У православных и мусульман на Северном Кавказе много общих проблем

Наступление протестантов в Дагестане заставляет Русскую православную церковь менять свою работу в регионе. В конце минувшего года, 26 декабря 2012 года, Синод РПЦ учредил в пределах территории Дагестана, Ингушетии и Чечни новую епархию. Она была выделена из состава Владикавказской епархии. Центр новой епархии расположится в Махачкале.

Дагестан в православном реестре

Предложение о создании новой епархии для "более активного окормления православных верующих, проживающих на Северном Кавказе" внес архиерей Владикавказской епархии Зосима. В июне Зосима выступал в Махачкале на круглом столе, посвященном проблемам епархий Северного Кавказа. По его словам, РПЦ сталкивается в этом регионе с массой проблем, что потребовало организационных решений.

В настоящее время в Дагестане - 20 православных церквей. Причем почти половина из них построена в постсоветское время. В Чеченской Республике действует около 10 православных общин. В Ингушетии в этом году был открыт новый храм, возведенный на месте разрушенного в 30-е годы. В республике действуют еще две православные общины.

Архиереем новообразованной епархии назначен игумен Варлаам (Пономарев), ранее настоятель муромского Спасо-Преображенского монастыря, где он, правда, прослужил совсем недолго. Варлаам будет носить титул епископа Махачкалинского и Грозненского.

На новом месте человек он не случайный. Родом со Ставрополья. В конце 90-х – 2000-х служил на Северном Кавказе. По открытию в Магасе Иоанно-Кронштадтской часовни при Управлении ФСБ в мае 2011 года ему было вверено попечение о ней. В общем, регион знает не понаслышке.

Исторически территория Дагестана входила в состав Астраханской епархии, которая была образована в 1842 году. С 1998 г. Дагестан вошел в состав Бакинской и Прикаспийской епархии. 22 марта 2011 года Дагестан, Чечня и Ингушетия вошли в состав недавно созданной Владикавказской и Махачкалинской епархии. Теперь же РПЦ приняло решение еще об одной реорганизации.

Причины выделения Дагестана

Несколько неожиданное решение Церкви вызвало определенный общественный резонанс. Высказываются экзотические предположения, что Православие чуть ли не решило вернуть утраченные давным-давно позиции на Северном Кавказе.

Когда-то, в первые века нашей эры, Христианство имело распространение в Дагестане, особенно в Юждаге, в Чечне и Ингушетии. Наиболее сильными позициями в регионе обладала Албанская церковь, а в более поздние века на этот регион начали распространять свое влияние грузинская и армянская церкви.

Однако очевидно, что не эти идеи лежали в основе решений РПЦ по реструктуризации своей деятельности на Кавказе. Во-первых, сейчас процесс реорганизации в РПЦ идет по всей стране. Создаются новые, расформировываются старые епархии. Это внутренний процесс, обусловленный реформаторскими инициативами патриарха и его окружения.

Во-вторых, проблему, которая более всего волнует РПЦ в регионе, четко обозначил сам архиерей Владикавказской епархии Зосима на круглом столе в Махачкале в июне прошлого года.

По его словам, создание еще одной новой епархии, проходящее в рамках масштабного процесса преобразований, необходимо для "более активного окормления православных верующих, проживающих на Северном Кавказе". Иными словами, православным в Дагестане, Ингушетии и Чечне не до активного миссионерства.

Конкуренты РПЦ наступают

Негласным поводом для упомянутого круглого стола в Махачкале послужило исследование исламоведа, руководителя группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, эксперта по межконфессиональным вопросам Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслана Гереева.

Гереев в своем исследовании выразил обеспокоенность бездействием православной епархии на Северном Кавказе, и Дагестане в частности. В своем выступлении на встрече Зосима тогда фактически подтвердил многие тезисы аналитиков.

Как говорится в тексте исследования Гереева, "некогда единая и могущественная Русская православная церковь с приходом нового патриарха переживает слом традиционной формы работы приходов организации. Новая форма церковной бюрократии подстегнула шансы нетрадиционных религиозных организаций к покорению паствы РПЦ, слабость позиции которой придала уверенность новым церквям в ареале территориальных верований. На примере Республики Дагестан можно наблюдать, как в действительности обстоят дела православия в Северокавказском регионе и на Кавказе в целом".

