У православных и мусульман на Северном Кавказе много общих проблем

Наступление протестантов в Дагестане заставляет Русскую православную церковь менять свою работу в регионе. В конце минувшего года, 26 декабря 2012 года, Синод РПЦ учредил в пределах территории Дагестана, Ингушетии и Чечни новую епархию. Она была выделена из состава Владикавказской епархии. Центр новой епархии расположится в Махачкале.

Дагестан в православном реестре

Предложение о создании новой епархии для "более активного окормления православных верующих, проживающих на Северном Кавказе" внес архиерей Владикавказской епархии Зосима. В июне Зосима выступал в Махачкале на круглом столе, посвященном проблемам епархий Северного Кавказа. По его словам, РПЦ сталкивается в этом регионе с массой проблем, что потребовало организационных решений.

В настоящее время в Дагестане - 20 православных церквей. Причем почти половина из них построена в постсоветское время. В Чеченской Республике действует около 10 православных общин. В Ингушетии в этом году был открыт новый храм, возведенный на месте разрушенного в 30-е годы. В республике действуют еще две православные общины.

Архиереем новообразованной епархии назначен игумен Варлаам (Пономарев), ранее настоятель муромского Спасо-Преображенского монастыря, где он, правда, прослужил совсем недолго. Варлаам будет носить титул епископа Махачкалинского и Грозненского.

На новом месте человек он не случайный. Родом со Ставрополья. В конце 90-х – 2000-х служил на Северном Кавказе. По открытию в Магасе Иоанно-Кронштадтской часовни при Управлении ФСБ в мае 2011 года ему было вверено попечение о ней. В общем, регион знает не понаслышке.

Исторически территория Дагестана входила в состав Астраханской епархии, которая была образована в 1842 году. С 1998 г. Дагестан вошел в состав Бакинской и Прикаспийской епархии. 22 марта 2011 года Дагестан, Чечня и Ингушетия вошли в состав недавно созданной Владикавказской и Махачкалинской епархии. Теперь же РПЦ приняло решение еще об одной реорганизации.

Причины выделения Дагестана

Несколько неожиданное решение Церкви вызвало определенный общественный резонанс. Высказываются экзотические предположения, что Православие чуть ли не решило вернуть утраченные давным-давно позиции на Северном Кавказе.

Когда-то, в первые века нашей эры, Христианство имело распространение в Дагестане, особенно в Юждаге, в Чечне и Ингушетии. Наиболее сильными позициями в регионе обладала Албанская церковь, а в более поздние века на этот регион начали распространять свое влияние грузинская и армянская церкви.

Однако очевидно, что не эти идеи лежали в основе решений РПЦ по реструктуризации своей деятельности на Кавказе. Во-первых, сейчас процесс реорганизации в РПЦ идет по всей стране. Создаются новые, расформировываются старые епархии. Это внутренний процесс, обусловленный реформаторскими инициативами патриарха и его окружения.

Во-вторых, проблему, которая более всего волнует РПЦ в регионе, четко обозначил сам архиерей Владикавказской епархии Зосима на круглом столе в Махачкале в июне прошлого года.

По его словам, создание еще одной новой епархии, проходящее в рамках масштабного процесса преобразований, необходимо для "более активного окормления православных верующих, проживающих на Северном Кавказе". Иными словами, православным в Дагестане, Ингушетии и Чечне не до активного миссионерства.

Конкуренты РПЦ наступают

Негласным поводом для упомянутого круглого стола в Махачкале послужило исследование исламоведа, руководителя группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, эксперта по межконфессиональным вопросам Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслана Гереева.

Гереев в своем исследовании выразил обеспокоенность бездействием православной епархии на Северном Кавказе, и Дагестане в частности. В своем выступлении на встрече Зосима тогда фактически подтвердил многие тезисы аналитиков.

Как говорится в тексте исследования Гереева, "некогда единая и могущественная Русская православная церковь с приходом нового патриарха переживает слом традиционной формы работы приходов организации. Новая форма церковной бюрократии подстегнула шансы нетрадиционных религиозных организаций к покорению паствы РПЦ, слабость позиции которой придала уверенность новым церквям в ареале территориальных верований. На примере Республики Дагестан можно наблюдать, как в действительности обстоят дела православия в Северокавказском регионе и на Кавказе в целом".

На самом деле, сегодня РПЦ уступает в своей активности на Кавказе протестантским и иным нетрадиционным для региона церквям. Так, согласно «Информации о религиозных объединениях в Республике Дагестан на 2012 год» на сайте главы республики, в Дагестане протестантских организаций официально больше количества приходов РПЦ.

И это только протестантские организации. Речь не идет о других христианских направлениях, которых тоже достаточно.

Слабые позиции Юждага

Как бы там ни было, РПЦ сегодня на Северном Кавказе озабочена проблемами своей паствы. Активно действовать на мусульманском поле не собирается, о чем говорит и устранение с кавказского поля митрополита Феофана, который после событий в Беслане пытался проводить линию на крещение тех осетин, которые исторически ориентировались на Ислам.

Между тем, этого не скажешь о т.н. новых религиозных движениях или, как еще их называют, сектах. А опасаться данного влияния есть основания не только у РПЦ, но и у мусульманских общин.

Как показывает опыт многих социально и экономически неблагополучных регионов (в частности, Африка, Южная и Средняя Азия), позиции традиционных регионов там часто ослабевают под натиском активных, хорошо подготовленных, часто финансируемых из-за рубежа религиозных организаций.

В тех регионах Северного Кавказа, где в XX в. Ислам во многом перешел из области религии и мировоззрения в культуру, бытовые обычаи и традиции (адаты), например в районах Южного Дагестана, стоит особенно задуматься.

Разобщенность и даже вооруженное противостояние исламских общин, агрессивность, блокирование интеллектуального роста, подмена духовности корпоративизмом и мелким политиканством с криминальным уклоном (а это касается не только салафитских, но даже суфийских общин) не создают Исламу привлекательного имиджа.

Протестантский «Виноградник»

Глубокие проблемы вызывают определенную психологическую реакцию в обществе. Для определенных групп населения в регионе они могут быть дополнительным толчком к увлечению новыми учениями, которые им кажутся своего рода глотком свежего воздуха.

Оттого сегодня нетрадиционные для региона религии и церкви цветут пышным цветом в Дагестане. Стоит перечислить хотя бы только протестантские организации Дагестана - Евангельские христиане, Баптисты, Адвентисты Седьмого дня, Пятидесятники, Свидетели Иеговы и др.

Их общины действуют во всех городах и во многих районах Дагестана. Если взять, к примеру, административный центр Юждага город Дербент, то в нем уже много лет существует протестантская община «Виноградник», принадлежащая церкви «Осанна», а также церковь «Свидетелей Иеговы».

И это не говоря уже о протестантских церквях и общинах в Махачкале, Избербаше, Каспийске, Хасавюрте, Кизляре и Южно-Сухокумске. Прихожане многих этих новых церквей смешанные. Это и лезгины, и аварцы, и лакцы, и даргинцы, и азербайджанцы, и русские, принявшие новую религию.

Таким образом, интересы мусульман и православных, готовых биться с новыми церквями за свою паству в Дагестане сходятся. И тем, и другим есть чем заняться, чтобы не допустить напряжения межконфессиональных отношений в регионе.



комментариев