Коллективный портрет свободы совести на фоне заката российской стабильности. Некоторые итоги 2011 года. Часть первая |
Свобода совести как свобода мировоззренческого выбора является основой свободы как таковой, системообразующим правом в системе прав человека. Попрание свободы совести сопровождается повышением рисков перехода к безальтернативной политической системе, к авторитаризации власти, к массовым нарушениям прав человека, к росту ксенофобии, нетерпимости, дискриминации и насилия на их почве. Именно это происходит сегодня в России. Однако возникает ощущение, что до декабря 2011 года это было известно только гонимым властью верующим, год от года ощущавшим усиление преследований. По результатам анализа положения конкретных религиозных групп, прежде всего следует отметить массовые системные неправомерные преследования мусульман и политику вмешательства власти в дела ислама. Как и в прошлые годы, в качестве обоснования выдвигается необходимость защиты общества от "религиозного экстремизма", "исламского терроризма", "ваххабизма", "хизбуттахризма", "нурсизма" и т.п. Есть основания говорить не только о преследованиях конкретных течений в исламе, но вообще любых, не подконтрольных официальным духовным управлениям. Постоянное пополнение списка "экстремистской" литературы исламскими текстами в сочетании с применением "антиэкстремистского" законодательства привело к стремительному росту случаев привлечения к административной и уголовной ответственности лиц, не совершивших никаких правонарушений. Зафиксированы новые факты дискриминации и преследований мусульман в уголовно-исправительной системе. Все это не может не вызывать напряженности и даже роста насилия. При этом глубинная причина напряженности между государственной властью и исламом кроется в религиозной политике "кнута и пряника", в результате которой мусульмане ощущают себя дискриминированными, а то и вовсе чужими в России. Попытки манипулировать исламскими лидерами лишь вносят раскол в мусульманскую среду и способствуют усилению позиций ее радикальной части. Антиконституционная религиозная политика вмешательства в деятельность религиозных объединений, в том числе государственная поддержка т.н. "традиционного ислама" и неправомерные ограничения т.н. "нетрадиционного ислама", неизбежно вносят раскол и способствуют (по меткому выражению правозащитницы Е.З. Рябининой) принудительной радикализации религиозных объединений. В конечном итоге некомпетентная и преступная политика российской власти способствует нарушениям прав человека, сепаратизму, угрозам безопасности граждан и государства. Ситуация на Северном Кавказе, которую некоторые эксперты называют гражданской войной, является прямым следствием политики нарушений свободы совести и светскости государства. 4 апреля 2011 года Европейский суд по правам человека задал России вопросы по делу мусульман, несогласных со включением ряда исламских книг в список "экстремистской" литературы. Также Европейский суд коммуницировал жалобу Ибрагима Ибрагимова и культурно-образовательного фонда "Нуру-Бади" на признание "экстремистскими", несмотря на протесты Духовного управления мусульман и Уполномоченного по правам человека в России, работ мусульманского турецкого богослова Саида Нурси. На очереди в Европейском суде еще несколько дел по обжалованию подобных запретов. 25 марта 2011 года в Уфе прошел пикет мусульманской общественности. На одной из центральных площадей столицы Башкирии, перед памятником Салавату Юлаеву, собралось более 500 молодых мусульман, пожелавших выразить свой протест против преследований со стороны силовых структур. Цинизм и хладнокровие, с которым силовики борются с гражданами своей страны, объединили различных представителей исламского сообщества Башкирии, утверждают они. В акции приняли участие также жёны и родственники мусульман, осуждённых или обвинённых якобы в совершении преступлений экстремистского характера. На плакатах были требования об освобождении мусульманских активистов, в частности, Айдара Хабибуллина и Айрата Дильмухаметова, а также о ликвидации запрета на исламскую литературу и мусульманские организации, не занимающихся деятельностью, связанной с насилием. По словам башкирских правозащитников, этот пикет – логическое завершение той безграмотной, а зачастую и бесчеловечной, политики в отношении мусульман, которые стремятся к исполнению своих религиозных обязанностей в большем объёме, чем настаивает официальное духовенство. Такое желание мусульман не нарушает ничьих прав, однако не нравится привыкшим держать "всё под контролем" представителям власти и особенно силовых органов. Нарушения прав граждан не могут длиться бесконечно, и этот протест – сигнал тем, кто определяет политику государства в отношении мусульман. В мае 2011 года члены местной религиозной организации мусульман-суннитов ханафитского мазхаба села Канглы Минераловодского района Ставропольского края обратились к президенту РФ в связи с прессингом со стороны силовых структур. "В погоне за показателями некоторые сотрудники МВД и ФСБ игнорируют определённые статьи Конституции РФ и федеральные законы. В период с 2000 по 2011 гг. почти все прихожане мечети с. Канглы были одарены "благодарностью" со стороны силовых структур. Приводы, обыски, задержания, беседы в окончательном моменте мотивированы только тем, что мы исповедуем ислам… У мусульман создается впечатление, что силовые органы правдой и неправдой стараются покрепче закрутить "гайки", чтобы их деятельность выглядела показательной, невзирая на то, что эта показательность роняет авторитет самой власти, от имени которой служители закона выносят решение", - говорится в заявлении преследуемых. В ночь с 31 мая на 1 июня 2011 г. представителями правоохранительных органов Северной Осетии были задержаны от 18 до 30 человек, являющихся прихожанами мечети г. Владикавказ. Задержания проводились с очевидными нарушениями закона, в частности, не объяснялись ни причины указанных задержаний, ни преступление, по подозрению в совершении которого задерживались люди. В момент задержания каждому из них подбрасывались наркотики и оружие, арестовываемых жестоко избивали при задержании и после него… Кроме того, родственники задержанных обладают информацией о том, что арестованных заставляют пить воду с растворенными в ней наркотическими средствами для получения сфальсифицированных доказательств о содержании в их анализах наркотиков… Следует отметить, что в результате того, что люди содержались в изоляции и не имели связи с внешним миром, в обществе появилась информация о том, что задержанных избивают и к ним применяются пытки. Это еще более осложняет ситуацию и дополнительно придает негативную окраску действиям правоохранительных органов. В ноябре 2011 года глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин заявил, что российские суды притесняют мусульман. "В российских СМИ все больше разжигаются страх и недоверие по отношению к мусульманам, а российские суды, запрещающие мусульманскую литературу, стали инструментами в руках исламофобов", - сказал Гайнутдин на заседании Совета муфтиев. По словам муфтия, сохраняется ситуация, "когда религиозная литература попадает под некомпетентную экспертизу". Ранее Гайнутдин неоднократно выступал с критикой решений судов, которые признавали некоторые произведения исламской литературы экстремистскими. Так, выступая в марте этого года в Москве на мусульманском совещании "Россия - наш общий дом", он слово в слово повторил упомянутые упреки: "Особо стоит подчеркнуть стремительный рост исламофобии в российском обществе... В российских СМИ все больше разжигается страх и недоверие по отношению к мусульманам, а российские суды, запрещающие мусульманскую литературу, стали инструментами в руках исламофобов". До этого муфтий Гайнутдин обвинял государство в противодействии объединению мусульман и попытках "задавить ислам в России". |
Публикуется с сокращениями