Создавая человека и назначая его Своим наместником на земле, Всевышний Аллах повелел своим рабам поклоняться Ему Одному, не придавая в сотоварищи (в господстве и поклонении) никого и ничего. С этой целью Всевышний научил человека всевозможным именам, наделил его разумом и способностью различать добро и зло, истину и ложь, полезное и бесполезное. Более того, на протяжении веков Аллах посылал людям пророков и посланников с ясным руководством, знанием и мудростью, для того чтобы люди не блуждали во мраке невежества, а руководствовались в своей жизни божественным откровением.
Человеку было велено приобретать знания и обустраивать свою жизнь на земле, помня о милости Творца и тех благах, которыми Он наделил его. Достаточно сказать, что первыми аятами Священного Корана, которые Всевышний Аллах ниспослал Своему Посланнику (с.а.с.), были:«Читай во имя Господа твоего, Который сотворил. Сотворил человека из сгустка (крови). Читай, ведь твой Господь – щедрейший. Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал» («Сгусток», 1 – 5).
Как видим, побуждение к чтению и письму были первыми повелениями божественного откровения. И верующие откликнулись на призыв своего Господа к поиску и приобретению знаний. Они устремились к изучению Корана и различных его наук, неуклонно следуя за Посланником Аллаха (с.а.с.), который сказал: «Приобретение знаний – обязанность каждого мусульманина и мусульманки», и ещё в средние века, в эпоху праведных халифов, заложили тот фундамент, на котором стоит современная цивилизация и культура.
В период правления династий Омейядов (вторая половина VII – начало VIII в.)и Аббасидов (VIII в. – XIV в.) в духовной, интеллектуальной, научной и культурной областях был сделан такой прорыв, какого не знала история человечества. Этот прорыв стал отправной точкой для развития различных народов и основанием для эпохи Возрождения, толчком к новым открытиям и исследованиям. Наследие мусульманских учёных в различных областях знания, в том числе коранических (шариатских) и естественных науках, представляет собой неиссякаемый источник, из которого черпают знания поколения мусульман вплоть до наших дней. Не заостряя внимание читателя на именах и трудах выдающихся мусульманских учёных: комментаторов Корана (муфассир), хадисоведов (мухаддис), правоведов (факих) и догматиков (ахлюль-калам) – остановимся лишь на тех, кого принято называть родоначальниками точных дисциплин и прикладных наук, и покажем тех, кто внёс ощутимый вклад в развитие этих наук. Здесь следует отметить, что выдающиеся достижения мусульман в культурной и научной областях объясняются, прежде всего, их искренней верой в Аллаха и Судный день, их преданной любовью к своему Господу, Его Посланнику (с.а.с.) и Его религии, следованием Корану и Сунне, которые побуждают проявлять интерес и терпимость к культуре других народов, уважение к научным исследованиям, стремление к знаниям.
В то время как апостол Павел (1 Кор. 3:19) с упрёком вопрошал у своих христианских братьев: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?», а Синод в Париже в 1209 году запретил монахам заниматься изучением естественнонаучных книг, Коран и Сунна предписывали мусульманам приобретать знания и наставляли, что обучение наукам, равно как и их изучение, является обязанностью каждого правоверного. В то время как Патриарх Александрийский велел закрыть всемирно известную библиотеку, изгнать её учёных, а книги сжечь, у мусульман всего мира приобретение книг стало страстью, а обладание ими – символом общественного положения и образованности. По всему миру разъезжали послы исламского халифата, имея при себе огромные суммы денег золотом и серебром, чтобы закупать наиболее ценные сочинения. Особый интерес вызывали точные науки: математика, астрономия, геодезия, математическая география и др. Книги собирались подобно музейным экспонатам, но гораздо важнее то, что их переводили. Переписчики, переплётчики и, прежде всего, переводчики принадлежали к самым уважаемым и высокооплачиваемым подданным халифата. Переводы иностранных книг халифы ценили на вес золота. В больших городах создавались специальные ведомства переводов. Одним из первых указов династии Омейядов был указ о постройке бумажной фабрики. Принц Омейядов Халид ибн Язид вкладывал свои средства в развитие науки и культуры: он стал первым меценатом Средневековья, щедрым заказчиком переводов и научных исследований. В то время как в Европе и России читать и писать умел небольшой круг монахов и других духовных лиц (Карл Великий пытался овладеть этим искусством уже в преклонном возрасте), в каждой из многочисленных мечетей халифата функционировала школа Корана (медресе), в которой преподавались и изучались различные науки, а большие мечети превратились в университеты и академии, где крупнейшие учёные состязались друг с другом в искусстве излагать свои знания перед заинтересованными слушателями и в диспутах с коллегами. Бесчисленное множество учёных, вышедших из мусульманских школ и университетов, приступали, опираясь на приобретённые знания, к собственным исследованиям и публикациям. Уже примерно в 1000 году книгоиздатель Ибн ан-Надим издаёт десятитомный «Каталог знаний», содержащий все доступные ему произведения на арабском языке.
