Диалог между суфиями и салафитами в Дагестане неизбежен

Заявление Патимат Гамзатовой, руководителя медиа-холдинга Духовного управления мусульман Дагестана, о прекращении диалога между суфиями и салафитами после убийства Саида Чиркейского вызвало в блогах и СМИ опасения нового витка насилия в Дагестане. Ассоциация "Ахлю Сунна" и ДУМД официально ситуацию пока не комментируют. Главный редактор дагестанского еженедельника "Настоящее время" Милрад Фатуллаев считает, что внутриисламский диалог неизбежен.

Напомним, в мае 2012 года в Дагестане представители разных течений в исламе договорились разрешать спорные вопросы и разногласия путем диалога. Сторонами мирного процесса являются салафиты, представленные ассоциацией ученых "Ахлю Сунна", и суфии в лице ДУМ Дагестана. В апреле в Махачкале на встрече между представителями Духовного управления мусульман Дагестана и представителями "Ахлю Сунна" была принята резолюция, отражающая намерение решать все спорные вопросы в исламе путем дискуссий. Уже прошло несколько встреч в рамках этого соглашения.

28 августа в доме суфийского шейха Саида Афанди (Саида Чиркейского) в селе Чиркей Буйнакского района Дагестана произошел взрыв. Бомбу привела в действие смертница, которая, по данным МВД, проникла в дом Афанди под видом паломницы. В результате погибли восемь человек: шейх Саид Чиркейский, шесть человек, находившиеся поблизости, и сама смертница. Несколько пострадавших при взрыве, были доставлены в больницу.

Гамзатова: Саид Чиркейский пересмотрел отношение к "диалогу с ваххабитами"

Статья Патимат Гамзатовой, жены муфтия Дагестана Ахмада Абдуллаева, руководителя медиа-холдинга Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД), "Худайбийский" "мирный" договор" появилась на сайте "Ислам.Ру" 2 сентября. В ней Гамзатова пишет о том, что незадолго до смерти Саид Чиркейский пересмотрел свое отношение к "диалогу с ваххабитами".

Автор статьи сообщает, что "диалог с ваххабитами" был начат с согласия шейха Саида Чиркейского. Журналистка пишет, что вместе с муфтием "создала площадку для диалога, где активно вели диспуты и переговоры представители ваххабитов и суфиев". Однако, по ее словам, после убийства в марте этого года в Буйнакске исламского проповедника Мухаммада Абдулгафурова (Гитиномагомеда Абдулгапурова) представители ДУМ Дагестана посчитали переговоры с салафитами практически сорванными. Тем не менее, отмечает она, шейх Саид Чиркейский велел продолжать диалог.

Гамзатова рассказывает, что в ходе диалога "предложила ваххабитам" подготовить журнал "Ислам" и материал для газеты "Ас-салам", вести передачи на радио и телевидении". Но за несколько дней до своей смерти шейх Чиркейский, по ее словам, сказал ей: "Ты зря позволила ваххабитам делать журнал, они никогда не поменяют свою сущность. Они убили многих мусульман, о которых я свидетельствую, что все они – настоящие шахиды".

Увайсов: "Ахлю Сунна" не считает необходимым комментировать статью Гамзатовой

Ассоциация "Ахлю Сунна" пока не видит необходимости комментировать статью Гамзатовой, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" представитель ассоциации Зиявдин Увайсов.

"Патимат Гамзатова – журналист. Она не занимает какую-либо должность в Духовном управлении мусульман Дагестана. Никакого официального заявления от Духовного управления мусульман, а именно от муфтия, не было. Поэтому на данном этапе мы не видим необходимости что-то комментировать", - сказал Увайсов.

Официальное заявление ДУМД по будущему диалога с ассоциацией "Ахлю Сунна" будет сделано позже, сказал, в свою очередь, пресс-секретарь Мухаммадрасул Омаров.

"Пока мы не занимаемся этим вопросом. До сих пор не можем отойти от случившегося (убийства шейха Саида Чиркейского. – Прим. "Кавказского узла"). Каждый день к нам приходят с соболезнованиями. Что касается статьи Патимат Гамзатовой, то она журналист, она выразила свое мнение. У нее выходило много статей на разные темы", - заявил Омаров.

Ранее член ассоциации ученых "Ахлю Сунна" в Дагестане Камиль Султанахмедов рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что ассоциация приняла единогласно заявление по факту убийства шейха Саида Афанди Чиркейского, в котором высказывается мнение о необходимости продолжить внутриисламский диалог между салафитами и приверженцами тариката.

Камиль Султанахмедов отметил, что за террористическим актом могут стоять люди, заинтересованные в разжигании внутриконфессиональной вражды. "Сегодня трудно сказать, кто стоит за убийством, но факт, что выгоду из этого извлекут лишь враги мусульман Дагестана и России", - отметил он.

