Исламская цивилизация подарила человечеству систему здравоохранения

Средневековая исламская цивилизация уделяла огромное внимание развитию медицины. Ключевым аспектом в тот период было развитие больниц и медицинских школ. Люди с недугами считали больницы, которые называли бимаристанами (перс. «место для больных») убежищами, где они могут получить лечение и помощь.

Медицинские школы и библиотеки, где опытные лекари обучали студентов врачебным методикам и применению знаний на пациентах, были прикреплены к крупным больницам. Больницы проводили для студентов экзамены и выдавали дипломы врачей.

Бимаристаны были колыбелью исламской медицины и прототипом современных клиник. Эти учреждения создали фундамент для современных больниц и медицинских школ.

К 11 веку существовали даже мобильные клиники, в работе которых участвовали медики из больниц. Т.о., раннеисламские медицинские учреждения подразделялись на мобильные медпункты, центры первой помощи и постоянные больницы.

Идея мобильных медпунктов появилась еще во времена Пророка Мухаммада (мир и благословения ему). Во время битвы Газва Хандак для раненых был возведен специальный шатер, а когда Саид бин Муаз получил ранение и повредил артерию на руке, Пророк (мир и благословения ему) велел положить его в шатре, чтобы лично присматривать за больным.

Позже халифы и правители создали настоящие мобильные клиники, в которых по регионам ездили врачи и фармацевты. К тому времени, как к власти пришел турецкий сельджукский султан Мухаммед Салджуки, мобильные клиники достигли таких размеров, что для перевозки их оборудования требовалось уже 40 верблюдов.

Первая мусульманская больница была построена при Валиде бин Абдуль-Малике, и это был лепрозорий. Врачам в этой больнице назначали высокую зарплату и предоставляли хорошее жилье. Пациенты были по сути заключены в этих учреждениях в силу заразности их заболевания, при этом им назначалась стипендия, чтобы члены семей больных не остались без средств.

Харун Аль-Рашид в 805 г. открыл первую больницу общей практики, а спустя одно-два десятилетия в исламском мире появилось еще 34 такие больницы.

В испанской Кордобе было 50 крупных больниц. Некоторые из этих больниц были зарезервированы для военных, в них работали специальные врачи. Также собственные врачи были у халифов, командующих войсками и государственных деятелей.

Существовали также отдельные больницы для осужденных преступников. Врачи осматривали заключенных каждый день, им предоставлялось все необходимое для лечения. Визирь Али бин Иса бин Джарах бин Сабит написал начальнику медицинской службы Багдада: «Я очень обеспокоен состоянием заключенных. Их численность и тюремные условия таковы, что среди них должно быть много больных. Поэтому я считаю, что у них должны быть собственные врачи, которые должны осматривать их ежедневно и давать им по необходимости лекарства и отвары».

Некоторые больницы были открыты для всех нуждающихся 24 часа в сутки; одни больницы предназначались строго для мужчин, а другие – строго для женщин; существовали также больницы с женским и мужским крылом. Они состояли из отделений – системные заболевания, офтальмология, хирургия, ортопедическое и психиатрическое отделения.

Врачи-терапевты работали по фиксированному графику; в каждой больнице были штатные сертифицированные фармацевты (сайдалани) и медсестры. Персонал больниц получал высокую зарплату, ставки которой были закреплены в законе.

Если пациента привозили в больницу, для него там была готова постель с чистым бельем, курс лечения прописывался врачом незамедлительно. Критерием выздоровления была способность пациента употребить количество хлеба, соответствующее дневной норме здорового человека, с приготовленным мясом целой птицы. Если он мог все это съесть, то считался выздоровевшим и выписывался. Малоимущим пациентом перед выпиской выдавали новую одежду и сумму денег на дальнейшую жизнь.

Одна из важнейших ролей больниц состояла в обучении врачей. Обучение завершалось получением диплома, но сначала кандидаты на эту работу должны были предстать перед начальником медицинской службы региона. От них требовалось написание трактата о предмете, по которому будущий врач желает получить сертификат или диплом. Трактат должен был основываться на собственных исследованиях или же существующих работах Гиппократа, Галена, Ибн Сины и др. После этого начальник медслужбы проводил длительное собеседование, задавал множество вопросов по конкретной специализации. Если соискатель удовлетворительно отвечал на вопросы, ему выдавали диплом врача.



4 комментариев


  1. (18.11.2013 19:30) #
    1

    Так хотелось бы, чтобы вновь "Исламская цивилизация подарила человечеству систему здравоохранения", но без равнодушных врачей-взяточников и доступную для всех. Для начала это могли бы быть гинекологические и стоматологические центры, в которых так нуждаются мусульмане. Благо, выпускниц-мусульманок медицинских ВУЗов, которые с трудом трудоустраиваются в обычные клиники из-за искусственной "проблемы хиджаба" достаточно, да и опытных врачей-мусульман тоже. Эти исламские медицинские центры, могли бы частично содержатся за счет закятов и других пожертвований. Условие- доступность цен на оказание медицинских услуг, а неимущим- и бесплатное лечение. Это был бы понятный простому народу супердагъват. Подумайте братья мусульмане-медики.

  2. (18.11.2013 21:08) #
    2

    Мусульмане, к сожалению, живут на славе своих предков. В настоящее время очень печальное положение. Мы и в Дуньи никакие и для Ахырата ничего не делаем.

  3. (19.11.2013 20:07) #
    1

    Помогите религии Аллаха,и Аллах поможет вам.Только возродив полностью Ислам, придёт гармония и порядок. А это не простое дело,ведь каково было нашим предшественникам,чтобы подрастающее их поколение вкусила эту сладость ,живя по законом Ислама

  4. (20.11.2013 19:15) #
    1

    В других источниках тоже читал, что при выписке давали деньги для закрепления результата лечения. Интересный метод и, наверное, эффективный в различных смыслах.