Хиджаб сегодня – это еще и символ свободы

Своим мнением по поводу практики ношения хиджаба на Северном Кавказе в прошлом и настоящем поделилась с «Кавказской политикой» правозащитница и адвокат Лариса Дорогова.

Из воспоминаний

Мы жили вместе с моей бабушкой по отцу. Бабушка примерно 1900 г.р. Я была маленькой девочкой и бабушкиной любимицей. Хиджаб надевали обе мои бабушки, как и все другие женщины. Просто раньше его не называли хиджабом. На голову надевался маленький платок, который, как косынка, завязывался сзади, чтобы не было видно волос, но была видна шея. В таком виде они ходили дома. Когда бабушка куда-то выезжала, к своим родственникам в другие селения, то всегда брала меня с собой. Обязательно поверх косынки надевала большую шаль с бахромами и один ее конец перекидывала через плечо. Таким образом закрывалась и шея. Обязательно длинное платье и обязательно длинные рукава.

По обычному праву черкесов оголенные руки женщины ассоциировались с ее полной наготой. Европейский исследователь Ю. Клапрот писал о кабардинцах: «Если женщина нарушает супружескую верность, то муж заставляет ее брить волосы… обрезает рукава ее платьев и отправляет ее на лошадях обратно ее родителям…».

Платок носила и моя покойная мама, и я ношу. Просто мы его сейчас называем хиджаб и в какой-то мере изменили его форму. Я храню большую бабушкину шаль. Но носить целый день, будучи занятой по делам с утра до вечера, мне удобнее «трубу», которая целый день практично сидит на голове, не сдвинется и никаких неудобств не причиняет. Молодые девушки одевают и шарфы, которые умеют красиво повязывать.

Главное в головном уборе мусульманки – закрытие волос и шеи. Так одевались все женщины всех религий. В Библии указано, что если женщина не одевает головной убор, то мужу лучше побрить ее наголо.

Женщин России «раздела» советская власть. Даже первые коммунистки по традиции ходили в косынках (что видно по старым фильмам).

Из истории

Отношение к кавказским женщинам иллюстрируют трагические эпизоды времен русско-кавказской войны, когда в оборванных одеждах, голодные, с умирающими от жажды детьми, они месяцами вынужденно ждали своей участи на берегах Черного моря, в том числе в Сочи, в ожидании кораблей, на которых царская Россия выселяла их с родных земель; исследователем описывается случай о том, как лежит бездыханное тело молодой матери, рядом уже маленький трупик, а другой ребенок – ищет утоления у груди…

Далее до- и послереволюционная отечественная публицистика большую часть жительниц Кавказа, в первую очередь в мусульманских районах, относила к категории порабощенных женщин Востока. Был лозунг 1920-1930-х гг.: «Пальто – горянке», унизительно представлявший женщину лишенной даже элементарной одежды.

В то же время женщины Кавказа, в частности, черкешенки, во времена свободной Черкесии носили свою традиционную одежду, шапочки, расшитые золотыми нитями, они были подпоясаны серебряными поясами и нагрудниками, их шали были из шелка с бахромами и пр.

В советское время в печати и специальной литературе распространялись узкорелигиозные и «архаические» оценки не только шариата, но и адата как «тормоза» общественного развития, негативные образы народных «парламентов» типа «Хасэ», которые назывались «стариковщиной» и далеким прошлым.

В итоге современным государством создана собственная система правовых идей и непонятных «ценностей», которые ни по форме, ни по содержанию не тождественны адатским и мусульманским правовым ценностям и традиционной культуре северокавказских народов.

Такие важные общественные качества адата и шариата, как соответствие потребностям и интересам народа, верность принципам «совести и справедливости», «культуре стыда», «уважения старших» были заслонены соображениями так называемой «целесообразности».

Хиджаб – головной убор или что-то большее

Профессор Леонид Сюкияйнен говорит: «Хиджаб, конечно же, одежда не только “жителей пустыни”, а довольно традиционная одежда мусульман и на Кавказе, и в Татарстане и Башкортостане».

Пора уяснить, что хиджаб – это головной убор мусульманки независимо от места ее проживания, который заключается не в его форме, а в том, что женщина не должна быть «простоволосая». А вот форма и фактура как раз могут зависеть от места обитания.

Пора также признать, что шариат - это феномен культуры на Северном Кавказе, который имеет многовековую историю, и потребность в нем имеется не только практическая, но моральная и интеллектуальная.

Запрет на право ношения хиджаба лишит кавказских женщин не только религиозного самосознания, но и будет посягательством на выражение своей национальной идентичности.

Право на хиджаб является не только религиозной обязанностью мусульманки, оно воспринимается также как одно из выражений социальной свободы и активности, в которых так нуждается молодое поколение. Никакие запреты, никакие уставы учебных заведений не могут изменить это положение.

