Дума без огня не бывает...

Про религиозность нового президента Дагестана, при всем его номенклатурном происхождении, не говорит уже разве что совершенно оторванный от Дагестана человек. Его инициативы по отходу от опоры только на силовые методы в противодействии «лесу» и налаживанию диалога с теми представителями лесного подполья, кто готов на него пойти, превратили дагестанскую мусульманскую общину в роящийся улей.

При всей разнородности дагестанского ислама ни один из мусульманских лагерей — ни тарикат, ни салафийя, ни просвещенная исламская интеллигенция — не смог проигнорировать эти инициативы. От столкновения мнений относительно целесообразности инициатив президента, дозволенности диалога с властями, пределов взаимных уступок, сотрудничества, моделей и путей ведения диалога с «лесом», даже у специалистов выносит мозги.

Это говорит не только об усилении исламского фактора в жизни республики, но и о том, что мусульмане учатся осмысливать свою общественную позицию, искать и находить свою нишу в общественно-политическом раскладе, проговаривать и доводить до других сторон диалога свои интересы. Лишним тому свидетельством стал один утренний звонок на мой мобильный.

Звонили из Дербента, из религиозной организации «Баб уль-Абваб» с просьбой посодействовать в распространении по мусульманским СМИ России информации о последней инициативе исламских лидеров Южного Дагестана. Инициатива, оказывается, состояла в том, что шейх Сиражутдин Хурикский, имамы Дербента и практически всех районов Юждага обратились к президенту Магомедсаламу Магомедову.

Все эти лидеры «от имени мусульман, шейхов, имамов и всех добропорядочных граждан Республики Дагестан» призвали «оказать поддержку президенту и правительству, которые встали на защиту нашей, веками приобретенной чести и морали горского народа». Со слов подписантов обращения, «сегодня президент и правительство показывают свою искреннюю готовность изменить ситуацию в Дагестане к лучшему; начали с самого наболевшего для дагестанского общества вопроса — вопроса упадка моральных устоев и этики дагестанского народа, и теперь эти молодые люди, которых Всевышний дал нам в правители, решили дать этому безобразию отпор и бой».

Более того, имамы Юждага потребовали «от прокурора Дагестана, от министра МВД Дагестана и других уполномоченных органов по подержанию правопорядка подчиниться требованиям президента и правительства и навести в нашем общем доме порядок». «Мы, народ, вас выбрали, и мы вправе отвергнуть вас», — утверждается в обращении.

Признаться, обращение достаточно интересное, особенно на фоне беспрецедентной активизации мусульманской уммы России конца прошлого и начала этого года, связанного с начавшимся процессом переформатизации и объединения разрозненных духовных управлений огромной страны. И в первом, и во втором случаях очевидна одна вещь — даже именуемые традиционными мусульманские общины и управления России переросли свой статус духовных придатков власти, обслуживающих узкие чиновничьи интересы.

Сегодня уже и официальные духовные лидеры российских мусульман претендуют на перезагрузку отношений с властью. Поскольку ситуация в исламском сегменте российского общества такова, что общественный и информационный сектор российского ислама развивается намного быстрее и стремительнее, нежели сектор официального духовенства. Осознавая данный факт, муфтии и имамы наконец-то породили свою инициативу и формируют свой пакет требований к государству. То, каким он в итоге окажется и к какой переформатизации отношений с властями приведет, и будет во многом определять тенденции развития российской уммы в ближайшие десятилетия.



комментариев