"Исламистского радикального организованного подполья в Татарстане нет"

Ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин в беседе с корреспондентом сайта Slon утверждает, что никакого конфликта между мусульманами в республике нет. "Да, в Татарстане есть разные течения, но нет организованного идеологического движения против традиционного Ислама", – говорит он.


– Насколько силен в Татарстане конфликт между мусульманскими течениями?


– Никакого заметного конфликта нет. В отличие от Северного Кавказа грань между различными течениями здесь особо не прослеживается. Да, в Татарстане есть разные течения, но они не существуют в виде каких-то организованных групп. Это отдельные личности, они высказывают свои взгляды, но умеренно. В Татарстане нет организованного идеологического движения против традиционного Ислама.


– Вы имеете в виду ваххабитские организации?


– Да. В девяностые годы, когда началось исламское возрождение, сюда приезжали преподаватели, открывали медресе, которые функционировали за счет зарубежных мусульманских организаций. Мы все время говорим, что традиционный Ислам в России имеет тысячелетнюю историю. Но в советское время мусульманское духовенство представляли необразованные бабаи, которые сидели в мечетях, да и сегодня сидят и для молодежи олицетворяют некую совокупность обычаев и обрядов. Влияние оттуда более привлекательно – это современные проповедники, образованные, которые хорошо знают арабский язык. И поэтому в обществе формируется иллюзия, что наши обычаи устарели, они далеки от Ислама, а истинный Ислам – вот он, на родине пророка Мухаммеда. Но это не доходит до формирования радикальных течений, просто акценты постепенно сместились в направлении нетрадиционных ценностей. Ситуация осложнилась еще тем, что произошло идеологическое слияние нескольких течений. Намаз они читают по ханафитскому мазхабу, а идеологически придерживаются салафитского течения. Полноценного кондового салафита, какие встречаются на Северном Кавказе, среди татар найти сложно. И когда спрашивают, мол, где ваши ваххабиты, я теряюсь, что ответить. Это феномен центральной России, а не только нашей республики.


– Есть ли опасность новых терактов на религиозной почве?


– Я не думаю, потому что реальной почвы нет. Все в недоумении после недавнего теракта. Когда мы говорим про радикализацию в обществе – это не только идеология, это и экономические проблемы, и нерешенные социальные вопросы. А мы знаем, что Татарстан – один из наиболее благополучных регионов, то есть социально-политической подоплеки для радикализации нет. Но и идеологических нет – Татарстан является наиболее толерантным регионом, где никогда не было межконфессионального противостояния. И я не думаю, что отдельно взятое событие станет толчком к радикализации.


– Какие версии по поводу причин теракта наиболее популярны в городе?


– Версии две: идеологическая и экономическая – и, видимо, отрабатываются обе. Насчет экономической подоплеки убийства Валиуллы Якупова говорить сложно – бизнес-проектами Духовного управления мусульман он не занимался. И, если это не ложный след, остаются только идеологические причины. Он действительно занимал радикальную позицию с точки зрения традиционных ценностей, неоднократно очень жестко высказывался на эту тему. Ему принадлежит заявление, что в России надо принимать закон, запрещающий ваххабизм. В 2010 году он заявил в СМИ о возникновении некоего ваххабитского холдинга – имея в виду слияние административных и религиозных структур. Он открыто говорил, что ваххабитов, к сожалению, поддерживают довольно высокие структуры, в том числе силовые. Он был руководителем издательства, которое выпускало очень много традиционной исламской литературы – другого такого издательства в России нет. У него оптом закупали книги все мечети центральной России. То же самое можно сказать и о муфтии – когда он был избран, у него были довольно смелые высказывания. Он принимал и кадровые решения, идеологическая подоплека которых была на поверхности, и это вызывало недовольство у официальных лиц, которые работали в разных духовных структурах.


– Кто-то из них мог быть заказчиком теракта?


– Это было бы слишком громко сказано, я пока не стану это комментировать. В любом случае это недовольство не было оформлено в виде радикального организованного подполья.


– Есть версия, что теракт организован кем-то извне.


– Из других стран – однозначно нет. Правда, "Кавказ-центр" в последнее время начал писать, что на Среднее Поволжье надо обращать внимание, создавать специальную структуру, которая бы им занималась. Но какого-то кавказского следа в Татарстане заметно не было. Преподавателей вузов и миссионеров из-за рубежа у нас уже почти нет. Остались только выходцы из арабских стран, которые получили российское гражданство и тут работают.


– Экономическая версия связана с мечетью Кул Шариф?


– Нет, это не обязательно Кул Шариф. Следствие прорабатывает версию, связанную с организацией хаджа. В СМИ прозвучало, что 150–200 миллионов рублей в год проходят через компанию, которая им занимается. Но что остается в доходе? Два миллиона долларов – это не тот бизнес, из-за которого нужно убивать.


– Отъезд имама Кул Шариф Юнусова в Великобританию мог быть связан с последними событиями?


– Я думаю, что он с ними никак не связан. Разве человек будет демонстративно куда-то уезжать в такой ситуации? Его поступок все и будут трактовать в связи с этим событием. Поездка, очевидно, была запланирована заранее.

