Непризнанные строители империи

Русские устали. Они как римляне эпохи Марка Аврелия не способны более тянуть "колесницу державности". О, где ты Святая Русь, Третий Рим, Великий и Могучий?! Русский проект закрывается не без участия Запада, но в основном по причине "бледной немощи и организационного бессилия" русского народа.

Когда закрывается такой проект — есть три варианта его ликвидации. Во-первых, ликвидация так сказать подчистую: с уничтожением носителей культуры (так как испанцы уничтожили государство инков). Во-вторых, ассимиляция местной культуры пришельцами (как франки растворили в себе остатки подданных Западной Римской Империи). И, в третьих, обретение правопреемника (так как это было, например, в Китае, где все, по очереди сменяющиеся этносы, становились подданными Поднебесной, причастившись к китайской культуре).

Первый и второй вариант для России не только возможны, но уже начинают реализовываться. Сегодня выгоднее быть кавказцем, карелом или якутом, нежели русским: есть шанс уцелеть и быть принятым в другую социальную систему. Русских ждёт либо уничтожение, либо (что, скорее) забвение национальности, — бывшим имперским нациям не прощают их прошлое. А возможен ли вариант правопреемства "имперского тягла", есть ли у русских наследник державной традиции? Думаю, да. Этот наследник — татары.

Да и правопреемники ли татары? Скорее они — непризнанные строители империи. Очень многие историографические традиции (и официальная соловьёвская, и альтернативная гумилёвская, и параистория Фоменко) признают вклад татар в строительство российской государственности. Они и воины, предотвратившие наступление Запада на Русь (Золотая орда), и государственники, установившие принцип легитимности русского государя (ярлык на великое княжение), и организаторы первой отечественной системы транспорта и почты (ямская служба), и т.д., и т.п. Если всерьёз вникать, то становится просто непонятно, где в отечественной истории кончаются русские и начинаются татары.

Современная Россия имеет как бы две нации. Это русские и россияне. Первые — заложники имперской политики бывшей метрополии, будущие изгои и апатриды. Вторые — равнодушные к судьбе империи потенциальные сепаратисты, озабоченные не судьбой общего российского мира, а только будущим своего собственного национально-кланового мирка.

Татары не вписываются ни одну из них. Татары — не сепаратисты, их судьба связана с Россией. Кроме исламских радикалов в их рядах никто не мыслит себя ни частью тюркского мира, ни частью исламского мира, ни частью какого-либо другого внероссийского сообщества. Однако и титульной (коренной) нацией в своей стране они себя не чувствуют. Мешает не то чтобы вражда, но скрытая зависть и неприязнь к русским, которые присвоили себе звание строителей державы, что, с татарской точки зрения (пусть даже на интуитивном уровне), — не совсем справедливо.

У татар есть свой, пока мало изученный, взгляд на общую с русскими историю. Пример — протест против общепринятой концепции татаро-монгольского ига и Мамаева побоища. Татарский менталитет не может принять тезис о том, что они — враги государства российского (пускай и в прошлом). Как же так, Россия — ведь это же наше татарское государство!?

Татарский мир, как известно, не исчерпывается Республикой Татарстан. Татары живут компактными сообществами (сёлами, городскими районами и т.д.) в Поволжье, в Сибири и в других регионах. Они как бы отгородили свой "правильный" татарский мир от "неправильного" российского, которым неумело управляют бестолковые преемники. Это — не сепаратизм, а нежелание участвовать в чужом проекте. Ситуация в чём-то анекдотична: повторяю, татары отгородили себе свою "правильную" татарскую Россию внутри "неправильной" русско-российской земли. Пассионарность татарского этноса пропадает втуне: они, по сути дела, имперская нация, занимаются устройством собственного "надела" вместо того, чтобы владеть всем российским государством.

Положение с неиспользованной пассионарностью можно изменить коренным образом выдвинув лозунг: Россия — страна татар! Русскому народу, который не умеет управиться с нынешней политической ситуацией в стране и за её пределами, придётся если не отдать верховенство, то хотя бы потесниться, признав татарина братом (скорее всего старшим).

Такой шаг даёт России сразу несколько преимуществ. Во-первых, снимается дурацкий вопрос о том, кто мы европейцы или азиаты? Конечно же, азиаты, а значит, с нас и взятки гладки: нам не указ ни ОБСЕ, ни Хельсинская группа. Не лезьте своими грязными цивилизованными руками в наши национальные татарские обычаи.

Во-вторых, Россия получает в союзники весь тюркский мир (славянский мир давно уже нам не союзник). Турки, албанцы, узбеки, казахи, киргизы, мы с вами — одной крови, братья. Да и внутри страны есть родственники — башкиры, хакасы, тувинцы, буряты, карачаевцы, балкарцы и т.д. А славяне (русские, белорусы, украинцы) — наши младшие братья, которых мы не дадим в обиду разным там прочим россиянам.

В-третьих, татарская община (реально существующая в отличие от "небесной" русской) может стать основой российской цивилизации — самоуправления, системы хозяйства, права, наконец. Татары — носители очень жёстких, но действенных обычных норм, регулирующих отношения в собственном сообществе. Экстраполяция этих норм на современную российскую действительность — архиполезна: лучше эффективная сатрапия, чем гнилая демократия.

В-четвёртых, снимается идиотский вопрос о якобы существовавшей русской оккупации как ближнего зарубежья (Прибалтика, Грузия, Молдова и т.д.), так и внутренних территорий (например, Северного Кавказа). На самом деле татары всё это завоевали ещё во времена Чингисхана, а русские — лишь агенты их влияния после ухода коренной нации в тень. Попытка переоценить результаты средневековых событий бессмысленна, Это вам не новая история с её сложившимися нациями и общечеловеческими ценностями: здесь прав сильный, а не правый.

В-пятых, татарская Россия способна остановить подталкиваемый извне развал страны. В конечном счете, Запад ведёт геноцид имперской русской нации, а татары — здесь не при чём. Дезавуировать претензии мирового сообщества и выиграть время на собирание страны — вот что сейчас нам так нужно. Это будет изящным ходом, вполне по Макиавелли.

Всех благ, которые сулит "татаризация" России, не перечислишь, поэтому ограничусь лишь пятью предыдущими. Однако кроме преимуществ от признания татарского народа титульным народом России есть и две якобы сложности разного порядка.

Первая сложность — опасность распространения по стране исламского экстремизма, который давно уютно обосновался в казанских медресе. Думаю, что исламизация Татарстана представляет собой в основном попытку национально-культурной самоидентификации татар в нынешней России. При условии признания татар титульным народом эта проблема будет снята. Я знаю достаточно много как православных татар, так и татар-мусульман, и могу сказать, что религиозная самоидентификация татарам как правило не свойственна.

Вторая сложность — гордость великороссов. Что ж, как говорят французы: если хочешь есть каждый день, съешь на первое собственную гордость. Русским придётся проявить качество самопожертвования ради спасения страны, о котором они так любят говорить. Назвался груздем…

Предлагаемый проект пока ещё очень сырой. Прежде всего, непонятно как отнесутся к моим идеям сами татары. Но если не сказать "а", не скажешь и "б". Надо ведь с чего-то начинать строить Великую Татарию.

И самое главное возражение: на сегодня еще не заявил о себе лидер, который был бы готов объединить татар и русских. Однако гипотетически такой человек есть, и вы его знаете — президент Татарстана мудрый и хитрый "бабай" Шаймиев. Вот только захочет ли он?

июнь 2005 г.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции



комментариев