Хиджаб сегодня – это еще и символ свободы. Мы замечаем, что хиджаб одевают редко представители старшего поколения женщин – воспитанниц советской власти, и часто – молодые. Молодые мусульманки в моей Кабардино-Балкарии знают, что даже с двумя дипломами о высшем образовании их не примут на работу в госучреждения. При этом мусульманками делается выбор в пользу хиджаба, но дистанция от государства, в Основном законе которого записано «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности», увеличивается. Так и будет продолжаться. Мусульманки не смирятся с отменой их права на свободу самовыражения.



13 комментариев


  1. (04.02.2013 03:12) #
    4

    Ассаляму алейкум, уважаемые. "Хиджаб сегодня – это еще и символ свободы." Это абсолютно точное определение в условиях наших реалий. Для мусульман (мужчин) это еще символ гордости за наших сестер, символ их целомудрия, символ уважительного отношения к мужчине и еще символ много чего. Признаться, не очень задумывался: почему женщины старшего поколения моего рода все были покрыты платками, средние - уже не все, а молодые - только единицы. Можно ли считаться мусульманкой без строгого выполнения этого Предписания? Почти все мои родственницы одевают платки на культовых мероприятиях. И еще я заметил , многие из наших женщин переходят к постоянному ношению платков, после шестидесяти ближе к семидесяти годам. Как вернуть ..., точнее - отвернуть их от соблазнов, от воздействия пресловутого дресс-кода, навязанного современным общественным мнением? Неужели только один путь - сначала глубоко Уверовать, а потом одеть? Как сделать так, чтобы сначала одеть, а потом углублять, укреплять свою Веру? Вряд ли возможен четкий ответ на этот вопрос. Но мне кажется, если сегодня в условиях наших реалий, удастся актуализировать значение хиджаба, как символа борьбы за свободу самовыражения женщины, символа солидарности в этой борьбе, наши ряды пусть на немного человек, но все же пополнятся. Символы - это важные знаки сознания. Также неплохо было бы организовать акции, подобные той, что организовала одна американская мусульманка, сумевшая убедить какое-то количество женщин не мусульманок солидаризоваться с ней, одеть хиджабы и устроить публичное мероприятие типа флеш-моба ( точно не помню) Ну в общем надо попытаться " разогнать ситуацию" строго связав хиджаб как атрибут борьбы за свободу самовыражения как таковой, а не как выражение принадлежности к мусульманской вере. Плохо, что у нас мало активных молодежных исламских общественных организаций. Надо Духовным Управлениям срочно создавать такие организации, причем не являться при этом их учредителями, то есть делать их юридически независимыми. Не надо бояться немного демократизировать исламское сообщество. Инициативу низов просто так вряд ли стоит ожидать, их можно создать только с помощью ДУМов. Они бы себе хоть какую-то реально действующую опору заимели и с властями может наконец посмелее заговорили.

  2. (04.02.2013 20:07) #
    5

    Замечательная статья,есть смысл.Очень жаль,что сегодня хиджаб стал проблемой,и почему то это не удивительно,т.к. хиджаб лишь причина,главной задачей является Ислам,который хотять уничтожить!Хиджаб-это мой выбор, и право свободевероисповедания никто не отменял!

  3. (04.02.2013 20:10) #
    3

    Ожидать от Духовных управлений, которые в реалии есть госслужащие, а не лидеры мусульман, продвижение ислама - это фантастика. Так как куфарским государствам не нужен развитый ислам, развитый ислам - это их кончина, и они об этом знают, поэтому будут сопротивляться, используя различные методы, в том числе вводя в ряды мусульман искаженные понятия религии с помощью ДУМ. Про фетву "о шарфике" от Таджуддина, по-моему, уже все видели...http://www.youtube.com/watch?v=ocHo_wSVpYA

  4. (04.02.2013 20:20) #
    1

    Кяфиры воспринимают хиджаб,как символ ислама,посему оно как красная тряпка для быка.

