибыли текущего года». |
A
Attainable, Achievable
Достижимая |
Объясняется, возможно ли её достигнуть вообще и за счет каких ресурсов?
Например,
«Увеличить количество добровольцев в организации на 25 человек за счет привлечения студентов»
или
«Увеличить прибыль бизнеса на 25 %, относительно прибыли текущего года, за счет снижения себестоимости продукции». |
R
Relevant
Уместная, значимая |
Определяется, действительно ли выполнение данной задачи позволит достичь желаемой цели? Действительно ли выполнение данной задачи необходимо?
Например,
«Увеличение количества добровольцев в организации на 25 человек за счет привлечения студентов продиктовано ростом количества нуждающихся в помощи малообеспеченных семей»
или
«Увеличение прибыли бизнеса на 25 %, относительно прибыли текущего года, за счет снижения себестоимости продукции продиктовано резким ростом конкуренции на рынке со стороны производителей более дешевой продукции и необходимостью направлять часть прибыли на освоение новых технологий» |
T
Time-bound
Определенная во времени |
Определяется, к какому конкретному времени нужно достигнуть цели?
Например,
«К июню увеличить количество добровольцев в организации на 25 человек за счет привлечения студентов, что вызвано ростом количества нуждающихся в помощи малообеспеченных семей»
или
«К окончанию второго квартала следующего года увеличить прибыль бизнеса на 25 %, относительно прибыли текущего года, за счет снижения себестоимости продукции, что вызвано резким ростом конкуренции на рынке со стороны производителей более дешевой продукции и необходимостью направлять часть прибыли на освоение новых технологий» |
Разноязыкая схема
Данная система формулировки целей получила невероятную популярность и распространение в мире. Ниже можно посмотреть пример того, как разъясняется данная схема на русском и английском языке.
Русская версия:
Английская версия
Вполне естественно, что данную концепцию уже давно с успехом применяют и на мусульманском Востоке. Ниже можно посмотреть пример ознакомления с данной схемой на арабском языке.
С той лишь разницей, что здесь аббревиатура SMART дополнена еще двумя критериями Execution (исполнение) и Rewarding (вознаграждение). И оттого она превращается в SMARTER – в дословном переводе с английского «более умный».
Ключевой фактор
Представление цели в виде SMART, или же в более расширенной версии – SMARTER позволяет детально сформулировать четкие цели. А уже на их основе четкий и реалистичный план действий по их достижению.
При этом у концепции SMART-целей есть и другое ее применение. Применение этого инструмента к уже поставленным ранее целям позволяет моментально увидеть ошибки в их постановке и формулировании.
Если ваш сотрудник или начальник заявляет вам «Нам нужно повысить качество работы» или «Нам нужно повысить производительность труда сотрудников отдела», то вы уже понимаете, что это слишком обобщенная и неконкретная постановка цели.
Если посмотреть на такую нечеткую формулировку через призму критериев SMART, то по каждому пункту у вас рождается ряд вопросов:
- S: Что такое производительность труда сотрудников в нашем случае? Какая должна быть производительность труда для решения стоящих перед отделом задач?
- M: Как измеряется производительность труда в нашем случае?
- A: Имеются ли у нас ресурсы (возможности) для повышения производительности труда?
- R: Не приведет ли повышение производительности труда к массовым увольнениям или другим нежелательным последствиям?
- T: К какому времени мы должны добиться желаемой производительности труда?
А если ваш сотрудник или начальник не знает ответов на все эти вопросы, или не формулирует их сразу – то и вся ваша работа теряет эффективность… А иногда даже и смысл …
И самое главное, надо осознать ключевой фактор. В нашей среде существует устоявшееся заблуждение, что мы должны ставить цели, только найдя под них ресурсы. Например, найти сначала богатого спонсора, а потом, исходя из его бюджета, ставить сразу большие цели.
Однако на практике все обстоит по-другому. Правильно поставленные и определенные цели сами открывают нам доступ к необходимым ресурсам. Если поставленные вами цели не открывают вам доступа к необходимым ресурсам, значит, они поставлены неправильно...
Руслан Курбанов, директор Фонда поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир»