Нетрадиционные традиции

Сегодня главной проблемой на Северном Кавказе считают экстремизм. Это знают все. На ее решение брошены тысячи силовиков и миллиарды рублей. Но почему-то мы не хотим отдавать себе отчет, что экстремизм – лишь часть масштабного процесса разложения традиционной кавказской цивилизации.

Многое из того, что мы знаем о Кавказе – адаты, старейшины, джигиты, папахи и кинжалы с лезгинкой – в прошлом. На современном Кавказе все это, конечно, осталось, но играет, скорее, декоративную, иногда даже музейную, а не социальную, роль.

Свалится ли Кавказ в пучину люмпенизма и беспредела или в результате сложного процесса он трансформируется в нечто новое и позитивное, зависит не только от самих кавказцев, но и от всей России. По крайней мере потому, что мы все – одно государство, один многонациональный народ, как об этом говорится в Конституции.

А экстремизм – он ведь не только джихад в горах. Да, уходят «в лес». Но среди кавказкой молодежи есть масса и тех, кто идет совсем в другую сторону, в сауны, как на Кавказе называют бордели. А там их обслуживают не заезжие «жрицы», а местные девушки, оказавшиеся в этих заведениях по самым разным и невероятным причинам.

А еще сложнее и запутаннее, когда путь в сауну лежит через «лес», или наоборот. Или же когда те, кто в лесу, и в сауне – это одни и те же люди. А это случается. И как назвать такой экстремизм?

Все смешалось на Кавказе сегодня. Кто бы мог подумать, что 35-40-летние президенты будут иметь официальных фанатов, которые станут носить флаги, бейсболки и значки с их изображением на груди, или же молодые лидеры выступят модераторами целых клановых систем.

То, что происходит – это почти ежедневный вызов многовековой традиции, всей системе чеченских ценностей и укладу жизни.

Говорит ли это о том, что кавказская культура переживает эрозию и уходит в небытие и мрак? Или мы видим ее мучительную трансформацию, на выходе которой будет нечто новое, небанальное и по-своему кавказское? Трудно сказать, но мне кажется, к истине ближе второе.

На Кавказе модно сегодня быть традиционалистом. Послушать, так президенты всех республик за верность обычаям и заветам предков. Но речь идет об использовании одних и тех же терминов и институтов при разном смысле. Традиции поддерживаются, но зачастую вкладывается в них новый, смелый и даже вызывающий, смысл. Именно сейчас традиции поменялись до неузнаваемости. Даже более, чем в советское время.

Сегодня получается так, что молодые ребята строят стариков, традиционных авторитетов разного рода. На смену советам старейшин и бесконечным процедурам согласований, к которым молодежь хочет прислушивается, а не хочет – нет, приходят или пытаются прийти, где молодой энергичный эффективный горский менеджер, а где криминал и компрадоры.

Несколько утрируя, на современном Кавказе, где не остается сдерживающих традиционных институтов и механизмов, получается, что кто сильнее, богаче, ловчее, тот и прав. Современная жизнь давно поменяла гордых горцев, которых русские властители дум XIX в. описывали созданными словно из камня и стали. «Свобода или смерть» – давно не их лозунг. Разумный торг или компромисс – вполне уместны.

Сегодня не возраст, опыт, мудрость, благородство и заслуженный у окружающих авторитет реально определяют статус. В почете «Степан», «Камри» и «ксива», т.е. без пистолета Стечкина, автомобиля Тойота и удостоверения сотрудника серьезной силовой структуры, «серьезным человеком» быть нельзя по определению. Один дагестанский имам (!) в сердцах как-то признался мне, что «у нас того, кто убил меньше двух человек, вообще не уважают».

В принципе, вся традиционная кавказская цивилизация ломается, даже деградирует. Речь не только о политических и социальных институтах, но и о бытовых адатах-адабах.

Причем Ислам очень своеобразно выступает одним из ключевых факторов модернизации традиционной жизни – как в суфийской, так в салафитской версии. Традиционный уклад оспаривают со всех сторон. Если у салафитов в почете иностранные и современные экстремисты, у их противников – истеблишмент и умеренные круги

И до конца не ясно, что первее. Революцию в традициях осуществляют сверху. Или правящие круги сами выступают лишь выразителями глубинных процессов развития кавказских народов?

Возможно, сами традиции меняются, приспосабливаясь к новым условиям, и все не так плохо. Традиционная цивилизация – красиво, но это не эффективно. Так дальше нельзя двигаться вперед. Жизнь вносит коррективы, не спрашивая и не ожидая нашего ответа. Со временем нынешняя фаза процесса кавказской трансформации с ее цинизмом, жестокостью и беспределом вполне может выправиться, и за шипами начнутся розы.



8 комментариев


  1. (10.04.2013 17:51) #
    0

    "Если у салафитов в
    почете иностранные и современные экстремисты "хочу возразить ,у каких это салафитов в почете экстремисты?

