Хвала Аллаху, ниспославшему мудрое Писание, чтобы сделать жизнь правдивых рабов прекрасной и счастливой! Мир и благословение последнему из пророков и посланников, который достойно справился со своей миссией и передал послание своего Господа, свят Он и велик!
Одна из удивительных особенностей истинной веры в том, что она наполняет сердце человека радостью и уверенностью, помогает легко справляться с трудностями и ни в коем случае не отчаиваться. Вера расширяет грудь и позволяет наслаждаться жизнью, а тот, кто лишён её, всегда испытывает дискомфорт и беспокойство, стеснение и тревогу, даже когда для этого нет видимых причин.
Что же мешает людям получать удовольствие от жизни, делать добро и дарить радость окружающим, ценить то, что они имеют, и не печалиться от того, что есть у других? Почему жизненные успехи, которых ждут порой многие годы, так быстро забываются и не приносят желанного удовлетворения? Что так омрачает земные радости тем, для кого они — единственный смысл жизни?
Пожалуй, одна из главных причин этого — страх перед будущим и неуверенность в завтрашнем дне. Осознание своей зависимости и неспособность изменить это положение вынуждает многих искать спасение в том, что не соответствует человеческой природе и, в конечном итоге, не приносит ничего, кроме разочарования. Одни прибегают к алкоголю или наркотикам, другие проводят время за бесполезными занятиями, третьи отправляются в экстремальные путешествия, чтобы хоть как-то скрасить своё бессмысленное существование. Некоторые умирают, так и не опомнившись от такого беспамятства, а для некоторых наступает прозрение, и тогда почва уходит у них из-под ног и они осознают свой бесконечный убыток.
Страх перед неизвестностью отравляет удовольствия и лишает покоя, и избавляет от него только вера в Аллаха, Милостивого и Всемогущего Покровителя. В Коране сказано: «Поистине, приближённые Аллаха не познают страха и не будут опечалены» (сура 10 «Йунус», аят 62)
. Это значит, что верующие, поклоняющиеся только Аллаху и стремящиеся к встрече с Ним, выполняющие Его повеления и не преступающие Его запреты, не печалятся от того, что оставили позади, и не страшатся того, что ожидает их в будущем.
Вера в Аллаха невозможна без доверия к Нему, и если человек познал могущество и безграничное милосердие Господа, если он понял, что ни одна беда не случается без Его позволения и что спастись от страданий можно только в Его милости, то в душе не остаётся сомнений и страхов, кроме страха перед Аллахом. Это не животный страх, не страх перед хищником или беспощадным тираном. Это осознанное опасение предать доверие Любящего Благодетеля, опасение пасть в глазах Того, без Которого жизнь лишается всякого смысла. Это страх, сопряжённый с надеждой и увенчанный любовью к Тому, Кто заслуживает самой полной и беззаветной любви.
Верующий доверяет Аллаху, и Тот не предаёт доверия. В Коране сказано: «Разве Аллаха не достаточно для Его раба?» (сура 39 «Толпы», аят 36)
. Поистине, если человек вверяет свою жизнь Всемилостивому Покровителю, если он выполняет свои обязанности перед Ним и заслуживает права называться Его рабом, то Аллах избавляет его от врагов и беспокойства. Он наделяет верующего силой, благодаря которой ему удаётся использовать и успехи, и злоключения исключительно во благо последней жизни. Его решительность и усердие подкрепляются верой в завтрашний день, верой в прекрасную жизнь в обители Божьей милости, где блага не заканчиваются и где их никто не запрещает.
Наряду с этим вера помогает человеку украсить земную жизнь. Всевышний сказал: «Тем, кто творил добро, в этом мире [будет воздано] добром, а последняя обитель будет ещё лучше» (сура 16 «Пчёлы», аят 30)
; «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (сура 16 «Пчёлы», аят 97)
.
