Вы никогда не задумывались, почему за 20 «свободных» лет мы добились столь низких результатов в да’авате. 20 лет – это очень даже не мало. В иных мусульманских странах за это же время ситуация менялась кардинально.
Когда те же малазийцы, смотря на пивной бар в столице одной из северокавказских республик, без всякого подтекста спросили меня, являются ли люди, сидящие внутри, мусульманами, я, конечно, ответил утвердительно, чем весьма их удивил. Они стали говорить, как такое возможно, что, те, кто исповедует Ислам, совсем не таясь и не стесняясь, распивают спиртное. Я сослался на атеистический террор и на всего 20 лет возможности вести исламскую работу.
На это я получил еще более удивленный ответ, что, на самом деле, 15-20 лет – это очень много. За то же самое время малазийцы поменялись кардинально. В свое время Ислам считался у них в основном уделом стариков и сельских жителей, сегодня же в Малайзии порядка ¾ мусульман совершают регулярно намаз, и это самые разные люди – от крестьянина и султана до IT-специалиста, бизнесмена и политика. И прошлое у них тоже, знаете, не простое - колониализм, оккупация, вестернизация.
А возьмем Турцию. Там Ататюрк огнем и мечом выжигал все исламское, почти как у нас в годы довоенного сталинизма. Более того, у них даже азан и намаз запрещали совершать на арабском языке и проч. Но сегодня ситуация там куда более здоровая в плане Ислама, чем у нас.
Конечно, такой антирелигиозный вихрь, как в России в XX в., вообще трудно где-либо еще найти в истории. Да и дореволюционное прошлое у нас не сахар, прямо скажем. «Терпимая религия» - это максимум для Ислама в Российской империи. Но, с другой стороны, нельзя же бесконечно на все это сетовать и ссылаться, объясняя свои нынешние ошибки и неудачи.
Советский союз давно разрушился, не говоря про романовскую империю. Уже сменилось целое поколение. Значительная часть из тех, кто сегодня посещает мечеть, вообще никогда не жили в СССР, ну или практически его не помнят, в лучшем случае Перестройку.
Значит, корень наших нынешних проблем не только, а, может, даже не столько в том, что было в прошлом у мусульман России. Наш да’ават, под которым я понимаю не сугубо миссионерство, а религиозный призыв в самом широком смысле – глубинное внедрение исламского мировоззрения и образа жизни, малоэффективен.
Проблема в нас самих – в том, что мы не научились говорить с современниками на понятном языке, не умеем демонстрировать позитив исламского образа жизни, не способны вести себя так, как учил Пророк (мир ему). Иначе результат был бы совершенно другим, даже несмотря на все удары коммунистов, либералов, националистов и прочих.
Пора избавиться от психологии, что «вихри враждебные веют над нами, темные силы нас злобно гнетут». Может, мы сами чего-то и где-то неправильно делаем? Пора проанализировать свои ошибки и исправить нерабочие схемы и модели да’авата.
Давайте задумаемся: за эти же 20 лет, что и в Малайзии, у нас из 20 – 25 миллионов «этнических мусульман» сегодня, по самым общим оценкам, худо-бедно совершают пятикратный намаз – а это показатель исламизированности того или иного общества – ну, порядка 10, от силы 15 %. И это еще бы ничего.
Но проблема еще и в том, что есть большой разрыв в исламизированности между кавказским и волго-уральским сегментами мусульманского сообщества России. Если в первом процент совершающих пятикратный намаз не превышает 5, то на Северном Кавказе – цифры на порядок лучше. На востоке региона это число может достигать половины и даже местами 2/3, на западе – четверти-трети.
Эти показатели лучше, конечно, чем у православных или, тем более, у иудеев. Количество старающихся соблюдать 5 столпов Ислама в России сегодня примерно равно числу воцерковленных православных, но все равно такое положение для нас не удовлетворительно.
|