Положи сырое сверху

Фикх торговли – один из увлекательных разделов исламского права, с которого берёт своё начало исламская экономика. Несмотря на очевидную важность изучения исламских торговых отношений (особенно, в наши дни), большинство студентов, выезжающих на учёбу за рубеж (не говоря уже о тех, кто обучается исламским наукам дома), не осваивают должным образом эту важную отрасль шариата.

Знания большинства людей, которых мы привыкли называть знающими и даже учёными, не выходят за рамки вероубеждения и ритуального поклонения. Именно по этой причине заряженная на распространение ислама молодёжь, не способная качественно информационно противопоставить окружающему нас экономическому и политическому беспорядку исламскую альтернативу, ассоциируется с фанатизмом и примитивизмом. Это проблема целого поколения, которую не решить за один день. Однако в данном направлении у исламского призыва есть и такие проблемы, решить которые нам позволяет имеющийся ресурс знания.

Все, кто знаком с жизнеописанием пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), знают, как его прекрасный нрав выражался во взаимоотношениях с людьми, в частности в торговых сделках. Его этика и порядочность пленяли всех вокруг. Не стала исключением и первая жена посланника Аллаха (мир ему и благословение) Хадиджа, торговыми делами которой он занимался до брака с ней. Культура поведения, честность, порядочность и достоинство Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на протяжении всей жизни облегчали ему тяжёлый труд по распространению ислама. Сегодня мы оставили эти установки в сборниках хадисов и книгах по истории. Мы забыли о них и ослабили позиции мусульман, по которым большинство людей судит об исламе. В этой маленькой статье я хотел бы привести несколько примеров поведения наших праведных предшественников на рынке. И пусть каждый, кто прочитает их, сравнит себя с теми, кого воспитал посланник Аллаха (мир ему и благословение) и его сподвижники. Это сравнение и будет во многом ответом на часто задаваемый сегодня вопрос: почему даъват (призыв) так слаб.

Возьми свои два дирхама

Всевышний Аллах сказал: «Горе обвешивающим, которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон. Разве не думают они, что будут воскрешены в Великий день – в тот день, когда люди предстанут перед Господом миров?» (сура «Обвешивающие», аяты 1 6, перевод смысла). Как- то посланник Аллаха (мир ему и благословение) проходил мимо сваленных в груду продуктов и сунул в них руку, отчего его пальцы стали влажными. Он спросил: «Что это, о владелец продуктов?» Продавец ответил: «Их намочил дождь». «А почему ты не положил сырое сверху, чтобы это видели люди? Кто мошенничает, тот не из нас», – сказал Пророк (Муслим, Ат-Тирмизи). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «…если оба они (продавец и покупатель) были правдивы и разъясняли (недостатки товара), сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то блага в их сделке не будет» (Аль- Бухари, Муслим).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прожил образцовую и яркую жизнь, которая нашла своё отражение в поступках миллионов и миллионов реальных людей, о многих из которых мы сегодня читаем, как о сказочных персонажах. Наши праведные предшественники настолько боялись совершить недозволенное шариатом, что зачастую ставили между собой и запретным множество препятствий из дозволенного.

Один из таких людей как-то приказал своему работнику: «Продай эту одежду за два дирхама». Работник продал одежду за четыре дирхама и пришёл к работодателю со словами: «Аллах сделал прибыльной твою торговлю: я продал одежду за четыре дирхама». Тот ответил: «Что ты наделал, разве ты отнёсся к своему брату чистосердечно?» В течение трёх дней работодатель объявлял на рынке: «Я поручил такому -то продать свою одежду, кто купил её у него?» К нему подошел человек и сказал: «Я купил её за четыре дирхама». На что первый сказал: «О раб Аллаха, я приказал продать эту одежду за два дирхама, так возьми же свои два дирхама». Покупатель ответил: «Но я захотел дать тебе четыре». На что услышал: «Но я прежде тебя захотел продать за два и очень прошу, чтобы ты взял свои два дирхама». Кто- нибудь видел что-либо подобное на рынках нашего города?

Джарир ибн Абдуллах однажды купил лошадь и, сев на неё, понял, что она стоит больше, чем он заплатил. Джарир вернулся к продавцу и добавил ему денег. После того, как он сел на лошадь во второй раз, она поразила его ещё больше. Он вернулся и второй раз добавил денег продавцу. Продавец подумал, что Джарир умственно отсталый. Джарир понял это по взгляду и сказал: «Я заключал торговые сделки во времена посланника Аллаха, тогда царило великодушие, подчинение законам Аллаха и чистосердечное отношение ко всем мусульманам».

Один из табиинов как-то зашёл на рынок и увидел человека, продающего товар по цене, ниже обычной для этого рынка. Он заплатил ему рыночную стоимость. Когда же его спросили о причине, он ответил: «Поистине, может быть, мой брат задолжал или его постигла нужда, и он продает свой товар, не будучи удовлетворённым его стоимостью. Если я дам ему сполна то, что он заслуживает, это будет плата за благословение в том, что я купил».

Как- то один из наших праведных предшественников пришёл на рынок купить благовония. После того как он договорился с продавцом, последний встал, чтобы приготовить товар. Покупатель спросил: «Это самый лучший вид?» Продавец сел на своё место и сказал: «О такой-то, я продаю благовония, которые называются так-то, так не спрашивай же меня о том, хорошие они или нет. Посмотри на товар и возьми то, что видишь. Если он тебе понравился – купи, если нет – верни». Взяв благовония, покупатель, который в них хорошо разбирался, сказал: «Клянусь Аллахом, то, что я купил, самого высокого качества, какое только бывает. Я знаю, что сказать об этом тебе помешала только богобоязненность». Как бы мы повели себя на месте этого продавца?

Заключение

Сегодня люди судят об исламе по мусульманам, образ жизни которых не имеет с исламом практически ничего общего. Попытки обратить этих людей к первоисточникам и достойным представителям религии Аллаха, как правило, не имеют успеха. Да и чему тут удивляться, если мы сами настолько далеки от наших праведных предшественников. Чтобы изменить общество, мы должны в первую очередь изменить себя. Взаимоотношения с окружающими людьми – это фундамент даъвата. Ведь именно честность и порядочность посланник Аллаха (мир ему и благословение) сделал гарантией своей правдивости в день первого обращения к людям с призывом к исламу. Если мы последуем за своим предводителем (да благословит его Аллах и приветствует) в делах, в которых задействованы наши интересы (как, например, торговые сделки), и будем в первую очередь соблюдать свои обязанности и только потом требовать соблюдения прав, у нашего призыва тоже появится гарантия. И да поможет нам Аллах.

Все приведённые примеры взяты из уроков Мухаммада Мухтара аш -Шанкити «Шарху “Умдати ль ахкам”».



0 комментариев