Конструирование исламского пространства

Перед лидерами мусульман, всеми мусульманами России встает задача целенаправленного управления теми возможностями, которые дарует Всевышний. В науке эта задача управления открывающимися возможностями для достижения собственных целей именуется «социальным конструированием» или «конструированием социальной реальности».

Иными словами, если желаемое состояние дел, если желаемый уровень развития общества не возникают сами по себе, то их надо строить, конструировать, создавать самому, но с учетом естественных законов развития общества, шариатской и вселенской Сунны, определенной Всевышним Аллахом. Социальное конструирование учит людей не просто жить в обществе, учитывая и используя те условия, которые существуют вокруг них, но жить целенаправленно управляя процессом создания условий. - Условий, которые будут способствовать решению наших задач, которые будут помогать нам в достижении своих целей. То есть, фактически создавать, созидать то общество, в котором проблемы мусульман решались бы, а не игнорировались.

Иными словами, социальное конструирование учит нас строить то общество, которое нам нужно, а не слепо подчиняться и смиряться с тем положением, которое существует вокруг нас сегодня. Потому что, если мы не участвуем в конструировании своей модели, значит, нам навязывают чужую иные люди и силы.

При этом, надо признать, потенциала мусульманских организаций, даже всех самых прогрессивных из них вместе взятых, уже катастрофически не хватает для ответа на все встающие перед ними и перед российскими мусульманами вызовы. Не получается даже решить проблему нехватки мечетей в крупных российских мегаполисах. Не говоря уже о сегодняшнем уровне развития сферы исламского книгопечатания, предоставления халяльного питания, исламского образования, удовлетворения потребности в информации, общественной, интеллектуальной и культурной работы.

Официальные лидеры российских мусульман не справляются со стремительно развивающейся ситуацией, не успевают адекватно отвечать на развивающиеся на наших глазах процессы. Оттого перед ними встает задача уже не просто самостоятельного конструирования социального исламского пространства, а конструирования, создания новой исламской элиты, актива, общины, чьи энергия и потенциал помогут решить эти задачи.

Иными словами, российским официальным мусульманским лидерам стоит открыть стены и двери своих учреждений перед верующими специалистами в области самых разных наук, прежде всего общественных, перед невостребованными до сих пор знатоками Шариата, перед общественными деятелями и молодежью. Им стоит сделать процессы управления делами мусульман предельно открытыми, конкурентными и демократическими. Иначе Аллах все равно заменит их на других людей…

Конструирование, рост и укрепление мусульманского гражданского общества должно происходить по более или менее цивилизованному апробированному образцу. Большую роль следует отвести защите прав и другим формам законной, юридически оформленной деятельности. Центры развития, модернизации могут принять формы местного самоуправления, благотворительных обществ, интеллектуальных клубов и пр.

Уже не первое десятилетие говорится о необходимости объединения мусульман. Но объединение людей просто так невозможно. Необходима какая-либо специфическая структура, организационный костяк, в который бы вливались массы. Без такой структуры не возможна нормальная жизнь народа.

Эта первичная ячейка мусульманского общества есть центр развития. Конструирование должно идти как раз в этом направлении.

Сегодня мусульмане не имеют действенной защиты своих интересов. Трудно идет формирование самостоятельной, независимой от государства системы жизнеобеспечения.

Современным российским мусульманам часто не хватает социальной активности, лидерских качеств, самодисциплины, способности работать в команде. Брать на себя ответственность и совершать решительные, подчас непривычные действия. К тому же решительность и инициативность в защите благих целях в нашем обществе порой подавляется сверху.

Что же нужно для создания центров развития? Группа людей, которая доверяет и относится с симпатией друг к другу. Возможно, это группа каких-либо единомышленников. И эти люди должны быть способны воплотить свое неравнодушие в действиях. Другое, что абсолютно необходимо - это наличие лидера (или лидеров). Третье - наличие материальных средств, на которые, помимо своих собственных, можно было бы рассчитывать.

