Как часто приходится слышать, что мы живём в смутные времена, что исчезло благородство, а вместе с ним и другие добродетели. Повсюду страдания, жестокость и безучастие. Безответственность достигла впечатляющего размаха, а деньги и власть, за редкими исключениями, сосредоточились в руках тех, кто стяжал их низостью и лукавством, чьи дети не впитывали понятие о чести с молоком матери. Из этих кусочков мозаики складывается картина, пугающая своей безобразностью и ещё больше — неопределённостью.
Но разве так уж сильно изменился человек? Разве в прошлом люди не потворствовали страстям, не изощрялись в грехах и не предавали ради денег и власти? Разве не было братоубийственных войн и опустошительных нашествий, жестоких казней и пыток? И разве нет сегодня людей верующих, движимых высокими идеалами, правдивых, самоотверженных?!
Всевышний обрадовал нас правдивой вестью о том, что и среди последних поколений мусульман есть такие, которые опережают других (сура 56 «Событие», аят 14). Они равняются на нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников, и их не смущает малочисленность попутчиков. Их наставления — спасение для блуждающих, их слова — утешение для страждущих, их молитвы — отсрочка для грешников. Они — братья посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, которых он будет встречать у своего водоёма после воскрешения.
Передают со слов Анаса ибн Малика, что как-то раз, когда ему было пятнадцать лет, он вместе с Посланником, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакром и ‘Умаром находился в доме ‘Аиши. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Как бы я хотел повстречаться со своими братьями, ведь я люблю их». Абу Бакр спросил: «Разве мы не твои братья, о посланник Аллаха?!» Он сказал: «Нет, вы — мои сподвижники, а братья мои — те, которые не видели меня, но уверуют в меня, поверят мне и возлюбят меня сильнее, чем своих родителей и детей. Разве ты, Абу Бакр, не любишь тех, кто любит тебя за то, что я люблю тебя?» Абу Бакр сказал: «Конечно, о посланник Аллаха». Он сказал: «Люби и их так, как они полюбят тебя за то, что я люблю тебя». [Ибн Шахин, Умар ибн Ахмад. Шарх мазахиб ахл ас-сунна. Муассаса куртуба, 1415/1995. С. 138-139.].
Великой чести именоваться братьями пророка, мир ему и благословение Аллаха, может удостоиться любой мусульманин, но одного нашего хотения для этого мало. Нужно очистить своё сердце от алчности и высокомерия, свои речи — от лжи и суесловия, а поступки — от показухи и несправедливости. Нужно всем сердцем возлюбить пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников и подчинить свои желания тому, что он принёс. А получается это лишь у немногих.
В Коране сказано: «Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 92)
. Услышав этот аят, многие сподвижники задумались над тем, что же им дорого. Хазраджит Абу Талха больше всего любил свой сад Байруху, который находился напротив мечети. Не раздумывая, он пришёл к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «О посланник Аллаха! Всевышний Аллах говорит: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите». Из того, что мне принадлежит, больше всего я люблю Байруху. Поэтому я жертвую [этим садом] ради Аллаха и надеюсь, что благодаря этому я обрету благочестие и сохраню его у Аллаха. Используй его, о посланник Аллаха, как тебе укажет Аллах». Посланник, мир ему и благословение Аллаха, воскликнул: «Замечательно! Это имущество принесёт доход, обязательно принесёт! Я слышал свои слова и считаю, что тебе следует отдать [этот сад] твоим родственникам». Абу Талха сказал: «Я так и сделаю, о посланник Аллаха», — а потом он разделил сад между своими родственниками и сыновьями своего дяди» (аль-Бухари и Муслим).
Сподвижники были правдивы с Аллахом и оставались верны завету с Ним. Они уверовали в то, что их настоящий дом рядом с Аллахом, и не променяли его на жалкие мирские удовольствия. Свою жизнь они посвятили приближению к Всевышнему и не позволили пристрастиям и богатству замедлить их восхождение к Нему. Но Всевышний Аллах, устремившись навстречу им, опередил их в щедрости и благости. Он сделал их жизнь прекрасной, а их старания благодатными и оставил о них прекрасную память в сердцах Своих искренних рабов.
Рассказывают, что аль-Мункадир ибн ‘Абдаллах, дядя матери правоверных ‘Аиши, был беден и однажды обратиться к ней за помощью. Но у неё не оказалось ничего, чтобы помочь ему, и она сказала: «Как только мне принесут что-нибудь, я пошлю это тебе». И очень скоро ей принесли десять тысяч дирхемов. Шихаб ад-Дин ал-Ишбили сообщает, что деньги ей передал сподвижник по имени Халид ибн Усайд. Получив их, мать правоверных сказала: «Как же быстро тебя подвергли испытанию, ‘Аиша!» Потом она послала эти деньги аль-Мункадиру, и на часть из них он купил рабыню, которая родила ему троих детей. Они назвали их Мухаммад, Абу Бакр и ‘Умар, и все трое были известны аскетизмом и благочестием. А Мухаммад ибн аль-Мункадир стал одним из самых уважаемых учёных Медины, и имам Малик называл его господином чтецов Корана. [Аз-Захаби, Мухаммад ибн Ахмад. Сийар а‘лам ан-нубала. Бейрут: Муассаса ар-рисала, 1422/2001. Т. 13. С. 357-358; ал-Ишбили, Мухаммад ибн Ахмад. Мустатраф. Бейрут: ‘Алам ал-кутуб, 1419 г. х. C. 168.]
