Махмуд-афанди ал-Алмали объединяет Кавказ и Урало-Поволжье

За последние годы более-менее стало известно о влиянии, которые оказали религиозные деятели Урало-Поволжья на Ислам в Дагестане в конце XIX– начале XXв. Прежде всего, в этой связи речь обычно идет о шейхе Сайфулле-кади Башларове, который учился и прошел суфийское воспитание у татарских и башкирских устазов. Но об обратном эффекте, дагестанцев на мусульман внутренней России, известно меньше.

Татары и дагестанцы – братья на век

На конференции в Махачкале в апреле 2008 г. ныне уже покойный ректор Северокавказского университетского центра исламского образования и науки Максуд-хаджи Садиков резюмировал: «Роль Сайфуллы-кади для Дагестана и для России огромна. Он является связующим звеном между Кавказом и остальной страной в целом, а также между татарами, башкирами - и дагестанскими народами. Сайфулла-кади был учеником известного суфийского шейха Зайнуллы Шарифи, башкира по национальности, также он был последователем Мухаммада-Закира Чистави, также татарина. У него были очень плотные контакты с представителями общин мусульман Волго-Уральского региона».

Вместе с тем, было и движение в обратную сторону. Так, недавно выяснилось, что известнейший в Дагестане шейх Махмуд-афанди из Алмало (ныне территория Азербайджана), будучи в ссылке в Астрахани, обзавелся семьей. Более того, его потомки до сих пор живут в этом городе на Волге и гордятся своим происхождением. Это интереснейший пример связей мусульман Российской империи.

Махмуд-афанди – очень почитаемая фигура в тарикатских кругах Дагестана, своего рода шейх шейхов. После него как в Азербайджане, так и в Дагестане 12 халифов (шейхов-преемников) с его разрешения наставляли мюридов на суфийский путь.

Именно образ Махмуда-афанди служит центральным объектом для совершения рабита (духовная связь, разновидность медитации) муридов накшбандийского тариката в современном Дагестане. О его жизни на Кавказе известно достаточно хорошо, есть масса зияратов (памятных посещаемых мест), связанных с именем устаза. Но об астраханском периоде жизни выдающегося религиозного деятеля сведений меньше. Хотя именно в этом городе он похоронен.

Махмуд-афанди, будучи весьма образованным человеком, являлся секретарем у Елисуйского султана Даниял-бек-султана – одного из владетелей на территории северного Азербайджана (Джаро-Белоканская зона, современный Кахский район Республики Азербайджан). Шейх накшбандийского тариката был сослан за участие в восстании имама Шамиля в Пермь.

Шейх посетил Казань и другие города внутренней России. Тогда же у него суфийское воспитание прошел будущий татарский шейх Мухамад-Закир из Чистополя, к которому через несколько десятилетий приедет получать разрешение на наставничество лакец Сайфулла-кади Башларов, сегодня второй по значимости для дагестанских суфиев шейх, живший в конце XIX – начале XX в.

В ссылке продолжил свое обучение, и после вернулся в Алмало уже авторитетным шейхом. Ближе к концу жизни опять попал в ссылку, на этот раз уже в Астрахань.

В этой ссылке он, будучи пожилым человеком, скончался, здесь же и был похоронен. Но у него остались в этом южном (по отношению к остальной России), но северном (по отношению к Дагестану) городе потомки.

Вообще среди дагестанцев Астрахань слывет «ссыльным городом», наверное, потому, что именно через нее отправлялись в ссылку участники многочисленных восстаний и возмущений. Для многих она была не пунктом пересылки, а конечным местом пребывания, к таким относится не только Махмуд-афанди, но также и Сайфулла-кади Башларов.

Потомки, открытые для науки

Могилу Махмуда-афанди посещают дагестанцы. Одна из мечетей города носит его имя (в народе ее еще называют «дагестанской»). Но жизнью шейха в Астрахани с точки зрения истории никто не занимается.

Впервые более-менее серьезно о татарских потомках Махмуда-афанди стало известно несколько лет назад. Их случайно встретил и написал о них московский историк Ахмад Макаров.