Этими центрами могут быть муфтияты. Могут быть и общественные мусульманские организации. Не в названии и форме дело.

Но далеко не все существующие в России мусульманские организации являются коллективами развития и не все способны ими стать. Но только те, при которых существуют разветвленные коллективы поддерживающих друг друга людей. Людей, делающих важную совместную работу. Либо же просто поддерживающих друг друга.

Например, центром развития или приближающейся к таковому можно назвать общину московской мечети на Поклонной горе, Саратовский или Нижегородский муфтият, фонд "Солидарность" и др. При них действует достаточно сплоченные общины верующих. На их основе проводятся мероприятия, направленные на помощь не только членам общины, на развитие, на рост. Но нужно куда больше мечетей, муфтиятов, общин, которые станут центрами культуры, интеллекта, спорта, активности, солидарности, жизни, в конце концов.

Мусульмане должны постепенно превращать свои объединения в коллективы развития. Они должны начать оказывать друг другу всестороннюю помощь и поддержку. А не только во время конфликтов и проблем. Следует активнее помогать друг другу в трудоустройстве, приобретении жилья, судебных тяжбах, получении образования и пр.

Джемаль Шихаб, нынешний министр юстиции и вакуфов Кувейта, советует в этой связи: не надо создавать партию, создайте лучше совместную фирму, инвестиционный центр, фонд взаимопомощи. В основе любой социальной структуры лежат крепкие человеческие связи на самом базовом уровне.

Какова роль в этом всем правозащитного движения? Правозащитные группы и организации не являются центрами развития в чистом виде. Ведь последние защищают не права вообще, а обеспечивают нормальную жизнь. Спектр их деятельности гораздо шире чем, у правозащитных организаций. Это и экономическая поддержка своих членов, и совместный досуг и пр.

Но правозащитные организации могут выступать в роли таких коллективов. В большей степени правозащитные организации могут помочь центру развития в некоторых специфических видах деятельности. Таких, как юридическая защита, например.

Сейчас исламских центров развития крайне мало и они недостаточно эффективны. Но юристов среди нас хватает. Поэтому правозащитные организации могут выступать и как катализаторы появления и отчасти инкубаторы для них. Правозащитная организация может показать потенциальным членам коллектива необходимость его создания, необходимость самим себя защищать и модели движения вперед. Показать, как правильно отстаивать свои права. Помочь организационно в период становления.

Правозащитная организация может стать координирующим центром для нескольких или множества точек роста. Она организовывает их усилия для общего дела, помогает налаживать связи друг с другом, помогает согласовывать интересы, конструирует пространство.



23 комментариев


  1. (18.02.2012 14:10) #
    0

    Очень дельная статья. Я сам над этим постоянно думаю. Конечно, было бы идеальным, чтобы все мусульмане жили в исламском государстве, но, поскольку таковое Аллах Субхане ве Таале дает не всем мусульманам, последние должны же как-то обустраивать свою жизнь в тех условиях, которые им дал Всевышний. Центров и структур, которые потенциально могли бы служить центрами, о которых говорит автор, у нас много, их даже излишне много, в связи с чем в нашей среде и господствует хаос. А вот действительных, неформальных
    лидеров у нас по большому счету нет. Муфтии типа Т.Таджутдина, Р. Гайнутдина, равно как и возглавляемые ими структуры, на роль лидеров не годятся по той причине, что, во-первых они уже давно и прочно связали себя с властью (говорю это не в укор, ведь кому-то необходимо делать и эту работу), во-вторых, они не обладают авторитетом, охватывающим всех мусульман, даже волжско-уральских. В девяностых и нулевых годах потенциально были готовы встать во главе мусульман турецские хазреты и турецские лицеи, но кафирская власть быстро разглядела их и изгнала. На мой взгляд, татары в настоящий момент еще не созрели для выдвижения лидеров из своей среды (я подчеркиваю-пока), в связи с этим им нужно искать, хотя бы временно, наставников на стороне. И лучше всего на эту роль подходят турки. Ну а поскольку к последним относится с недоверием русская власть, нужно сломать это недоверие, переубедить русских, я считаю это возможных, хоть и требующим титанических усилий. Однако другого пути у нас нет, без наличия действительных и неформальных лидеров все наши начинания к желаемому результату не приведут, все наши усилия пойдут прахом.

