В колонке справа отражена простейшая истина. Истина, понятная даже ребёнку: если человеку предстоит навсегда исчезнуть, кануть в небытие, после чего на земле сотрутся все следы его существования, жизнь человека не имеет никакого смысла. Однако её отказываются понимать даже взрослые. Они этот смысл придумывают. «Необходимо принести людям как можно больше пользы» – так он выглядит на словах. «Надо получить как можно больше удовольствий» – таков он в действительности. Возражения мусульманина обычно связываются с вечным миром. В данной же статье я хотел бы поговорить об этом (мире).
Для одних людей ислам – это средневековое мракобесие, которое не имеет ничего общего с прогрессом и современностью. Для других – тех, кто чуть лучше знает историю, – это мировоззрение, которое сыграло свою важную роль в определённый исторический период, однако себя исчерпало и на сегодняшний день неактуально. Для третьих ислам – это и есть прогресс. Всегда и везде, независимо от обстоятельств, времени и места. И зависит он только от того, насколько правильно (в соответствии с положениями Корана и Сунны) его претворяют в жизнь.
Ислам и перемены
Когда то, изменив образ жизни огромного количества людей, ислам построил могущественное государство, в котором были воплощены все принципы справедливости и порядка. Государство, в котором исчезла бедность. Государство, армия которого не знала поражений. Государство, правитель и подданные которого были одинаково равны перед законом. Государство, которое стало оплотом науки и научной мысли. Государство, которое построило здоровую экономику и подчинило политическую жизнь справедливым принципам Всевышнего Аллаха. Каким бы странным это ни показалось «светскому человеку», у всех этих пунктов была одна основа – богобоязненность мусульманина. Которая, вопреки примитивным представлениям, является следствием познания Всевышнего Аллаха и выражается в следовании Его повелениям и запретам. Именно богобоязненность заставляла подданных Халифата быть справедливыми и подчиняться государственным законам. Именно богобоязненность заставляла богатых мусульман отдавать бедным их долю из своего богатства. Именно богобоязненность заставляла воинов ислама сломя голову нестись в первые ряды наступающих боевых отрядов, ввергая многократно превосходивших численностью противников в ужас и следующее за ним бегство, как это произошло в первой же изменившей историю битве мусульман при Бадре. Именно богобоязненность заставляла тех, кто по воле Всевышнего Аллаха оказывался у рычагов управления экономикой и социальным устройством, ставить общественную пользу выше личной.
Всё изменилось.Причинам, по которым исламский мир пришёл в упадок, посвящено множество работ исламских учёных, одна из которых переведена на русский язык – «Что потерял мир по причине отхода мусульман от ислама» (Ан Надви). Однако все эти причины восходят к главной: мусульмане променяли смысл и цель своих жизней – довольство Аллаха и Рай… Они променяли их на смысл и цель жизней тех, кто верит, что в один из дней им предстоит навсегда исчезнуть, канув в небытие, на житейское благополучие: надо получить как можно больше удовольствий.
Ислам как образ жизни ушёл. Он ушёл как идеология. Он остался как культура и традиции: пятница, похороны, обрезание… Мусульмане перестали руководствоваться принципами шариата в своей повседневной жизни. Когда мусульмане стремились к вечности, у их ног был весь мир. Когда же мы устремились к мирскому, Всевышний Аллах унизил нас: мы потеряли и мирское, и вечное. Произошедшее как нельзя лучше характеризуют слова Умара ибн аль Хаттаба: «Аллах возвысил нас исламом, и если мы устремимся (к возвышению) чем либо другим, Он нас (непременно) унизит».
Однако сегодня с определённой долей уверенности можно сказать о том, что Всевышний Аллах пожелал помочь мусульманам вернуть их былое величие. Исламские движения во всех уголках мира, ломая существующие стереотипы, растут, как грибы после дождя. Похоже, что период чуждости ислама потихоньку приходит к своему логическому концу. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Ислам появился чуждым и станет чуждым вновь...» (Муслим). В то же время множество достоверных высказываний Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не оставляют ни малейшего сомнения в том, что будущее принадлежит исламу, власть которого раскинется от Востока до Запада. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всевышний Аллах собрал Землю для того, чтобы я увидел Восток и Запад. Правление моей общины достигнет того, что собрано дляменя» (Муслим). Речь здесь идёт не только о былых временах праведного Халифата. В другом, ещё более ясном, хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «Пророчество останется среди вас до тех пор, пока этого пожелает Аллах. Затем Аллах заберёт его от вас, когда захочет. Затем придёт Халифат, похожий на пророчество. Он останется столько, сколько пожелает Аллах. Потом Аллах заберёт его от вас. Затем придёт жёсткое правление, и оно останется среди вас столько, сколько пожелает Аллах. Потом Аллах заберёт его от вас. Затем придёт правление тиранов, и оно останется среди вас столько, сколько этого пожелает Аллах. Потом Аллах заберёт его от вас. Затем придёт Халифат, похожий на пророчество» (Ахмад). Поэтому чуждость, о которой говорил Посланник Аллаха (мир ему и благословение), – это та самая чуждость, которую мы сегодня переживаем. И конец этой чуждости говорит о том, что впереди нас ждёт новая эпоха. Эпоха ислама.
