Заигрывание с национальной картой в России стало уже «доброй» предвыборной традицией. Карта эта всегда актуальна и циклична и апогея по счастливой «случайности» всегда достигает именно в канун выборов. Но сейчас все основные выборы, вроде, уже позади, а тема все равно как-то качается и живет. Послевкусие дела Мирзаева, «ставропольские хиджабы», бытовое убийство в Невинномысске и последовавшие за ним волнения, «чеченские кодексы от Демушкина» и многое другое.
Когда-то я и книжку небольшую издавал по молодежной тематике, которую назвал «национализация молодежи или тезисы новой молодежной политики». Вот решил опять взяться за старое и высказаться обо всем этом.
Немного истории
Во всем этом ажиотаже радует одно, что вопрос воспитания и социализации молодежи волнует очень разные слои российского общества, начиная от власти и экспертного сообщества, и заканчивая простым населением и самой молодежью с самых разных концов России. Радует именно потому, что еще с незапамятных времен такое волнение было двигателем прогресса и укрепления любого государства и общества. Не зря же еще Аристотель говорил, что «все кто задумывался об искусстве управления» приходили к выводу, что «судьбы империй зависят от воспитания молодежи». Далеко ходить не надо, даже в крушении СССР одну из первостепенных ролей сыграл именно фактор проигрыша страны на поле масскультуры. Противопоставить джинсам, пепси, риглису и макдакам было нечего. Не зря один из главных геостратегов ХХ века Збигнев Бзежинский подчеркивал, что наряду с демократическими ценностями, сильной экономикой и современной армией, одним из главных факторов, способствующих гегемонии Сэма на мировой политической арене, является популярность американской поп-культуры среди молодежи других стран.
Операция по переходу от биполярности к гегемонии одного мирового жандарма удалась, впоследствии руководство России назовет это «главной геополитической катастрофой века».
Но это было уже в другую эпоху, когда государство постепенно начало завоевывать свое место под солнцем, брать на себя ответственность и выполнять свои прямые функции и задачи. Очередь дошла и до молодежи, которая в предшествующие годы находилась где-то на задворках социалки и образования, власти начали понимать, что молодежь является важнейшим стратегическим ресурсом развития и процветания любой страны, любого общества. Правда, справедливости ради надо отметить, что грузинская «Кмара» и украинская «Пора» тоже внесли свою лепту в то, чтобы государственные мужи России обратили хоть какое-то внимание на эту часть населения.
Мы до сих пор пожинаем плоды того, что российская молодежь заразилась комплексом национальной неполноценности (конечно, не по своей вине) в эпоху 90-х, и, как следствие, она начала искать себе идеалы и ориентиры в других, более мощных и привлекательных нациях и государствах. Молодые люди начали менять свою идентичность на кардинально иную, порою полностью противоположную той, к которой принадлежали их предки. Если окунуться немного в прошлое, то можно найти много примеров того, что государства и нации могут потерять свой суверенитет и лишиться своего будущего, потерять свою самость и затеряться на обочине мировых цивилизаций именно из-за утраты рычага контроля над своей молодежью, над формированием ее мировоззрения и ценностных ориентаций. Если с суверенитетом и авторитетом на мировой политической арены Россия как-то разобралась и демонстрирует хорошие результаты в этом направлении, то с молодежью все до сих пор не так просто. И сделано гораздо меньше, чем предстоит в будущем.
Из практики и быта
Ехал я недавно в поезде, в купе собралась компания из отставного офицера-пенсионера с женой, молодого бизнесмена из города-миллионника и меня. Молодой бизнесмен, на мое удивление, оказался из той плеяды, представители которой сидят на чемоданах. Я думал, что только очень крупные бизнесмены так рассуждают, ан нет. Человек имеет прибыльное дело, зарабатывает все в России, на внутреннем бизнесе. Но при этом говорит, что совсем не уверен в завтрашнем дне, не в плане своего бизнеса, а в будущем страны. И что еще лет 5 максимум будет здесь зарабатывать, а потом купит себе домик в какой-нибудь европейской стране и переберется навсегда туда жить с семьей. Офицер-пенсионер с ним вообще не спорил, и даже агрессию никакую не испытывал, наоборот, с пониманием относился к длинным спичам этого молодого человека.
