Несколько дней назад в столь любимом мусульманами Facebook, основанном евреем Марком Цукербергом из США завязалась дискуссия вначале на тему философии и ислама, а затем и прогрессивного мусульманина. Кто есть прогрессивный мусульманин? И может ли вообще мусульманин быть прогрессивным? ttp://www.facebook.com/groups/promolis/
Были высказаны разные мнения, всем спасибо. Но многие дискутанты попытались завести слушающих и наблюдателей в пещеры сознания, подменяя ключевые понятия на те, которые им близки и приятны. Тем не менее, ряд участников выдали изрядную долю креатива, а кое-где и юмора, пытаясь презентовать сообществу социальных одногруппников атрибутику прогрессивного мусульманина. Так, "Он должен быть умнее Стива Джобса, Хитрее Збигнева Бзижинского и оперативнее мирового финансового кризиса" (Ибрагим Махди).
Приведу здравую мысль нашего коллеги, руководителя сообщества молодых инноваторов республики, изобретателя Уллубия Халидова:
"У некоторых же мусульман бытует мнение, зачем прогресс, наука - это не важно, главное изучение шариатских знаний. При этом сами не прочь айфоном пользоваться, на хороших авто ездить, на самолетах в хадж летать. По-моему, каждому - свое, по его возможностям и способностям, но на общей основе. Если не будет уважения к науке, к прогрессу, к размышлениям в этой области, нет нормального будущего. И молодежь изначально должна это знать, и надо им это прививать, тем более в нашем спортивном регионе".
Некоторые из участников дискуссии попытались запутать следы, завести рака за камень, наконец затроллить и постебаться над темой. Послышались даже голоса, типа, а какого нам мусульманам быть прогрессивными. Ну правильно, зачем зубы мыть зубной щеткой и пастой Blendamed - можно же ограничиться сиваком, покрутить его в полости и закончить на этом процедуру гигиены рта. Прямо как в 7 веке. Нам нужен шариат и баста! Примерно так. А когда пытаешься понять что есть шариат, младоалим сыплет на тебя мудреную формулировку, в которой сам запутывается окончательно. Шариат! Как много в этом слове для сердца нашего слилось!!!
Итак, возвращаясь к прогрессивному муслиму. Многие дискутанты упустили ключевое слово: прогресс. Второе ключевое слово - муслим. Два ключевых слова и определение их. Муслим - это тот, кто придерживается Таухида. Он может быть плохим ритуальщиком, канонистом, знатоком шариатских наук, кандидатом, дуктуром, шейхом исламского правоведения или эфенди мусульманского брачного законодательства. "Когда мы говорим мусульманин, значит по умолчании у него правильная Акида, он следует сунне, правильно поклоняется, обладает блогародным нравом..." (Мухаммед Низамуддин Казами). Пожалуй, этим определением можем ограничить первое ключевое понятие Мусульманин в связке с прогрессивный. Но есть и другое ключевое понятие - Прогрессивный. Прогрессивный значит приверженный Прогрессу, а Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. И вот здесь нужно расщепить и пояснить. Как понимать прогрессивный в связке с человеком исламским - homo islamikus. Как мне думается, прогрессивный - это прежде всего, размышляющий, который мысление ставит во главу угла, который размышляет и считает что размышление важнее культа (см. Коран, Сура Паук, 5). Не зря Таухид на первом месте в пятерице исламских системных столпов. В основе понимания (!) Таухида, Единобожия и стоит Размышление и Философствование - Любовь к Мудрости. При этом базис важен, и этот базис - Единобожие и поклонение (сердцем, языком и плотью) Господу (Рабби), Творцу (Халикъ), Милостивому (Рахман), Который Жив (hай) и Наблюдателен (Муджийб). Правильное понимание ислама - вот что важно для идеологического базиса муслима. А далее следует на этой фундаментальной основе то, как он должен применить прогресс. Да, я уверен, что прогрессивный мусульманин (ПМ) просто обязан (!) следить за новинками и использовать их в своей повседневной жизни. Сейчас я пользуюсь интернетом и пишу в лайвджорнал. Я прогрессивный мусульманин. И я надеюсь, что я правильно понимаю дин и веру.
Тут необходимо также подразделить идеологический (1) и научно-технический (2) прогрессизм . Если я активен в социальных сетях, пользуюсь (при наличии финансовых возможностей) всем спектром хай-тек новинок, гаджетов и современных автоматов (от зубной щетки до суперсовременных роботов) - я прогрессивен технически. Но при этом мусульманин обладающий всем модельным рядом хай-тек новинок, за рулем последней модели, к примеру, корпорации Toyota может быть ретроградом и регрессантом в идеологическом плане. Еще хуже - радикалом (Коран описывает их как тех, чьи сердца ожесточены), экстремистом и даже террористом. Возможно те, кто выступают в видеороликах с призывами уничтожить, взорвать, раскромсать и пользуются (а они так и делают) техническими новинками и даже I Phone прикупили себе последней серии, но в плане мысления и идеологических стратегий, приоритетов и понимания у ребят серьезные сбои в системе. Причем, эти сбои и зависания представляются за норматив самой системы. Не ищите Тагъута в своем Отечестве. ПМ никогда не ревизируют чужую веру, не ищет в ней изъянов, старается не проявлять скепсис, агрессию и мизантропию как по отношению к мусульманскому, так и сообществу вне-ислама. В этом дисперсном, плазма-мире.
Таким образом, подведем итоги. Прогрессивный мусульманин (ПМ) - это человек верного исламского вероубеждения, в целом адекватного, хорошего нрава, не только активно пользующийся продуктами научно-технической мысли, но (что очень важно) применяющий (а) эти новинки к требованиям ислама и продуктивному призыву к нему; адаптирующий (б) научно-технические открытия, изобретения к Корану и Сунне. Облегчающий понимание Св. Писания человечеству. И это второй уровень ПМ. ПМ кроме того, пользуется знаниями наук и открывает их законы человечеству - облегчая их жизнь и превознося Мощь Аллаха, Могущественного и Милостивого. Ибо все в этом мире по законам и определениям Бога. Поэтому ПМ спокоен и оптимистичен. Он научен, и не делает скоропалительных, поверхностных выводов в отношении стран и народов, муслима и христианина. Он чурается такфира и не применяет слово Куфр там где это неэтично, контрпродуктивно и противоестественно. ПМ последователен и объединяется с другими мусульманами и не-мусульманами для решения срочных или стратегических задач. ПМ не унывает. Все к лучшему. Он считает, что мусульманин - это прежде всего, Удачник. Удача - это мысль, а мысли нужно контролировать. Аллах Добрее и Милостивее чем о Нем думают. ПМ не делит науки на шариатские и не-шариатские. Он берет то, что ему полезно. Он не замыкает свой круг общения и знаний только своими слушателями и учениками и книгами средневековых авторов Востока. Всю полученную информацию он пропускает через мелкий фильтр дуа и интеллектуальной интуиции. Он не отворачивается. Он последователен и успешен. Он надеется на Бога, но в любом случае привязывает верблюда. Привязывает его своим обращением к Великому Творцу. А затем действует!