  2. (10.04.2013 23:52) #
    -1

    "Многое из того, что мы знаем о Кавказе – адаты, старейшины, джигиты, папахи и кинжалы с лезгинкой – в прошлом. На современном Кавказе все это, конечно, осталось, но играет, скорее, декоративную, иногда даже музейную, а не социальную, роль."

    Уважаемый автор и все остальные! Не судите по себе. Это ваше мнение, ваше видение дела.

    Все кому не лень учат жить чеченцев!
    Одну и ту же картину двое могут воспринимать по разному и каждый считать свое понимание верным. Задолбали уже со своими советами. А что вы можете нам предложить? И как это будет работать в реале? Давайте показывайте на практике. Пророк с.а.с. сказал, Аллах (а.в.ж.) сказал - не принимается. Они много чего сказали в определенные периоды времени, мы это уже знаем. Лучше скажите что надо делать в данный момент и будет ли это работать на практике а не только в теории. Для нас это станет примером, уверяю. Мы вас послушаем.

    Если не знаете точно, молчите - эксперименты с хадисами и аятами Корана на нас больше не прокатят. Все должно быть к месту. Если разговор не к месту то это путая трата времени. Да, Пророк с.а.с, идеален, но поступал в зависимости от ситуации. Но вы, господа советчити, не пророки, не говорите их устами, и тем более не живете среди нас и вообще понятия не имеете кто мы, о нашем менталитете. Так что шли бы вы со своими советами к тем кто вас слушать и умирать будет ради ваших экспериментов, за ваше видение реальности.

    Но нет, так в реальности происходит наоборот. Смотрите и учитесь как надо жить, мы вас научим. Или молчите, или учите жить кого то другого.

    Да, не все верно делаем, не все сходится. Но ведь работает. Результаты то есть.
    Автор статьи даже не *укнет без разрешения истеблишмента, что же на нас стрелки переводит. Так как автор статьи думают, наверное, шакалы. Больно смахивает на их поведение. Можно подумать что автор знаком с этими институтами старейшин когда говорит что их нет. Да что вы знаете о "Нохчи"?

  3. (11.04.2013 08:34) #
    0

    Автор берется судить Кавказ и кавказцев, совсем их не зная. Он подходит к ним с меркой татарина. Татары действительно все национальное утратили, сейчас на глазах исчезает татарский язык. Тот же Ренат Мухаметов родного языка, скорее всего, не знает или знает очень плохо. Всего этого, альхамду лиллах, нельзя сказать о дагестанцах и вайнахах, да и о адыгах и карачаево-балкарцах. Я давно, уже лет 40, присматриваюсь к этим нашим единоверцам и могу автора статьи заверить, что национальное в них сохраняется, но сейчас на первое место выступает исламское. Если что и исчезает, так только то, что противоречит шариату, чему нужно только радоваться.

  4. (11.04.2013 11:55) #
    1

    братья нужно уметь признавать ошибки,эт мое мнение.да в чем то я согласен с автором,хотя в тоже время поддерживаю мнение зайда,да и нохчи тоже, что то по делу сказал. я откровенно не понимаю людей которые "эксперты по кавказу"-как могут быть люди которые здесь не жили, не росли ,не знают наш менталитет и лишь потому что они побывали здесь пару месяцев изучили историю которая сплошь противоречива можно назвать экпертами по кавказу...без обид,мне это не понятно

  5. (11.04.2013 13:29) #
    1

    Автор просто торгует статьями на сайтах. Очередные пол-торы две тыщщи в карман за этот "шедевр". Тьфу.

    • (20.04.2013 17:09) #
      0

      нохчи почему ты всегда говоришь чеченцы чеченцы, так говоришь как будто кроме вас никто на кавказе не живет,,,,во вторых все мусульмане братья , в третьих традиции противоречят сунне,, я не знаю почему ты всегда говоришь про свой народ но я тебе щас приведу хадис, который ты явно не знал до сих пор, но по воле Аллаха ты его узнаешь щас если прочтешь мой комент,,, пророк саллаляхьи алляхьи васалям сказал,, тот кто гордится своим народом и своим происхождением, скажите ему чтобы он взял своего отца за чл**н и не передавайте это в переносном смысле,,, если ты сомневаешься в достоверности этого хадиса то у тебя есть возможность убедится в его достоверности....

  6. (11.04.2013 14:54) #
    1

    Я живу в Ставрополе и у многих молодых ребят и девушек уровень культуры низок в том числе кто ходят в мечеть. Если девушки свои грехи скрывают это не значит, что они их не совершают.

  7. (11.04.2013 15:40) #
    0

    Человек ничтожен и слаб(Аль-Аля кажется написал) и хочет уйти от слабости часто любыми простыми путями,компрометируя свою культуру. Восточный мачизм может усугублять проблему. Надо тоньше мыслить.