И снова "бусурмане" выступают злодеями

Вчера в России стартовал прокат фильма «Орда» Андрея Прошкина, который презентован как первый российский фильм о Золотой Орде, повествующий о событиях, происходивших в XIV веке в городе Сарай-Бату. Фильм снимался в семи километрах от раскопок реальной столицы Орды, около астраханского села Селитренное. За историческую недостоверность эту картину уже раскритиковал специалист по Золотой Орде Вадим Рудаков. С достоверностью в картине действительно туго, хотя это один из первых российских фильмов, который ничем не уступает по своей технологичности голливудским, считает казанский ученый.

Опять «поганые бусурмане» выступают в качестве грубых варваров, отрубающих пленным русским головы одним взмахом кривой сабли. Стоит ли называть фильм «историческим»?

Доцент Института востоковедения и международных отношений КФУ Азат Ахунов написал специально для газеты «БИЗНЕС Online» статью, в которой рассказал о своих впечатлениях после просмотра «Орды». Рекомендуем.

Я не люблю исторические фильмы. Человек, который профессионально занимается изучением прошлого, четко видит все ошибки и оплошности, которые режиссеры бессознательно «лепят» в своих картинах. Тем более я не люблю фильмы, в которых прошлое искажается сознательно, особенно, прошлое моего народа. Все намекало на то, что в новом фильме «Орда», всероссийская премьера которого состоялась вчера, развесистой клюквы будет понавешано немало. Да и жизненный опыт, выраженный в просмотре десятков российских и зарубежных фильмов, говорил о том же – опять будут насмехаться над нашим братом-татарином, как обычно представляя его не только узкоглазым, но и еще и узколобым дикарем.

Интеллектуальные ристалища, развернувшиеся на просторах российского интернета еще до выхода фильма на большой экран, предполагали, что премьера вызовет ажиотаж. Может быть булгаристы, туранисты, шовинисты, патриоты и державники еще спали, но на первый утренний сеанс вместе со мной пришли лишь две дамы бальзаковского возраста (без собачки) и два юноши возраста пубертатного.

Мягкие, удобные кресла, приглушенный свет – все это не располагало к агрессивности. Я решил отбросить все свои предубеждения и посмотреть картину глазами простого обывателя. И сразу хочу сказать, что фильм меня зацепил, задел за живое. Еще с полчаса, наверное, я находился под впечатлением, с трудом возвращаясь из мира виртуального в мир реальный.

ЦЕПЛЯЕТ ДУХОВНЫЕ СТРУНЫ ЛЮБОГО МЫСЛЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА

Историк, специалист по Золотой Орде, Вадим Рудаков, поначалу активно консультировавший съемочную группу, а позже разорвав с ними все отношения, был прав: исторической правды здесь мало, если она и есть, то перемиксована таким образом, что концов и не найдешь. А надо ли их искать? Режиссер Андрей Прошкин так и заявил, что в «Орде» больше мифа, чем документалистики. Лично меня тронула духовная составляющая фильма, ярко раскрытая на примере митрополита Алексия (Максим Суханов). И в этом нет никакого секрета, поскольку фильм снимала кинокомпания «Православная энциклопедия» (существует еще церковно-научный центр, выпускающий одноименную энциклопедию).

Сергей Кравец - руководитель «Православной энциклопедии», в недавнем интервью четко определил, какую Орду он хочет показать. «Это та Орда, которую мы создаем в фильме. И главное в ее мире – жизнь без Бога. Все, что происходит в Орде – не результат особой жесткости, особого национального или эмоционального состояния народа. Это – своего рода иллюстрация к словам «Если Бога нет, то все позволено», - говорит он.

Отсутствие православного антуража, излишней елейности и сусальности делает фильм пригодным для просмотра и мусульманами, и буддистами, поскольку говорит о вечных ценностях, цепляет духовные струны любого мыслящего и верующего человека. Невероятно всепрощающ митрополит Алексий, лишь пожуривший своего слугу Федьку, принявшего ислам в ханской ставке. Всепрощающ и хан Джанибек, несмотря на свою жестокость и дикость, сумевший показать в конце фильма свои лучшие человеческие качества.

