Участие российских мусульман в политике. Дозволено или нет?

«Аллах не запрещает вам

быть добрыми и справедливыми с теми,

которые не сражались с вами из-за религии

и не изгоняли вас из ваших жилищ.

Воистину, Аллах любит беспристрастных»

(Коран, 60:8)

Мусульмане России по мере роста религиозного сознания и желания соблюдать предписания Ислама во всех жизненных сферах и ситуациях все чаще сталкиваются с весьма щепетильными для себя вопросами в экономической, общественной и политической сферах. Одним из крайне запутанных для современных мусульман является вопрос дозволенности или недозволенности их участия в политической жизни, хождения на выборы, сотрудничества с представителями других конфессий в решении тех или иных общественных проблем.

Очень часто из среды молодых мусульман раздаются голоса о том, что мусульмане должны полностью игнорировать совместное с немусульманами решение общественных проблем, не принимать никакого участия в политической жизни страны, поскольку она строится не на исламских принципах. Однако подробное изучение жизненного пути Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) приводит нас к совершенно иным выводам.

Принцип «Аль-Валяа» как проявление дружелюбия к тем, кто исповедует иную религию

Размышляя о пути Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), мы можем отметить для себя замечательные примеры для подражания, установленные им самим, которые разъясняют, что развитие сотрудничества с представителями иных религий в мирских делах для мусульман не только дозволено, но и поощряется. И поощряется настолько, насколько это сотрудничество приносит пользу мусульманам и помогает установить справедливость или противостоять нечестию. Одним из основных принципов, на основе которых Пророк Мухаммад выстраивал сотрудничество с последователями других конфессий, является принцип «Аль-Валяа» – проявление дружелюбия. Данный принцип делится на два вида:

1. Аль-Валяа в религиозных делах и в вопросах вероубеждения. Данная сфера касается веры в Аллаха и избегания других учений, которые противоречат идее Единственности Бога. Этот вид «Аль-Валяа» должен проявляться только по отношению к Аллаху, Его Посланнику (мир ему и благословение Всевышнего) и верующим. Аллах Всевышний говорит по этому поводу: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят и преклоняются» (Коран, 5:55).

2. Аль-Валяа в мирских вопросах. Данная сфера касается взаимоотношений между людьми, живущими в одном и том же обществе или между различными сообществами, вне зависимости от расстояния между ними или религии. Мусульманам дозволено вступать с последователями иных религий в торгово-экономические отношения, мирные переговоры и соглашения согласно правилам и условиям, существующим в тех странах. Сборники правовых положений по фикху содержат много упоминаний о такого рода отношениях.

Участие Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в общественной жизни Мекки и Медины

На протяжении всей своей жизни, до и после начала пророческой миссии Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) принимал участие во многих событиях общественной жизни Мекки и Медины:

1. Война беззакония. Это была война, развязанная некоторыми арабскими племенами, осквернившими Каабу в священные месяцы, против которых жители Мекки были вынуждены выступить, чтобы защитить Храм. Этот шаг для мекканцев являлся логическим следствием обычаев, которые они унаследовали из религии Ибрахима (мир ему). Эта война длилась четыре года, а возраст Пророка в тот период был около 15–19 лет. Он участвовал в этой войне плечом к плечу со своими дядями, защищая их от вражеских ударов. Посланник Аллаха принимал участие в этой войне из чувства долга о защите своей Родины, дабы отразить агрессию и устранить несправедливость.

2. Союз чести. Этот союз был организован в доме одного из сподвижников между крупнейшими родами Мекки. Одним из пунктов соглашения явилась договоренность поддерживать любого притесняемого в Мекке, вне зависимости от его происхождения или цели прибытия в Мекку. Они поклялись в том, что будут помогать таким людям в защите и восстановлении их прав. В начале своей пророческой миссии Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал по поводу этого союза: «Если бы меня пригласили к участию в подобном союзе после появления и распространения Ислама, я бы обязательно это сделал». Комментируя данное участие Пророка в подобном союзе, шейх Мухаммад аль-Газали сказал: «Противостояние угнетателю, каким бы жестоким он ни был, поддержка угнетенного, каким бы незнатным и презренным он ни был, полностью соответствуют духу Ислама, предписывающего одобряемое и запрещающего порицаемое, призывающего строго придерживаться норм, установленных Аллахом».

