Гамбит на Кавказе. Кто раскалывает российскую умму?

Может ли шиит, да еще и глава религиозного управления другого государства, стать лидером мусульман России? При всей абсурдности вопроса, поставленного в такой формулировке, в нашей политической системе, похоже, существуют силы, желающие этого. Но их истинной целью является не само возвышение шиитского лидера, а совершенно приземленные и корыстные интересы. Ради этого они готовы пожертвовать наметившимся единством отечественных последователей Ислама, раскалывая их по национальному признаку, подогревая противоречия между татаро-башкирскими и кавказскими мусульманами, и даже ставя под угрозу интересы безопасности самой России.

Шиитский гамбит

Данная игра, судя по всему, началась давно. Но наиболее явно ее очертания начали проявляться летом прошлого года. 18 июня 2009 года председатель Управления мусульман Кавказа, официальный лидер мусульман Азербайджана и Грузии Аллах-шукюр Паша-заде на состоявшейся в Москве международной научно-практической конференции «Мусульмане СНГ за межконфессиональное и межнациональное согласие» был практически единогласно избран председателем Консультативного совета мусульман СНГ.

Несмотря на то, что на той конференции не было и половины реальных лидеров Ислама в странах СНГ, СМИ сообщили тогда, что религиозные деятели Содружества единодушно избрали Пашу-заде председателем Консультативного совета. Они же отмечали авторитет главы УМК среди религиозных лидеров уммы не только стран СНГ, но и всех мировых конфессий, а также его активную позицию в установлении диалога и согласия между приверженцами разных вер.

Мусульмане России, как и многие СМИ, не обратили на данный факт особого внимания, посчитав его очередной имеющей мало отношения к реальной жизни бюрократической игрой. А зря. Ведь если задуматься, это довольно странно - выдвигать и избирать, пусть и номинальным, но все же лидером мусульман СНГ шиита. Ведь подавляющее большинство мусульман всего постсоветского пространства являются суннитами.

Азербайджан – единственная республика бывшего СССР и сегодняшнего СНГ с преобладанием шиитского населения. Шииты составляют там около 70% мусульманского населения, а остальные 30% - это опять-таки сунниты.

При этом у себя в Азербайджане Паша-заде рассматривается скорее как госслужащий, этакий министр по делам Ислама, нежели религиозный лидер.

Истинными религиозными лидерами у шиитов являются не главы духовных управлений, а аятоллы – шиитские муджтахиды высшего ранга. Паша-заде - не аятолла, а оттого многие религиозные азербайджанские шииты ориентируются отнюдь не на него, а на аятолл Ирана и других стран. Сунниты же естественно также не воспринимают его как духовного лидера, таковых они опять же видят в основном в Турции и арабском мире.

Мы не спорим, быть может, у Паша-заде действительно много заслуг перед российской и мировой уммой. Но его избрание лидером суннитского большинства мусульман СНГ выглядит примерно так же, как если бы лидером русского православного большинства нашей страны и всего СНГ избрали бы католического кардинала из Литвы или Западной Украины.

Или, к примеру, куратором православных верующих Юга России назначили бы армянского католикоса или грузинского патриарха. Причем не только бы назначили куратором, но перевели бы их под его кураторство с постепенным отрывом православных Юга России от Русской православной церкви, ценой раскола единства цельной православной общины.

Нет лидера в своем Отечестве?


Неужели в суннитском большинстве мусульман СНГ не нашлось столь же авторитетного духовного лидера сопоставимого по заслугам и влиятельности с Аллах-шукюром Паша-заде? Ведь сама Россия, на территории которой и проводилась эта конференция, где Паша-заде и был избран главой мусульман СНГ, должна была быть предельно заинтересованной в том, чтобы на этот пост избрали ее гражданина.

Поддержка кандидатуры российского представителя была бы не просто естественным шагом, но и реализацией стратегических интересов на продолжение консолидации всего постсоветского пространства вокруг Москвы.

Блокирование объединения

У заместителя главы Нижегородского ДУМ Дамира Мухетдинова своя версия относительно произошедшего: «Председательство в Консультативном совете мусульман СНГ нероссиянина, к тому же шиита, во многом вызвано неспособностью российских мусульманских лидеров найти общий язык между собой». Хотелось бы верить, что действительно только по этой причине пост достался главе УМК.

С началом зимы 2009 года и мусульманам России, и российским властям представился шанс исправить обозначенную проблему ненахождения общего языка официальными лидерами Ислама в России. Центральное духовное управление мусульман, Координационный центр мусульман Северного Кавказа и Совет муфтиев России начали процесс объединения, который неожиданно для многих получил одобрение некоторых региональных лидеров, общественности, интеллигенции и проч.

Данная идея еще в начале 2000-х поддерживалась тогдашним президентом России Владимиром Путиным. Причем говорил он об этом публично несколько раз.

Однако совершенно странным образом инициатива встретила сопротивление со стороны некоторых кругов в Москве, которые побоялись после объединения мусульман России потерять возможность манипулировать в своих интересах исламским сообществом страны, играя на противоречиях между ДУМами.

Еще более странным является тот факт, что основным инструментом противодействия объединению российских мусульман эти силы избрали подогревание часто искусственных и несущественных противоречий между татаро-башкирскими и северокавказскими мусульманами. Раскалывая российское исламское сообщество, эти манипуляторы все больше отдаляют от Москвы мусульман Кавказа.

Но, похоже, это их не особо сильно заботит, поскольку, при их активном содействии на мусульман Северного Кавказа все большее влияние пытается распространять тот же шиитский лидер Азербайджана Аллах-шукюр Паша-заде, который уже давно официально именует себя не иначе, как «председатель Управления мусульман Кавказа». Не мусульман Закавказья, что в его случае было бы понятным и естественным, а именно мусульман Кавказа.