ИМЕННО БЛАГОДАРЯ ТАЙДУЛЕ РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ОБЛАДАЛА НЕМЫСЛИМЫМИ ДЛЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ ПРИВИЛЕГИЯМИ

Несомненно, что режиссера вдохновлял «Андрей Рублев» Тарковского, дух которого так или иначе присутствует в «Орде». Оттуда же «поганые» татары в качестве грубых варваров, отрубающие пленным русским головы одним взмахом кривой сабли. Возмутило ли меня все это? Скорее нет, чем да. Да, все это подается грубо, но не режет по живому, не унижает национальное достоинство. Показана средневековая жестокость, вот и все. Да, все положительные герои: князья, военнопленные, монахи исключительно христиане, а отрицательные – татары-мусульмане. Но татары на протяжении всего фильма говорят в основном на тюркском наречии, сопровождаемым русским переводом. На тюркском с татарами общаются митрополит Алексий, князь Иван и другие персонажи. Большинство диалогов проходят на этом языке, и создается впечатление, что смотришь картину условной киностудии «Татарфильм». Говорят, что создатели фильма использовали кабардино-балкарский язык, наиболее близкий к средневековому тюрки. Язык понятен любому татарину, тем более что блистательная Роза Хайруллина, играющая ханшу Тайдулу, постоянно срывается на казанское наречие. Все это, плюс голливудский хэппи-энд, уравновешивает плюсы и минусы, не оставляет в душе неприятного осадка.

А что касается историчности, то с этим в фильме туго. Поэтому и не стоило его, наверное, называть историческим. Хотя бывают случаи и похлеще. К примеру, американский боевик «Тринадцатый воин», якобы основанный на известном описании путешествия Ибн Фадлана к волжским булгарам, вообще не имеет к ним никакого отношения. Киношный Джанибек и исторический Джанибек - две разные фигуры. Если первый проводил свое время в пьянках и гулянках, то реальный - распространял ислам в Золотой Орде, строил мечети, покровительствовал медресе и ученым. Это он заставил ордынскую знать носить чалмы и халаты, хотя это и противоречило монгольским обычаям. При его дворе находились многие известные богословы (например, Мухаммед ар-Рази Кутб ад-Дин ат-Тахтани), содействовавшие превращению столицы Сарая в сосредоточение науки.

Реальный митрополит Алексей лечил не ханшу Тайдулу, а самого Джанибека. И сидел он не в золотордынских казематах, а киевских. И именно благодаря Тайдуле русская церковь и лично Алексий обладали немыслимыми для средневековой Руси привилегиями. «Город Сарай - один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами... В нем 13 мечетей для соборной службы, из них одна - шафиитская. Кроме того, еще чрезвычайно много других мечетей», — писал о столице Золотой Оpды Ибн-Батута. А что мы видим здесь? Песчано-глиняную Аграбу из диснеевского мультика «Алладин». Стереотип на стереотипе, миф на мифе. Но как все подано! Как сделаны декорации, как снято! Пожалуй, это один из первых русских фильмов, который ничем не уступает по своей технологичности голливудским. Бюджет фильма 12 миллионов долларов.



7 комментариев


  1. (22.09.2012 11:35) #
    0

    Когда,что нибудь ищешь, надо знать по крайне мере, что ты ищешь, где ты его потерял и когда потерял. Русская идея же, если такая когда-то была, должнa бытъ утеряна давно и как кажется безвозвратно.
    Можно ли найти, в себе то, что нет в тебе. Не думаю. И нужно ли его искать в прошлом, игнорируя настоящее. Прошлое пренадлижит не тебе, прошлое пренадлежит мёртвым, с них за него и спрос, а не с тебя. Зачем вытаскивать на свет к своим не достаткам, ешё и чужие. И с пеной у рта преподносить их как достоинсва. Не разумнее ли через своё настоящее, познать о своём прошлом. Твоё настоящее, и есть твоё прошлое. Как ты себя ведешь сегодня, что ты говоришь, как ты одеваешься, что ты ешь и как ешь. Как ты относишься к своим родителям, также твои родители относилисъ к тебе, а их родители к ним, и также будут относиться твои дети к тебе, а их дети к ним. Если ты притесняешь сироту, не даёшь милостыню бедняку, и нет уважение к старости, то также это делало и твоё прошлое. Разъедает тебя зависть к соседу и ненависть к иноземцу, то знай это тоже оттуда. Нет настоящего и будущего без прошлого. Нельзя вернуть, изменить прошлое, но можно изменить настоящее и воздействовтаь на будущеe. Высмеиваешь недостатки других, а свои выдаешь за достоинства- это то, что будет прошлым и будущим твоих детей.

