Программа исламского воспитания

Хорошо воспитанные дети – лучшее богатство, которое могут оставить после себя родители. Во все времена и эпохи люди бились над концепциями воспитания подрастающего поколения, используя имеющиеся у них знания, навыки и средства, закладывая основы моральных ценностей и нравственного, согласно принятым нормам, поведения. С этой целью открывались отдельные школы и создавались методические программы. Однако все они ограничены рамками тех идеологических представлений, которые господствуют в том или ином обществе. Мы же, опираясь на целостный и комплексный подход ислама, покажем, чем отличается исламская программа воспитания от всех других.

Ислам, будучи божественной религией, предложил человечеству новый подход к воспитанию. Исламская методология воспитания уникальна по своей универсальности. Её уникальность и универсализм заключаются в самой природе этой религии, которая уделяет пристальное внимание всем аспектам бытия личности и общества. Стержневое её отличие проистекает от природы самого ислама. Ислам ставит своей целью воспитание «хорошего человека», а все иные, неисламские, программы нацелены на воспитание «хорошего гражданина». Некритичному взгляду может показаться, что хороший гражданин и есть хороший человек. Однако это вовсе не так! Приведём примеры.

Белый американец, который ещё в недавнем прошлом писал на дверях своего кафе: «Запрещено входить неграм и собакам!», являлся «хорошим гражданином» своей страны. Вовсе не за успехи в производстве и не потому, что он интеллектуальнее или духовнее своего чернокожего соотечественника, а только из за цвета кожа.

Тот же американец, только в военной форме, который в наши дни зверски убивает мужчин, женщин и детей в Ираке и Афганистане, – хороший гражданин, выполняющий священный долг перед родиной. Солдаты Великобритании, Франции, Германии и других стран коалиции, которые соучаствуют в этой кровавой бойне, тоже хорошие граждане.

Система воспитания, существующая в этих странах и проистекающая из национализма как исторической основы их государственности, заложила в человеке любовь к своей родине, преданность её идеалам, готовность встать на защиту её интересов – с одной стороны и ненависть к чужестранцам, нетерпимость к чужой культуре и чужим традициям – с другой. Страна воспитала их так, что они считают себя людьми высшего сорта, а жителей других стран, особенно Азии и Африки, – низшего, которых можно убивать, унижать, порабощать и эксплуатировать; расхищать их природные богатства, для того чтобы хорошие граждане жили хорошо. Ничем от них не отличаются и те солдаты, которые бесчинствовали и бесчинствуют на Кавказе. У англичан на этот счёт есть историческая пословица – «Права или неправа, но это моя страна».

Но означает ли это, что подобные хорошие граждане являются хорошими людьми? Конечно, нет! Как же велика разница между ними! История знает немало примеров доблестного поведения хороших людей. На заре ислама, когда мусульмане распространяли религию Аллаха и освобождали народы мира от оков порабощения, они показывали образец поведения верующих. Когда воины вступали в завоёванный город, его женщины, одетые в самые роскошные наряды, выходили на балконы своих домов. Колонны проходили, но воины даже не знали, были там женщины или нет, потому что никто из них не пытался поднять голову и взглянуть на соблазнительных красавиц, которые были жёнами, сёстрами, дочерьми и матерями тех, кто лишь накануне сражался с ними. Эти легендарные воины не воевали с женщинами и детьми, не убивали и не насиловали их, не глумились над ними, как это делали прочие завоеватели на протяжении всей истории человечества и до наших дней. Факты из истории первых крестовых походов, нашествия монголо татар, российского вторжения на Кавказ и другие – тому подтверждение. Да и в современном мире подобных примеров достаточно. Чего стоит Буданов? А группаУльмана, которая в 2002 году убила и сожгла в Чечне несколько мирных жителей, в том числе беременную женщину и пятнадцатилетнего подростка? Или пилот самолёта, который в апреле 2004 года направил ракету Ф 350 во двор дома на хуторе Регах, Нохчикелойского района Чечни, в котором в это время находились 29-­летняя жена Имар Али Дамаева Мадина и их пятеро детей в возрасте от девяти месяцев до четырёх лет. В результате этого авианалёта они все погибли.

Всем известны факты издевательств над женщинами и изнасилований мусульманок американскими солдатами в тюрьме «Абу Грейб» в Ираке в 2004 – 2005 годах.

Во второй половине февраля 2010 года в Афганистане американский военный самолёт выпустил ракеты по колонне автомашин с мирными жителями. По признанию самих американских военных, тогда погибли, по разным подсчётам, от 21 до 33 мирных афганцев.

И таких фактов тысячи, но даже упомянутых достаточно, чтобы понять, кого воспитывают современные западнодемократические системы воспитания.