Ислам преследует цель положить конец несправедливости вне зависимости от того, свершается ли она на межличностном уровне, или же она распространена в качестве общепринятой политики на уровне международном. Участие Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) в «Союзе чести» указывает на то, что он, не смущаясь того, воспринимал себя, как неотъемлемую часть мекканского общества. Кроме того, Пророк прекрасно осознавал, что, если угнетение или разные формы несправедливости не будут устранены, они могут полностью подорвать и разложить человеческое общество.

3. Реакция Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) на призывы о помощи. Человеческое и гуманное отношение Пророка к жителям Мекки не ограничивалось только периодом, когда он жил бок о бок с ними в одном городе. Подобное отношение было сохранено даже тогда, когда Посланник Аллаха был вынужден покинуть Мекку и переселиться в Медину, а также после установления в Медине исламского правления. Когда бедствия обрушились на жителей Мекки, он поспешил протянуть им руку помощи. Передается, что когда во время действия Худайбийского мирного договора Пророк узнал о том, что жителей Мекки поразил голод, он отправил им 500 динаров, для того, чтобы они смогли закупить провизию для бедных и нуждающихся. И это несмотря на то, что те, кому он решил оказать помощь, были как раз теми людьми, что изгнали его из Мекки и препятствовали его возвращению в нее.

Мединская конституция

Рассматривая положения Мединской конституции и анализируя отношения между мусульманами, иудеями и арабскими язычниками, которые составляли основное население Медины после переселения туда мусульман, можно отметить, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) подчеркивал важность заботы о безопасности того общества, в котором проживают мусульмане. Так, Мединская конституция утверждает следующие общие обязанности для жителей города, вне зависимости от религиозной принадлежности, расы или положения в обществе:

1. Они (подписавшие данный общественный договор) должны поддерживать друг друга в случае нападения на любого из них.

2. Они вместе должны отражать агрессию.

3. Они вместе должны сражаться против любого врага, напавшего на Медину.

На основе данных трех пунктов первое поколение мусульман старалось взаимодействовать и сотрудничать с людьми, проживающими с ними в одном обществе, представителями других вероисповеданий, вместе сражаясь против любого агрессора и мятежника. Именно таким образом сподвижниками было установлено мирное сосуществование с иными социальными общинами и группами в рамках одного общества.

Эта форма «Аль-Валяа» подпадает под тот вид, который мы прежде обозначили, как «Аль-Валяа в мирских делах». Он утверждает, что сограждане одной страны и общества должны жить вместе в мире и согласии, несмотря на различия между собой в своих религиозных убеждениях и верованиях. Более того, Мединская конституция рассматривает Людей Писания как неотъемлемую часть первого исламского общества. К примеру, некоторые пункты Мединской конституции утверждают:

1. Иудеи племени бану ауф являются частью мусульманской общины.

2. У иудеев своя религия, у мусульман – своя.

3. Остальные иудейские племена обладают такими же правами, как и племя бану ауф.

Сотрудничество современных мусульман с представителями других конфессий в общественной жизни

Относительно вопроса «Аль-Валяа», очевидно, что нет ничего противоречащего Исламу в том, чтобы прибегать к некоторым видам сотрудничества между мусульманами и немусульманами в мирских делах. Кроме того, жизненный путь Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) изобилует примерами того, как он по-доброму относился к последователям иных конфессий в Мекке и Медине. Он принимал участие в ряде военно-политических союзов, договоров и соглашений, которые преследовали своей целью устранение несправедливости и отражение агрессии. В добавление к этому он организовывал помощь страдающим от голода и бедствий. В соответствии с пунктами Мединской конституции жители Медины должны были сотрудничать в установлении справедливости, поддержке друг друга, совместном отражении агрессии и взаимной помощи в праведных деяниях.

