Участие российских мусульман в политике. Дозволено или нет?

«Аллах не запрещает вам

быть добрыми и справедливыми с теми,

которые не сражались с вами из-за религии

и не изгоняли вас из ваших жилищ.

Воистину, Аллах любит беспристрастных»

(Коран, 60:8)

Мусульмане России по мере роста религиозного сознания и желания соблюдать предписания Ислама во всех жизненных сферах и ситуациях все чаще сталкиваются с весьма щепетильными для себя вопросами в экономической, общественной и политической сферах. Одним из крайне запутанных для современных мусульман является вопрос дозволенности или недозволенности их участия в политической жизни, хождения на выборы, сотрудничества с представителями других конфессий в решении тех или иных общественных проблем.

Очень часто из среды молодых мусульман раздаются голоса о том, что мусульмане должны полностью игнорировать совместное с немусульманами решение общественных проблем, не принимать никакого участия в политической жизни страны, поскольку она строится не на исламских принципах. Однако подробное изучение жизненного пути Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) приводит нас к совершенно иным выводам.

Принцип «Аль-Валяа» как проявление дружелюбия к тем, кто исповедует иную религию

Размышляя о пути Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), мы можем отметить для себя замечательные примеры для подражания, установленные им самим, которые разъясняют, что развитие сотрудничества с представителями иных религий в мирских делах для мусульман не только дозволено, но и поощряется. И поощряется настолько, насколько это сотрудничество приносит пользу мусульманам и помогает установить справедливость или противостоять нечестию. Одним из основных принципов, на основе которых Пророк Мухаммад выстраивал сотрудничество с последователями других конфессий, является принцип «Аль-Валяа» – проявление дружелюбия. Данный принцип делится на два вида:

1. Аль-Валяа в религиозных делах и в вопросах вероубеждения. Данная сфера касается веры в Аллаха и избегания других учений, которые противоречат идее Единственности Бога. Этот вид «Аль-Валяа» должен проявляться только по отношению к Аллаху, Его Посланнику (мир ему и благословение Всевышнего) и верующим. Аллах Всевышний говорит по этому поводу: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят и преклоняются» (Коран, 5:55).

2. Аль-Валяа в мирских вопросах. Данная сфера касается взаимоотношений между людьми, живущими в одном и том же обществе или между различными сообществами, вне зависимости от расстояния между ними или религии. Мусульманам дозволено вступать с последователями иных религий в торгово-экономические отношения, мирные переговоры и соглашения согласно правилам и условиям, существующим в тех странах. Сборники правовых положений по фикху содержат много упоминаний о такого рода отношениях.

Участие Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в общественной жизни Мекки и Медины

На протяжении всей своей жизни, до и после начала пророческой миссии Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) принимал участие во многих событиях общественной жизни Мекки и Медины:

1. Война беззакония. Это была война, развязанная некоторыми арабскими племенами, осквернившими Каабу в священные месяцы, против которых жители Мекки были вынуждены выступить, чтобы защитить Храм. Этот шаг для мекканцев являлся логическим следствием обычаев, которые они унаследовали из религии Ибрахима (мир ему). Эта война длилась четыре года, а возраст Пророка в тот период был около 15–19 лет. Он участвовал в этой войне плечом к плечу со своими дядями, защищая их от вражеских ударов. Посланник Аллаха принимал участие в этой войне из чувства долга о защите своей Родины, дабы отразить агрессию и устранить несправедливость.

2. Союз чести. Этот союз был организован в доме одного из сподвижников между крупнейшими родами Мекки. Одним из пунктов соглашения явилась договоренность поддерживать любого притесняемого в Мекке, вне зависимости от его происхождения или цели прибытия в Мекку. Они поклялись в том, что будут помогать таким людям в защите и восстановлении их прав. В начале своей пророческой миссии Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал по поводу этого союза: «Если бы меня пригласили к участию в подобном союзе после появления и распространения Ислама, я бы обязательно это сделал». Комментируя данное участие Пророка в подобном союзе, шейх Мухаммад аль-Газали сказал: «Противостояние угнетателю, каким бы жестоким он ни был, поддержка угнетенного, каким бы незнатным и презренным он ни был, полностью соответствуют духу Ислама, предписывающего одобряемое и запрещающего порицаемое, призывающего строго придерживаться норм, установленных Аллахом».

Ислам преследует цель положить конец несправедливости вне зависимости от того, свершается ли она на межличностном уровне, или же она распространена в качестве общепринятой политики на уровне международном. Участие Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) в «Союзе чести» указывает на то, что он, не смущаясь того, воспринимал себя, как неотъемлемую часть мекканского общества. Кроме того, Пророк прекрасно осознавал, что, если угнетение или разные формы несправедливости не будут устранены, они могут полностью подорвать и разложить человеческое общество.