Качества хорошего

человека

Качества, которыми должен обладать хороший человек, мы не придумываем сами. Они установлены Кораном и Сунной. Вот некоторые из них: «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова. Они проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом. Они говорят: «Господь наш! Отврати от нас мучения в Геенне, поскольку мучения там не отступают. Как скверны эта обитель и местопребывание! Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины. Они не взывают, помимо Аллаха, к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют право на это и не прелюбодействуют. А тот, кто поступает таким образом, получит наказание; его мучения будут приумножены в День воскресения, и он навечно останется в них униженным. Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный. Кто раскаивается и поступает праведно, тот действительно возвращается к Аллаху. Они не свидетельствуют лживо, а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством. Когда им напоминают о знамениях их Господа, они не падают на них глухими и слепыми. Они говорят: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных». Они получат Наивысшее место в воздаяние за то, что были терпеливы, и их встретят там приветствием и миром. Они пребудут там вечно. Как прекрасны эта обитель и местопребывание!»(«Различение», 63 – 76).

Душа, разум и тело

Разные религии, философские школы и общественные организации по-разному относятся к этим трём составляющим человеческого существа. Некоторые из них уделяют большое внимание телу, его физическому развитию, красоте и изяществу в ущерб душе и/или разуму. Другие (например, монахи), напротив, акцентируют всё внимание на душе, игнорируя потребности тела. Так, в буддизме центральная идея – нирвана – означает угасание, затухание жизни и стремление к ней. Угасание жизни, прекращение желаний есть, согласно учению этой религии, единственный путь и к прекращению страданий, ибо жизнь и страдание неразрывны, неотделимы друг от друга. Третьи обожествляют разум, отрицая душу. Они отделяют науку от религии, считая наукой лишь то, что постижимо органами чувств. Такие люди становятся рабами материального мира и начинают поклоняться произведениям рук человеческих. Их ослепляет блеск материальной цивилизации, и они перестают видеть дальше собственного носа. От их взора оказываются скрытыми высшие горизонты, и они попадают в плен собственных страстей. Наука для таких людей превращается в идола и кумира, она заменяет им религию и Бога, они начинают обожествлять её, что влечёт за собой обожествление разума и самого человека. В этом процессе религия отделяется от науки и вытесняется из повседневной жизни.

И только ислам, будучи ниспосланной свыше естественной религией – религией закона, которая неотделима от науки и управления государством, уделяет пропорциональное внимание всем аспектам человеческой жизни, заботясь о гармонии души, тела и разума, как сказал об этом Всевышний: «Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик и внушил ей порочность и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил её и понёс урон тот, кто опорочил её» («Солнце», 7 – 10). Он также сказал: «Скажи: «Он – Тот, Кто создал вас и наделил вас слухом, зрением и сердцами. Как же мала ваша благодарность!» («Власть», 23). Арабское слово «фуад», которое приводится в данном аяте в форме множественного числа, означает как «сердце», так и «разум». И с этой точки зрения оно используется как некая сила, хранящаяся в человеке – познающая окружающий мир и способная различать предметы. Когда же человек отворачивается от знамений своего Господа и теряет с Ним связь, он уподобляется бездушной машине и, подобно неразумным существам, начинает блуждать во мраке невежества. Всевышний Аллах сказал: «У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются ещё более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами» («Преграды», 179). Что касается тела и всего того, что связано с ним, то достаточно привести следующий аят из Корана: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?» («Преграды», 32).

Таким образом, ислам воспитывает человека, прочно стоящим на ногах, созидающим на земле, в то же время душой всецело устремлённым к небесам. В этом и заключается подлинный смысл поклонения Всевышнему Аллаху.

Методология поклонения

Исламское воспитание основывается на поклонении, цель которого – привить детям полное подчинение Одному Аллаху в мирском и духовном. Такое подчинение поддерживается через постоянную связь со Всевышним. А связь с ним проявляется во всём: в мыслях, делах, обрядах – и отражает стремление человека приблизиться к Богу через достижение Его довольства. Сами обряды поклонения: намаз, закят, пост, хадж, являясь великими столпами ислама, служат ключом… к поклонению. Или условно их можно назвать привалами на Пути, во время которых странник запасается водой.

Путь же от начала и до конца является поклонением. Все обряды, дела, слова, мысли и чувства во время Пути – не что иное, как поклонение.

До тех пор, пока они посвящены Аллаху и пока жизнь человека строится на свидетельстве «ля иляха илля Ллах, Мухаммаду р расулю Ллах» (нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха).

Поклонение не ограничивается обрядами. Не только о них говорит Всевышний в аяте: «Я ведь создал джиннов и людей, только для того, чтобы они поклонялись Мне» («Рассеивающие прах», 56). В противном случае, в чём ценность быстротечных мгновений, возникающих в душе человека и в самом его существовании, если они почти не имеют значения и исчезают в пространстве?

Говоря об исламском воспитании в его практическом воплощении, нужно брать за образец лучших из творений Аллаха – Его пророка и посланника Мухаммада (с.а.с.) и его сподвижников. Сподвижники являются первым и уникальным поколением, которое воспитал величайший учитель в истории человечества – сам Посланник Аллаха (с.а.с.). Всевышний Аллах сказал: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» («Союзники», 21). История не знает другого примера, когда одновременно и в одном месте жило бы такое количество выдающихся личностей, изменивших её ход. Люди, про которых Всевышний сказал: «Аллах доволен ими, и они довольны Им» («Ясное знамение», 8). Нет, конечно, в истории встречаются подобные сподвижникам Пророка (с.а.с.), но именно этот исторический период и это поколение играют решающую роль в воспитании других поколений верующих. Личностей подобного уровня исламская умма выдвигала и выдвигает и после сподвижников (имамы, табиуны), но ни до них, ни после история не знает случая, чтобы одновременно в одной географической точке возникло целое поколение людей, нур (свет) которых освещает путь человечества до сих пор и будет освещать его вплоть до Судного дня, иншаАлла.Во времена Пророка (с.а.с.) существовала целостная система воспитания исламского джамаата. Это был«золотой век» Ислама.

