Человек, который был полон веры с головы до ног

Сегодня мы поговорим об ‘Аммаре ибн Йасире ал-‘Анси — одном из первых людей, уверовавших в Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Его отец Йасир вместе с двумя братьями ал-Харисом и Маликом приехал в Мекку из Йемена, чтобы найти четвёртого брата. Позднее двое братьев вернулись, а Йасир поселился там и заключил союз с Абу Хузайфой Ибн ал-Мугирой из рода бану махзум. Тот женил его на своей рабыне Сумаййе бинт Хабат, а когда она родила сына, Абу Хузайфа подарил мальчику свободу.

Аз-Захаби в «Сийаре» (1/408-409) передал со слов ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда: «Первыми открыто заявили об обращении в ислам семеро: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр, ‘Аммар, его мать Сумаййа, Сухайб, Билал и ал-Микдад. Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Он защитил посредством его дяди, а Абу Бакра — посредством его соплеменников. Остальных же язычники облекли в железные кольчуги и приковали на солнце, и все они уступили их требованиям, кроме Билала. Он пренебрёг собой ради Аллаха, и его соплеменники пренебрегли им. Они отдали его детям, которые водили его по ущельям Мекки, а он повторял: “Один! Один!”» В комментариях к хадису его иснад назван хорошим и указано, что похожие сообщения передали Абу Ну‘айм в «Хилйа ал-аулийа», Ибн Са‘д в «Табакате», Ибн ‘Абд ал-Барр в «Исти‘абе» и др. с достоверным, но отосланным иснадом.

Ибн ‘Абд ал-Барр сообщил, что среди комментаторов Корана не было разногласий, что по поводу ‘Аммара и его матери был ниспослан аят: «Гнев Аллаха падёт на тех, кто отрёкся от Аллаха после того, как уверовал, — не на тех, кто был принуждён к этому, тогда как его сердце оставалось твёрдым в вере» (сура 16 «Пчёлы», аят 106).

Сообщается, что мать ‘Аммара была первой мученицей в исламе. В рассказе Муджахида о преследованиях первых мусульман говорится: «Абу Джахл стал бранить Сумаййу, а потом вонзил копьё ей в промежность и убил её. Она стала первой мученицей в исламе». Об этом сообщили аз-Захаби в «Сийар» (1/409) и Ибн ‘Абд ал-Барр в «Исти‘абе» (4/1864).

О достоинствах ‘Аммара сообщается во многих хадисах. Ан-Насаи и ал-Хаким передали со слов одного из сподвижников, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «‘Аммар полон веры с головы до ног». Ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (2/447-448) назвал хадис достоверным.

Ахмад и ал-Хаким передали рассказ о том, что между Халидом ибн ал-Валидом и ‘Аммаром ибн Йасиром произошла ссора, и Халид нагрубил ему. ‘Аммар пошёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы пожаловаться на него. Халид тоже пришёл жаловаться и начал грубить ‘Аммару всё больше и больше. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молчал и не говорил ни слова, и тут ‘Аммар заплакал и сказал: «Посланник Аллаха, разве ты не видишь?» Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднял голову и сказал: «Кто враждует с ‘Аммаром, с тем враждует Аллах, и кто ненавидит ‘Аммара, того ненавидит Аллах». Халид рассказывал: «Я вышел оттуда, ничего не желая больше, чем довольства ‘Аммара. Потом я встретился с ним и угодил ему, и он остался доволен». Ал-Албани в «Мишкате» (6247) назвал хадис достоверным.

Аз-Захаби (1/410-411) передал со слов ‘Амра ибн Маймуна, что язычники пытали ‘Аммара огнём, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха), пройдя мимо него, сказал: «Огонь, стань прохладой и спасением для ‘Аммара, как ты стал для Ибрахима. Тебя убьёт несправедливая группа». В комментарии к хадису сообщается, что его также передали Абу Ну‘айм, Ибн Са‘д, ат-Табари и ал-Хаким, причём последний назвал его достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Хадисы о том, что ‘Аммар будет убит несправедливой группой, были рассказаны многими сподвижниками, и всё произошло именно так, как предсказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Ибн ‘Абд ал-Барр (3/1139-1140) передал рассказ ‘Абдаллаха ибн Саламы: «Я словно вижу ‘Аммара в день Сиффина, когда он попросил попить и ему принесли попить молока. Он выпил и сказал: “Сегодня я встречусь со своими любимыми. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обещал мне, что последним, что я выпью в этом мире, будет глоток молока”. Потом он снова попросил попить, и какая-то женщина с длинными руками поднесла ему сосуд с молоком, разбавленным водой. Испив его, ‘Аммар сказал: “Хвала Аллаху, рай лежит под копьями”. Потом он сказал: “Клянусь Аллахом, если даже они побьют нас и загонят в сухие заросли Хаджара, мы всё равно знаем, что те из нас, кто желал примирения, были на правом пути, а они ошибались”. Потом он вступил в бой и погиб». Он сражался на стороне ‘Али ибн Абу Талиба и был убит сторонниками Му‘авийи ибн Абу Суфйана в сражении при Сиффине в 37 г. х.

‘Аммар был одним из тех, кто совершал намаз в сторону обеих кибл и совершил переселение сначала в Абиссинию, а потом — в Медину. Он принял участие в битве при Бадре и в последующих походах и битвах Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а в битве при Йамаме лишился уха. Во времена правления ‘Умара ибн ал-Хаттаба он был назначен наместником Куфы. Он погиб в возрасте свыше 9о лет. Да будет доволен им Всевышний Аллах!

(Фрагмент из книги «Сладость веры»)



комментариев