Культурные достижения мусульман
Вклад мусульманских учёных в естественные и точные науки настолько велик, что об этом можно писать бесконечно. Однако мы ограничимся лишь упоминанием некоторых наук.
Математика
Когда мусульмане распространяли ислам и расширяли территорию халифата, в Европе счёт производился на основе так называемых римских цифр, то есть заимствованной у римлян системы, в которой значения чисел выражались определёнными буквами (развившимися, впрочем, из цифр): I – 1, Х – 10, С – 100, М – 1 000. Каждый может представить, как затруднительно чтение таких чисел, не говоря уже о счёте. Но в Индии развитие цифр началось уже в IV в., а позже, в VI в., там же произошёл скачок от значащих цифр к позиционному написанию чисел от 1 до 9. Новая система дала возможность выразить любое большое число с помощью этих немногих знаков. Отныне стали возможными развитие более простой системы счисления и переход к письменному счёту. Введение нуля как символа «пустого места» в числовой системе усовершенствовало одно из величайших открытий в истории человечества. Вскоре после распространения ислама на Ближнем Востоке туда проникла и новая система счисления. Мусульманские исторические источники упоминают о ней уже в 662 году.
Алгебра
Всего через 100 лет, благодаря переводу индийского учебника арифметики, новый метод находит широкое распространение. Мухаммад аль-Хорезми, который принадлежал к числу выдающихся и талантливейших учёных своего времени, около 800 года, в начале IX в., обработал этот труд, развил десятичную систему, написал введение к четырём основным действиям арифметики и исчислению дробей и добавил ещё сборник задач, который он назвал «аль-джабру валь-мукъабаля», что приблизительно означает «Исчисление и противопоставление». Когда много столетий спустя эти книги через Испанию (Андалусию) попали в Европу, то первое слово из названия сборника было искажено и стало словом «алгебра», а из имени учёного возникло слово «algoritmus» (алгоритм), под которым в средние века понимали искусство исчисления по десятичной системе, а сегодня – каждый метод вычисления, подчиняющийся определённому правилу. Когда новый вид счёта проник в Европу, вместе с ним пришли и новые цифры, в Европе и России называемые арабскими. Но арабы, которые применяют их в модифицированной форме, справедливо называют их индийскими. Вместо арабского определения нуля – «сыфр» (пустота) – в качестве обозначения определённых числовых выражений вводится цифра 0 (ноль). Тому, кто полагает, что новая система из-за очевидных преимуществ распространилась в Европе и России так же быстро, как в своё время в мусульманском мире, придётся разочароваться. Ещё 700 (!) лет спустя после аль-Хорезми, во времена немецкого математика Адама Ризе, учебники арифметики печатались как словарь: на одной стороне – неудобные римские цифры, на другой – новые арабские. Что касается средневековой России, то тут положение было удручающим. Здесь на протяжении XI – XVII(!) веков цифры обозначались буквами, над которыми ставили титло. Например: А – 1, В – 2 и т. д. Буквы «б», «ж», «ш», «щ», «ъ», «ь» цифр не обозначали, поэтому порядок чисел и порядок букв в алфавите не совпадали. Первые девять букв (без «б» и «ж») означали единицы, далее шли десятки, сотни и тысячи, если букву брали в кружок – это означало десятки тысяч: А – 10 000, В – 20 000 и т. д. Пройдёт ещё немало лет, прежде чем в России начнут пользоваться более совершенной системой счисления и появятся элементарные учебники по арифметике, не говоря уже об алгебре и других точных науках. Предстоял длительный процесс европеизации российской науки, процесс заимствования культуры и образования из «просвещённой» Европы, которая,
в свою очередь, переняла эти знания и навыки у мусульманского мира.
Заимствование, совершенствование и распространение новой системы счисления создали предпосылку для дальнейшего развития математики и вызвали грандиозный подъём математических, естественнонаучных исследований среди учёных исламского мира. Именно мусульманским учёным принадлежит заслуга в приведении арифметики, и в особенности алгебры, в систему и в дальнейшем развитии и применении их в быту и научных трудах.
Успехи в математике, особенно в алгебре, создали основу для новых открытий в области физики и астрономии.