Таким образом, становится очевидным, что общее сотрудничество в мирских делах охватывает собой всех сограждан, которых объединяет единая судьба, соседские отношения, а иногда и родство. Ведь, как следует из Корана и Сунны, Ислам – религия милосердия, справедливости и праведности. Одной из основных целей исламского права является достижение пользы и отведение вреда как на межличностном, так и на уровне всего общества. При этом современные мусульмане, живущие в странах с развитой политической и гражданской системой, к каковой стремится и Российское государство, пользуются всеми благами и правами, которые в них гарантируются. Соответственно они должны взять на себя в этих обществах и определенные обязательства. Если они не готовы исполнять обязательства, возлагаемые на них, они не могут претендовать и на то, чтобы пользоваться правами в полном объеме, поскольку права обеспечиваются взаимными обязательствами.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что сотрудничество мусульман с согражданами, исповедующими другую религию, в решении общественных проблем, обеспечении безопасности и процветания общества, в котором они проживают, в соответствии с целым рядом фетв, изданных Европейским советом по фетвам и исследованиям, является обязанностью мусульман. Тем более что данный вид сотрудничества, направленного на распространение в обществе блага, укрепление его безопасности, процветания и устранение вреда, соответствует предписанию Всевышнего Аллаха: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Коран, 5:2).



18 комментариев


  1. Казах
    (28.11.2011 13:26) #
    0

    «Аллах не запрещает вам

    быть добрыми и справедливыми с теми,

    которые не сражались с вами из-за религии

    и не изгоняли вас из ваших жилищ.

    Воистину, Аллах любит беспристрастных»

    (Коран, 60:8)

    Не Американцы, и не Британцы не сражались с нами из-за религии, и не Англо-Саксы изгоняли нас, Казахов, из наших жилищ.

  2. Марат
    (28.11.2011 15:24) #
    0

    В приведенных доказательствах,я не где не увидел прямого ответа или доказательсва что халяль выбирать себе в правители того кафира,который лучше для мусульман!Кто сделал толкование Курана здесь ? В примерах из жизни пророка(с.а.в.с.) не где не увидел того чтоб он голосовал за кафира!

  3. Марат
    (28.11.2011 15:25) #
    0

    Влевать вместе при защите государства и голосовать за кафира--разные вещи!

  4. (28.11.2011 16:18) #
    0

    "Передается, что когда во время действия Худайбийского мирного договора Пророк узнал о том, что жителей Мекки поразил голод, он отправил им 500 динаров, для того, чтобы они смогли закупить провизию для бедных и нуждающихся. И это несмотря на то, что те, кому он решил оказать помощь, были как раз теми людьми, что изгнали его из Мекки и препятствовали его возвращению в нее."

    В какой сире это передается?

  5. (28.11.2011 16:24) #
    0

    "На основе данных трех пунктов первое поколение мусульман старалось взаимодействовать и сотрудничать с людьми, проживающими с ними в одном обществе, представителями других вероисповеданий, вместе сражаясь против любого агрессора и мятежника. Именно таким образом сподвижниками было установлено мирное сосуществование с иными социальными общинами и группами в рамках одного общества."

    Естественно исламское государство должно заботиться о своих гражданах,не важно какого они вероисповедания.В этом и есть забота о людях,Аллах субханаху уа тааля ниспослал руководство для всех людей,милость Свою,только пользоваться ею(Коран) не хотят кяфиры.
    И действительно где хоть раз наш Посланник выбирал кяфира в правители или сподвижники??не было таково никогда!!!

  6. mirovingin
    (28.11.2011 16:30) #
    0

    мария твои слова лишь подтверждают тот факт что мусульмане не могут быть полноценными членами немусульманского общества.мусульмане-это пятая колонна мтежников и джихадистов!

  7. Джафар
    (28.11.2011 17:05) #
    0

    "В приведенных доказательствах,я не где не увидел прямого ответа или доказательсва что халяль выбирать себе в правители того кафира,который лучше для мусульман!"- Нет у них доказательств. Поэтому приводят примеры из области взаимоотношений мусульман с не мусульманами, а не из области управления.