Если бы чеченец начал с ними жестко спорить об обратном, у них бы вообще всеобщий когнитивный диссонанс случился. Потому не стал порицать такой подход, а аккуратно дал понять, что жизнь имеет много оттенков, и что в современном мире быть однобоким – не есть признак прогрессивно мыслящего человека. Такого я только одного человека видел. Если не говорить о тех сотнях и тысячах молодых людей, которые регулярно мотаются по Work&Travel на заработки. Но это, скорее, похоже на знаменитые кавказские шабашки, когда в советские годы жители Северного Кавказа разъезжались во всей стране на сезонные стройки, а потом счастливые возвращались домой с круглой суммой денег. И если кто-то решает оставаться, это его личное дело.
Носит все это не системный характер, а единичный. Проблема утечки мозгов сегодня не стоит так остро, как это было в девяностые годы. Наоборот, сегодня можно даже говорить о каких-то обратных процессах, пускай они пока и не в астрономических цифрах выражаются. Но процесс виден. И даже Жерар Депардье стал гражданином России, Брижит Бардо тоже на очереди. Но при всем этом, у очень многих людей сохранилась позиция, которую я два дня слушал от своего попутчика. «Эта страна», «в этой стране не уверен в завтрашнем дне», «в этой стране нет демократии и либерализма», в общем, здесь ничего не ново, просто люди слова классика «там хорошо, где нас нет» воспринимают как призыв к действию. Многие кавказцы в бегстве от безработицы, клановости, еще каких-то причин так оказываются в других частях России. Многие русские в поисках лучшей доли оказываются за рубежом. А потом, даже если трава и не всегда оказывается по ту сторону забора зеленее, возвращаться не так просто бывает. Кому-то гордость не позволяет, кому-то еще что-то мешает.
Что касается шовинизма, национализма и ксенофобии, это все из-за отсутствия коммуникации и диалога. Взять того же Демушкина образца пятилетней давности и нынешнего, насколько велика разница? Кто бы мог тогда предположить, что этот человек будет частым гостем в Грозном, что будет выступать на кавказских молодежных форумах? Никто! Как такое стало возможным? Элементарная коммуникация. Человека пригласили на диалог, он приехал. Общение было не через публичные площадки, под никами или через СМИ, а прямой диалог. Все увидел своими глазами, многое очень понравилось. Человек не побоялся признать свои прежние ошибки и заблуждения. Это достойно уважения! Как на Кавказе, так и на Руси, это всегда ценилось в мужчине.
Еще один пример хочется привести. Дело Расула Мирзаева. Парня реально очень жалко. Таких историй, наверное, каждый день случается с десяток по стране. Но Мирзаев стал именем нарицательным, для миллионов граждан нашей страны он стал почти тем же, кем для нас, чеченцев, Буданов. Справедливо ли их сравнивать? Конечно, нет. Но образ врага из Расула Мирзаева слепили такой, что сейчас и радоваться нельзя вынесенному приговору. Судебное решение показало, что, несмотря на общественный резонанс, меру наказания определили строго в соответствии с законом. Но этот процесс так долго длился, сопровождался такой истерией в СМИ, что справедливый приговор еще больше обострил антикавказские настроения. И результат этого приговора будет еще долго отражаться на многих кавказцах, точнее, на отношении к ним со стороны жителей остальных частей России. Каждый такой случай способствует перезагрузке всех старых обид и фобий.
Взять тот же случай в Невинномысске. Зашел я с другом в супермаркет на днях, было это в том же крае. Продавщица (для которой вообще-то покупатель всегда должен быть прав и в функции которой не входят политические диспуты и провокации) начала выпытывать у друга, откуда мы приехали. Друг долго и неоднократно отвечает ей, что мы граждане РФ. Но ей хочется узнать нашу национальность и она никак не унимается. На дворе уже 8 января, но она все равно в приподнятом настроении и на работе. Я в итоге сказал, что мы из Грозного и даже шоколадку решил ей подарить, услышав, что у нее день рождения. Но узнав, что мы из Грозного, ее было уже совсем не остановить. «Каково вам там? На крови наших парней построили небоскребы и мечети, хорошо вам живется? Ничего, недолго осталось вас терпеть. Это все скоро закончится, будет еще война!».
Конечно, в противовес этой, я могу десятки положительных историй рассказать, как я очень часто сталкивался с людьми, которым абсолютно чужды ксенофобия и шовинизм. Русский народ в этом плане, наверное, один из самых толерантных – и история свой отпечаток оставила, и смешение генов. Помню один случай из своей студенческой практики. Сел я как-то в автобус в центре Калуги, точнее, на первой остановке, куда он обычно подъезжает пустым. Поднялись мои ровесницы — представительницы одной известной в России и далеко за ее пределами национальности. Их было 6 или 7. Трое сели на переднем длинном сиденье, которое сразу за спиной водителя автобуса. Остальные сели на последнем длинном ряде. И вот представьте себе.