На самом деле, сегодня РПЦ уступает в своей активности на Кавказе протестантским и иным нетрадиционным для региона церквям. Так, согласно «Информации о религиозных объединениях в Республике Дагестан на 2012 год» на сайте главы республики, в Дагестане протестантских организаций официально больше количества приходов РПЦ.

И это только протестантские организации. Речь не идет о других христианских направлениях, которых тоже достаточно.

Слабые позиции Юждага

Как бы там ни было, РПЦ сегодня на Северном Кавказе озабочена проблемами своей паствы. Активно действовать на мусульманском поле не собирается, о чем говорит и устранение с кавказского поля митрополита Феофана, который после событий в Беслане пытался проводить линию на крещение тех осетин, которые исторически ориентировались на Ислам.

Между тем, этого не скажешь о т.н. новых религиозных движениях или, как еще их называют, сектах. А опасаться данного влияния есть основания не только у РПЦ, но и у мусульманских общин.

Как показывает опыт многих социально и экономически неблагополучных регионов (в частности, Африка, Южная и Средняя Азия), позиции традиционных регионов там часто ослабевают под натиском активных, хорошо подготовленных, часто финансируемых из-за рубежа религиозных организаций.

В тех регионах Северного Кавказа, где в XX в. Ислам во многом перешел из области религии и мировоззрения в культуру, бытовые обычаи и традиции (адаты), например в районах Южного Дагестана, стоит особенно задуматься.

Разобщенность и даже вооруженное противостояние исламских общин, агрессивность, блокирование интеллектуального роста, подмена духовности корпоративизмом и мелким политиканством с криминальным уклоном (а это касается не только салафитских, но даже суфийских общин) не создают Исламу привлекательного имиджа.

Протестантский «Виноградник»

Глубокие проблемы вызывают определенную психологическую реакцию в обществе. Для определенных групп населения в регионе они могут быть дополнительным толчком к увлечению новыми учениями, которые им кажутся своего рода глотком свежего воздуха.

Оттого сегодня нетрадиционные для региона религии и церкви цветут пышным цветом в Дагестане. Стоит перечислить хотя бы только протестантские организации Дагестана - Евангельские христиане, Баптисты, Адвентисты Седьмого дня, Пятидесятники, Свидетели Иеговы и др.

Их общины действуют во всех городах и во многих районах Дагестана. Если взять, к примеру, административный центр Юждага город Дербент, то в нем уже много лет существует протестантская община «Виноградник», принадлежащая церкви «Осанна», а также церковь «Свидетелей Иеговы».

И это не говоря уже о протестантских церквях и общинах в Махачкале, Избербаше, Каспийске, Хасавюрте, Кизляре и Южно-Сухокумске. Прихожане многих этих новых церквей смешанные. Это и лезгины, и аварцы, и лакцы, и даргинцы, и азербайджанцы, и русские, принявшие новую религию.

Таким образом, интересы мусульман и православных, готовых биться с новыми церквями за свою паству в Дагестане сходятся. И тем, и другим есть чем заняться, чтобы не допустить напряжения межконфессиональных отношений в регионе.



4 комментариев


  1. (17.01.2013 11:19) #
    0

    1."Высказываются экзотические предположения, что Православие чуть ли не решило вернуть утраченные давным-давно позиции на Северном Кавказе."...

    2."...создание еще одной новой епархии, проходящее в рамках масштабного процесса преобразований, необходимо для "более активного окормления православных верующих, проживающих на Северном Кавказе".
    3.
    "...Как бы там ни было, РПЦ сегодня на Северном Кавказе озабочена проблемами своей паствы. Активно действовать на мусульманском поле не собирается, о чем говорит и устранение с кавказского поля митрополита Феофана, который после событий в Беслане пытался проводить линию на крещение тех осетин, которые исторически ориентировались на Ислам."...