Причем происходит это к полному недоумению самих мусульман и глав ДУМов северокавказских республик. Так, например, на открытии Исламского университета имени Кунта-хаджи летом прошлого года в Грозном глава чеченской президентской администрации Магомед Селимханов несколько раз представил Пашу-заде как официального главу мусульман Закавказья. Но тот сам к полному недоумению всех приглашенных российских и кавказских глав ДУМов подчеркнуто заявил, что его следует именовать не иначе, как главой мусульман Кавказа.

Во всей этой истории настораживает то, что наибольшую любовь, симпатии и поддержку «проект Паша-заде» в России снискал среди тех, кто никак не может по определению называться горячими сторонниками усиления российских мусульман. А именно в той среде, от имени которой вещает «ученый» от исламофобии Роман Силантьев.

Реанимация дудаевского проекта

Напомним, что Паша-заде однажды уже был избран председателем Высшего религиозного совета кавказских народов. Многие подзабыли, что это была за организация. Тоже зря. Поскольку избрание Паши-заде главой этой организации и фактическим официальным главой мусульман Кавказа состоялось еще в смутные 90-е года с подачи тогдашнего чеченского президента Джохара Дудаева.

Как пишет аналитик Рафиг Алиев, 27 сентября 1992 года в Чеченской республике был зарегистрирован международный форум «Кавказский дом». Руководителем его был утвержден тогдашний президент Чечни Джохар Дудаев.

В дальнейшем были разработаны Программа объединения народов Кавказа, а также механизмы ее реализации - постоянно действующий Форум «Кавказский дом», Высший религиозный совет, общественно-политические и культурные объединения, государственные и правительственные органы. Отмечалось, что Консультативный совет, Высший религиозный совет, Совет безопасности, Союз общественно-политических сил Кавказа разрабатывают законодательную (правовую) базу государственных (национальных) отношений и согласованной политики на Кавказе. То есть этот Высший религиозный совет был создан для проведения в жизнь идеи постепенного, но неотвратимого, отрыва Северного Кавказа от Москвы.

Предельно четкий и неоднозначный вопрос по этой проблеме обозначает Дамир Мухетдинов: «Так стоит ли России ставить на иностранцев? Императоры и генсеки никогда так не поступали».

Выходит сегодня на наших глазах те, кто берет на себя дерзость вершить судьбы российских мусульман, все больше разделяя татаро-башкирских и кавказских верующих, фактически отрезают последних от Москвы и «сдают» их структурам другого государства. То есть, они, реанимируя дудаевский проект, осуществляют сегодня духовный отрыв Кавказа от Москвы и всей России, который затем грозит обернуться отрывом политическим.

Более того, они подставляют и президента России, подталкивая его поздравлениями и награждениями Паши-заде, фактически, легитимизировать дудаевский статус последнего «главы мусульман Кавказа» и «лидера мусульман СНГ».

К примеру, упоминавшийся исламофоб и горе-исламовед Роман Силантьев, измышляя всяческие небылицы и раздувая несуществующие скандалы вокруг Совета муфтиев России публично заявлял, что СМР «предстоят крайне неприятные объяснения с главой Высшего религиозного совета народов Кавказа, шейх уль-исламом Аллах-шукюром Паша-заде». Т. е., Силантьев не только публично унижает россиянин перед религиозным деятелем иного государства, но еще и легитимизирует статус Паша-заде, которым наделил его еще Джохар Дудаев.

А летом прошедшего года Силантьев навязывал СМИ версию о том, что президент России «из всех исламских инициатив последнего времени отметил только организованную… Управлением мусульман Кавказа конференцию, на которой был создан Консультативный совет мусульман СНГ во главе с Аллах-шукюром Паша-заде». По его мнению, это свидетельствует о поддержке главой российского государства инициатив Управления мусульман Кавказа, а также о том, что Дмитрий Медведев тем самым также подтвердил «особый статус на постсоветском пространстве Аллах-шукюра Паши-заде, отмеченного еще президентом Путиным на Всемирном саммите духовных лидеров в июле 2006 года».

Манипулируя словами Президента, домысливая его позицию и отношение к главе УМК, Роман Силантьев пытается через СМИ и формирование нужного общественного мнения давить на лидеров Ислама в России. К примеру, он прямо заявил, что Равиль Гайнутдин «будет вынужден признать первенство шейх уль-ислама Аллах-шукюра Паши-заде» и «войти в возглавляемый им Консультативный совет».

Почему Паша-заде?

Очевидно, что влиятельные российские исламофобы делают ставку на Пашу-заде не от шибко большой любви к шиизму. А оттого, что использование его фигуры позволяет им не допустить возвышения ни одного российского мусульманского деятеля и консолидации всех мусульман нашей страны вокруг одного лидера.

Это также позволяет сохранить раздробленность российской уммы, дает возможность продолжать манипулировать и играть духовными управлениями и т. д. Паша-заде удобен тем, что он далеко от Москвы и не вмешивается в эти процессы.

К примеру...

На прошлогоднем юбилее главы УМК в Баку публичное унижение российских мусульман и нашей страны было уже явно демонстративным. То, что ни одному главе российского ДУМ не дали слова в первый день юбилея, и то, что поздравление Паши-заде от лица президента России зачитали предпоследним после поздравлений глав Беларуси, Грузии и Латвии – это еще полбеды. Так весь юбилей прошел под безостановочные напоминания грузинского патриарха Илии о нерушимости грузинского суверенитета над территориями Абхазии и Южной Осетии...




комментариев