Пазик был переполнен людьми, негде было ногу поставить. И эти девушки начали общаться между собой. Первый ряд и галерка. Они говорили длинные спичи друг другу на своем языке, но между каждым вторым-третьим предложением следовало несколько отборных матерных выражений на русском языке, а потом опять свой язык. Это длилось минут 10. Я смотрел на лица в автобусе, все они были славянской внешности. И все они оставались невозмутимыми, даже в сторону этих благородных девиц не смотрели. Я никогда не поднимал руку на представительниц прекрасной половины человечества, но за эти долгие 10 минут не раз возникало острое желание сделать это. Я уже не смог терпеть этого и, решив лучше пешком прогуляться, вышел раньше своей остановки.
Но вернемся к продавщице, которая ждет третью чеченскую и даже сидя за кассой в магазине озвучивает свои воззрения, которой не страшны «буйные горцы» и Уголовный кодекс РФ. И к покупателям, которые потеряли на войне многих членов семьи и друзей, а им говорят, что они виноваты в гибели солдат, что не было никаких 200 тысяч погибших, в числе которых и не один десяток тысяч детей. Никто не занимается диалогом между этими «продавцами» и «покупателями». А ведь это очень большие группы людей, в первой речь идет о миллионах граждан страны, во второй численность гораздо меньше, но они более заметные и не умеют контролировать свою пассионарность (что опять становится причиной обвинений в их адрес и порождает новые громкие скандалы).
Трудности перевода и кодекс кавказской молодежи
Информация о том, что чеченские власти совместно с русскими националистами начали разрабатывать кодекс поведения кавказской молодежи моментально разлетелась в Сети. Ничего удивительного в этом нет. Звучит все действительно провокационно и остро, падкие на сенсации СМИ это моментально разнесли по всему свету.
Во-первых, необходимости придумывания и составления каких-то кодексов, естественно, нет. У нас давно уже есть свой кодекс, которому много столетий. И чеченский кодекс «Нохчалла» никак не может быть кодексом для остальных кавказцев. У адыгов и черкесов есть свой «Адыгэ Хабзэ», у ингушей «Эздел», у карачаевцев и балкарцев «Ёзден Адет», этот список можно еще долго продолжать. Никто не собрался сегодня делать для всех универсальный кодекс, либо навязывать всем какой-то один кодекс. Да и не получится это ни у кого. Конечно, все эти кодексы кавказских народов схожи между собой, различий больше только в церемониально-ритуальной части. А проповедуют они практически одни и те же ценности. Все то, что у нас принято называть общечеловеческими ценностями.
Во-вторых, негодование в публичном пространстве получилось только из-за того, что информация была ложно представлена, акценты смещены непонятно куда.
Единственное, что можно в данном направлении сделать, это подготовить какую-то памятку, в которой будут собраны этические нормы и принципы, раз речь идет о чеченской молодежи, то современный софт вариант того самого кодекса «Нохчалла». Это никак не может быть кодексом поведения кавказской молодежи. Скорее всего, речь идет об издании именно какой-то памятки или карманной книжки, где будут собраны основные культурные ценности и поведенческие установки. Где будет пояснение основных ритуалов и ценностей, в том числе и о взаимоотношениях с представителями других народов, о танцах и свадьбах, о многом другом.
Глава Чеченской республики Рамзан Кадыров неоднократно говорил, что нужно непрерывно работать с выехавшей за пределы региона молодежью. Собственно, в этих целях чеченский канал начал свое вещание сначала на спутнике, потом и в пакет «триколор» вошел. В этих целях готовятся различные диски и раздаточные материалы, которые активно распространяются потом за пределами Чечни. Я с самого начала был уверен, что речь идет именно о такого рода брошюре или памятке, а не о создании целого кодекса. Просто кто-то информацию пустил преждевременно, другие акценты сместили, в итоге получилось, что «чеченцы с русскими националистами пишут кодексы всех кавказцев». А такого быть не может! И Демушкина, скорее всего, пригласили в качестве стороннего наблюдателя, чье мнение интересно. Ведь он неоднократно высказывается сейчас обо всех происходящих в Чечне процессах, он изменил свое мнение в отношении чеченцев. И министр Чечни по национальной политике тоже впоследствии выступил с пояснениями к этой информации, сказав, что они не намерены «изобретать велосипед», что речь идет просто о «рекомендательной памятке» для выехавших за пределы региона молодых людях.
