Как сделать завтрашний день лучше

Хвала Аллаху, ниспославшему мудрое Писание, чтобы сделать жизнь правдивых рабов прекрасной и счастливой! Мир и благословение последнему из пророков и посланников, который достойно справился со своей миссией и передал послание своего Господа, свят Он и велик!

Одна из удивительных особенностей истинной веры в том, что она наполняет сердце человека радостью и уверенностью, помогает легко справляться с трудностями и ни в коем случае не отчаиваться. Вера расширяет грудь и позволяет наслаждаться жизнью, а тот, кто лишён её, всегда испытывает дискомфорт и беспокойство, стеснение и тревогу, даже когда для этого нет видимых причин.

Что же мешает людям получать удовольствие от жизни, делать добро и дарить радость окружающим, ценить то, что они имеют, и не печалиться от того, что есть у других? Почему жизненные успехи, которых ждут порой многие годы, так быстро забываются и не приносят желанного удовлетворения? Что так омрачает земные радости тем, для кого они — единственный смысл жизни?

Пожалуй, одна из главных причин этого — страх перед будущим и неуверенность в завтрашнем дне. Осознание своей зависимости и неспособность изменить это положение вынуждает многих искать спасение в том, что не соответствует человеческой природе и, в конечном итоге, не приносит ничего, кроме разочарования. Одни прибегают к алкоголю или наркотикам, другие проводят время за бесполезными занятиями, третьи отправляются в экстремальные путешествия, чтобы хоть как-то скрасить своё бессмысленное существование. Некоторые умирают, так и не опомнившись от такого беспамятства, а для некоторых наступает прозрение, и тогда почва уходит у них из-под ног и они осознают свой бесконечный убыток.

Страх перед неизвестностью отравляет удовольствия и лишает покоя, и избавляет от него только вера в Аллаха, Милостивого и Всемогущего Покровителя. В Коране сказано: «Поистине, приближённые Аллаха не познают страха и не будут опечалены» (сура 10 «Йунус», аят 62). Это значит, что верующие, поклоняющиеся только Аллаху и стремящиеся к встрече с Ним, выполняющие Его повеления и не преступающие Его запреты, не печалятся от того, что оставили позади, и не страшатся того, что ожидает их в будущем.

Вера в Аллаха невозможна без доверия к Нему, и если человек познал могущество и безграничное милосердие Господа, если он понял, что ни одна беда не случается без Его позволения и что спастись от страданий можно только в Его милости, то в душе не остаётся сомнений и страхов, кроме страха перед Аллахом. Это не животный страх, не страх перед хищником или беспощадным тираном. Это осознанное опасение предать доверие Любящего Благодетеля, опасение пасть в глазах Того, без Которого жизнь лишается всякого смысла. Это страх, сопряжённый с надеждой и увенчанный любовью к Тому, Кто заслуживает самой полной и беззаветной любви.

Верующий доверяет Аллаху, и Тот не предаёт доверия. В Коране сказано: «Разве Аллаха не достаточно для Его раба?» (сура 39 «Толпы», аят 36). Поистине, если человек вверяет свою жизнь Всемилостивому Покровителю, если он выполняет свои обязанности перед Ним и заслуживает права называться Его рабом, то Аллах избавляет его от врагов и беспокойства. Он наделяет верующего силой, благодаря которой ему удаётся использовать и успехи, и злоключения исключительно во благо последней жизни. Его решительность и усердие подкрепляются верой в завтрашний день, верой в прекрасную жизнь в обители Божьей милости, где блага не заканчиваются и где их никто не запрещает.

Наряду с этим вера помогает человеку украсить земную жизнь. Всевышний сказал: «Тем, кто творил добро, в этом мире [будет воздано] добром, а последняя обитель будет ещё лучше» (сура 16 «Пчёлы», аят 30); «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (сура 16 «Пчёлы», аят 97).