    и
    4."...Разобщенность и даже вооруженное противостояние исламских общин, агрессивность, блокирование интеллектуального роста, подмена духовности корпоративизмом и мелким политиканством с криминальным уклоном (а это касается не только салафитских, но даже суфийских общин) не создают Исламу привлекательного имиджа."...

    и так далее и тому подобное...


    -------------------


    СКАЗАНО ВСЕВЫШНИМ В СВЯЩЕННОМ КОРАНЕ:

    «Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не станешь придерживаться их религии. Скажи:

    «Путь Аллаха – это прямой путь».

    Если же ты станешь потакать их желаниям после того, как к тебе явилось знание, то Аллах не будет тебе ни Покровителем, ни Помощником».
    КОРАН(2:120).

  2. (17.01.2013 14:51) #
    1

    А у православных и мусульман в РОССИИ нет общих проблем???

    Абдулла Ринат Мухаметов,вы говорите:

    "У православных и мусульман на Северном Кавказе много общих проблем"...

    И как эти проблемы помогает решать Рамзан Кадыров мы читали,что он в Грозном строит синагоги и церкви и никому не создаёт препоны .
    А тут, в столице России историческую мечеть разрушили,новой мечети не знаем,ещё сколько ждать.Собянин против строительства мечетей,чуть начинают разговор о строительстве-опять шум и гам.
    И стыдно,должно быть не лидерам мусульман,когда тысячи мусульман тепеливо всё переносят, читая намазы на асфальте в грязь и в слякоть,а стыдно должно быть тем,которые без зазрения строят церкви на каждом углу пустующие церкви и синагоги,наплевательски относясь к проблемам мусульман по вопросу строительства мечетей в столице.
    Оказывается,в Москве синагог - 5,а мечетей - всего 4!а сколько тогда иудеев в Москве?
    Для такой огромной столицы,как Москва,где проживают миллионы мусульман, всего 4 мечети,тогда как,только в одном в Нью-Йорке более 200 мечетей!!!

    Хочется спросить,Рамзан Кадырова,для скольких христиан и иудеев они ,в Грозном-столице Чечни ,строят церкви и синагоги? и какое их процентное соотношение.

    И где тут логика и справедливость?

  3. (17.01.2013 21:23) #
    0

    раз уж задели проблему,как раз по этой проблеме двумя часами позже после моего коммента появилась статья в ТЗ:
    Может обсудим вместе :
    _____________

    Мы считаем, что Поправки Министерства Юстиции РФ к статье 16 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» не нарушают права мусульман.
    ____________
    В настоящее время некоторые мусульманские религиозные организации вынуждены проводить свои еженедельные пятничные и праздничные богослужения вне мечетей, т.к. в нашей стране очень медленно решается вопрос о выделении земельных участков для их строительства. Раньше были случаи, когда органы местного самоуправления или исполнительной власти субъектов РФ, нарушая действующее законодательство, просто запрещали проведение богослужений, в том числе и праздничных молитв, мотивируя это тем, что они проводятся вне мечетей.

    Теперь, в случае принятия этого законопроекта, наши религиозные организации смогут без предварительного уведомления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления проводить религиозные собрания в зданиях (помещениях) специально не предназначенных для их проведения, но предоставленных религиозным организациям во временное пользование или аренду по гражданско-правовому договору, на земельных участках, на которые религиозная организация имеет имущественные права, а также на территории организаций, созданных религиозной организацией и т.д.

    Однако, хочется обратить внимание на то, что в случае проведения крупных мероприятий, в которых принимают участие большое количество верующих (Курбан-Байрам, Ураза-Байрам), мусульманские религиозные организации направляют уведомления об их проведении, т.к. власти обеспечивают порядок и безопасность верующих.

    Рушан хазрат Аббясов
    http://www.tatartime.com/?p=12278
    Право на молитву
    Идел-урал | Tatar zamani | 17.01.2013 16:59

  4. (19.01.2013 11:53) #
    0

    У православных и мусульман на Северном Кавказе много общих проблем которые создают им сионисты. А это в свою очередь означает что у православных и мусульман одна общая проблема - сионисты и ее надо решать сообща.