Про религиозность нового президента Дагестана, при всем его номенклатурном происхождении, не говорит уже разве что совершенно оторванный от Дагестана человек. Его инициативы по отходу от опоры только на силовые методы в противодействии «лесу» и налаживанию диалога с теми представителями лесного подполья, кто готов на него пойти, превратили дагестанскую мусульманскую общину в роящийся улей.
При всей разнородности дагестанского ислама ни один из мусульманских лагерей — ни тарикат, ни салафийя, ни просвещенная исламская интеллигенция — не смог проигнорировать эти инициативы. От столкновения мнений относительно целесообразности инициатив президента, дозволенности диалога с властями, пределов взаимных уступок, сотрудничества, моделей и путей ведения диалога с «лесом», даже у специалистов выносит мозги.
Это говорит не только об усилении исламского фактора в жизни республики, но и о том, что мусульмане учатся осмысливать свою общественную позицию, искать и находить свою нишу в общественно-политическом раскладе, проговаривать и доводить до других сторон диалога свои интересы. Лишним тому свидетельством стал один утренний звонок на мой мобильный.
Звонили из Дербента, из религиозной организации «Баб уль-Абваб» с просьбой посодействовать в распространении по мусульманским СМИ России информации о последней инициативе исламских лидеров Южного Дагестана. Инициатива, оказывается, состояла в том, что шейх Сиражутдин Хурикский, имамы Дербента и практически всех районов Юждага обратились к президенту Магомедсаламу Магомедову.
Все эти лидеры «от имени мусульман, шейхов, имамов и всех добропорядочных граждан Республики Дагестан» призвали «оказать поддержку президенту и правительству, которые встали на защиту нашей, веками приобретенной чести и морали горского народа». Со слов подписантов обращения, «сегодня президент и правительство показывают свою искреннюю готовность изменить ситуацию в Дагестане к лучшему; начали с самого наболевшего для дагестанского общества вопроса — вопроса упадка моральных устоев и этики дагестанского народа, и теперь эти молодые люди, которых Всевышний дал нам в правители, решили дать этому безобразию отпор и бой».
Более того, имамы Юждага потребовали «от прокурора Дагестана, от министра МВД Дагестана и других уполномоченных органов по подержанию правопорядка подчиниться требованиям президента и правительства и навести в нашем общем доме порядок». «Мы, народ, вас выбрали, и мы вправе отвергнуть вас», — утверждается в обращении.
Признаться, обращение достаточно интересное, особенно на фоне беспрецедентной активизации мусульманской уммы России конца прошлого и начала этого года, связанного с начавшимся процессом переформатизации и объединения разрозненных духовных управлений огромной страны. И в первом, и во втором случаях очевидна одна вещь — даже именуемые традиционными мусульманские общины и управления России переросли свой статус духовных придатков власти, обслуживающих узкие чиновничьи интересы.
Сегодня уже и официальные духовные лидеры российских мусульман претендуют на перезагрузку отношений с властью. Поскольку ситуация в исламском сегменте российского общества такова, что общественный и информационный сектор российского ислама развивается намного быстрее и стремительнее, нежели сектор официального духовенства. Осознавая данный факт, муфтии и имамы наконец-то породили свою инициативу и формируют свой пакет требований к государству. То, каким он в итоге окажется и к какой переформатизации отношений с властями приведет, и будет во многом определять тенденции развития российской уммы в ближайшие десятилетия.