Обещание Аллаха правдиво, и тот, кто уверовал и поступает правильно, непременно получает добрую награду в этом мире. Это могут быть богатство, роскошный дом, красивая жена, но самые прекрасные из земных наград — это ощущение сладости веры и облегчение добрых дел, осознание божественной заботы и избавление от чувства тревоги.

В награду за правильную веру, благие поступки и правдивые слова Аллах исправляет дела человека и направляет его к тому, что приносит ему пользу в этой жизни и после смерти. В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово правое, и Он исправит для вас ваши дела и простит вам грехи» (сура 33 «Полчища», аяты 70-71).

Если ты один из тех, кто надеется на прощение Аллаха, если ты стремишься к настоящему успеху и не обольщаешься блеском скорой наживы, то будь правдив со своим Господом и доверься Ему. Он проявит к тебе больше сострадания, чем твоя родная мать, и позаботится о твоих интересах лучше, чем ты сам.

Господь одаряет благами, когда к Нему взывают, и спасает из несчастий, когда прибегают к Его защите, и избавляет от нужды, когда на Него уповают. А самое главное — Он приготовил для Своих верующих рабов райские сады, которые лучше и прекраснее всего, что окружает их на земле. Всевышний сказал: «Поистине, последняя [жизнь] для тебя лучше, чем ближняя» (сура 93 «Утро», аят 4).

Это утешение для тех, кого постигло какое-либо несчастье, и напоминание для тех, кто приобрёл какое-либо земное благо. Что бы ни случилось с вами в этой жизни, настоящая жизнь для верующих начнется только после того, как Всемилостивый Господь примет их в садах вечности. Но есть у этого аята и более глубокий смысл, который открывается людям знающим. И заключается он в том, что жизнь человека состоит из разных этапов, и для истинно верующего его каждое последующее состояние лучше, чем предыдущее [Ибн ‘Ашур. Ат-Тахрир ва-т-танвир. Т. 30. С. 397].

Это подтверждается и хадисом Сухайба ар-Руми о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Удивительно положение верующего! Он извлекает выгоду из всего происходящего, и не удаётся это никому, кроме верующего. Если он приобретает добро, то проявляет благодарность и извлекает из этого выгоду. Если же его постигает несчастье, то он проявляет терпение и извлекает из этого выгоду» (Ахмад и Муслим).

Как же правильно благодарить Всевышнего и проявлять терпение? Секрет этого искусства, искусства приумножать благо и делать жизнь прекраснее, раскрывается в последних аятах суры «Утро»: «Посему не притесняй сироту, и не гони просящего, и говори только о милости своего Господа» (сура 93 «Утро», аяты 9-11). Эти три заповеди охватывают весь шариат Аллаха, и выполнить их способен лишь тот, кто уверовал в Него душой и подчинился ему всем телом.

Заповедь первая — не притесняй сироту. Это предполагает доброе и почтительное отношение ко всем слабым и беззащитным, сиротам и беднякам, вдовам и пленникам. Коран не только запрещает относиться к ним несправедливо или с презрением, но и побуждает верующих находиться рядом с ними и не избегать их общества. Всевышний сказал: «Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира» (сура 18 «Пещера», аят 28).

Послушайте поучительную историю, пересказанную имамом Муслимом со слов Абу Хубайры. После заключения Худайбийского мира предводитель мекканских язычников Абу Суфйан в сопровождении нескольких человек прибыл в Медину. Когда он повстречался с Салманом, Билалем и Сухайбом, они сказали: «Мечи Аллаха не получили своего от врага Аллаха!» Абу Бакр, надеявшийся на обращение Абу Суфйана в ислам, упрекнул их и сказал: «И вы говорите подобное шейху и господину курайшитов?!» А потом он пришёл к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и рассказал ему о происшедшем, и тот сказал: «О Абу Бакр, может быть, ты разгневал их? Поистине, если ты разгневал их, значит, ты разгневал и твоего Господа». Тогда Абу Бакр пришёл к ним и спросил: «О братья, не разгневал ли я вас?» Они ответили: «Нет, брат наш, да простит тебя Аллах».