Мусульмане видели все стадии, указанные Пророком (мир ему и благословение Аллаха) в их точной последовательности, кроме последней. Как скоро наступит «последняя стадия»? – по Воле Всевышнего Аллаха, это зависит от прилагаемых нами усилий.
Что же даёт нам ислам в этой самой повседневной жизни? Какие у мусульман преимущества перед людьми страстей? Как мусульмане должны показать исламский образ жизни? Как мы должны заставить общество поверить в то, что только ислам сделает его счастливым? Общество, в котором приелись громкие слова. Которое не убедить статьями или обещаниями. Как убедить молодёжь в том, что будущее принадлежит исламу? Как сегодня убедить молодых людей, что поколение будущего, поколение NEXT, – это поколение ислама? И, пожалуй, самое главное – как убедить его, что дунья – это не самое главное и что процветание в дунья – это вовсе не самоцель?
Тема огромная, требующая серьёзных научных исследований. Я же в данной статье хотел бы остановиться на одном важнейшем, на мой взгляд, пункте преимуществе, в котором исламская молодёжь уже в скором будущем, иншаАллах, даст фору всему остальному обществу, – на образовании.
Цели образования
Каждый член общества вносит в его благополучие тот вклад, на который он способен. Получая образование, человек, как правило, стремится научиться зарабатывать на жизнь, приносить пользу окружающим людям и занять достойное место в обществе. Однако на сегодняшний день можно констатировать, что в окружающем нас обществе образование перестало отвечать целям, для достижения которых человек тратит практически всю свою молодость.
Когда бы я ни встретил своих школьных учителей, всегда слышу от них одно и то же: каждый год дети учатся всё хуже и хуже. «Если в ваши годы единственной проблемой было то, что вы ленились, то сегодня дети вообще не знают, для чего приходят в школу», – говорит учитель истории махачкалинской гимназии № 37 Марина Чернова. «Ну вообще ничего делать не хотят», – продолжает учитель химии махачкалинского лицея № 3Саламат Мугутдинова.
Так и не поняв, для чего они ходили в школу, закончив одиннадцатый класс, школьники становятся абитуриентами и встают перед выбором, серьёзность которого не способны осознать, – выбором вуза, факультета и специальности. Делается этот выбор отнюдь не по наклонностям и способностям подростка: их сегодня в таком возрасте, как правило, не бывает. Всё решают карманы родителей.
Университет от школы отличается немногим – тем, что студенты, в отличие от школьников, чётко представляют, ради чего его посещают – ради общения. Как математика поможет выпускнику матфака, не умеющему решать квадратное уравнение, зарабатывать на жизнь и приносить пользу окружающим? Так же, как школьная «база» помогла ему выбрать специальность – никак. Ни для кого не секрет, что большинство выпускников юридических, экономических, социальных и других факультетов не только не может трудоустроиться, но и зачастую не имеет элементарных понятий по специальностям, по которым получило дипломы о «высшем образовании».
Чему учатся в школе
Ребёнок не способен осознать всей серьёзности и важности процесса получения образования и для успешной учёбы нуждается в дополнительных стимулах, которые ему сегодня никто не даёт.
Во первых, ни у государства, ни у общества, ни у человека нет какой либо цельной идеологии, формирующей его мировоззрение, которая как самостоятельный стержень способна сделать учёбу приоритетной для него. Школьнику постоянно твердят, что если он не будет хорошо учиться, то не сможет впоследствии много зарабатывать. Однако вопрос о том, как ему в этом деле помогут косинусы и котангенсы, так и остаётся открытым.
На самом деле синусы и тангенсы нужны ему для логики, математизации склада ума и общего развития. Но, с другой стороны, такое же ограниченное значение имеют практически все предметы, изучаемые школьниками и студентами. За исключением некоторых узкоспециализированных дисциплин в вузе, которые действительно могут пригодиться в работе. Однако современное образование практически не содержит в себе элементов воспитания и не учит подростка жить.