Обещание Аллаха правдиво, и тот, кто уверовал и поступает правильно, непременно получает добрую награду в этом мире. Это могут быть богатство, роскошный дом, красивая жена, но самые прекрасные из земных наград — это ощущение сладости веры и облегчение добрых дел, осознание божественной заботы и избавление от чувства тревоги.
В награду за правильную веру, благие поступки и правдивые слова Аллах исправляет дела человека и направляет его к тому, что приносит ему пользу в этой жизни и после смерти. В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово правое, и Он исправит для вас ваши дела и простит вам грехи» (сура 33 «Полчища», аяты 70-71)
.
Если ты один из тех, кто надеется на прощение Аллаха, если ты стремишься к настоящему успеху и не обольщаешься блеском скорой наживы, то будь правдив со своим Господом и доверься Ему. Он проявит к тебе больше сострадания, чем твоя родная мать, и позаботится о твоих интересах лучше, чем ты сам.
Господь одаряет благами, когда к Нему взывают, и спасает из несчастий, когда прибегают к Его защите, и избавляет от нужды, когда на Него уповают. А самое главное — Он приготовил для Своих верующих рабов райские сады, которые лучше и прекраснее всего, что окружает их на земле. Всевышний сказал: «Поистине, последняя [жизнь] для тебя лучше, чем ближняя» (сура 93 «Утро», аят 4)
.
Это утешение для тех, кого постигло какое-либо несчастье, и напоминание для тех, кто приобрёл какое-либо земное благо. Что бы ни случилось с вами в этой жизни, настоящая жизнь для верующих начнется только после того, как Всемилостивый Господь примет их в садах вечности. Но есть у этого аята и более глубокий смысл, который открывается людям знающим. И заключается он в том, что жизнь человека состоит из разных этапов, и для истинно верующего его каждое последующее состояние лучше, чем предыдущее [Ибн ‘Ашур. Ат-Тахрир ва-т-танвир. Т. 30. С. 397].
Это подтверждается и хадисом Сухайба ар-Руми о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Удивительно положение верующего! Он извлекает выгоду из всего происходящего, и не удаётся это никому, кроме верующего. Если он приобретает добро, то проявляет благодарность и извлекает из этого выгоду. Если же его постигает несчастье, то он проявляет терпение и извлекает из этого выгоду» (Ахмад и Муслим).
Как же правильно благодарить Всевышнего и проявлять терпение? Секрет этого искусства, искусства приумножать благо и делать жизнь прекраснее, раскрывается в последних аятах суры «Утро»: «Посему не притесняй сироту, и не гони просящего, и говори только о милости своего Господа» (сура 93 «Утро», аяты 9-11)
. Эти три заповеди охватывают весь шариат Аллаха, и выполнить их способен лишь тот, кто уверовал в Него душой и подчинился ему всем телом.
Заповедь первая — не притесняй сироту. Это предполагает доброе и почтительное отношение ко всем слабым и беззащитным, сиротам и беднякам, вдовам и пленникам. Коран не только запрещает относиться к ним несправедливо или с презрением, но и побуждает верующих находиться рядом с ними и не избегать их общества. Всевышний сказал: «Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира» (сура 18 «Пещера», аят 28)
.
Послушайте поучительную историю, пересказанную имамом Муслимом со слов Абу Хубайры. После заключения Худайбийского мира предводитель мекканских язычников Абу Суфйан в сопровождении нескольких человек прибыл в Медину. Когда он повстречался с Салманом, Билалем и Сухайбом, они сказали: «Мечи Аллаха не получили своего от врага Аллаха!» Абу Бакр, надеявшийся на обращение Абу Суфйана в ислам, упрекнул их и сказал: «И вы говорите подобное шейху и господину курайшитов?!» А потом он пришёл к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и рассказал ему о происшедшем, и тот сказал: «О Абу Бакр, может быть, ты разгневал их? Поистине, если ты разгневал их, значит, ты разгневал и твоего Господа». Тогда Абу Бакр пришёл к ним и спросил: «О братья, не разгневал ли я вас?» Они ответили: «Нет, брат наш, да простит тебя Аллах».
