Конструирование исламского пространства

Перед лидерами мусульман, всеми мусульманами России встает задача целенаправленного управления теми возможностями, которые дарует Всевышний. В науке эта задача управления открывающимися возможностями для достижения собственных целей именуется «социальным конструированием» или «конструированием социальной реальности».

Иными словами, если желаемое состояние дел, если желаемый уровень развития общества не возникают сами по себе, то их надо строить, конструировать, создавать самому, но с учетом естественных законов развития общества, шариатской и вселенской Сунны, определенной Всевышним Аллахом. Социальное конструирование учит людей не просто жить в обществе, учитывая и используя те условия, которые существуют вокруг них, но жить целенаправленно управляя процессом создания условий. - Условий, которые будут способствовать решению наших задач, которые будут помогать нам в достижении своих целей. То есть, фактически создавать, созидать то общество, в котором проблемы мусульман решались бы, а не игнорировались.

Иными словами, социальное конструирование учит нас строить то общество, которое нам нужно, а не слепо подчиняться и смиряться с тем положением, которое существует вокруг нас сегодня. Потому что, если мы не участвуем в конструировании своей модели, значит, нам навязывают чужую иные люди и силы.

При этом, надо признать, потенциала мусульманских организаций, даже всех самых прогрессивных из них вместе взятых, уже катастрофически не хватает для ответа на все встающие перед ними и перед российскими мусульманами вызовы. Не получается даже решить проблему нехватки мечетей в крупных российских мегаполисах. Не говоря уже о сегодняшнем уровне развития сферы исламского книгопечатания, предоставления халяльного питания, исламского образования, удовлетворения потребности в информации, общественной, интеллектуальной и культурной работы.

Официальные лидеры российских мусульман не справляются со стремительно развивающейся ситуацией, не успевают адекватно отвечать на развивающиеся на наших глазах процессы. Оттого перед ними встает задача уже не просто самостоятельного конструирования социального исламского пространства, а конструирования, создания новой исламской элиты, актива, общины, чьи энергия и потенциал помогут решить эти задачи.

Иными словами, российским официальным мусульманским лидерам стоит открыть стены и двери своих учреждений перед верующими специалистами в области самых разных наук, прежде всего общественных, перед невостребованными до сих пор знатоками Шариата, перед общественными деятелями и молодежью. Им стоит сделать процессы управления делами мусульман предельно открытыми, конкурентными и демократическими. Иначе Аллах все равно заменит их на других людей…

Конструирование, рост и укрепление мусульманского гражданского общества должно происходить по более или менее цивилизованному апробированному образцу. Большую роль следует отвести защите прав и другим формам законной, юридически оформленной деятельности. Центры развития, модернизации могут принять формы местного самоуправления, благотворительных обществ, интеллектуальных клубов и пр.

Уже не первое десятилетие говорится о необходимости объединения мусульман. Но объединение людей просто так невозможно. Необходима какая-либо специфическая структура, организационный костяк, в который бы вливались массы. Без такой структуры не возможна нормальная жизнь народа.

Эта первичная ячейка мусульманского общества есть центр развития. Конструирование должно идти как раз в этом направлении.

Сегодня мусульмане не имеют действенной защиты своих интересов. Трудно идет формирование самостоятельной, независимой от государства системы жизнеобеспечения.

Современным российским мусульманам часто не хватает социальной активности, лидерских качеств, самодисциплины, способности работать в команде. Брать на себя ответственность и совершать решительные, подчас непривычные действия. К тому же решительность и инициативность в защите благих целях в нашем обществе порой подавляется сверху.

Что же нужно для создания центров развития? Группа людей, которая доверяет и относится с симпатией друг к другу. Возможно, это группа каких-либо единомышленников. И эти люди должны быть способны воплотить свое неравнодушие в действиях. Другое, что абсолютно необходимо - это наличие лидера (или лидеров). Третье - наличие материальных средств, на которые, помимо своих собственных, можно было бы рассчитывать.

Этими центрами могут быть муфтияты. Могут быть и общественные мусульманские организации. Не в названии и форме дело.

Но далеко не все существующие в России мусульманские организации являются коллективами развития и не все способны ими стать. Но только те, при которых существуют разветвленные коллективы поддерживающих друг друга людей. Людей, делающих важную совместную работу. Либо же просто поддерживающих друг друга.

Например, центром развития или приближающейся к таковому можно назвать общину московской мечети на Поклонной горе, Саратовский или Нижегородский муфтият, фонд "Солидарность" и др. При них действует достаточно сплоченные общины верующих. На их основе проводятся мероприятия, направленные на помощь не только членам общины, на развитие, на рост. Но нужно куда больше мечетей, муфтиятов, общин, которые станут центрами культуры, интеллекта, спорта, активности, солидарности, жизни, в конце концов.

Мусульмане должны постепенно превращать свои объединения в коллективы развития. Они должны начать оказывать друг другу всестороннюю помощь и поддержку. А не только во время конфликтов и проблем. Следует активнее помогать друг другу в трудоустройстве, приобретении жилья, судебных тяжбах, получении образования и пр.

Джемаль Шихаб, нынешний министр юстиции и вакуфов Кувейта, советует в этой связи: не надо создавать партию, создайте лучше совместную фирму, инвестиционный центр, фонд взаимопомощи. В основе любой социальной структуры лежат крепкие человеческие связи на самом базовом уровне.

Какова роль в этом всем правозащитного движения? Правозащитные группы и организации не являются центрами развития в чистом виде. Ведь последние защищают не права вообще, а обеспечивают нормальную жизнь. Спектр их деятельности гораздо шире чем, у правозащитных организаций. Это и экономическая поддержка своих членов, и совместный досуг и пр.

Но правозащитные организации могут выступать в роли таких коллективов. В большей степени правозащитные организации могут помочь центру развития в некоторых специфических видах деятельности. Таких, как юридическая защита, например.

Сейчас исламских центров развития крайне мало и они недостаточно эффективны. Но юристов среди нас хватает. Поэтому правозащитные организации могут выступать и как катализаторы появления и отчасти инкубаторы для них. Правозащитная организация может показать потенциальным членам коллектива необходимость его создания, необходимость самим себя защищать и модели движения вперед. Показать, как правильно отстаивать свои права. Помочь организационно в период становления.

Правозащитная организация может стать координирующим центром для нескольких или множества точек роста. Она организовывает их усилия для общего дела, помогает налаживать связи друг с другом, помогает согласовывать интересы, конструирует пространство.



комментариев