Приходилось ли вам сталкиваться с людьми, которые не скрывают своей неприязни к мусульманам? Согласимся, далеко не всегда эта неприязнь сродни той, которую питали к верующим язычники, «вымещавшие им только за то, что те уверовали в Аллаха» (сура 85 «Созвездия», аят 8)
.
Конечно, и сегодня немало тех, кто остаётся в плену средневековых предрассудков об исламе. Но гораздо чаще образ нашей религии подмачивают сами мусульмане. Люди ведь редко вникают в суть религиозного учения. Такое случается, если человек охвачен богоискательством или оказывается в непростой жизненной ситуации, заставляющей его задуматься над смыслом жизни. Но это скорее исключение, чем правило. Большинство судит об исламе по арабам, туркам или татарам, с которыми они пересекаются. Одни встречаются с праведными людьми и проникаются, по меньшей мере, уважением к мусульманской вере. А другие, наоборот, отворачиваются от неё.
В такой ситуации мы обычно говорим, что судить об исламе нужно не по мусульманам, а по Божьему Откровению. Это действительно так. Только вот звучит это неубедительно. С какой стати людям обращаться в нашу веру, если она не сделала нас лучше? Особенно если человек, которому мы предлагаем этот выбор, хорошо образован, добросовестно выполняет свою работу и чувствует себя полезным. Ему непросто осознать ценность ислама, если мусульмане вокруг него неграмотные, лживые, непорядочные.
К сожалению, такое встречается сплошь и рядом. Неграмотность в исламском мире достигла таких масштабов, что многие мусульмане годятся лишь в чернорабочие, да и те относятся к своим обязанностям спустя рукава. К тому же постоянная нужда подталкивает их на воровство и прочие непристойности, которые человек совершает, если его не останавливает богобоязненность или воспитание.
А разве тем из нас, кто получил образование, не в чем укорить себя? Мы едва ли совершенствуем свои профессиональные навыки. Стоит кому-либо из нас добиться серьёзного успеха, как он перестаёт работать над собой, предпочитая проводить время в компании хороших друзей. Любой предприниматель вам расскажет дюжину историй о том, как его подвели работники или партнёры из среды «братьев». Умудрённые опытом среди них предпочитают не сталкиваться по работе с людьми «слишком религиозными».
Конечно, всё сказанное нельзя обобщать, тем более что не меньше негативных примеров можно привести о людях любой другой веры или не исповедующих никакой религии. Но какое нам дело до всех остальных, когда речь идёт о нас и о том, как мы представляем религию Аллаха?
Мы сетуем на то, что люди не прислушиваются к нашим назиданиям и предвзято относятся к нам. А разве они должны любить нас за то, что мы веруем в Аллаха и Его писание? Или они должны быть благодарны нам за то, что мы ходим в мечеть и совершаем молитву? В отношениях с людьми имеет значение не наша набожность, а наша порядочность по отношению к ним, вежливость, доброта, правдивость, пунктуальность.
Ничто так не отдаляет людей от ислама, как невежество тех, кто говорит от его имени. Поэтому наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Мне велено быть первым из тех, кто покорился» (сура 6 «Скот», аят 14)
. А пророк Шу‘айб сказал своему народу: «Я не хочу вместо вас совершать то, что я запрещаю вам. Я хочу лишь исправить то, что в моих силах» (сура 11 «Худ», аят 88)
.
Принять, что причиной недоверия к исламу являемся мы сами, трудно. Гораздо приятнее думать, что мы самые правильные, тогда как остальные погрязли в грехах. Оттого мы так ревностно призываем следовать Корану и Сунне и предостерегаем от заблуждений, и вроде бы всё правильно говорим, только вот самих себя забываем. А если кому-то среди нас вздумается говорить о наших недостатках, то мы сразу же затыкаем ему рот, чтобы, ни дай Бог, не разуверились мы в собственной правоте и значимости.
Вот послушаешь некоторых братьев, и кажется, будто мы такие хорошие, белые и пушистые, а люди вокруг не замечают этого. А как приглядишься к ним, то оказывается, что некоторые не знают даже грамоты, а других поучают, и не приносят особой пользы обществу, а гордятся собою. Иные даже работать не хотят и только утешают себя историями Биляля, Хаббаба и других неимущих сподвижников, которых презирали богатые курайшиты.
Конечно, бедность не порок и неграмотность не причина для того, чтобы отворачиваться от человека. И не лучшим образом поступают те, которые презирают слабых мусульман только за то, что те бедны и не получили хорошего образования. Но разве это не повод для того, чтобы мы выучились и стали сильнее? Разве бедность и неграмотность делают нас краше и достойнее? Или мы думаем, что «чуждыми», которым обещан Рай, окажутся изгои, которых люди сторонились из-за их никчёмности?
Можно ведь стать «чуждым» и добившись успеха в этом мире. Можно построить школу или больницу, заботиться о сиротах и помогать пенсионерам. Столько есть возможностей делать добро, не выказывая протест обществу, а подавая ему пример беззаветного служения. Попробуйте работать в поте лица, а потом делитесь с нуждающимися, и вы непременно станете «чуждыми» в нашем суровом мире. И тогда злословить о вас будут только самые несправедливые, и даже они не смогут бросить тень ни на вашу религию, ни на ваше благочестие.