Перс Салман, абиссинец Билал… Они были не просто бедняками. Они даже не были арабами. Но ислам научил верующих не делать различия между арабами и всеми остальными, между бедными и богатыми. Более того, бедняк и чужестранец, сирота и калека, каждый, кто уязвим более других, заслуживают большего сострадания и лучшего обращения. И тот, кто приносит им радость и облегчение, заслуживает довольство Всевышнего, а тот, кто унижает и обижает их, навлекает на себя Его гнев.

Вторая заповедь — не гони просящего. Вера человека не станет правильной, пока он не станет желать своим братьям и сестрам то же, что желает самому себе. И если кто-либо обращается к тебе с просьбой, которую ты можешь удовлетворить без вреда для себя, то помоги, а если кто-либо просит тебя поделиться знаниями или дать добрый совет, ты ответь ему наилучшим образом. Поистине, таким был превосходный нрав нашего Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Благородный сподвижник Джабир ибн ‘Абдаллах рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ни разу не говорил “нет”, когда его просили о чём-нибудь» (аль-Бухари и Муслим).

Третья заповедь — говори только о милости твоего Господа. Лучшее поминание Его милости — это призыв к поклонению Аллаху и следованию путём Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Всевышний сказал: «Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: “Поистине, я — один из мусульман”?» (сура 41 «Разъяснены», аят 33).

Тем не менее, повеление говорить о милости Аллаха относится ко всем благам, которыми пользуются творения, а значит, верующий должен говорить только о хорошем и полезном, избегая лжи и злословия, бесполезных разговоров и сетования на судьбу.

Как часто, собираясь вместе, люди начинают делиться своими проблемами и обсуждать то, что не в силах изменить и исправить. Они делятся своими бедами не с Господом, Который способен изменить их положение, а с Его беспомощными рабами. Тем самым они ничего не приобретают, а лишь огорчают тех, кому они дороги, и дают повод злорадствовать своим завистникам и недругам. Они упускают день сегодняшний и не делают прекраснее день завтрашний.

Задумайся над этими заповедями. Первое из них по силам лишь тому, чья душа исполнена милосердия и сострадания, скромности и смирения. Второе требует готовности выполнять обязанности перед Аллахом и перед Его созданиями, а с третьим справится только тот, кто познал суть ислама и прямой путь, ведущий к довольству нашего Господа. И если ты желаешь улучшить своё будущее в этом мире и после смерти, то следуй этим путём и наберись терпения.

Избавься от страхов и переживаний, положись на руководство Всевышнего и помни, что мирская жизнь — всего лишь испытание и что любое несчастье, даже ссадина или укол, смывают твои прегрешения и облегчают твою участь в мире вечном. Твоё будущее зависит от твоих поступков сегодня, и это нисколько не противоречит тому, что оно было записано ещё до сотворения мира. Как-то раз ‘Умар ибн ал-Хаттаб спросил: «Посланник Аллаха, скажи, то, что мы совершаем, определяется только сейчас, или же всё это уже окончательно предрешено?» Он ответил: «Всё это уже окончательно предрешено, Ибн ал-Хаттаб, и каждому будет облегчён его путь. Тот, кто окажется среди счастливых, трудится ради своего счастья, а тот, кто окажется среди несчастных, трудится ради своего несчастья» (ат-Тирмизи).

Никто не знает, что ему предписано, но каждый в итоге окажется там, куда он стремился и ради чего старался. И никто не знает, каким будет его завтрашний день, но каждый имеет шанс сделать его лучше и светлее. И пусть Всевышний Аллах не лишает нас верного руководства и не оставляет наши молитвы без ответа, и пусть каждый следующий день приближает нас к Его милости, а не отдаляет от неё. Аминь!



комментариев