«Теория малых дел» по-мусульмански

В 80-е годы XIX века в среде народнической интеллигенции возникла «теория малых дел». Ее сторонники призывали молодежь работать учителями, агрономами, врачами в земствах, создавать «культурные» сельскохозяйственные колонии, видя в «малых делах» один из путей преобразования общества и преодоления пропасти, отделяющей просвещенное меньшинство страны от народа. Говоря в общем, суть «теории малых дел» состоит в том, что гражданин и общество оставляют до лучших времен «великие идеи» и «большие дела», вместо чего начинают действовать каждый на своем месте и сколько возможно, ведя «тихую культурную работу».

Уже не раз замечались общие черты между российским революционным движением XIX-XX веков и развитием Ислама в нашей стране с начала перестройки. Не по содержанию, а по форме, конечно.

И, скорее всего, это не случайно. Оба проекта вызваны к жизни стихийным бурлением снизу, оба предлагают кардинальные изменения во всех сферах жизни и, самое главное, в сознании людей.

Ведь на сегодня в России, за редчайшим исключением, только мусульманское сообщество может выдвинуть из своей среды людей, готовых нести ответственность, бороться и страдать не за перспективу поучаствовать в «освоении бюджета», а, что называется, за идею. Естественно, что с XIX века многое изменилось: не та страна и не тот народ - но иметь в виду опыт и историю революционеров в исламской деятельности, несомненно, стоит.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что на нынешний день мусульманское сообщество страны не только не входит в число влиятельных сил в России, но и вообще не представляет из себя сколько-нибудь сплоченное образование, осознающее общность интересов и задач. Но в то же время первый этап возрождения и становления Ислама в России, то есть первичное организационное оформление, заявление о себе, попытки формирования основных направлений мысли и т. д., пройден. Так или иначе начинают рождаться проекты «больших дел».

Однако чрезмерное увлечение ими, концентрация всех сил на «больших делах» сегодня может поставить для мусульманского сообщества, которое, прямо скажем, находится в нежном юношеском возрасте, сложнейшую и, возможно, нерешаемую задачу - ноша окажется неподъемной. Согласитесь, что попытки атаковать с шашкой в руке даже танк почти наверняка терпели неудачу, а сегодня на месте танка может вполне оказаться и ракетный комплекс SS-20. Тут-то и пригодится «теория малых дел», обкатанная больше века назад.

Необходимо в первую очередь «идти в народ» и от уха к уху доносить достоверную информацию об Исламе, вовлекать людей в независимые самостоятельнее благотворительные, культурные, социальные, образовательные, просветительские и правозащитные инициативы, проекты по обустройству альтернативного исламского образа жизни, отдыха, бизнеса. Иными словами, следует сосредоточиться на формировании сознательной исламской общественности, актива, который, к сожалению, до сих пор - несмотря на то, что политика государственного атеизма прекратилась много лет назад, - не появился.

Огромную роль здесь способны сыграть средства массовой информации, причем как профессиональные, так и нет. Каждая мусульманская община, будь то в институте, при мечети, в маленьком или большом городе, может начать издание своего органа. Найти принтер и ксерокс сейчас если и является проблемой, то небольшой. Тоже самое касается Интернета – создать и поддерживать свой сайт или блог могут многие. Мусульманам необходим свой голос, который объединит их, свяжет между собой.

Основным вектором развития следует определить комплекс таких задач, как модернизация (естественно, через призму Ислама) исламских общин, деклирикализация, гражданская активность мусульман.

Следует завалить письмами чиновников, газеты и журналистов, нагнетающих исламофобию, пикетировать редакции и органы власти, и в то же время привлекать лояльных лиц из органов власти и сотрудников СМИ. При этом всеми силами необходимо избегать стихийного радикализма и любых форм экстремизма, которого в России и без нас достаточно.

Не насилие, которое ничего не дает, кроме поводов и козырей нашим недругам, а активное прямое гражданское действие. В этом мы являемся частью процесса формирования гражданского общества в России и должны данным фактом пользоваться. Нельзя забывать, что без развития исламской общины нормальное правовое государство никогда построено не будет.

Мусульмане России просто обязаны научиться отстаивать свои права. Это касается каждого, иначе наш сегодняшний статус будет и дальше девальвироваться.

У нас любят говорить о высоких зарплатах в Европе, которые в 5 раз выше наших. Но тамошние рабочие и служащие десятилетиями отстаивают свои права. При любой попытке наступления на их завоевания следует волна забастовок, шествий, различных акций и выступлений. То есть только в борьбе можно всерьез заявить о себе и заставить считаться с собой.

Не лишним будет начать активнее работать с бизнесменами и академическими кругами, где огромное количество людей, так или иначе связанных с Исламом. Безусловно, далеко не все из них откликнуться на исламский призыв, но если мы продемонстрируем искренность, волю, твердость и сумеем найти творческий подход, то есть шанс на определенный успех, как минимум, среди молодежи.

Это путь к формированию элиты, интеллигенции в самом хорошем смысле слова, мозга исламского сообщества России. База для этого есть, необходимо работать, бороться.

На определенном этапе укрепление и качественное улучшение исламской общины должно вступить в соприкосновение с миграционными и демографическими процессами. Доля и вес мусульман неизбежно возрастут.

В перспективе может появиться возможность влиять на политику страны, не замаравшись в лицемерных интригах, грязных и кровавых сделках. Именно так состоялось открытие Мекки благословенным Пророком - без войны, лжи и авантюр.



комментариев