Фильм «Орда» – идеологическое оружие против единения российских народов

В день государственного общероссийского праздника «День России» на Первом федеральном канале состоялась громкая телепремьера под притягивающим внимание зрителей названием «Орда». Естественно, что у части российских граждан показ данной киноленты в прайм-тайм, да еще на канале ОРТ, вызвал множество недоуменных вопросов.

Помимо того, что этот фильм уже встретил крайне неоднозначную реакцию зрителей, кинокритиков и ученых, часть российских экспертов и аналитиков расценила данное событие не просто как непродуманную ура-патриотическую акцию руководства канала, а, скорее, как сознательную политическую провокацию в сфере этно-конфессиональных отношений. Если так, то поводов для тревог за будущее многонациональной России становится еще больше.

«Подарок» от «Православной энциклопедии»

Чтобы никто не упрекнул критиков киноленты «Орда» в ангажированности, сразу хотелось бы обратить внимание на рабочее название фильма – «Святитель Алексий». То есть, лента-то, по сути своей, рассказывает вовсе не об ордынском государстве, а об одном из эпизодов российской истории, связанным с православным митрополитом. Так зачем же нужно было давать фильму столь громкое и заведомо провокационное (учитывая канву и подоплеку сюжетной линии) название?

Другой вопрос вызывают спонсоры. Что означает тот факт, что фильм режиссера Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова, был продюсирован кино-телекомпанией «Православная энциклопедия», входящей в одноименный церковно-научный центр? Вопрос, как говорится, открытый, и ответ на него, в принципе, проглядывается достаточно явный.

По сюжету фильма к хану Тинибеку (второй сын хана Узбека) в золотоордынскую столицу г. Сарай прибывают послы римского понтифика, которых хан встречает крайне неприветливо и унизительно. Далее мать хана Джанибека (третьего сына Узбека) по имени Тайдула внезапно слепнет, а лекари, знахари и шаманы безрезультатно пытаются вернуть ей зрение. Через некоторое время до Орды доходят слухи о московском митрополите Алексии, по молитвам которого вроде как творятся чудеса. За ним прибывают ханские послы и просят, чтобы митрополит поехал с ними в Орду и вылечил ханшу. При этом по задумке авторов фильма, как бы невзначай, на случае отказа просьба ордынцев сопровождается возможностью совершения ими набега. Под угрозой уничтожения (!) Москвы по просьбе великого князя Ивана II митрополит Алексий вынужден отправиться в далекое путешествие. Прибыв в Орду, он оказывается в сложном переплетении различных интриг, сопровождающихся неожиданными и жестокими событиями.

В поисках актеров авторы фильма объехали практически всю бывшую советскую Азию и даже Монголию. В фильме играют и татары, и казахи, и киргизы, и тувинцы, и калмыки, и буряты… Съемки проходили в Астраханской обл., в местах, где согласно историческим хроникам находилась первая столица Золотой Орды г. Сарай-Бату, и где проводятся археологические раскопки. На живописном обрывистом берегу реки Ахтубы на двух гектарах была возведена декорация золотоордынской столицы: ханский дворец и узкие извилистые улочки города с домами, где жили ремесленники и торговцы.

Таким образом, видно, что авторы ленты подошли к своему детищу достаточно серьезно, и размах съемок отличается от многих других кинопроектов. Справедливости ради следует признать и тот факт, что такие события фильма как приезд митрополита Алексия в Орду и его участие в лечении Тайдулы действительно имеют историческую основу.

Неоднозначная реакция

Церковный историк, профессор, протоирей Георгий Митрофанов высоко оценил киноленту и работу актера Максима Суханова. По его мнению, в картине ярко показано «величие митрополита Алексия, который за короткий промежуток времени проходит путь, который проходит все человечество».

Обозреватель же «Российской газеты» Валерий Кичин и вовсе считает, что режиссер А. Прошкин «совершил подвиг, взявшись за фильм из русской истории ХIV в., учитывая, что исторических свидетельств и визуальных материалов почти не сохранилось». А Андрей Плахов из «Коммерсанта» отметил, что «с точки зрения прогресса российской киноиндустрии «Орда» — безусловное достижение. Высокобюджетный фильм снят, как говорится, на чистом сливочном масле».