Перс Салман, абиссинец Билал… Они были не просто бедняками. Они даже не были арабами. Но ислам научил верующих не делать различия между арабами и всеми остальными, между бедными и богатыми. Более того, бедняк и чужестранец, сирота и калека, каждый, кто уязвим более других, заслуживают большего сострадания и лучшего обращения. И тот, кто приносит им радость и облегчение, заслуживает довольство Всевышнего, а тот, кто унижает и обижает их, навлекает на себя Его гнев.
Вторая заповедь — не гони просящего. Вера человека не станет правильной, пока он не станет желать своим братьям и сестрам то же, что желает самому себе. И если кто-либо обращается к тебе с просьбой, которую ты можешь удовлетворить без вреда для себя, то помоги, а если кто-либо просит тебя поделиться знаниями или дать добрый совет, ты ответь ему наилучшим образом. Поистине, таким был превосходный нрав нашего Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Благородный сподвижник Джабир ибн ‘Абдаллах рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ни разу не говорил “нет”, когда его просили о чём-нибудь» (аль-Бухари и Муслим).
Третья заповедь — говори только о милости твоего Господа. Лучшее поминание Его милости — это призыв к поклонению Аллаху и следованию путём Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Всевышний сказал: «Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: “Поистине, я — один из мусульман”?» (сура 41 «Разъяснены», аят 33)
.
Тем не менее, повеление говорить о милости Аллаха относится ко всем благам, которыми пользуются творения, а значит, верующий должен говорить только о хорошем и полезном, избегая лжи и злословия, бесполезных разговоров и сетования на судьбу.
Как часто, собираясь вместе, люди начинают делиться своими проблемами и обсуждать то, что не в силах изменить и исправить. Они делятся своими бедами не с Господом, Который способен изменить их положение, а с Его беспомощными рабами. Тем самым они ничего не приобретают, а лишь огорчают тех, кому они дороги, и дают повод злорадствовать своим завистникам и недругам. Они упускают день сегодняшний и не делают прекраснее день завтрашний.
Задумайся над этими заповедями. Первое из них по силам лишь тому, чья душа исполнена милосердия и сострадания, скромности и смирения. Второе требует готовности выполнять обязанности перед Аллахом и перед Его созданиями, а с третьим справится только тот, кто познал суть ислама и прямой путь, ведущий к довольству нашего Господа. И если ты желаешь улучшить своё будущее в этом мире и после смерти, то следуй этим путём и наберись терпения.
Избавься от страхов и переживаний, положись на руководство Всевышнего и помни, что мирская жизнь — всего лишь испытание и что любое несчастье, даже ссадина или укол, смывают твои прегрешения и облегчают твою участь в мире вечном. Твоё будущее зависит от твоих поступков сегодня, и это нисколько не противоречит тому, что оно было записано ещё до сотворения мира. Как-то раз ‘Умар ибн ал-Хаттаб спросил: «Посланник Аллаха, скажи, то, что мы совершаем, определяется только сейчас, или же всё это уже окончательно предрешено?» Он ответил: «Всё это уже окончательно предрешено, Ибн ал-Хаттаб, и каждому будет облегчён его путь. Тот, кто окажется среди счастливых, трудится ради своего счастья, а тот, кто окажется среди несчастных, трудится ради своего несчастья» (ат-Тирмизи).
Никто не знает, что ему предписано, но каждый в итоге окажется там, куда он стремился и ради чего старался. И никто не знает, каким будет его завтрашний день, но каждый имеет шанс сделать его лучше и светлее. И пусть Всевышний Аллах не лишает нас верного руководства и не оставляет наши молитвы без ответа, и пусть каждый следующий день приближает нас к Его милости, а не отдаляет от неё. Аминь!