  8. Друг полей
    (28.11.2011 17:39) #
    0

    1) Поддержка византийцев против персов
    2) Поддержка негуса против его оппонентов
    3) Работа Юсуфа(а.с.) в гос.структурах Древнего Египта
    И потом вы не понимаете, что вы В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ поддерживаете правителя кафира. Если вы не голосуете, ваш бюллетень используют в пользу ЕР. Так, что можно смело сказать Мария и Джафар за Путина!!!

  9. Джафар
    (28.11.2011 19:20) #
    0

    Дорогой брат, по поводу первых двух пунктов тебе уже ответили в другой теме (Хотя сомневаюсь в том, что наши муфтии следуют салафитским фетвам). По поводу третьего скажу, что мы должны следовать Шариату Мухаммада(с.а.с.).
    Голосую на выборах мы не только совершаем грех, но и В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ поддерживаем правителя кафира.

  10. фарук
    (28.11.2011 21:18) #
    0

    Где сказано, что мы совершаем грех Джафар

  11. Юнус
    (28.11.2011 21:21) #
    0

    Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан,Туркмения, Узбекистан передают привет.

  12. Друг полей
    (28.11.2011 22:15) #
    0

    Я оставляю этот бессмысленный спор. Все уже высказали свои мнения, а переубедить кого-то дело беспреспективное. Мне достаточно, того, что я увидел в Коране и Сунне по этому поводу, мнения самых разных ученных самых разных направлений(только сегодня прочитал фетву Ибрахима Десаи крупного ханафитского алима), да и элементарного здравого смысла. Кто-то считает иначе? Ну что поделаешь, свою голову на чужие плечи не пересадишь.

  13. Джафар
    (28.11.2011 23:06) #
    0

    Приведу слова того же А. Мустафина:-"С правовой точки зрения, голосование будет являться меньшим из двух зол (اهون البليتين)". То есть о том, что это зло никто не спорит. Другое дело, что они не понятно зачем дозволяют этот грех, не уместно используя шариатское правило "выбора меньшего из двух зол". Кстати, салафитские учёные точно также дозволили своим правителям хранить сбережения в западных банках (ростовщичество).

  14. Ринату
    (29.11.2011 00:36) #
    0

    Не понимаю Рината, он нарочно это делает, или это случайность?

    Что не статья, то обязательно призыв к смуте и не повиновению Амиру (поддержка ПНС в Ливии, Сирии и т.д.), призыв к совершению Ширка и повиновению в свою очередь кафирам (через голосование в конституции, основанной на Ширке).

    Скажите Ринат, вы так ошибаетесь регулярно или за этими призывами стоит чья то "добрая воля"?

  15. Кремлю
    (29.11.2011 08:38) #
    0

    Кремль не идёт на диалог - вот и начинается обострение.

  16. Abu AbdulAziz
    (29.11.2011 21:36) #
    0

    Опровержение доводов тех кто разрешает принимать участие в демократической религии
    http://sunnaonline.com/manhadj/situaciyavmire/704-2011-10-13-02-29-17
    Шейх Альбани о хукме участия в выборах и демократии
    http://www.youtube.com/watch?v=emchbUfI63g&feature=player_embedded
    Шейх Сами аль-Араби: "Истинная сущность демократии"
    http://www.youtube.com/watch?v=tFQSGyDfyfU

  17. issa
    (30.11.2011 10:25) #
    0

    Не глупый парень вроде, а такую пургу метёт, не видно не зги. Если мой сосед исповедует другую отличную от моей религию, оставаясь при этом добропорядочны соседом, мой долг поддерживать с ним хорошие отношения. Более того, это моя обязанность, как истинного мусульманина. Но если этот сосед пришёл ко мне домой, к тому же без приглашения, с бутылкой водкой и со шматом сало уселся за стол начинает меня учить как мне жить, что мне есть, в какие одежды носить нам и нашим женщинам. То в этом случе, из

  18. issa
    (30.11.2011 10:30) #
    0

    То в этом случае извините Ринат, все ваши доводы не стоyaт и ломанного гроша.

  19. Гость
    (17.01.2012 01:08) #
    0

    Комментарий удален модератором.