Что ж реакция церковных людей понятна, так же как и людей из киноиндустрии. Но вот как отнеслись к данной ленте представители иных этно-конфессиональных групп Российского государства? Учитывая, что татары являются второй по численности нацией в России, что мусульман в России насчитывается до 20 млн. человек, и не забывая того, что они – коренные жители нашей страны, издревле проживавшие на современной российской территории.

Очевидно, что жители Татарстана едва ли могли пропустить появление столь неоднозначной ленты, никак на нее не отреагировав, ведь в фильме, по сути, затрагивается и их история. И татарстанские СМИ не стали скрывать своего отрицательного отношения: авторам фильма было поставлено в вину не только и не столько подтасовка исторических фактов (речь идет не о главном событии ленты, а о его многочисленных аспектах, что может оказывать не менее важное идеологическое влияние, например, о якобы давлении и угрозах в адрес митрополита со стороны ордынцев, и т.д.). В принципе, на все это можно было бы и не обратить внимания, если бы общая канва фильма не шла в русле пропаганды явного духовного превосходства русских (читай: православных) над татарами (читай: мусульманами); если бы татар не показывали исключительно варварами и дикарями. А так согласно мнению татарской интеллектуальной элиты получилось, что фильм носит явно выраженный пропагандистский ангажированный характер, тем более, учитывая факт того, кто финансировал и продвигал данный проект. И выглядит это как «бросание камней в свои же российские стекла».

Автор множества исторических романов Вахит Имамов также считает, что «Орда» и другие подобного рода фильмы – это часть политики, которую проводят влиятельные круги в Москве, по использованию культуры для создания имиджа России как исключительно славянской, и исключительно православной страны. «Нерусские вряд ли смогут принять такие фильмы… Они показывают татар как дикое племя, постоянно употребляющее в пищу сырое мясо… Что действительно огорчает – это то, что власти Татарстана ничего не делают для создания собственных фильмов».

Следует отметить, что среди критиков присутствуют не только татары. Так, Вадим Рудаков, кандидат исторических наук, консультировавший на первом этапе авторов фильма, отказался от сотрудничества со съемочной группой из-за антинаучности самой картины. По его мнению, «Орда» выдержана в худших традициях старых советских фильмов о татаро-монголах и кочевниках».

Конечно, авторы фильма предвидели такую реакцию, и в ответ на нарекания говорят, что консультировались с историками, изучали музейные экспозиции, живопись того времени, историю костюма, планы археологических раскопок. Но, во-первых, ученые до сих пор не достигли консенсуса в вопросе об истории Золотой Орды и ее отношений с Русью, и в этой истории можно оспорить буквально все, от главного до мелочей, вплоть до характера Куликовского сражения, о чем еще будет сказано далее. Однако еще более важным является то идеологическое влияние, которое оказывает данная лента, и было бы наивным считать, что такие умные люди, занимаясь продумыванием исторических мелочей, не задумывались бы об идеологической составляющей своего продукта.

А как относится к «монголо-татарскому игу» президент России?

Но все же является ли такое «бросание камнями в стеклянном доме» именно государственной линией? Судя по некоторым заявлениям Владимира Путина, совсем нет. В свое время российский президент отмечал: «Очень интересное наблюдение есть по поводу того, кто с какой стороны воевал на Куликовом поле. Да-да, там любопытно, там и с одной, и с другой стороны были русские полки, и с одной, и с другой стороны была татарская конница, которая русскими использовалась как главная ударная сила. Это любопытные страницы нашей истории, на которые сегодня мы можем посмотреть без всяких идеологических предрассудков».

Таким образом, официальная интерпретация Куликовской битвы, и вообще пресловутого «татаро-монгольского ига», у многих специалистов, даже у главы государства, вызывает резонные возражения. Фильм же всю эту сложную палитру истории просто проигнорировал.

Например, в ленте полностью отсутствует вклад Орды в становление российской государственности, хотя этот факт признают даже критически настроенные к ордынцам историки. Так, один из самых известных российских историков Николай Карамзин отмечал, что «Москва обязана своим величием ханам», а не просто случайному набору событий.

Никак не получила свое должное отражение в фильме и сугубо позитивная политика ордынцев к православию и Церкви. А ведь еще первый в истории Золотой Орды хан-мусульманин Берке учредил в своей столице православную Сарайскую епархию. А отец Джанибека хан Узбек, сделавший ислам государственной религией Золотой Орды, выдавал следующие указы: «Кто осмелится издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню – тот подлежит смерти без различия, русский он или монгол. Да чувствует себя русское духовенство свободными слугами Бога!»

