Перспективы
Надо, по всей видимости, признать и естественность появления такого института как ДУМ, если принять во внимание российскую политическую традицию и культуру. В условиях всепроникающего характера государства и слабого (или вообще его отсутствия) общества (в смысле субъекта своей судьбы) формирование духовных управлений как форм бытования Ислама в нашей стране выглядит закономерным. В этом смысле ДУМ – это действительно традиционная черта мусульманской жизни России.
Россия - не Египет с его массовыми движениями и даже не Западная Европа или США с их гражданскими традициями. Формы мусульманской жизни у нас, как и везде, имеют своеобразный характер. На уровне высшей организации он неизбежно отдает византийско-ордынским официозным бюрократизмом с лесным финно-угорским привкусом. При этом взаимоотношения властей и ДУМов остаются сложными и неоднозначными.
Но свои издержки есть везде. Любая крупная система подразумевает их. Идеальных моделей вообще нет, наверное, за исключение джамаата самого Пророка (мир ему).
Надо научиться вести исламский призыв в самом широком смысле наиболее эффективно в тех условиях, в том месте и в то время, в которое нас помещает Всевышний, деятельно стремясь к совершенству, а не сетуя на то, что наступление лучших времен самих по себе вновь почему-то отложено «по техническим причинам».
ДУМы пережили империю, Советский Союз, даже революция 1917 г. и радикальные либеральные реформы начала 90-х не поколебали их. В то же время такой общественный институт, как Исламская партия возрождения, вызванная к жизни в Перестройку инициативой снизу, распалась через несколько лет после своего появления. И сегодня, за исключением ряда республик Северного Кавказа, у нас нет практически серьезной низовой инициативы.
В принципе, это все говорит о том, что духовные управления, как и Русская православная церковь, кстати, являются эндогенным элементом России, российского государства как ее политического выражения, в любых его формах, и исчезновение их и замена чем-то другим, совершенно иным по своему внутреннему характеру, теоретически возможно (и то под большим вопросом) только при условии ухода в небытие самой России, российского государства, т. е. тотальной и глубинной смены политической и социальной организации на просторах Северной Евразии.
Иными словами, требовать замены ДУМов, например, структурой, носящей более открытый общественный сетевой характер, в условиях российской государственности – все равно, что биться, как муха об стекло. Да, это, конечно, звучит интересно и заманчиво, но абсолютно оторвано от реальности и похоже на мечты за чашкой чая на кухне.
Говоря трезво, речь может и должна идти о модернизации ДУМов, их обновлении и приведения в адекватное сегодняшним запросам состояние. Бороться же с этим институтом просто из принципа – значит игнорировать объективную реальность и генезис развития Ислама в нашей стране, а это, совершенно очевидно, контрпродуктивно, прежде всего, для самих мусульман.
ДУМы для власти
Создается впечатление, что многие чиновники до сих пор воспринимают ДУМы, может быть, не осознанно, а стихийно, «по умолчанию», как само собой разумеющееся, в качестве уступки 220-летней давности. Этот комплекс и глубинные обиды, живущие в закоулках сознания или даже подсознания, за то, что когда-то предшественникам нынешней бюрократии пришлось отказаться от прежней политики, свою ложку дегтя вносят даже сегодня.
Не то, чтобы в высоких кабинетах сидят поборники ассимиляции и христианизации в духе XVIII в. Нет. Просто как-то считается, что государство не может ошибаться в принципе и «поддаваться на давление», тем более, даже если это произошло свыше чем два столетия назад.
Такие настроения укрепляют и создают порой ощущения безальтернативности стратегии сдерживания развития Ислама в России, вместо курса на полноценный и взаимовыгодный диалог и адаптацию.
В сер. XIX известный теоретик и практик христианизации мусульманских и языческих народов Поволжья Николай Ильминский так описывал приемлемого для империи муфтия и его подопечных: «Для нас вот что подходящее было бы, чтобы инородец в русском разговоре путался и краснел, писал бы по-русски с порядочным количеством ошибок, трусил бы не только губернаторов, но и всякого столоначальника».
Иными словами, лидером мусульман России должен быть дискредитировавший себя темный и мелкий персонаж, который провалит любую инициативу. Добиться «окончательного решения» исламского вопроса в силу объективных причин у Ильминского возможности не было, так он стал добиваться максимальной парализации работы духовного управления.
Сам Ильминский был секретарем (что-то вроде главного помощника-куратора) при главе Магометанского духовного собрания Мухамедъяре Султанове. Это примерно также, если бы сегодня предполагаемый единый муфтият возглавил печально известный глава Пермского ДУМ Мухаммедгали Хузин, умудрившийся превзойти в лоялизме даже предельно лояльного Талгата Таджутдина, а его замом стал бы не менее одиозный Роман Силантьев.
Опасался христианизатор Ильминский следующего: «Надвигается страшная буря мусульманская; новое нашествие, но не монгольское, а мусульманское; не дикарей из Азии, а дикарей цивилизованных, прошедших университеты, гимназии и кадетские корпуса, вспоенные прессой».
Кажется, рекомендации Ильминского, его подходы к работе с мусульманами и страхи для некоторых и сегодня вполне актуальны.
|