Полнейшей дискредитацией борьбы с терроризмом и экстремизмом в мусульманской среде грозит обернуться требование Гайского межрайонного прокурора Оренбургской области Челышева С.В. признать материалами экстремистского содержания сборники хадисов пророка Мухаммада «40 хадисов» и «Сады праведных» имама ан-Навави, а также ряд других сочинений. «Дальше, по логике, должен последовать запрет на Коран. Хадисы – второй по значимости после Корана фундаментальный источник Ислама. В этой связи неудивительно, что против решения Челышева выступили все без исключения официальные духовные центры российских мусульман», - отмечает политолог Ринат Мухаметов, член Экспертного совета Совета муфтиев России.
По его словам, если суд удовлетворит просьбу оренбургского прокурора, то это самым серьезным образом ударит по позициям Москвы в исламском мире, с таким большим трудом обеспеченным вступлением в качестве наблюдателя в Организацию Исламская конференция и др. знаковыми шагами. «Особенно это чревато последствиями, учитывая нынешнее бурление на Большом Ближнем Востоке. Такое решение можно будет поставить только в ряд с тем, как американцы несколько лет назад по некомпетентности внести имама Бухари, автора самого авторитетного сборника хадисов, в список экстремистских авторов», - отметил Мухаметов.
Напомним, что, помимо хадисов, в число предлагаемых к запрещению на территории России Челышев внес книгу известного татарского богослова XVIII века Абд ар-Рахима Утыз-Имяни «Жемчужина разъяснений», сочинение «В молитве спасение» председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина и ректора Московского исламского университета Марата Муртазина, а также книгу «Намаз через призму размышлений» заместителя председателя Духовного управления мусульман европейской части России Мустафы Кютюкчу. «Как попала книга Утыз-Имяни в этот список – ума не приложу. Видимо, по какому-то недоразумению, - прокомментировал эксперт СМР. – А что касается трудов руководителей Совета муфтиев, - то это, скорее, относится к области политики, а не религии и права».
«Все это очень и очень опасно. Ведь в ответ, скажем, в Чеченской республике - а тамошняя фемида также, как и оренбургская, весьма чувствительна к экстремизму в литературе - может внести в число запрещенных труды Иоанна Дамаскина или Иоанна Кронштадского, не говоря уже о книгах Сысоева или Кураева. Так мы докатимся до того, что придется признать экстремистским Ветхий и Новый завет», - считает эксперт. «И что получим? Соревнования судов в разных субъектах Федерации, кто, где и что быстрее запретит? А экстремизм тем временем будет нарастать», - заключил Мухаметов.