Хан Джанибек, который как раз и присутствует в фильме, продолжал придерживаться толерантной политики своего отца. И здесь прослеживается то важное умолчание, которое было сделано в ленте «Орда» — получается, что согласно историческим фактам доброе отношение к православию со стороны мусульманских правителей было еще до исцеления Тайдулы. Согласитесь, что не сказать об этом, означает придать произошедшему событию совершенно иную трактовку.

Что еще осталось за кадром, и что для нашей страны также является крайне важным – это то, что современные татары-мусульмане имеют к Орде весьма посредственное отношение. Более того, как известно, мусульманская Волжская Булгария, располагавшаяся на территории Татарстана, была уничтожена именно ханом Батыем, причем как раз перед захватом Руси. Однако об этом знают далеко не многие жители России. В массовом сознании татары воспринимаются как наследники Орды и ее ига, чего авторы фильма и их консультанты не могли не знать. Так зачем же было еще больше укреплять эти мифологические воззрения, идя вразрез линии российского президента?

Кстати, не совсем одобрительное отношение к В. Путину и его политике со стороны псевдопатриотических кругов проглядывается и по некоторым другим продуктам киноиндустрии. Так, в известной серии мультипликационных фильмов про русских богатырей князь Владимир (!) представлен достаточно неприглядным образом. Зато помощник богатырей дядька Тихон (в котором явно угадывается бывший духовник президента), напротив, персонаж положительный. А в мультипликационном переложении сказки про шамаханскую царицу явно критикуется попытка князя Владимира наладить тесные взаимоотношения с восточными «басурманскими» государствами.

Конечно, это можно было бы назвать вымыслом, если бы подобного рода намеки не имели под собой реальной почвы. Как это было, например, в известных событиях на Манежной площади. Тогда часть проклерикальной элиты едва ли не в открытую поддержала, согласно их заявлениям, «патриотические выступления народа», которые в т.ч. были направлены и против самой российской власти. Вот, например, как реагировал на молодежные выступления и погромы известный диакон Андрей Кураев: «Протест на Манежной лишь по виду национализм. По сути, это крик боли и отчаяния от того, что те, кто призваны нас защищать, нас же и предают… Понимаете, что происходит: у людей совершенно законное возмущение… Чтобы закон соблюдался, пришлось собирать многотысячные митинги». То есть, фактически открытым текстом было сделано заявление о том, кто готовил события на Манежной площади. И к сожалению, в такого рода убеждениях он далеко не одинок.

Еще одним показательным моментом, связанным с фильмом, является своего рода актерский кастинг, организованный… представителями РПЦ. Так, когда зашла речь о предложении сыграть роль митрополита Алексия недавно погибшим актером Андреем Паниным, представители РПЦ, курировавшие данный проект, ему отказали, сославшись на то, что у него «…слишком монгольский разрез глаз». В итоге, А. Панину досталась малозначительная роль монгола (!) Тинибека. И опять же, это можно было бы назвать выдумкой, если бы об этом не поведал сам актер.

Конечно, среди всех структур, включая и РПЦ, встречаются, как плохие, так и хорошие люди. И в Русской Православной Церкви много достойных представителей своей религии, с которыми всегда приятно вести диалог. Но есть и другие, есть те, кто всеми силами пытается не допустить нормальных взаимоотношений ни с мусульманами, ни с представителями других религий. Иногда они делают это открыто, а иногда – исподволь. И последняя кинолента о Золотой Орде как раз и является скрытым ударом по межконфессиональному диалогу в нашей стране.

Кавказофобия + татарофобия = развал Российского государства

Фильм «Орда» показали по центральному федеральному телевидению в День России. Возможно, что те, кто принимал это решение, хотели как лучше, т. е. показать в праздник жизнеутверждающую патриотическую ленту. Но получилось, как всегда. Принимавшие решение почему-то не захотели задуматься о том, какие чувства может вызвать демонстрация неоднозначной картины на ордынскую тему у миллионов граждан России, и далеко не только в Казани, т. к. более половины татарского народа живет за пределами Татарстана.