Почему сегодня мы так чётко представляем себе сахабов, будто они жили вчера, но мало представляем себе дагестанских учёных, живших каких то 150 лет назад. Выходит, для нас даже такие знаковые личности дальше, древней сподвижников, которые жили тысячелетием ранее?

Имам Малик сказал: «Последующие поколения этой уммы могут улучшиться лишь тем, чем улучшились первые поколения». А первые поколения – это сподвижники Пророка (с.а.с.), их последователи (табиуны) и те, кто последовал за ними.

Ситуация, в которой находятся сегодня верующие, идентична той, что была на заре ислама. Как и во времена Пророка (с.а.с.), нас окружает джахилийя и мы живём в неисламском обществе. Когда мы говорим, что это общество не исламское, а джахилийское, то имеем в виду не каждого отдельно взятого члена этого общества, а принцип, на котором оно основывается. Любое общество, в котором главенствует не шариат, а изобретённые людьми законы, является джахилийским.

Всевышний Аллах сказал: «Неужели они ищут суда времён невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убеждённых?» («Трапеза», 50). Поэтому необходимо создавать все условия для полноценной жизни в рамках джамаата, в котором жизнь протекает по законам Корана и Сунны.

Обычно под шариатом ошибочно понимают «практические нормы» (ахкам аль амалийя), регулирующие отношения с Господом, а также с окружающими людьми. Более того, очень часто шариат ассоциируют с отдельной отраслью фикха – худуд и кисас (уголовное право). Понятия «шариат» и «фикх» в сознании масс превратились в синонимы.

Но шариат – это свод божественных законов, которые не изменены. Коран и Сунна являются двумя фундаментальными источниками шариата. Фикх же – это производная шариата, которая сочетает в себе как божественное, так и человеческое. К божественной части фикха относятся те законы и предписания, которые исключают применение в отношении себя рациональных механизмов иджтихада. Это однозначные, ясные и детализированные положения Корана. Например, обязательность намаза, запрет алкоголя и прелюбодеяния. К человеческой части фикха относятся те законы, которые связаны с рациональными механизмами иджтихада и человеческим суждением, анализом, переосмыслением и многовариативным применением, в зависимости от времени, места и условий. Эта группа законов не считается частью божественного шариата, но расхождение с ним не допускается. Таким образом, разница между шариатом и фикхом состоит в том, что шариат – это откровение Аллаха, а фикх – это уже результат рационального мыслительногопроцесса, который человек реализует строго в рамках божественного откровения. И в этом смысле, если шариат с его ясными предписаниями, общими правилами, однозначными нормами постоянен и неизменен, то нормы фикха, которые отражают наше человеческое понимание и наше «извлечение» норм из Корана и Сунны, меняются под воздействием места, времени и условий.

С момента своего рождения ребёнок должен жить, расти и воспитываться в мусульманской семье и в мусульманском обществе. Это необходимо для того, чтобы сохранить первозданную природу (фитра) малыша, про которую Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Каждый младенец рождается с верой в Единого Бога, и лишь затем родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника». Арабское слово «фитра» означает «врождённое свойство» человека, независимо от пола, цвета кожи и национальности. С детских лет ребёнку необходимо прививать любовь к Аллаху, Его посланнику (с.а.с.) и Его религии. Для этого необходима соответствующая обстановка дома, на улице, в школе и обществе. Школьная образовательная программа должна основываться на Коране и Сунне и вытекать из этих двух первоисточников исламского вероучения.

Необходимо, чтобы жизнь общества и индивида основывались на вере в Аллаха, Его ангелов, Его Книгу, Его посланников, Судный день и предопределение, с его добром и злом. На этих шести столпах веры должна строиться жизнь и верующего, и уммы в целом. Принципиально важно изучить путь Пророка (с.а.с.) и следовать ему, а не изобретать свои пути и программы в деле призыва и воспитания. У нас нет иного пути и иной программы, кроме возвращения к Единобожию.

Во всех жизненных вопросах и ситуациях нам следует подчиняться велениям нашего Господа и брать пример с пророка Мухаммада (с.а.с.) и его сподвижников. В этом и заключается следование Корану и Сунне.

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чём нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!»(«Женщины», 59).

Пророк (с.а.с.) сказал: «Я оставил среди вас две вещи. До тех пор, пока вы будете придерживаться их, вы никогда не собьётесь с истинного пути. Это Книга Аллаха и сунна Его пророка». В другом достоверном хадисе сказано: «Вы держитесь за мою сунну и сунну праведных халифов, следующих верным путём, которые будут после меня. Держитесь за неё коренными зубами…»



комментариев