Астрономия
Исламский мир выдвинул учёных универсальной эрудиции. Один из выдающихся среди них – аль-Кинди, живший в IX веке, был математиком, физиком, астрономом, естествоиспытателем, философом и медиком. Обобщив свои познания, отражавшие уровень науки того времени, он изложил их в 200 (!) томах. В начале X века аль-Баттани, изучая произведения Птолемея, переведённые аль-Кинди на арабский язык, обнаружил у египетского учёного существенные ошибки и опроверг многие из его концепций. Он углубил познания человечества о положении Земли во Вселенной. Ему удалось исключительно точно определить путь движения Солнца. Он первым рассчитал отклонение земной орбиты от её оси (так называемый эксцентриситет). Он усовершенствовал исчисление синус функции и тем самым стал основоположником сферической тригонометрии. Лишь 500 – 600 (!) лет спустя его произведения появились в латинском переводе в Европе, и аль-Баттани под именем Альбаттанейстал очень известным и высоко ценимым авторитетом для учёных эпохи Возрождения. Спустя ещё одно столетие, около 1000 года, другой мусульманский учёный-естествоиспытатель Хасан ибн аль-Хайсам, известный в Европе как Альхазен,открыл, что небесные тела излучают собственный свет и что свет имеет скорость. Он опроверг мнение Евклида о том, что человек получает представление об окружающем мире с помощью исходящих из глаз зрительных лучей, и описал зрительный процесс как чистый акт восприятия. Для исследований он построил своеобразную камеру-обскуру. Ему удалось исключительно точно вычислить высоту земной атмосферы. На его трудах учились все великие учёные Средневековья: Бэкон, Ньютон, Коперник,Кеплер, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей.
География
Мусульмане были также лучшими географами своего времени. Многие из них совершали далёкие путешествия и записывали свои впечатления. Имам аш-Шафии (жил в VIII в.) сказал: «Покидайте родные края в поисках высочайших ступеней и путешествуйте, ибо в путешествиях есть пять полезных вещей: избавление от беспокойства, приобретение имущества, знаний, этики и славных друзей».
В первой половине IX века географический трактат аль-Хорезми «Книга картины земли» является первым известным трудом по географии на арабском языке. Он оказал сильное влияние на дальнейшее развитие науки.
В первой половине XII века географ аль-Идриси составил атлас с 71 (!) картой, среди которых была и карта мира и написал первый учебник по географии. В XIII веке мусульмане создали глобус. Знания мусульманских учёных, астрономов и географов стали предпосылкой для века открытий, центр которого начал перемещаться в Западную Европу, на берега Атлантики.
В XIV веке жил и работал самый известный мусульманский географ Ибн Баттута. Он объездил весь известный в ту пору мир, пересёк Малую Азию, Месопотамию, Персию, посетил Индию, Цейлон, Бенгалию, Китай и Суматру, создал прекрасные описания Северной Африки, Египта, Сирии. Позднее он добрался до Восточной и Западной Африки и Испании. Здесь, в Испании, Ибн Баттуту спросили, не собирается ли он предпринять путешествие в глубь Европы, на что он в ужасе ответил: «Нет, нет, путешествие на север, в страну мрака?»
В конце XV века произошло интересное событие, о котором нам часто рассказывают в учебниках по истории. Речь идёт о путешествии известного мореплавателя Васко Да Гамы. В 1497 году Васко Да Гама начал своё путешествие. Книги по истории и географии ошибочно называют его первооткрывателем Мыса Доброй Надежды, в то время как мусульмане были хозяевами этих берегов и знали о них ещё как минимум за четыре столетия до того. Мусульманские корабли плавали в этих морях для торговли и распространения мусульманского вероучения. Они знали эти берега и описывали их в своих сочинениях, указывали на своих морских картах. Они изучали морские ветра, глубину морей и снабжали этой информацией корабли, которые бороздили морские просторы. Однажды Да Гама показал мусульманскому учёному-географу и мореплавателю Ибн Маджиду свои морские карты, компасы, циркули и т. п. Ибн Маджид, который руководил экспедицией, следовавшей на острова Восточной Индии, попросил разрешения выйти на некоторое время. А когда вернулся, показал ему свои собственные карты, компасы и другие морские приборы, которые оказались более совершенными и точными. То есть мусульманские учёные были первооткрывателями и в этой области.
