Состояние муфтия Татарстана, на которого было совершено покушение, стабильное. Илдус Файзов пока остается в республиканской клинической больнице.
Версию о «ваххабитском следе» в убийстве и покушении на лидеров татарстанского ДУМ следствие вдруг неожиданно дополнило криминальной версией. СМИ уже раструбили, что по этому делу задержаны «трое бизнесменов и один радикал». Несмотря на первые успехи следствия, общественности полезно было бы знать о том, какие страсти кипели за стенами ДУМ РТ в последние годы.
Атака и отступление Файзова
Напомним, что раненый в результате покушения Ильдус Файзов стоит во главе одного из крупнейших в России после Кавказа сообщества российских мусульман. Напомним, в РТ 1300 мечетей и 1100 приходов находятся под юрисдикцией ДУМ.
Как отмечает KazanWeek Карьеру Файзова можно назвать стремительной. Профессиональный актер, он больше 10 лет работал в драматическом театре имени Тинчурина. В 2002 году стал имамом мечети «Булгар». Более 10 лет занимал кресло начальника отдела пропаганды муфтията.
В феврале 2010 года Файзов стал заместителем муфтия РТ Гусмана Исхакова и меньше чем через год сменил его на этой должности. Умма Татарстана очень загадочна, и Файзов не меньшая загадка для наблюдателей. Он производит впечатление очень тихого и уравновешенного человека, который способен держать удар и гнуть свою линию.
Политика, которую объявил Файзов, – возвращение к татарским истокам и борьба с религиозными радикалами. У Файзова множество врагов и не меньше сторонников. Кроме того, муфтий Татарстана пользуется поддержкой в федеральном Центре.
Комсомолец-«ваххабит»
Как пишет KazanWeek погибший в результате покушения Валиулла Якупов имел репутацию серого кардинала в муфтияте. Он был бессменным заместителем председателя Духовного управления мусульман Татарстана на протяжении 16 лет.
В муфтияте он долгое время курировал связи с органами госвласти, которые нередко больше прислушиваются к его мнению, чем к мнению муфтиев. Все это делало Якупова человеком №2 в исламском Татарстане.
В прежние годы Якупов, как утверждается, был сторонником «ваххабизма» – фундаменталистского течения в Исламе. Это было время максимальной поддержки Саудовской Аравией российских мусульман деньгами, литературой и политическими возможностями.
Со временем, которое совпало с началом системной борьбы с влиянием саудитов на российских мусульман, Якупов поменял свои убеждения. В последние годы Якупов защищал ханафитский мазхаб – традиционную для татарского народа богословскую школу.
Эксперты называли его стратегом проводимой Илдусом Файзовым политики по искоренению религиозного экстремизма. В связи с этим у него было много врагов. По информации KazanWeek, Якупов долгое время был свящующим звеном между Федеральной службой безопасности и муфтиятом республики.
Битвы в ДУМ и вокруг
На посту муфтия Файзов, объявивший курс на «деваххабизацию» республики отличился громкими кадровыми перестановками, отстранением популярных у молодежи имамов. Популярность среди молодежи и свобода мышления у имамов, зачастую, и становилась поводом для обвинения в «ваххабизме».
Наибольший скандал вызвала в обществе попытка Файзова от своей должности имама-хатыба соборной мечети Казани Кул Шариф Рамиля Юнусова и назначить на его место самого себя.
Тогда сторонники Юнусова, собравшись в мечети, не дали возможности Файзову произнести и слова. Ситуация с противостоянием муфтия, имама и его сторонников дошла до критической точки. И только после того Файзов, осознав, что ему не продавить свое решение силой, решил отступиться
В апреле 2012 года один из задержанных по делу о покушении Мурат Галеев подавал в Управление Минюста России по Татарстану заявление об учреждении в республике второго Духовного управления мусульман. Эта идея возникла у противников Файзова после раскола татарстанской уммы на два противоборствующих лагеря.
Предполагалось, что альтернативный официальному ДУМ возглавит Гусман Исхаков или имам-хатыб мечети Кул Шариф Рамиль Юнусов. Попытка Муратова успехом не увенчалась. Через несколько дней он забрал заявление из Минюста. По информации KazanWeek, на раскольников надавили из Казанского Кремля.
Шаг к примирениию
На этом фоне, по сведениям Халиды Хамидуллиной месяц назад в ходе Всероссийского форума исламских деятелей в городе Казани Валиулла Якупов обратился на татарском языке к татарам, мусульманам России: «Давайте прекратим практику навешивания на мусульман России многочисленных ярлыков «ваххабит», «салафит», «хизбут», «джихадист» и другие, словно мы живем в сталинские репрессивные годы, давайте научимся относиться друг к другу терпимо».