Студенты (да и школьники) нашли, чем заполнить эту пустоту и как объяснить обязательность изучения всех этих «абсолютно никому ненужных вещей». Общение – вот главная идея, на которой сегодня строится получение высшего образования. Ради общения занятия посещают даже те, для кого сессия уже проплачена. Только представьте: человек, который вроде бы должен посещать университет для получения знаний, заплатил за то, чтобы не получать их, и посещает вуз ради общения. Появление мобильных телефонов, а с ними эсэмэсок, блютузов и прочих асек, похоже, окончательно превратило процесс получения высшего (да и среднего) образования в процесс общения между полами. А за деньги стало возможным решить всё.
Если процесс обучения подростков раньше жёстко контролировали родители, то сегодня они сами «в теме». Институт семьи и вертикаль родители – дети стали неэффективными. Вчерашние дети сегодня стали родителями. Страшно подумать, что будет, когда родителями станут дети сегодняшние.
На днях слышал разговор девочек примерно третьего класса. Одна спрашивает: «Мне мама не разрешает танцевать на вечере. Как её уговорить?» Другие ей подсказывают: «А ты скажи, что с тобой тогда никто разговаривать и общаться не будет». И как они не догадались, что маму можно просто не послушаться. А завтра они сами станут мамами и будут воспитывать собственных детей.
Государство пытается что то предпринимать вроде преподавания основ религии в школах. Но боюсь, что в таком виде они нужны школьникам ещё меньше, чем котангенс. Особенно после урока биологии о происхождении видов. А как школьники должны сопоставлять религию и нравственность с образом жизни «великих поэтов», стихи которых они заучивают? Тех, которые гуляли с замужними женщинами и кончали жизнь самоубийством.
Мерами, направленными на борьбу со следствиями, ситуацию не спасти. Есть, правда, один такой же действенный, как и нереальный способ – искоренить коррупцию и взяточничество. Но он, пожалуй, всё таки больше нереальный, чем действенный.
Ислам и знание
Часть молодёжи из окружающего общества имеет иммунитет от разврата и половой распущенности, твёрдо чтит семейные устои и вооружена мощной идеологией, согласно которой «получение знания – это обязанность каждого мусульманина» (Ибн Маджа). Эта идеология никак не зависит от политики государства в системе образования, взяточничества преподавателей в высших учебных заведениях (а уже и учителей в школах) и разврата в их стенах. Эта идеология сама по себе лучший стимул к приобретению знания. Эта идеология – ислам.
Первый аят Корана, который был ниспослан Всевышним Аллахом, начинается словом «читай». Одного этого факта достаточно, чтобы понять, какую важную роль ислам отводит знанию. Всевышний Аллах сказал: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу» (сура «Ночной перенос», аят 36). «У них нет об этом никакого знания. Они следуют лишь предположениям, хотя предположения не могут заменить истину» (сура «Звезда», аят 28). «Скажи: “Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду”» (сура «Муравьи», аят 64).
Одна из граней смысла жизни человека (наряду с познанием Всевышнего) – её подчинение законам Аллаха: «Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись мне» (сура «Рассеивающие», аят 56). Знание – это важнейшее условие всех прилагаемых на пути Аллаха усилий и действий, из которых состоит жизнь мусульманина. Поэтому знание необходимо ему всю его сознательную жизнь. Это стимул для его получения, после которого не нужны никакие другие стимулы.
В то же время ислам не разделяет знание по принципу религиозности. Ислам разделяет его лишь по приоритету. Ислам не просто учит человека единобожию и праву, он обязывает его изучать законы природы, созданные Всевышним Аллахом, экономику и социальное устройство, которые, будучи взвешенными на весах шариата, должны претворяться мусульманами в жизнь. Благополучие общества – это цель шариата и мусульман. А обладание знанием – непременное условие достижения этой цели. В исламской системе образования есть всё полезное, что наличествует в «светской», а также то, чего в ней не хватает.
Мусульманин не просто знает, что косинус угла в девяносто градусов равен нулю. Он также знает, какую пользу это знание несёт для его развития, как с помощью этого знания он может принести людям пользу в своей работе и, соответственно, заработать награду Всевышнего Аллаха и удел будущей жизни. Мусульманин знает, для чего он приобретает знания, и имеет твёрдое намерение воплощать их в жизнь, что является формой поклонения Всевышнему Аллаху.