3. Реакция Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) на призывы о помощи. Человеческое и гуманное отношение Пророка к жителям Мекки не ограничивалось только периодом, когда он жил бок о бок с ними в одном городе. Подобное отношение было сохранено даже тогда, когда Посланник Аллаха был вынужден покинуть Мекку и переселиться в Медину, а также после установления в Медине исламского правления. Когда бедствия обрушились на жителей Мекки, он поспешил протянуть им руку помощи. Передается, что когда во время действия Худайбийского мирного договора Пророк узнал о том, что жителей Мекки поразил голод, он отправил им 500 динаров, для того, чтобы они смогли закупить провизию для бедных и нуждающихся. И это несмотря на то, что те, кому он решил оказать помощь, были как раз теми людьми, что изгнали его из Мекки и препятствовали его возвращению в нее.

Мединская конституция

Рассматривая положения Мединской конституции и анализируя отношения между мусульманами, иудеями и арабскими язычниками, которые составляли основное население Медины после переселения туда мусульман, можно отметить, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) подчеркивал важность заботы о безопасности того общества, в котором проживают мусульмане. Так, Мединская конституция утверждает следующие общие обязанности для жителей города, вне зависимости от религиозной принадлежности, расы или положения в обществе:

1. Они (подписавшие данный общественный договор) должны поддерживать друг друга в случае нападения на любого из них.

2. Они вместе должны отражать агрессию.

3. Они вместе должны сражаться против любого врага, напавшего на Медину.

На основе данных трех пунктов первое поколение мусульман старалось взаимодействовать и сотрудничать с людьми, проживающими с ними в одном обществе, представителями других вероисповеданий, вместе сражаясь против любого агрессора и мятежника. Именно таким образом сподвижниками было установлено мирное сосуществование с иными социальными общинами и группами в рамках одного общества.

Эта форма «Аль-Валяа» подпадает под тот вид, который мы прежде обозначили, как «Аль-Валяа в мирских делах». Он утверждает, что сограждане одной страны и общества должны жить вместе в мире и согласии, несмотря на различия между собой в своих религиозных убеждениях и верованиях. Более того, Мединская конституция рассматривает Людей Писания как неотъемлемую часть первого исламского общества. К примеру, некоторые пункты Мединской конституции утверждают:

1. Иудеи племени бану ауф являются частью мусульманской общины.

2. У иудеев своя религия, у мусульман – своя.

3. Остальные иудейские племена обладают такими же правами, как и племя бану ауф.

Сотрудничество современных мусульман с представителями других конфессий в общественной жизни

Относительно вопроса «Аль-Валяа», очевидно, что нет ничего противоречащего Исламу в том, чтобы прибегать к некоторым видам сотрудничества между мусульманами и немусульманами в мирских делах. Кроме того, жизненный путь Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) изобилует примерами того, как он по-доброму относился к последователям иных конфессий в Мекке и Медине. Он принимал участие в ряде военно-политических союзов, договоров и соглашений, которые преследовали своей целью устранение несправедливости и отражение агрессии. В добавление к этому он организовывал помощь страдающим от голода и бедствий. В соответствии с пунктами Мединской конституции жители Медины должны были сотрудничать в установлении справедливости, поддержке друг друга, совместном отражении агрессии и взаимной помощи в праведных деяниях.

Таким образом, становится очевидным, что общее сотрудничество в мирских делах охватывает собой всех сограждан, которых объединяет единая судьба, соседские отношения, а иногда и родство. Ведь, как следует из Корана и Сунны, Ислам – религия милосердия, справедливости и праведности. Одной из основных целей исламского права является достижение пользы и отведение вреда как на межличностном, так и на уровне всего общества. При этом современные мусульмане, живущие в странах с развитой политической и гражданской системой, к каковой стремится и Российское государство, пользуются всеми благами и правами, которые в них гарантируются. Соответственно они должны взять на себя в этих обществах и определенные обязательства. Если они не готовы исполнять обязательства, возлагаемые на них, они не могут претендовать и на то, чтобы пользоваться правами в полном объеме, поскольку права обеспечиваются взаимными обязательствами.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что сотрудничество мусульман с согражданами, исповедующими другую религию, в решении общественных проблем, обеспечении безопасности и процветания общества, в котором они проживают, в соответствии с целым рядом фетв, изданных Европейским советом по фетвам и исследованиям, является обязанностью мусульман. Тем более что данный вид сотрудничества, направленного на распространение в обществе блага, укрепление его безопасности, процветания и устранение вреда, соответствует предписанию Всевышнего Аллаха: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Коран, 5:2).



комментариев