В самом документе отмечается, что у членов ассоциации имелся ряд разногласий с убитым, но они никогда не были сторонниками подобных методов решений разногласий. "Все имеющиеся разногласия должны решаться в ходе научного диспута, мы к этому призывали и призываем. Ассоциация ученых "Ахлю Сунна" в Дагестане не является сторонником подобных методов и не нуждается в них для призыва. Это наша принципиальная позиция", - отмечалось в заявлении.

В блогосфере пишут о приближении нового витка борьбы суфиев с салафитами

Статья "Худайбийский" "мирный" договор" была перепечатана не только исламскими печатными и интернет-изданиями. Она также опубликована на сайтах РИА "Дагестан", обсуждается в блогосфере.

Заметка с реакцией на статью Гамзатовой вышла 7 сентября в общественно-политическом еженедельнике "Черновик". Автор публикации "Худейбийский договор или Верблюжья битва?" Ахмад-хаджи Магомедов называет Патимат Гамзатову человеком, благодаря которому диалог между суфиями и салафитами состоялся, и считает, что причиной написания ее статьи стала излишняя эмоциональность.

Возможно, пишет Магомедов, Гамзатова посчитала, что в смерти шейха виновна ассоциация ученых "Ахлю Сунна", представители которой якобы не сдержали своего обещания усмирить "лес".

"Однако, очевидно, что такого обещания они не давали и не могли дать, поскольку это не в их силах. На протяжении всего существования ассоциации её члены официально и неофициально всегда отрицали не только своё возможное влияние на подполье, но и вообще какую-либо связь с ним", – отмечает журналист.

Журналист и блогер Закир Магомедов считает, что статья жены муфтия Дагестана является свидетельством конца диалога между салафитами и суфиями.

"Теперь мы, наверно, станем свидетелями того, как борьба между двумя исламскими течениями в Дагестане будет набирать обороты. Вопрос лишь в том, насколько кровопролитной будет эта борьба. Конечно, найдутся и провокаторы, которые усугубят вновь вспыхнувший конфликт", – пишет он.

Кисриев: Гамзатова – человек, отвечающий за информационную политику муфтията

Патимат Гамзатоваизвестный дагестанский тележурналист, руководящий медиа-холдингом Духовного управления мусульман Дагестана, говорит заведующий сектором сравнительной регионалистики Центра цивилизационных и региональных РАН Энвер Кисриев.

"Начала свою работу в светской журналистике, потом стала вести программы об исламе. Сейчас руководит медиа-холдингом Духовного управления мусульман Дагестана (в медиа-холдинг входят журнал "Ислам", газета "Ас-салам", телестудия, радио "Сафинат", сайты "islam.ru" и "islamdag.ru". - Прим. "Кавказского узла"). То есть она, по всей видимости, тот человек, который отвечает за информационную политику муфтията", - заявил Кисриев.

Эксперт отмечает, что, если Гамзатова на самом деле сыграла решающую роль в налаживании диалога между суфиями и салафитами, как указано в ее статье, то "очень печально, что теперь она объявила о полном разрыве с политикой терпимости между различными направлениями исламского исповедания". "Особенно печально, что такие грубые и воинственные заявления делает женщина", - заключил Кисриев.

Фатуллаев: диалог между суфиями и салафитами инициирован не Гамзатовой

Диалог между суфиями и салафитами в Дагестане инициировала не Патимат Гамзатова, он выстрадан мусульманами Дагестана, считает главный редактор республиканского еженедельника "Настоящее время" Милрад Фатуллаев.

"Он стал жизненной необходимостью. Сторонами наметившегося мирного процесса являются салафиты, представленные ассоциацией "Ахлю Сунна", и суфии-тарикатисты в лице ДУМ Дагестана. Они начали этот диалог и подписали совместную резолюцию. Естественно, суфии приняли участие в процессе с одобрения шейха. "Ахлю Сунна" представляла легальное невооруженное крыло салафитов, которое, как они сами неоднократно отмечали, отвечают только за себя, а не за подполье", - подчеркнул Фатуллаев.

Он добавил, что соглашение между мусульманами "выстрадано Дагестаном" и "обошлось" за последние двадцать лет примерно в десять тысяч погибших.

"Нужно понимать, что салафиты – это такой же традиционный ислам (в Кази-Кумухе салафитская мечеть была еще в XIX веке), как и суфии. Салафиты в Дагестане стали реальной силой, с которой глупо не считаться", - подчеркнул Фатуллаев.

По его словам, в упомянутой статье Патимат Гамзатова неправомерно называет салафитов "ваххабитами". "От штампов вроде "ваххабизма" в Дагестане вроде бы стали отходить. Ваххабитами могут быть только последователи Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, и таковых лично я в республике не встречал", - говорит главред "Настоящего времени".

Статью Патимат Гамзатовой могут расценить как первое нарушение совместной резолюции и договоренностей между ДУМ Дагестана и "Ахлю Сунна", считает Милрад Фатуллаев.