беседовала Вера Кичанова



6 комментариев


  1. (27.07.2012 01:58) #
    0

    Двух слов сказать не могут, не пнув ногой Кавказ и события на нём! И обязательно нужно оттенить себя на фоне этих "плохих,неправельных". Мы мол другие, спокойные, наиталераннейшие.
    "Полноценного кондового салафита, какие встречаются на Северном Кавказе, среди татар найти сложно."
    Там только ректора ВУЗов, кондовые совки, а так да, тишь да благодать.
    В пустыню их надо отвести, лет на сорок. Что наших, что ваших.

  2. (27.07.2012 03:14) #
    2

    Для разумного человека все давно понятно, развязывание рук силовикам, как видите уже получаем результат сколько братьев попало под подозрение, пытаются расколоть умму на несколько частей и с помощью их же уничтожить других (Единство- милость, раскол- наказание) Термизи.

  3. (27.07.2012 11:26) #
    4

    Этот Р. Мухамметшин, даром что он является ректором исламского вуза, на самом деле сугубо светский человек, все его познания в Исламе не выходят за рамки поверхностного умения читать татарские тексты на арабской графике. Насколько мне известно, арабского он не знает даже на начальном уровне. Исламское вероучение он также знает на уровне преподавателя кафедры научного атеизма. Тем не менее он дает по Исламу экспертные заключения, которые имеют для правоохранительных и судебных органов доказательственное значение, поскольку среди них (правоохранителей и судей) нет и такого специалиста. Я был в 2006 г. поражен незнанием предмета их исследования со стороны работников, тогда еще существовавшего, 6-го отдела МВД, когда их руководитель у меня подробно выпытывал, чем отличается хизбовец от ваххабита. Понятно, что на фоне такого дремучего невежества РМ является просто корифеем. Все специалисты по Исламу сосредоточены в центральном аппарате ФСБ в Москве, они и формируют политику РФ в отношение Ислама. Правоохранители же на региональном уровне всецело подчиняются приказам из Москве. Индивидуальное же их отношение к Исламу и Мусульманам формируется под влиянием СМИ, в частности, публикаций Р. Сулеймана и Я. Амелиной. Последние же, в свою очередь, познания по Исламу имеют самые поверхностные, на уровне хорошо подкованного дилетанта, мотивацией же их позиции является сугубо материальный интерес-будет враждебное отношение к Исламу-будут востребованы и они. Объективные и грамотные специалитсты по Исламу есть в Татарстане только среди самих мусульман, но их суждения воспринимаются властью, в т.ч. и в правоохранительных и судебных органах, заведомо враждебно. Так что в ближайшей перспективе изменение
    отношения к Исламу с враждебного на какое-либо другое не предвидется.

  4. (27.07.2012 11:52) #
    1

    ВНИМАНИЕ! МУСУЛЬМАНЕ! ВНИМАНИЕ!!!
    29 июля 2012 года в 15.00 часов на площади Театра Камала состоится ПИКЕТ протеста со следующими ТРЕБОВАНИЯМИ:
    - прекращения незаконных задержаний и арестов мусульман; - прекратить незаконные обыски; - остановить беззаконие, произвол и «топорную» работу спецслужб и их принципа «хватать всех подряд».
    Топорная работа спецслужб вызывает раздражение! Хватают всех подряд!
    По всей республике прошло более 400 арестов и более 160 обысков!
    Скажем «НЕТ!» - произволу спецслужб!
    Мы не обязаны терпеть это беззаконие!
    Потребуем выпустить незаконно арестованных!
    Это может коснутся каждого! Не будьте равнодушны! Приходите и приглашайте друзей!
    Просьба распространить эту информацию!

    ВНИМАНИЕ!!! ПИКЕТ СОГЛАСОВАН С АДМИНИСТРАЦИЕЙ г. Казани!!!
    Организаторы: Союз Татарской Молодежи «Азатлык» и мечеть «Аль-Ихлас».
    С вопросами обращаться по телефонам: 89047609301 и 89625609443

    Просьба всех, кто был задержан или же у кого были обыски оставить информацию о себе или же свои координаты. Обращаться в Союз Татарской Молодежи «Азатлык» и мечеть «Аль-Ихлас», или же звонить по вышеуказанным телефонам.

    Распространите эту информацию и обязательно участвуйте на мероприятии ради Аллаха, не оставляйте ваших братьев и религию Ислам в этот священный месяц рамадан!

  5. (27.07.2012 16:18) #
    -1

    "Грех убийства не ограничивается лишь убийцей. Каждый, кто принимал участие в этом преступлении, словом или делом, получит наказание Аллаха по мере своего участия; даже тот, кто просто присутствовал при убийстве, допустит грех". Юсуф аль – Кардави. Из книги «Дозволенное и запретное в Исламе».

  6. (01.08.2012 20:29) #
    1

    Соглашусь ." бойтесь не убивающих ваше тело , а тех кто убивает вашу Душу ".А зайдешь на татарские форумы светские или религиозные - вот уж где принцип " швондеров " ( кто не с нами - тот против нас ! " , " убить их как поганых собак ! " и тп. ).А люди читают и думают , что это Ислам . Бедные ругатели ибо все соблазненые ими будут висеть веригами на их шеи тысячами и вечно .