Так может правы те, кто воспринял телепремьеру «Орды» как намек на то, что в этот день Россия теперь отмечает победу над татарами, как 4 ноября – над поляками? И может именно такой реакции и ждут те, кто разработал и запустил данный проект? Если это так, то наиболее лучшим ответом со стороны татар, в частности, и мусульман, в целом, стала бы разработка своих кинопроектов. Но только таких, которые вели бы именно к единству, а не противопоставляли бы одни народы другим, как это сделано в фильме «Орда». Возможно, для одних регионов такие проекты было бы и сложно осуществить, и здесь татарстанские власти могли бы подать хороший пример. Учитывая, что у них есть для этого все возможности – во-первых, сама республика является не дотационным регионом, а, напротив, донорским; во-вторых, в отличие от других (в т. ч. и мусульманских) регионов в Татарстане имеется развитая структура киноиндустрии; наконец, в третьих, именно здесь вот уже который год проводится единственный в мире (!) Казанский международный фестиваль мусульманского кино. Почему же татарстанские власти практически никак не работают в сфере разработки качественных и конкурентоспособных мусульманских кинопроектов? Разве мало в истории российских мусульман интересных и поучительных историй, которые могли бы лечь в основу мусульманских блокбастеров? А ведь именно киноиндустрия оказывает сейчас едва ли не самое большее влияние на человеческое сознание.

И такое влияние довольно часто является отрицательным, хотя и может быть закамуфлировано под благо. Фильм «Орда» — наглядное тому подтверждение, ибо, по сути своей, является псевдопатриотическим продуктом. Да, там присутствуют нотки патриотизма, но они направлены только в одну сторону, тогда как на другую сторону вылит ушат грязной воды, при том, что под этой другой стороной нарочито подразумеваются граждане одного и того же государства. Золотоордынский период российской истории – одни из сложных периодов нашей общей истории, затрагивающий отношения миллионов людей и в современной России. Каким образом, он может быть символом Дня России?! Любой здравомыслящий и объективный эксперт не может не понимать, что подобного рода ленты не должны с помпой показываться в праздничный прайм-тайм, чтобы у зрителя не создавалось впечатления об официальном, чуть ли не государственном ее одобрении.

Более чем очевидно, что к таким вопросам, как история русско-ордынских отношений, стоит подходить осторожно, не допуская использования их в какой-либо пропаганде. Мы постоянно выражаем озабоченность правами русских в Прибалтике, и это несомненно является справедливым. Но почему же мы с такой легкостью забываем о правах других народов внутри своей собственной страны? Где же справедливость?! Какова была бы реакция жителей России, если бы, к примеру, в Эстонии или Латвии в один из праздничных дней вдруг показали нарочито провокационный фильм о «захвате» Прибалтики «кровавым» московским режимом? Наверное, был бы жуткий скандал. Так почему же здесь, в отношении своих же российских граждан допускаются провокационные идеологические нападки?

Кстати, недавно митрополит Кирилл посетил Эстонию, где в т. ч. принял участие в траурных мероприятиях, посвященных годовщине депортации эстонцев в Сибирь. При этом глава РПЦ выразил надежду, что «тени прошлого больше не будут омрачать отношения друг с другом». Признание ошибок, а тем более не совсем своих, это действительно мужественный шаг, и честь и хвала руководству Российской Православной Церкви за их смелость. Может теперь и другие репрессированные народы дождутся подобного к себе отношения, при том, что в большинстве своем они живут не в соседних государствах, а прямо здесь, как говорится, «под боком»? Или все-таки в патриотических кругах возобладает позиция тех, кто считает, что дружелюбие нужно проявлять только во внешней политике?

В качестве заключения нельзя не задаться таким вопросом: «Неужели в добавление к кавказофобии теперь в Россию приходит и татарофобия?» Если это так, если показ фильма «Орда» является деталью в чьей-то большой стратегии, то пора бить большую тревогу. Российское телевидение итак уже наводнено кавказофобией, и фактически это стало настоящей проблемой федерального значения. Тогда кем же являются те, кто вдобавок к этому разжигает еще и татарофобию? Вариантов ответа на столь важный вопрос совсем немного: либо эти люди не совсем адекватны, поскольку не понимают очевидных вещей, либо они – провокаторы и поджигатели нашего общего дома.



комментариев