"В резолюции есть несколько пунктов, в которых говорится "о запрете поношения мусульманами друг друга", и что все вопросы нужно решать путем диалога. До сих пор с обеих сторон никто не позволял себе подобных выпадов", - утверждает журналист.

Он обращает внимание на то, что среди религиозных деятелей в Дагестане убивают не только суфиев, и напомнил о громком убийстве в октябре 2009 года доктора шариатских наук Муртазали Магомедова, который не был суфием.

По мнению Милрада Фатуллаева, умеренные салафиты должны иметь равные с суфиями права доступа к СМИ. "Патимат Гамзатова поставила себе в заслугу, что предоставила им трибуну для выступления в СМИ. А почему, собственно, они не имели доступа к этой трибуне? Если в СМИ допускается экстремизм, то это один вопрос, и для этого существует Уголовный кодекс. Но доступ к СМИ гарантирован гражданам Конституцией", - заметил Фатуллаев.

Примечательно, что исламоведы указывают на два крыла салафизма. "Есть салафиты, которые вполне вписываются в общую традиционную канву Ислама, и не являются экстремистами, радикалами и так далее. Но есть салафиты, которые применяют какие-то радикальные оценки и делают экстремистские выводы. В переводе с арабского "салафиты" – это те, которые стремятся к исламу времен Мухаммеда и первых его последователей", - отмечает кандидат исторических наук Ахмет Ярлыкапов.

Милрад Фатуллаев обращает внимание на то, что, "жестко осуждая "ваххабитов", в своей статье Патимат Гамзатова не разделяет их на мирных и подпольщиков, виновных и безвинных". "В оскорбительной форме высказалась о котровской мечети. Мы знаем, что это салафитская мечеть", - добавил главный редактор еженедельника "Настоящее время".

Мамаев: я не видел Аминат Сапрыкину в мечети на ул. Котрова

Со своей стороны имам мечети на ул. Котрова города Махачкалы Абсар Мамаеврассказал корреспонденту "Кавказского узла", что не видел в мечети Аминат Сапрыкину, которую обвинили в убийстве шейха Саида Чиркейского и которую в своей статье Патимат Гамзатова назвала прихожанкой котровской мечети.

"У нас по пятницам собираются более тысячи прихожан, очень много молодежи. Я не могу с уверенностью сказать, что эта девушка здесь не была, но я ее лично тут не видел. Не видели ее здесь и сотрудники мечети. У нас нередко, если что-то происходит, начинают говорить, что преступники были прихожанами мечети на ул. Котрова. Но преступники не имеют религии", – сказал Мамаев.

По его словам, с такой легкостью можно повесить ярлык на любую мечеть. "Во всех мечетях в Махачкале много прихожан. В нашей мечети есть прихожане, которые также посещают и Центральную мечеть Махачкалы, и мечеть по улице Малыгина", - добавил имам.

"Статья Гамзатовой в Дагестане была воспринята как декларация войны"

Статья Патимат Гамзатовой "Худайбийский" "мирный" договор" была воспринята дагестанской общественностью чуть ли не как декларация войны, что неправильно, считает дагестанский общественный деятель, пожелавший остаться неназванным.

"Этого нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Салафиты, которых принято называть умеренными, не принимали решения об убийстве шейха. Представители ассоциации ученых "Ахлю Сунна", куда входят 60-70 богословов, сразу выступили с осуждением убийства шейха", - сказал собеседник корреспондента "Кавказского узла".

По его словам, сотни тысяч дагестанцев, и не только дагестанцев прочитали статью жены муфтия Дагестана и руководителя медиа-холдинга ДУМ республики. "Но с другой стороны имам Центральной мечети Махачкалы Мухаммад-Расул Саадуев, представляющий ДУМ Дагестана, высказался и после смерти шейха Чиркейского о необходимости продолжения диалога. Возможно, в Духовном управлении мусульман нет единого понимания того, что происходит в республике", – считает источник.

Кебедов: диалог между суфиями и салафитами будет продолжен

Все религиозные лидеры, начавшие диалог в Дагестане, будут его продолжать, говорит член комиссии по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность на территории республики, член Общественной палаты РД Аббас Кебедов.

"Я не буду пока давать оценку высказываниям Патимат Гамзатовой. Но я думаю, что все религиозные лидеры, которые начинали гражданский диалог в Дагестане, понимают, что только он может быть гарантом консолидации общества, сохранения и стабильности в регионе", - сказал Кебедов.

О том, что гражданский диалог в Дагестане необходимо продолжать дальше заявил и руководитель общественной организации "Гражданский союз Дагестана"Сулейман Уладиев.

Ранее "Кавказский узел" приводил мнение заведующего сектором cравнительной регионалистики Центра цивилизационных и региональных РАН Энвера Кисриева и директора Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслана Гереева о том, что убийство шейха Саида Афанди Чиркейского совершено с целью срыва диалога между салафитами и тарикатистами, в котором он участвовал. Эксперты также не исключали, что это преступление может привести к дестабилизации обстановки в регионе.



комментариев