«Самый большой сюрприз ожидал меня в татарских слободах Земляного города Астрахани. Меня пригласили здесь на маджлис. Само по себе событие не особо знаменательное, если бы не одно интересное обстоятельство – меня пригласили на маджлис к татарским потомкам дагестанского суфийского шейха Махмуд-афанди из Алмало», - пишет ученый.

«Самое же интересное в этой ситуации то, что эти потомки дагестанского шейха – татары! Я сам лично был у них в гостях на маджлисе, - продолжает ученый, - проведенном по всем татарским правилам и адатам (учитывая местные традиции, во многом отличные от казанских или мишарских маджлисов), разговаривал и общался с прямыми потомками Махмуд-афанди – правнучкой и праправнуками».

Все они, считая себя татарами, разговаривая по-татарски, соблюдая все обычаи, помнят своего славного предка и гордятся им. Более того, они общаются со своими родственниками по дагестанской линии (нельзя же родство забывать, говорят они). Но и этот момент отнюдь не мешает им сохранять свою татарскую идентичность.

Кем был шейх Махмуд-афанди?

Вопрос об этнической принадлежности Махмуда-афанди, и населения Алмало вообще, не совсем понятен. Одни источники утверждают, что он лезгин, другие, что он аварец, третьи, что он азербайджанец, наконец, в интернете имеется версия об ингилойском (группа грузин-мусульман) происхождении жителей этого села. Впрочем, как это часто бывало, феодальная знать могла и не относиться к основному населению.

Но, вне зависимости от того, кто был известный ученый и суфий по своей этнической принадлежности, поразительным является сохранение памяти о нем среди его татарских потомков. Этот факт еще раз показывает, каким причудливым образом переплетаются наши корни, и как могут объединиться кажущиеся несовместимыми идентичности.

Махмуд-афанди – это общее наследие мусульман всей России, и кавказцев, и татаро-башкир.



17 комментариев


  1. (27.02.2013 12:44) #
    0

    Интересная тема. Кстати, у имама Шамиля тоже имеются татарские потомки, Известно, что один из его сыновей Магомед Шафи долго жил в Казани и был женат на татарке. Один из сыновей Магомеда Шафи, Захид Шамиль потом жил в Петербурге, он активно участвовал в послефевральских событиях в городе, да и вообще являлся активным участником мусульманского движения в Росии того времени. Мне точно неизвестна его дальнейшая судьба, но по слухам Захид Шамиль впроследствии каким-то образом аказался в Казани, и умер он ьакже в Татарстане. А вот кем были его дети? Если кто-либо из братьев располагает об этом сведениями, прошу откликнуться.

  2. (27.02.2013 21:11) #
    0

    m.youtube.com/watch?gl=US&hl=ru&client=mv-google&v=25JagMxezW4

    По этой ссылке можно понаблюдать как дагестанцы посещают могилу Махмуда Афанди.

  3. (27.02.2013 21:13) #
    2

    Да убережет Аллах мусульман от ширка, и убережет нас от обращения мольб к кому либо помимо Аллаха.

  4. (27.02.2013 22:42) #
    0

    http://darulfikr.ru/taxonomy/term/866 по этой сылке можно узнать доказательства дозволенности просьбы о помощи и спасении из Корана и Сунны

    • (28.02.2013 12:46) #
      0

      Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха.
      Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха.
      Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха.
      ------------------------------------------------------------
      Вот он, /Шахада/ ответ о дозволенности и не дозволенности просьбы о помощи и спасении кроме как у Аллаха.