    • (18.02.2012 17:28) #
      -1

      Дело не в татарах и даже не в турках. Смысл в отсутствии понятной идеологии. Куда двигаться мусульманам? Есть интеллектуально проработанные направления? Я знаю пока только один - Гюлена. С этим согласятся остальные мусульмане?

      • (18.02.2012 21:30) #
        3

        скажите, а что говорит Гюлен о христианах и иудеях? считает ли он их куффарами?

        • (19.02.2012 02:37) #
          -1

          Фетхуллах Гюлен – самый активный современный проповедник толерантности
          http://ru.fgulen.com/content/view/2299/19/
          Гюлен, как джадидист
          http://tatpolit.ru/category/zvezda/2009-02-26/1413
          Я сам еще не до конца разобрался, не знаю как и куда

          • (19.02.2012 04:05) #
            1

            очень вам советую не копаться глубже.
            это же суфизм, аузубиЛлях! вы рискуете совсем не туда забраться. приведенные ваши статьи тому подтверждение.
            ни одного далиля, голая философия! где такое в Исламе?
            "Ибо в сердце, в которое вошел ислам, есть место только для любви, симпатии и искренней привязанности – во имя Творца также ко всем, Им сотворенным." - что это такое?
            "Кто любит ради Аллаха и ненавидит ради Аллаха, и дает ради Аллаха, и отказывает ради Аллаха, у того стал полным его иман».(Хадис, Передал Абу Дауд, 4/656, назвал достоверным шейх Альбани, см. «Ас-сахиха», 380)

            «В ком есть три, то почувствует сладость имана: чтобы были Аллах и Его Посланник любимее ему, чем все остальное; чтобы любя человека, он не любил его кроме как ради Аллаха; и чтобы он ненавидел вернуться к куфру как он ненавидит быть брошенным в огонь». (Передал Бухари, 1/60, и ат-Тирмизи, 10/91)

            с какой стати мне любить (да еще ради Аллаха!) кяфиров, которые, увидев знамения Аллаха, не поверили в них? с какой стати мне не ненавидеть врагов Аллаха?
            "Воистину, неуверовавшие люди Писания и многобожники окажутся в огне Геенны и пребудут там вечно. Они являются наихудшими из тварей." Беййина, 5

            я вас очень прошу, не впадайте в заблуждение, Нур
            следуйте за Посланником Аллаха, салля Ллаху алейхи уа саллям. делайте то, что делал он, и да укрепит Аллах нас на прямом пути!...

            • (19.02.2012 04:35) #
              0

              Ваш совет не копаться глубже в принципе не выполним, вы хотите изменить суть человека. Абсурд!
              Человек думающий как раз способен оценить и применить такое неординарное событие в истории человечества, как Ислам.
              Дорога из ошибок и успехов это развитие общества. А вы предлагаете запереться в хижине, выстроенной несколько веков назад. При таком отношении мало какая наука будет халяльной, прямой путь в каменный век.