Изучая же шариат, мусульманин познаёт единственно верные законы, легитимные до Судного дня, которые никто не вправе отменить. Он изучает, что на самом деле хорошо и что плохо. Изучает свои обязанности и права. Не те, которые выдумал такой же, как он, человек. А те, что наряду с законами природы, установил Всевышний Аллах. Те, которые действительно приведут общество к благополучию и счастью. Он на научной основе познаёт, как правильно выстроить добрососедские отношения. Как правильно выстроить взаимоотношения в семье, чтобы в ней царили гармония и счастье и чтобы она действительно стала ячейкой общества. Как правильно брать и отдавать в долг, чтобы это не привело к нежелательным последствиям. Как правильно и справедливо распределить прибыль между кредитором и заёмщиком (в шариатских значениях этих слов)…
Базовое знание по фикху (исламское право) – это не прерогатива правоведов юристов. Это обязанность каждого мусульманина. Вообще, фикх можно условно разделить на семь разделов: 1) фикх обрядов поклонения,2) семейное право, 3) экономические взаимоотношения, 4) шариатская политика, 5) уголовное право, 6)международное право, 7) фикх нравственности. С вопросами четырёх разделов из семи мусульманин сталкивается практически каждый день. Исламское знание – это и есть жизнь во всём её многообразии: от индивидуально обрядовой до социально политической.
Когда всё встанет на свои места, когда у мусульман будут знания, которые у них должны быть, окружающему обществу просто нечего будет противопоставить исламу. Сегодня же мусульмане не знают своей религии и, что более печально, зачастую представляют её ещё более примитивной, даже чем исламофобы.
Мусульманин в обществе
Исламская образовательная база не просто даёт человеку общее развитие или учит зарабатывать на жизнь, она учит его тому, что такое «плохо» и «хорошо», «правильно» и «неправильно». Будучи построенным на тончайше выверенных правовых законах, шариат даёт человеку знания, которые он использует каждую минуту своей жизни, что заставляет работать голову и, самое главное, снабжает человека цельным мировоззрением, чёткими устремлениями и ясным пониманием того, чего он хочет от жизни.
Мусульманин, имеющий базу шариатского знания, – это сильный, мужественный, умный и социально сверхактивный человек. Это человек, который знает, как вести себя в очереди, который знает, как правильно организовать работу банка, как правильно выбрать жену и построить с ней отношения; знает, должно ли количество денег быть привязано к количеству золота и почему; знает самое справедливое наказание за убийство и каким образом его привести в исполнение; знает свои обязанности и чужие права... Это человек, которого слушаются дети, уважают соседи, с которым советуются знакомые.
Это человек, которому можно доверять, который не обманывает и не изменяет своим знаниям. Потому что он получил их не от тех, кто рассказывал, как люди произошли от обезьян, и в то же время для общего блага пытался обмануть какими то там основами религий и «никому не нужной» нравственностью. Эти знания он получил от исламских учёных, взявших их из Книги Аллаха (создавшего этот мир и научившего человека всему, что он знает) и Сунны Его Посланника, который сам был образцом следования тем знаниям, что давал своим сподвижникам. Мусульманин – это человек, обязанный быть профессионалом в деле, которым занимается. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, Аллах предписал совершенство во всём...» (Муслим).
Мусульманин – это человек, который обязан исправить всё неправильное вокруг себя, как об этом говорит Всевышний Аллах: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (сура «Семейство Имрана», аят 110). Именно поэтому мусульманин, обладающий знанием шариата, не может находиться в стороне от политических и экономических процессов, социального устройства общества, в котором он живёт. Приведение всего этого в лоно шариата – это обязанность каждого мусульманина.
Заключение
Если мы посмотрим вокруг, то увидим людей, которых интересует лишь личный достаток. Людей, у которых нет понятий и нет принципов. Людей, которые легко мирятся с несправедливостью и которым ничего не нужно, кроме того, чтобы их оставили в покое.
У мусульман нет конкурентов в господстве в обществе. Мусульмане – это поколение будущего. Но, в отличие от всех известных из истории господствующих классов, мусульмане – это не обособленный круг, поклоняющийся своим интересам. Это общество, которое радо принять в свой круг любого, кто пожелает в него войти. Более того, призыв к этому кругу – одна из важнейших обязанностей этого общества. И если вы войдёте в этот круг через много лет, когда своими глазами убедитесь в том, что здесь прочитали, единственное, о чём вы пожалеете, это о том, что не вошли в этот круг сегодня. Так было со сподвижниками Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые могли быть первыми, кто принял ислам, но, не сделав этого, по воле Аллаха присоединились к нему лишь тогда, когда ислам окончательно победил, и люди стали принимать его толпами, как об этом говорит Всевышний Аллах в суре «Помощь». Не повторяйте ошибок этих сподвижников. Вспомните имена, которые вам известны из исламской истории. Это те, кто принял ислам первыми. Принимайте ислам первыми. И да поможет нам Аллах.