Могла ли мать правоверных ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний, думать, что её милостыня принесёт столько пользы — не только её родственнику, но и всей мусульманской умме?! Скорее всего, она даже не помышляла об этом, и ею двигало желание заслужить довольство Всевышнего и избежать спроса за эти огромные деньги, в которых она на тот момент нуждалась не меньше, чем остальные мусульмане. Она сделала свой выбор, и Аллах Всевышний благословил её поступок таким красивым образом.
Искренность и подвижничество первых мусульман поистине беспримерны, и не приходится удивляться тому, что пригоршня того, чем они жертвовали на пути Всевышнего, окажется тяжелее, чем гора золота, пожертвованная кем-либо другим. Читая истории об их поклонении и героизме, мы восхищаемся, и порой мурашки бегут по коже, и мы ощущаем прилив духовных сил. Но как мы поступаем потом, отложив книгу? Неужели просто погружаемся в мирскую суету, позволяя нашим заботам бесследно разрушить это благодатное состояние?
Соприкосновение с обыденной жизнью, с её радостями и горестями неизбежно, но прожить эту жизнь нужно, равняясь на лучших. «Шайтан пугает вас бедностью и велит вам творить мерзости. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость» (сура 2 «Корова», аят 268)
. Некоторые комментаторы говорили, что под мерзостью в Коране подразумевается в первую очередь прелюбодеяние, и только в этом аяте — скупость (Тафсир ал-Багави).
Подталкивая верующего к греху, выискивая пути к его сердцу, шайтан прежде всего пытается ослабить его связь с Господом, и наша привязанность к этому миру — лучшее подспорье для него. Оттого он и пугает нас бедностью, удерживая от добрых дел и благородных поступков. Но если мы уверовали в обещание Господа, то в каждой возможности сделать доброе дело и каждом вдохновенном порыве души мы должны видеть Его заботливое приглашение в рай. Принять это приглашение или отвергнуть его — это не вопрос для верующего!
Лишь тот скупится на добрые дела, кто не верит в обещание Всевышнего, ведь в Коране сказано: «Что бы вы ни израсходовали, Он возместит это, и Он — Наилучший из дарующих удел» (сура 34 «Саба», аят 39)
. Может статься, что Аллах отблагодарит тебя за добрый поступок сразу и с лихвой, и ты возрадуешься Его милости, как ребёнок радуется подаркам; а может быть, твоё благодеяние вернётся к тебе через некоторое время или даже спустя годы, и такая отсрочка тоже будет милостью Всеведущего Господа, а ты так и не узнаешь, от какой беды она уберегла тебя. Если ты доверяешь Аллаху, всё это не имеет значения, и тебе достаточно знать, что сделанное тобой добро — это лучшее приобретение и самое надёжное вложение.
Используй же своё время для того, чтобы делать добро, прежде чем ты лишишься такой возможности, и используй своё богатство, прежде чем Аллах, возможно, испытает тебя бедностью, и тогда ты придёшь в смятение и будешь гадать, за какой грех тебя постигла эта беда. Сколько людей потеряли своё богатство, так и не поделившись им с ближними! Сколько верующих сожалеют об упущенных добрых делах, которые они уже никогда не совершат!
Они тоже хотели заслужить довольство Аллаха и делали много добра, но упустили свой шанс войти в рай без мучений и расчёта. Двери к этому величайшему успеху открывались перед ними, но всякий раз привязанность к этому миру мешала им сделать этот шаг. Когда же эти двери закрылись для них навсегда, они даже не заметили, как их сердца изменились. И вот уже мусульмане, старательно соблюдающие сунну пророка, мир ему и благословение Аллаха, стали казаться им странными, и некоторые запрещённые поступки стали казаться неизбежными и оправданными.
Веру нужно беречь и доказывать каждый раз, когда представляется такая возможность, ибо, отворачиваясь от тропинки, ведущей к Аллаху, мы неизбежно отдаляемся от Него и позволяем страстям потеснить в нашем сердце любовь к Нему. Сподвижники нашего пророка, мир ему и благословение Аллаха, хорошо понимали это и не медлили с добрыми делами. Рассказывают, что ‘Абдаллах ибн ‘Умар, если ему нравилось что-либо из его имущества, сразу же жертвовал им ради Аллаха. Однажды, когда он ехал верхом на верблюдице, она понравилась ему, и он слез с неё и обмотал ей шею, как это делали арабы с жертвенными животными. [Ибн Раджаб, ‘Абд ар-Рахман ибн Ахмад. Маджму‘а ар-расаил / Под ред. Абу Мус‘аба Тал‘ата ибн Фуада ал-Халвани. Т. 2. Ал-Фарук ал-хадиса, 1424/2003. С. 428.]
