Кавказское сообщество, как и вся исламская умма, должно переосмыслить ту ситуацию полного хаоса и дезорганизации, в которой оно оказалось. Именно в такие переломные моменты истории появлялись самые сильные и яркие лидеры. Всевышний наделил человечество удивительной способностью — в ответ на кризис и, казалось, полный крах прежде привычного мира рождать самых ярких сынов.
Так было всегда. Ведь и все пророки, включая и Пророка Мухаммада (мир ему), все мусульманские лидеры прошлого, такие как Саляхуддин Айуби, имам Шамиль и Абд уль¬Кадир аль¬Джазаирий, и все современные лидеры — они появлялись в кризисные моменты исламской истории. Иными словами, именно кризис подталкивает народ к тому, чтобы выдвигать из собственной среды великие фигуры.
Если переводить разговор в современную политическую плоскость и приводить более близкие современному россиянину примеры, то многие политические фигуры современной России появились именно в кризисные 90-е годы. Как пишет глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский, не понаслышке знающий это поколение, именно тот кризис и создал новое поколение российских лидеров.
Собственно говоря, в России по сей день и в политике, и в бизнесе, и в обществе царит поколение кризиса начала 90-х. Павловский очень верно замечает, что оно может не нравиться тем, кто видит, что практически все места в политической и бизнес-элите современной России заняты. Но он призывает помнить о том, что, прежде чем занять эти места, это же поколение их и создавало практически на пустом месте. До появления этого поколения этих мест вообще не существовало в природе.
Сегодня многие кавказские и мусульманские лидеры новой волны, с досадой отмечающие, что коррумпированные власти не дают им реализоваться, должны осознать, что их исторической миссией является состояться не столько через включение в существующую коррумпированную систему, реформировать которую они мечтают, сколько создать новую систему — политическую, социальную, деловую, свободную от коррупции и клановости.
То есть они, подобно поколению 90-х годов, должны создать те места, которые они мечтают занять для того, чтобы реформировать это общество. А поскольку эти места могут существовать только в новой социальной и политической среде, то на плечи нового поколения кавказских и мусульманских лидеров ложится миссия по созданию этой новой, альтернативной среды.
Они должны создать новое социальное, политическое, деловое, публичное пространство, живущее совершенно по иным законам. И они же должны заселить его новыми игроками, социальными, деловыми и политическими лидерами новой волны. Если же они не справятся с этой миссией, то они и не смогут состояться в качестве нового поколения кавказского и мусульманского сообществ.
Таким образом, именно сегодняшнее состояние кавказского и мусульманского сообществ — это колоссальный шанс, предоставленный молодому и амбициозному поколению новых лидеров. Это шанс состояться ядру нового общества. Это шанс доказать самим себе и своему народу, что именно это поколение достойно того, чтобы возглавить новую страницу в истории своего народа и своей страны