Бедность и угроза неверия. Современное понимание хадиса

Тема бедности и нищеты в Исламе не ограничивается только заявлениями о том, что мусульманин должен стараться обеспечить достойный уровень жизни своей семье и близким. На самом деле бедность и нищета в Исламе рассматриваются как одна из самых опасных угроз вере. Эта угроза настолько велика, что напрямую граничит с неверием (куфром).

Опровержение мифов

Пропагандистские заявления недоброжелателей мусульман о том, что Ислам — это религия бедности, что он призывает верующих к прозябанию в нищете, что он является основной причиной отсталости, невежества и бедности мусульманских стран — не выдерживают никакой критики.

Любому, мало-мальски знакомому с Исламом, известно, что он, наоборот, призывает к процветанию, достижению благоденствия, как в отношении отдельных верующих, так и для целых народов и цивилизаций. История блистательной исламской цивилизации — лучшее тому подтверждение. А причина сегодняшней бедности некоторых мусульманских стран — не в Исламе, а в мусульманах, которые отошли от соблюдения предписаний своей религии.

Шейх Ахмад аш-Шарбаси, специалист по вопросам вероубеждения и философии, профессор университета аль-Азхар утверждает, что Ислам стремится создать сильное и обеспеченное общество, в котором каждый его представитель имел бы возможность в полной мере наслаждаться достойным уровнем жизни и щедротами Аллаха.

Аллах Всевышний четко обозначил эту позицию в Своей Книге: «О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно» (Коран, 23:51). При этом обратное состояние общества, то есть бедность, необеспеченность, нищета и пребывание в нужде в Исламе рассматриваются как порок, который мусульманам необходимо, во что бы то ни стало, устранить.

Более того, Коран упоминает избавление от нищеты в качестве величайшей милости Аллаха, которую Он оказал Своему Посланнику (мир ему и благословение): «Разве Он не нашел тебя сиротой и не дал тебе приют? Он нашел тебя заблудшим и повел прямым путем? Он нашел тебя бедным и обогатил?» (Коран, 93:6−8).

Призыв к обеспеченности

Сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение) постоянно взывал к Аллаху с мольбой, в которой произносил: «О Аллах, я прибегаю к Тебе от неверия и нищеты, прибегаю к Тебе от могильных мук, и нет бога, кроме Тебя». Он также говорил одному из своих сподвижников, чтобы тот заботился об увеличении своего состояния, поскольку для мусульманина быть обеспеченным лучше, нежели пребывать в нищете и побираться по людям.

Если бы богатство было чем-либо непристойным или порочным, разве стал бы просить об этом Посланник Аллаха (мир ему и благословение) у своего Господа, или призывать к этому своих сподвижников? Более того, Пророк (мир ему и благословение) обозначил защиту мусульманином своей собственности настолько богоугодным делом, что сказал: «Кто был убит при защите своего имущества, тот шахид».

На выдвигаемые некоторыми мусульманами возражения о том, что Коран и Сунна порицают накопление богатства и поощряют бедность, шейх аш-Шарбаси отвечает, что порицается слепое, безудержное накопление богатства и складывание его мертвым грузом. Что же касается религиозных текстов, якобы поощряющих бедность, то они касаются отнюдь не поощрения бедности, но укрепления веры тех, кого она постигла.

Действительно, бывают ситуации, когда человек ищет возможность заработать, но не находит ее. Когда его постигает бедность, из которой он при всех своих стараниях не может вырваться. Или когда его постигает предопределение Аллаха из Его наказания или испытания, и человек лишается своего имущества.

Именно подобных ситуаций касаются аяты и хадисы, которые призывают верующих проявлять должное терпение в перенесении испытаний бедностью, наряду с приложением всех возможных усилий к тому, чтобы вырваться из этого состояния: «Не слабейте и не печальтесь, в то время как вы стоите выше, если вы действительно являетесь верующими» (Коран, 3:139).

Бедность — на грани неверия

При этом отношение Ислама к бедности настолько однозначное и жесткое, что один из праведнейших сподвижников Пророка (мир ему и благословение) Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) произнес: «Если бы бедность была человеком, то я бы ее убил». Однако ключевым в этом отношении, конечно же, является хадис самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который сказал: «Бедность близка к тому, чтобы стать неверием».

На самом деле, бедность всегда была одной из самых опасных угроз для вероубеждения человека. Особенно тогда, когда с ней соседствовала непозволительная роскошь и расточительство. В подобной ситуации в сердце бедного человека, пытающегося изо всех своих сил справиться с постигшей его нищетой, может зародиться сомнение в справедливости предопределения Аллаха.

Подобные сомнения весьма опасны для веры человека. Особенно, когда она слаба, а сил справиться с бедностью не хватает. Будучи бессильным побороть свои сомнения и свою нищету, человек зачастую бывает готов преступить запреты Аллаха, пойти на воровство, торговлю собственным телом, а иногда — собственными убеждениями и религией.

В современном мире бедность мусульманина особенно опасна. Поскольку именно сегодня непомерное богатство магнатов и олигархов, в отличие от прошлого, не ограничивается простой направленностью на собственное увеличение. Это богатство работает на то, чтобы через кино, музыку, телевидение, рекламу порождать по всему миру неуемную жажду подобной же роскоши и подобного же расточительного образа жизни.

При этом именно в наш век западная цивилизация начала навязывать мусульманам убеждение, что бедность мусульман, якобы, является порождением их приверженности остаткам мусульманских традиций и следствием нежелания порвать со своей верой, как это сделала Европа в эпоху Возрождения. В то время как причина бедности — недостаточное следование предписаниям Ислама.

Сегодня всему миру навязывается убеждение, что невозможно праведным путем достичь богатства. Что для того, чтобы разбогатеть, якобы, обязательно необходимо быть готовым торговать всем, что осталось у человека — совестью, принципами, убеждениями и верой.

Именно поэтому мусульмане из бедных регионов подвергаются невероятным искушениям, когда богатые протестантские проповедники, западные научные и идеологические фонды предлагают им невероятные для бедняка деньги в качестве поддержки, грантов и подарков. Но только при условии, если он порвет с прежними убеждениями и полностью примет продвигаемые ими ценности.

Круг замыкается, и пророчество Посланника Аллаха (мир ему и благословение), высказанное им в указанном хадисе, сбывается спустя 15 веков — бедность мусульманина грозит ввергнуть его в полное неверие.



комментариев