              • (19.02.2012 05:39) #
                1

                я только имею в виду хадис:
                Сообщается, что Абу Абдуллах ан-Ну'ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:"Я
                слышал, как посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: "Поистине, дозволенное очевидно и
                запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного
                представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей
                религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен
                пастуху пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка
                обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил
                людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти который, будучи хорошим, делает хорошим и всё
                тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком является сердце" (Аль-
                Бухари и Муслим)

                вы называете каменным веком путь первых праведников?
                что вы подразумеваете под хижиной? Коран был ниспослан более 14 веков назад, Сунна относится туда же. и, по-вашему, это значит, они могли устареть, и толкования, и выведенные тогда и после хукмы сегодня не актуальны, и нужно придумать новые? но касательно чего, например? намаза? поста? закята? или речь идет просто о новых гаджетах и вопросах их халяльности?
                это дело ученых-муджтахидов, которые должны выводить решения на основе Шариата на постоянно возникающие вопросы, это нормально, потому что жизнь динамична, а в Коране кроется ответ на любой вопрос, и решение всегда можно вывести.
                я что-то совсем не понимаю, что вы хотите сказать.
                голова закипает что-то.

  2. (18.02.2012 17:20) #
    -2

    "Конструирование, рост и укрепление мусульманского гражданского общества должно происходить по более или менее цивилизованному апробированному образцу".
    -------
    Если я правильно выделил ключевую фразу статьи, то необходимо растолкование. Может имеется ввиду неоджадидизм?
    Через официальные учреждения маловероятно. Где это видано, чтобы власть сама себе готовила конкурентную среду? Наоборот, идет полное переформатирование мусульманских учреждений и институтов.
    Без конкуретной экономической базы в мусульманском обществе в целом, а не только у российских мусульман, мечты пустые. На чем будет базироваться экономика? Как основу экономики - научнотехнический прогресс соединить с архаикой мирового мусульманского общества? Благодаря Реформации, католицизм был впристяжку вытащен из средневековья. Иначе бы остался в архаике. Готова ли мировая умма к Реформации? Если нет, тогда в чем основа развития и укрепления?

    • (18.02.2012 18:11) #
      1

      Нур, брат мой, не надо провадить аналогии, Ислам и католицизм слишком разные. Пока мусульмане полностью придерживались своей религии всё было в порядке и в экономике, и в науке, и в любой другой сфере. У них всё наоборот, поэтому нам нужна не реформация, а возврат к Исламу.

      • (18.02.2012 19:15) #
        -1

        Саад, скажи мне, что значит возврат к Исламу. Мы часто злоупотребляем философствованием и получаем гамму интерпретаций, в зависимости от своего невежества или образованности.
        У тебя есть способ синтеза в 21 веке ислама и космических технологий?

        • (18.02.2012 21:04) #
          4

          Нур, ассаляму алейкум. почему бы и нет?
          что в Исламе может помешать космическим технологиям? никогда в истории государство, правящее по Исламу, не отклоняясь от него, не мешало развитию науки, скорее наоборот, способствовало этому. создавало все необходимые условия для ее процветания.
          или вы тоже допускаете мысль, что Ислам сегодня неприменим? тогда вам следует задуматься над вашим иманом, потому что ниспосланный от Аллаха, Господа миров, Коран никогда не устареет. и мусульмане не нуждаются ни в каких заимствованиях из несовершенных и ошибочных систем, придуманных людьми. потому что у мусульман в руках - система, никогда не устаревающая и всегда актуальная, только применяя которую они могут подняться.

          • (19.02.2012 02:49) #
            0

            Сомнения не в Коране, а в нас самих. Насколько правильно мы следуем ему. И как это правильно? Если бы не было эпохи великих культурных и научных достижений в мусульманском мире тысячу лет назад, можно было сомневаться не только в нас. Значит беда в нас самих.

            Какое государство новейшей истории человечества правящее по Исламу имело развитую науку и производство? Есть такой опыт?

            Хорошая статья, но все равно ответов нет.
            http://idmedina.ru/books/history_culture/?2546

            • (19.02.2012 03:46) #
              0

              а вы мне вообще назовите хотя бы одно государство в новейшей человеческой истории, правящее по Исламу. лично я таких не знаю (если бы были, тогда бы они были преуспевшими,- это так, "если че").