Медицина
«Главный врач имел обыкновение каждое утро навещать своих пациентов, справляться об их здоровье и выслушивать их пожелания. Его сопровождали врачи-ассистенты и санитары, и все предписания, касающиеся медикаментов и диеты для пациентов, выполнялись в точности и неукоснительно. Потом он возвращался в больницу и обычно садился в большой аудитории, читал книги и готовился к лекциям…
При больнице была обширная библиотека со множеством книг и манускриптов, расставленных в высоких книжных шкафах в главном зале. Много студентов и врачей приходили сюда и садились у его ног. Он учил студентов, дискутировал с врачами на медицинские темы, обсуждая интересные случаи из практики…».
Этот доклад о буднях главного врача относится не к нашему времени. Известный медик в наше время готовится к лекции не в аудитории, а в своём удобном кабинете. И студенты больше не сидят у ног учителя. Но цитата из доклада, из которого я опустил лишь имена, заслуживает внимания, так как ему (докладу) более 700 лет. Это доклад о мусульманском учёном, сирийском враче и писателе Усабийе, изучавшем медицину в дамасской больнице имени Нури. Ему, сыну главного врача и племяннику директора дамасской глазной клиники, мы обязаны сведениями о медицине как науке, насчитывавшей к тому времени возраст в сотни лет.
До 900 года мусульманские учёные-медики имели большие заслуги в открытии произведений Галена и других известных медиков древности. С этого времени, благодаря полученным из Корана и Сунны сведениям и знаниям, искусство врачевания достигло нового расцвета, определившего мировой уровень по меньшей мере на полтысячи лет.
Около 900 года ар-Рази (род. в 841 г.), именуемый в Европе Разес (Расас), написал самую большую медицинскую энциклопедию своего времени. В основе его сочинений лежали знания из Корана и Сунны, врачебная практика, насчитывавшая десятки лет, и опыт главного врача самых крупных больниц. При этом он изучал эпидемии инфекционных заболеваний, разработал поразительно эффективные методы лечения оспы, кори, желчекаменной и почечнокаменной болезней, цистита и ревматизма.
Кроме того, он выпустил несметное количество небольших работ, и главная среди них – справочник «Медицина» под очень привлекательным названием «Книга для тех, у кого нет поблизости врача». Он успешно боролся за авторитет врачебного сословия. В то время как в Европе и на Руси ещё в течение многих столетий и речи не было о самостоятельном сословии врачей и искусство врачевания было отдано на откуп цирюльникам, ар-Рази выступил за то, чтобы допуск к врачебной практике обязательно утверждался решением государственной комиссии, что и было введено в халифате через несколько лет после его смерти, в период правления династии Аббасидов.
Памятник в аудитории Высшей медицинской академии в Париже увековечивает заслуги одного из величайших медиков всех времён. Общеизвестно, что ислам категорически запрещает устанавливать памятники и другие изваяния. Однако мы здесь обсуждаем не вопрос дозволенности или запретности тех или иных явлений в исламе, а лишь констатируем тот факт, что христианская Европа таким образом увековечила память о нём и о других выдающихся мусульманских учёных. Рядом со скульптурой ар-Рази стоит скульптура другого мусульманского врача и учёного, звезда которого светила в Европе, может быть, ещё ярче. Это Абу Али Хусейн ибн Сина, известный в Европе как Авиценна. Он жил с 980 по 1037 год. Его «Канон врачебной науки» на протяжении 500 (!) лет был своего рода сводом законов для медиков и вплоть до XIX века включительно входил в учебные программы университетов.
Ибн Сина, как и большинство его коллег в те времена, был не только врачом, но и поэтом, философом, математиком и естествоиспытателем. За свои исследования и познания его прозвали князем наук. В главном научном труде Ибн Сины «Книга здоровья», состоящем из 18 томов, он суммировал все знания по медицине, отражавшие уровень того времени, и распределил их, руководствуясь научными принципами классификации.
Это лишь некоторые фрагменты того исторического богатства, которое оставили после себя мусульмане. Отсюда, из исламского халифата и мусульманских университетов Андалусии (Испании), научные познания и результаты исследований распространились в Центральную Европу – через Болгарию, отчасти через королевство Фридриха II Сицилийского, где ими вдохновились итальянские города, а также через Омейядский (Кордовский) халифат в Испании.
Таким образом, первые мусульмане, распространяя ислам и призывая народы мира к Истине, за кратчайший промежуток времени достигли высочайших вершин в науке и культуре, а исламский халифат стал на длительное время центром духовной жизни, интеллектуального развития и цивилизации, импульсы которого проникли во все части известного в то время мира. Более трёх четвертей тысячелетия блеск и цивилизация халифата распространялись далеко, на три части света: Азию, Африку и Европу. Научные знания и открытия мусульманских учёных, основанные на Коране и Сунне и изложенные в различных научных трудах на арабском языке, определяли тот уровень, который мы сегодня называем мировым.