О хиджабах и школьных униформах
В демократических странах существует самая разная практика в отношении ношения представителями разных конфессий своей традиционной одежды. Где-то это не запрещается, где-то наоборот. В тех же Штатах или в Англии девочки имеют право посещать школьные занятия в платке, во Франции нет таких возможностей. Даже мусульманская Турция много десятилетий шла по тому же самому пути, когда турчанкам запрещалось носить платки в государственных учреждениях и школах. Повлияло ли это на религиозные настроения турецкого общества? Безусловно, повлияло. Правда, не в том направлении, в котором ожидали Ататюрк и его последователи, скорее, наоборот. В начале нулевых к власти в Турции пришли так называемые умеренные исламисты во главе с Реджепом Эрдоганом, которые сегодня демонстрируют очень хорошие показатели роста по всем направлениям внутри- и внешнеполитической деятельности государства. А чем оборачивается французская политика, мы тоже периодически наблюдаем.
Здесь очень сложно дать однозначный ответ. Между тем, в Ставрополе этот вопрос уже решили и закрыли. Решено ввести школьную униформу, платок в нее не входит. А те 10 девочек, которые пожелали продолжить носить платки, нынче будут учиться дома либо экстерном. Они не ушли из школы, их никто не увольнял, просто они выбрали себе альтернативный вариант в соответствии со своими взглядами и ценностями.
На мой взгляд, мусульмане сами должны решать, что для них важнее и приоритетнее. Мы живем в федеративной стране, в которой очень много разных регионов, народов и конфессий. Не только русские регионы имеются, но и мусульманские республики Поволжья и Северного Кавказа, буддистские Бурятия, Тува, Калмыкия и т.д. Мы живем в эпоху высокой социальной мобильности, если не нравятся порядки и правила поведения в том субъекте, где ты проживаешь, можно переезжать туда, где все соответствует твоим жизненным ценностям или религии. Я знаю людей, которые из Москвы перебираются либо в регионы, либо в иные страны, именно по причине беспокойства за своих подрастающих детей и их морально-нравственную устойчивость.
А если есть желание изменить существующие правила в том или ином регионе, то надо ссылаться не только на свои религиозные обязанности и предпочтения, а показать пользу от этого местным. Провести какие-то исследования, найти какую-то корреляцию между ношением платка девочками и уровнем ксенофобии в обществе, либо наркоманией и алкоголизмом в школьной среде, либо количеством абортов и т.д. Аргументы «мы такие или иные», «это наша обязанность(право)» не прокатывают. Нужно заинтересовать и руководство школ, и местную общественность с властями иными методами. Сейчас в России столько проблем с детьми школьного возраста, 17 тысяч детей и 122 тысяч подростков страдают наркотической зависимостью, почти 60 тысяч алкоголиков среди детей до 14 лет, 79% от всех ВИЧ-инфицированных мужчин и 80% всех ВИЧ-инфицированных женщин составляет молодежь от 15 до 30 лет. Только 10% российских выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми.
От 600 до 850 тыс. несовершеннолетних детей являются безнадзорными, в детских домах находится “около 115 тыс. воспитанников”. 40% выпускников детских домов через несколько лет попадают в тюрьму, “30-40% становятся алкоголиками и наркоманами”, а около ” 10% кончают жизнь самоубийством”. Эти цифры не я придумал, они звучали и в выступлениях руководства России, и в различных аналитических докладах федеральных органов власти. То есть это официальная статистика, о реальных цифрах остается только догадываться. А мы тем временем расколоты на два лагеря из-за школьной униформы. А кто будет решать вышеназванные проблемы, если общественность с властью будут дискутировать только о платках и ментальных различиях между детьми? Я думаю, что сторонникам религиозных свобод нужно провести больше исследований, подготовить внушительную базу и выходить со своими инициативами на органы власти по решению вышеназванных проблем.
Предложить реальные проекты (тут речь идет не только о мусульманах, но и представителях православия, иудаизма или буддизма), которые смогут решить проблемы наркомании, алкоголизма и ВИЧ-инфекций в подростковой среде. Согласитесь, если директор школы или местные власти будут ассоциировать носителей платков с борьбой против детской наркомании и алкоголизма, они же не смогут запрещать им следовать своим ритуалам и ценностям? А пока мы ассоциируемся с террором, взрывами и неуравновешенностью. И каждый раз после таких случаев выходим из себя, еще больше убеждаем всех, что мы вспыльчивы, и что с нами можно и нужно говорить только на языке силы. Давайте перестанем идти на этом поводу и начнем доказывать обратное. Пора уже.