С ее слов, таким заявлением ДУМ РТ, возможно, решило настроиться на политику выстраивания конструктивного диалога, налаживания сотрудничества со всеми татарами и мусульманами России. Проводить политику не разделения и стравливания, а единения с лозунгом: «Мы разные, но мы все мусульмане и граждане единого государства, будем жить во благо его, и действовать в интересах каждого мусульманина и всего исламского сообщества России».
«Антиисламистам во власти нужно, чтобы мусульмане России делились на враждующих исламских лидеров и их Духовные управления, – пишет Хамидуллина, – чтобы ДУМы выявляли в своих рядах и регионах «нетрадиционных мусульман» и сдавали их спецслужбам, писали друг на друга доносы».
На ее взгляд, Валиулла Якупов был весьма удобен, когда громил «ваххабитов». Но кто-то принял решение: «Мавр сделал свое дело, мавр должен уйти». Не согласных с исполнением системной музыки или убирают как прежнего муфтия Гусмана Исхакова, или убивают, – резюмирует она.
Со слов Хамидуллиной, Якупов заявлением на Форуме в Казани, можно сказать, покаялся за свои деяния перед мусульманами. Хвала и честь ему за это. Чего нельзя сказать об Илдусе Файзове. Поэтому его не убивают, а сильно пугают.
Бизнес-конфликт
Кроме того, напомним, что у Файзова в последний год возникли конфликты и с бизнесом. Это касается противоречий с хадж с компанией «Идель-хадж» из-за продажи путевок в Саудовскую Аравию. Так, среди задержанных значится непосредственный руководитель этой компании, председатель совета директоров 57-летний Рустем Гатауллин.
Эта компания, созданная предшественником Файзова – муфтием Гусманом Исхаковым, была монополистом на рынке путевок в Мекку и Медину. После смены муфтия Файзов учредил при Духовном управлении мусульман новую компанию «ДУМ РТ хадж», которая получала квоты на паломников в Саудовской Аравии.
Передел рынка произошел в апреле этого года. Ильдус Файзов заявил, что компания «Идель-хадж» завышает цены на путевки для хаджа. Кроме того, эта компания вышла из-под контроля муфтията. Напомним, эксперты оценивают объем хадж-рынка от 4 до 6 млн. долларов.
Второй задержанный – Мурат Галеев – коммерческий партнер бывшего муфтия Татарстана также запомнился СМИ после громкого судебного разбирательства между Духовным управлением мусульман и ООО «Шифа». Эта коммерческая структура была учреждена бывшим муфтием Гусманом Исхаковым.
Политический конфликт
Вдобавок ко всем этим конфликтам, Файзов умудрился испортить отношения и с политической элитой Татарстана. Это началось с того, что он, как пишет наш обозреватель Руслан Айсин, окружил себя людьми, которые сделали себе «имя» на разжигании национальной и конфессиональной розни такие как Яна Амелина и руководитель приволжского отделения Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов, которого называют еще и активистом движения «Татары за Израиль».
Эти персонажи хорошо известны в мусульманской среде, как ярые ненавистники любой активности мусульман, любого намека на возрождение исламской религии. Их заполошные прогнозы о «наступлении ваххабитов на Россию» уже спровоцировали ряд конфликтов и даже кровавых трагедий в мусульманской среде России. И на этом фоне муфтий Файзов делает, фактически, их своими советниками.
Кроме их скандальных публикаций на религиозном поле, как отмечает Ринат Мухаметов, Сулейманов и другие сотрудники и близкие Казанскому филиалу РИСИ лица (Яна Амелина, Галина Хизриева, Василий Ордынский, Салман Фарид и др.) обстоятельно бьют по имиджу Татарстана как примера межнационального и межрелигиозного добрососедства. Этот образ создавался много лет Шаймиевым-Минихановым и, в целом, республика не раз признавалась таковой высшим руководством страны.
Целью системной войны против республики, судя по всему, является уничтожение политического проекта “Республика Татарстан”, полный отказ от федерализма, деморализация татарстанской элиты, маргинализация исламского сообщества республики, растворение татарских масс в русском и православном большинстве.
Однако, при всем недовольстве татарстанской элиты позицией Файзова в этом вопросе, окружившего себя, фактически, противниками татарстанского политического проекта, сделать политики ничего не могли. Поскольку за РИСИ стоит одна из мощнейших российских спецслужб, за Файзовым стоят высокопоставленные московские кураторы.
Оттого вполне предсказуемо, что на фоне всех этих скандалов, конфликтов, провокаций и тайных стратегий на общественном, политическом и религиозном поле Татарстана, наиболее удобным мальчиком для битья оказывается мусульманская община республики.
Если следствие все же, споткнувшись на бизнес-версии, вернется к версии с «ваххабитским следом», репрессий по примеру дагестанских, кабардино-балкарских или северо-осетинских татарстанским мусульманам, скорее всего, не избежать…