Когда Талхе ибн ‘Убайдаллаху привезли семьсот тысяч дирхемов, полученные им от ‘Усмана ибн ‘Аффана за участок земли, он сказал: «Поистине, человек не знает, что его постигнет ночью, и если у него в доме хранятся такие деньги, то он пребывает в обольщении относительно Аллаха». А потом он отправился спать, а его люди всю ночь ходили по улицам Медины и раздали всё до последнего дирхема. [Ибн ал-Джаузи, ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Али. Ал-Мунтазам фи тарих ал-мулук ва-л-умам. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-‘илмиййа, 1415/1995. Т. 5. С. 113-114.]
Когда Кайс ибн Са‘д ибн ‘Убада продал Му‘авийе ибн Абу Суфйану имущество на девяносто тысяч дирхемов, он объявил в Медине, что любой желающий взять деньги в долг может прийти в его дом. К нему пришли сорок или пятьдесят человек, и он одолжил им деньги, взяв с них расписки. Спустя некоторое время он заболел, но желающих навестить его было немного. Он спросил у своей жены Карибы, сестры Правдивейшего Абу Бакра: «Как ты думаешь, почему люди не навещают меня?» Она сказала: «Из-за денег, которые они должны тебе». В другой версии говорится: «Люди стесняются того, что не вернули тебе долг». Тогда он сказал: «Да унизит Аллах богатство, которое мешает братьям навещать друг друга!» Потом он велел объявить, что прощает долги всем, кто задолжал ему, и вечером того дня ступенька у входа в его дом треснула из-за многочисленности посетителей. [Ибн ал-Джаузи. Ал-Мунтазам фи тарих ал-мулук ва-л-умам. Т. 5. С. 317-318.]
Однажды люди спросили Кайса: «Видел ли ты кого-нибудь щедрее тебя?» И он рассказал им о бедуине, у которого они гостили три дня, и каждый день тот зарезал для них одного верблюда. Они сказали ему: «Но ведь мы еще не съели того верблюда, которого ты зарезал вчера». Он ответил: «Я не угощаю своих гостей несвежим мясом». Перед отъездом они оставили у него дома сто динаров и сказали его жене: «Извинись за нас перед ним». А днём хозяин нагнал их и крикнул: «О достойные порицания всадники! Вы заплатили мне за моё угощение? Или вы возьмёте свои деньги обратно, или я проткну вас своим копьём!» Кайс сказал: «Мы взяли деньги, и он уехал». [Ибн ал-Каййим, Мухаммад ибн Абу Бакр. Мадаридж ас-саликин. Бейрут: Дар ал-китаб ал-‘араби,1416/1996. Т. 2. С. 278.]
За подобными примерами необязательно обращаться к ранней истории ислама. Во все времена были и есть люди, которые предпочитают вечную жизнь тленным мирским удовольствиям. В их заработке есть доля для нуждающихся, которые просят о помощи, и для тех, которые скромно воздерживаются от просьб. Они помогают тем, кто рядом с ними, и не забывают о тех, кто страдает в далёких странах. На их пожертвования строят мечети и больницы, прокладывают дороги и роют колодцы, обучают детей и исцеляют сердца. Благодаря своей щедрости они близки к Аллаху и близки к людям, и нет блага в том, кто не любит людей и кого не любят люди.
Жизнь верующего немыслима без пожертвований, также как она немыслима без молитвы и поминания Всевышнего. Эти качества лучше всего характеризуют братьев нашего пророка, мир ему и благословение Аллаха. Они бережливо относятся к своим молитвам, совершают их вовремя и смиренно и не губят свои молитвы грехами и праздными речами. Исполнив свой долг перед Всевышним, они устремляются к своим мирским обязанностям и работают для того, чтобы делать больше добрых дел. Не просто раздают милостыню, когда сердце защемит при виде больного или когда хочется получить что-либо от Аллаха. Они делают это регулярно, потому что знают: молитва приносит пользу только им самим, а пожертвования могут стать избавлением и хорошим примером для многих других, и их награда будет расти всё время, пока сделанное ими добро продолжает служить людям. Ради этого они трудятся и ради этого отказываются от всего запретного и сомнительного, ведь Аллах принимает милостыню только из того, что заработано честным путём.
Вот настоящее соперничество в добрых делах! Вот настоящая вера и подлинное упование! И не важно, как много ты сумел заработать и раздать. В этом соревновании шансы у бедных и богатых мусульман почти равны, потому что вера и упование измеряются не размерами пожертвований, а искренностью и тем, что человек оставил себе и на что надеется в трудный час.
О Аллах, сделай любовь к Тебе единственной заботой наших дум, спаси нас от привязанности к этому миру и соедини нас с нашим любимым пророком и его сподвижниками в тот день, когда спасением от зноя будет только тень Твоего трона, а жажду можно будет утолить только водой из Каусара! Аминь.