  2. (22.09.2012 12:37) #
    1

    Исторический фильм высмеевае средневековасть, а чем мы сейчас отличаемся от этого, да ни чем, если тогда сабли, то теперь рейдары, если раньше дань платили чтобы жить, теперь граматные взятки тоже чтобы выжить. В чем разница? может кто то скажет тогда рабство и сейчас рабство!

  3. (22.09.2012 23:48) #
    -4

    А. Ахунову, во-первых, надо определиться, признает он современных татар наследниками (наряду с казахами, крымскими татарами, узбеками) Золотой Орды или нет? А то при упоминании достижений материальной и духовной культуры Золотой Орды, религиозной терпимости золотоордынских ханов к православию, - татарские деятели начинают кивать, мол, видали наше великое прошлое. А как только речь заходит о других сторонах Золотой Орды – завоевание земель других народов, сопровождавшееся массовыми убийствами, разорением, угоном людей в плен и т.д., то сразу эти же татарские деятели отрекаются от всего этого, мол, это – дело рук монголов, к ним мы не имеем отношения, и вообще, наши предки – волжские булгары, и пр.
    Во-вторых, при всем том, что историческая (а не киношная) Золотая Орда, конечно, имела достижения в области материальной и духовной культуры, это же не может служить скрытым оправданием лишения русских княжеств политической независимости (начиная с завоеваний Батыем Руси). А то в подаче некоторых татарских деятелей получается, что русский народ оказался таким неблагодарным Золотой Орде, где так все было хорошо, не оценил терпимость ханов к православию, и посмел вернуть себе политическую независимость от Золотой Орды. Тогда не понятно, почему сами казанские татары оплакивают утрату ими политической независимости в 16 в.?

    • (23.09.2012 00:19) #
      1

      Ассаламу Алейкум, Ильшат. Извини, не понял направленности твоего поста. Ты против Золотой Орды или за? Почему так негативно настроен на казанских татар?

      • (23.09.2012 02:55) #
        -4

        Почему я должен быть ЗА Золотую Орду? Я башкир, мой народ, как и русский народ, был порабощен татаро-монголами в 13 в. и был включен без его на то согласия в состав Золотой Орды. Распад и крах Золотой Орды дали возможность башкирам освободиться от ига татар (казанских, сибирских, ногайцев), аль-хамду лиллэхи, и получить возможность для политического самоопределения, пусть и в составе России (все-таки есть Р Башкортостан, там дальше видно будет). Может быть, для вас Золотая Орда – утерянный рай, а для нынешних башкир Золотая Орда – империя, угнетавшая их предков. К казанским татарам у меня нет негативных чувств и быть не может, среди них у меня много друзей и родственников. Но я категорически не приемлю татарский шовинизм в отношении башкир, то есть шовинизм тех татдеятелей, не признающих культурную и этническую самобытность башкир.

    • (23.09.2012 22:56) #
      3

      Не знаю, кто Вас попутал, но Батый точно никакого отношения к нынешним татарам не имел. Золотая Орда есть результат ассимиляции пришедших монголов среди тюрского населения. Как генетически, так и культурно. Достаточно сравнить культуру монголов и Золоото Орды - все становится ясным. Возьмите хотя бы мперия великих моголов. Много ли там осталось от монголов, которые покорили Индостан?

      • (24.09.2012 00:15) #
        -3

        Путаете Вы, утверждая прямо противоположные вещи: 1. монголы Батыя не имели никакого отношения к нынешним татарам; 2. Золотая Орда есть результат ассимиляции пришедших монголов среди тюркского населения. Но второе Ваше утверждение и есть признание того, что монголы как раз имеют отношение к нынешним татарам, ведь ассимиляция не есть испарение, когда от монголов ничего бы не осталось. Посмотрите сами на фотографию муфтия Нафигуллы Аширова, татарина и явного монголоида. Астархани, Ваши монгольские предки основательно сожительствовали с местными женщинами в эпоху Золотой Орды, это исторический факт. Но так бывает в истории. После взятия Казани и после уже русские мужчины основательно сожительствовали с татарками, так что впору пословицу "Поскреби русского и увидишь татарина" переформулировать в следующей редакции "Поскреби татарина и увидишь русского". Вам следует мыслить исторически, а не метафизически.