      • (28.02.2013 15:38) #
        1

        Таких доказательств брат тысячи в Коране, взять хотя бы суру аль-Фатиха которую мы в течении дня как минимум 17 произносим: " Ийаканаъбуду ва ийакана стаин" смысл "Тебе одному мы поклоняемся, и Тебя одного просим о помощи"

        • (12.03.2013 23:46) #
          0

          мы видели твои доводы на сайте аль-фатава. Ты делаешь такьлид Артемке с фитна лайна.. Пусть Аллах сломает хребет лжецам и хулителям ученых

  5. (27.02.2013 23:32) #
    0

  6. (27.02.2013 23:38) #
    1

    www.tayhid.lact.ru/oproverzhenie/oproverzhenie-nekotoryih-statey-darul-fikr-i-drugih-opravdyivayuschih-shirk?1480По этой ссылке опровержение и выявление заблуждений сайта дар уль фикр в вопросах единобожия, так же доказательство того что мольбы обращенные к усопшим являются одной из форм многобожия язычества и придания сотоварищей Аллаху.

  7. (27.02.2013 23:51) #
    3

    Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Основой появления многобожия среди сынов Адама было возвеличивание праведников. Когда в каком- либо народе умирали праведники, люди превращали их могилы в идолы с их изображением, затем начинали им поклоняться. Так появилось первое многобожие среди сынов Адама в народе Нуха. Они говорили: «Не отрекайтесь от ваших богов: Уадда, Сууа’а, Ягъуса, Я’укъа и Насра». Это были имена праведников народа Нуха. Когда они умерли, их народ превратил их могилы в идолы с их изображениями. Когда же Аллах потопил обитателей земли, эти идолы исчезли, но затем идолы вновь появились но уже среди арабов”. См. “Маджму’уль-фатауа” 14/363.

    • (28.02.2013 01:07) #
      -3

      Для вас вахабитов иджма алимов не далиль,для вас главное что ибн Таймия пишет которого пришлось заточить в тюрму за его заблуждения

      • (28.02.2013 08:58) #
        1

        Ассаламу алейкум!

        Иджма каких алимов?

        В основных вопросах община мусульмане никогда не заблудятся. Все признают, что произношение шахады обязательна.
        Куда хочешь спрятать хадис о 73 течениях?

        И сказал Аллах (смысл): "Не пытайтесь унизить друг друга, придумывая оскорбительные прозвища, после того как вы стали мусульманами".

        Не загрязняй свой язык, брат, словами, которые придумывают враги Ислама. Или хочешь сказать, что имел ввиду имя Всевышнего Аль- Ваххаб?

        • (12.03.2013 23:41) #
          0

          Иджму о дозволенности истигаса передал имам Такиюддин Субки рах1имагьуллах, также ибн Туфейл Ханбали рах1имагьуЛлагь, также косвенно подтвердил Ибн Каййим когда сказал что в книгу о восхвалении пророка мир ему написанную Яхья ас-Сарсари аль-Ханбали никто не порицал из ученых и она распространилась повсеместно, а эта книга содержит истигасу к Пророку мир ему.

      • (28.02.2013 09:16) #
        1

        иджма брат приводят как с одной так и с другой стороны. Отбрось чрезмерность, фанатизм и постарайся подробно почитать статьи с той ссылки которую я скинул, там очень подробно разъясняются все эти вопросы. Мы брат всего лишь призываем к поклонению только всевышнему Аллаху, обращению мольб только ко всевышнему Аллаху.

        • (28.02.2013 10:17) #
          1

          Ассаламу алейкум!

          Спосибо за совет, брат!
          Постараюсь больше выделять время изучению таухида и говорить со слов алимов.
          Признаюсь, что знаний "катастрофически" не хватает!)))

          Саляфы были против таклида, слепого следования кому- либо, кем бы он не был.
          Принимай Истину, от кого бы она не исходила.
          Если буду ошибаться, надеюсь подправлять будешь...

          • (12.03.2013 23:45) #
            0

            Саляфы не были против такьлида) Сахабы делали такьлид друг другу, табиины делали его, и саляфы делали. А не делали и запрещали его делать тем кто был способен на иджтихад. Ты так уверенно говоришь это,будто ты сам жил среди них)

  8. (28.02.2013 11:12) #
    1

    Заточение в тюрьму порой может указывать на истинность убеждении заточенного. В свое время муътазилиты имама Ахмада Ибн Ханбала заточили в тюрьму.