              мне жаль тех, кто читает и принимает подобные ошибочные суждения. брат, надеюсь вы не принимаете все, что там написано, на веру?
              мусульмане пришли в упадок потому, что оставили иджтихад, прекратилось выведение решений по Шариату (а это произошло по нескольким причинам). тогда они не знали, как реагировать на изменяющуюся действительность, они отошли от Ислама. они увидели "виной" упадка Ислам (как в статье Бигиева), а не то, что отошли от него. и это на самом деле ясно как день для размышляющих мусульман.

              а вам оочень советую покаяться, ведь вы только что усомнились в том, что именно Ислам - решение проблем. ведь этому ну столько доказательств, что их обычно приводят неверным при дагвате, а тут, вроде как мусульмане, да еще и сами нуждаются... вы, подобно тем, чьи мысли привели к окончательному падению уммы, считаете, что выход - в введении кяфирских законов. вы что, не верите, что Коран от Аллаха, и он совершенен на все времена? а верите, что человеческие законы правильны?

              "принимать решение принадлежит только Аллаху"
              (6:57)
              "Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью". (4:65)
              просите прощения у Аллаха и размышляйте, ведь Он не просто так дал нам Коран, чтобы тот привел уверовавших людей к упадку. чем думаете-то?

              вот пока среди нас есть такие мусульмане, вряд ли мы хоть как-то сможем развиться...

              «Если Аллах окажет вам помощь, то нет победителя для вас, а если Он вас покинет, то кто же поможет вам после Него? На Аллаха пусть полагаются верующие!» [3:160]

              «А кто полагается на Аллаха, для того Он достаточен. Ведь Аллах доводит Свое дело. Сделал Аллах для каждой вещи меру». 65:3

              "Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников, кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки."(11:113)

              • (19.02.2012 03:59) #
                2

                Пчелы, 102 "Скажи, что Святой Дух (Джибриль) принес его (Коран) от твоего Господа с истиной, чтобы подкрепить уверовавших, а также как верное руководство и благую весть для мусульман."

              • (19.02.2012 04:19) #
                0

                Вы же выше написали, что "никогда в истории государство, правящее по Исламу, не отклоняясь от него, не мешало развитию науки..." Так я подумал, что знаете о чем пишите.
                Бигиева статью вы не поняли. Он не в Исламе видел причину упадка.
                Прежде чем каятся, надо понять в чем истина. Суть не в том, что подвергается сомнению Ислам, а в том, каким образом он трактуется. Может в этом и есть причина упадка.

                Я очень сомневаюсь, что Аллах ниспослал Коран тупым, не способным размышлять людям. В каждом слове, предложении заложена мысль, которую может еще предстоит по новому осмыслить. Догматизм вероятно одна из самых главных причин упадка.

                • (19.02.2012 05:55) #
                  3

                  так в НОВЕЙШЕЙ истории его и не было.
                  хотя, оно существовало еще 6 лет, почти формально, подобно тому, как Титаник еще некоторое время оставался на плаву, треснувший пополам.
                  перечитав статью, понимаю, что он, в принципе, отчасти винит суфийские взгляды. потому что они привели к отрешению от реальной действительности, что, по сути своей, противоречит Исламу. только вот он видит решение в другом. в то время, как именно Ислам и призывает к преуспеванию мусульман во всем, в т.ч. и науке, из чего следует, что выход - в возвращении к истинному Исламу, а не в перенятии западных путей "развития".
                  что называть "скованным разумом" - выведенные для облегчения не обладающих знаниями последователям хукмы, касаемо фикха? каким образом они ограничивают разум? или человек, воспевая непонятно какую свободу, должен читать намаз так, как он хочет, зачем вгонять себя в рамки мазхаба? зачем следовать выводам, к которым ученый-муджтахид пришел посредством тщательного изучения аятов, хадисов, решения сподвижников и сравнительного анализа? я правильно понимаю?
                  но может ли любой трактовать Коран? и должны ли мы отказаться от толкования предшественников?

    • (18.02.2012 23:47) #
      4

      Реформация привела к секуляризму, а также к переосмыслению европейцем своего места в системе координат Бог-человек-общество. В центре европейской системы - права человека, исламской - наши обязанности перед Аллахом. Надо ли напоминать градацию преступлений в исламе в зависимости от их тяжести? "Вытащить" ислам ценой, которую заплатила Европа? Вы смеетесь? Да, собственно, это не мы ислам должны "вытаскивать", а ислам нас. Джадидизм, неоджадидизм, реформация, исламский мейнстрим - красивые слова. А есть конкретика - построение экономической системы, правовых основ государства в соответствии с принципами ислама, чем сейчас и занимаются ученые - правоведы, экономисты. Пример: исламская экономика - в ней на сегодня многие видят альтернативу существующим экономическим моделям, обусловившим не один крах и обвал на рынках. Исламские облигации - сукук, спрос на которые иногда превышает предложение, система исламских налогов, исламское страхование - такафул, банковская деятельность, основанная не на ростовщичестве, а на реальных деньгах, на принципах партнерства и сотрудничества, заложенных в первых веках ислама, прекрасно сочетаются с космическими технологиями. Реформировать надо не ислам, а мозги этого самого "архаичного общества".

  3. (18.02.2012 19:59) #
    2

    статья очень и очень дельная! но можно ее сказать в двух словах: ребята из муфтията подвинтесь.насмену вам идет. далая лама из умеренного ислама. стрижка будет покрупному, на системном уровне. но думаю опоздали они лет на 20.арабская весна сметет все зачатки их лживой пропоганды раньше чем они успеют в серьез ею отравить массы.

  4. (18.02.2012 20:17) #
    2

    брат нур! космические технологии здесь непричем.а вот от невежества ,поподробнее: дело в том что весь исламский мир сегодня лихорадочно и зигзагообразно ищет
    пути возврата к исламскому образу жизни. но для российских мусульман эта мысль новая.так как мы никогда не жили под правлением ислама! нам только предстоит открыть эту тему для себя. вот этого и боятся авторы подобных статей. они всерьез расщитывают что эта буря пройдет мимо нас,как прошла в первый раз в 10х веках.

  5. (18.02.2012 23:03) #
    -4

    Какой далай-лама, куда должен подвинуться? какая арабская весна? что вы несете, абдуллахад. Научитесь сначала свое имя правильно писать.

  6. (19.02.2012 00:37) #
    3

    это хорошо что интересуешся брат. умеренный ислам имеет такое же отношение к исламу как и далай лама.
    потом. екатериновский муфтият на фоне возрождения ислама
    показал себя неспособным (устарел) справлятся с своими функциями.с нового учебного года миноброз-я внедряет уроки религии где миссионеры которых сейчас готовят в кувейте займут место духовных наставников на основе умеренного ислама.
    потом. арабская весна дала толчек всему миру,даже руская молодежь(удольцов и др)нескрывая воодушевляются
    эти подъемом.
    ну а с именем брат надо думать, занят был ник.

  7. (19.02.2012 05:30) #
    0

    Возникает вопрос, почему в числе других Центров развития Мухаметовым не названа организация "Ассоциация культурно-просветительских объединений Собрание" ? Нельзя сказать, что Мухаметов о деятельности "Собрания" не осведомлен. А ведь именно с этой площадки (образовываясь на площадке "Собрания") вышли в большую жизнь многие организации, в числе которых организация женщин-мусульманок "Голубушка", Фонд "Солидарность".

  8. (19.02.2012 20:24) #
    0

    Московский "Дар-ул Аркам", считаю, тоже можно отнести к площадкам объединения мусульман. Кстати, там в простой и доступной форме организован такой популярный формат потенциального экономического взаимодействия мусульман, как бесплатные объявления: просто пишешь в администрацию свое объявление и его публикуют на специальной доске на обозрение всех прихожан. Другим организациям также не помешало бы нечто подобное организовать, если еще не организовано.