  5. (04.02.2013 20:37) #
    2

    124-летняя мусульманка отказалась продавать свою религию за деньги и славу

    Головной платок был единственной преградой на пути старейшей женщины в мире, чтобы войти в т.н. «книгу рекордов Гиннеса».
    У семьи Марьям Аммаш имеются свидетельства о рождении и другие документы, подтверждающие ее возраст. Свидетельство о рождении удостоверяет, что женщина родилась в 1888 году.
    124-летняя палестинка Марьям Хамдан Аммаш, ее сыновья и внуки отказались встретиться с командой Guinness для фотосессии, главным условием которых для престарелой женщины было, снять с нее платок, чтобы появится на телевидении.
    Члены семьи Марьям сказали, что их бабушка, которая совершила хадж (паломничество) 5 раз в жизни и Умру (малое паломничество) 10 раз отказался совершить греховный поступок для получения всемирной известности и крупной денежной награды.
    «Там была серьезная дискуссия о включении Марьям в Книгу рекордов Гиннеса, которая «побила рекорд» француженки Жанны Луизы Кальман, прожившей 122 с половиной года. Команда Гиннеса посетила Мариам и ее семью в марте прошлого года с этим странным предложением «, сказал Махди Хамдан Аммаш (Mahdi Helmi Ammash), внук Марьям в интервью Gulf News.
    «Внуки Марьям были дедами, когда она умерла, она бабушка четырех поколений», сказал он.
    «Отношения Мариам со своими детьми, внуками и их детьми и их внуками было удивительно, зная их по одному и их жизнь в деталях, интересовалась жизнью каждого из нас», сказал он.
    «Марьям мудрая, несмотря на свою старость, была духовным лидером для всех членов семьи, все доверяли ее мнению».
    Женщина была известна во всей деревне, она была и повитухой и педиатром новорожденным и младенцам.
    «Мы бережем ее инструменты, которые Марьям бережно хранила с турецкого владычества в Палестине для лечения самых маленьких», сказал он, добавив, что посетители были из разных областей, нуждающихся в лечении, которые она предоставляла бесплатно.
    Марьям была активной женщиной, несмотря на ее годы.
    Когда представитель Гинесса рассказал ей, что они могут прославить ее и сделать известной личностью, она ответила вопросом – «А это сделает меня счастливой?»
    Представитель, чуть замешкавшись, ответил, что вероятно это осчастливит ее и ее семью.
    Она задала второй вопрос:
    «Сколько вам лет?» На что он ответил- 43 .
    Она, усмехнувшись, сказала — «И скорее всего, вы не мусульманин…?!»
    Удивленный мужчина спросил, зачем эти вопросы и что она ими хочет сказать?
    На что Марьям ответила.
    — «Вы достаточно взрослый, чтобы отличить, что правильно, а что нет. Но вы не мусульманин. Это значит либо вы слишком малы, чтобы отличить истину от заблуждения, либо вы слабоумный. Потому что только ребенок или слабоумный поверит, что его осчастливит слава среди таких же смертных, как и он сам. Когда же он рискует быть повергнутым в стыд перед своим Создателем.
    Так что мне выбрать — сказала женщина — Славу среди тех, что сами бесславны или славу среди счастливых обладателей Довольства Создателя, меня, вас ,его и всех тех кого вы представляете?»
    Представитель Гинесса не знал что ответить.
    Марьям сказала:
    — «Идите и вырастите, чтобы начать думать, если у вас нет ответа. А я вам обещаю не умирать, пока вы не вернетесь, — пошутила она в конце».
    Самое удивительное, что мужчина принял Ислам через 7 месяцев. А еще через 4 месяца Марьям Хамдан Аммаш скончалась. Говорят, он приезжал, и они долго разговаривали.
    Любопытно — Зачем книге рекордов Гинесса нужно было, чтобы старая мусульманская женщина сняла платок…?

    Отдел мониторинга
    Кавказ-Центр

  6. (04.02.2013 21:00) #
    2

    Время идет власти меняются, вчера говорили одно, завтра другое, как сестра сказала, сестры выбирают хиджаб! А значит придет тот день, когда женщины всего мира будут в хиджабе! Так как это закон от Создателя, а Он вечен!

  7. (05.02.2013 18:25) #
    -4

    Хиджаб на сегодня конечно никакой не символ свободы,в данном случае,он выступает пугалом для одних и средством войны и пропаганды для других.Честно говоря,вообще непонятно,с чего вдруг такой повышенный интерес к вопросу обычного платка?Неужели других проблем в стране нет?

    • (05.02.2013 20:21) #
      1

      А вот вы и спросите у властей, почему они так хотят раздеть женщин мусульман, мы же голых женщин не пытаемся одеть, если они не одеваются сами!

      • (05.02.2013 20:57) #
        -3

        Какое дело властям до ваших женщин и народа в целом?Всё это началось с трёхкопеечной проблемы на Страврополье,которая решалась юридическим путём,но в результате бесконечного муссирования СМИ,проблема достигла чуть ли не вселенских масштабов.Хотя и вскрылись некоторые проблемы общества,о которых все знали,но как-то не принято было говорить вслух...

        • (07.02.2013 20:45) #
          0

          Эти дети и раньше ходили в школу в платках и никому это не мешало.Это чей то заказ, на обострение отношении с муслимами,однозначно!!!!!

  8. (07.02.2013 20:14) #
    1

    "Интересная версия с мусульманской точки зрения.
    Современная мода, обнажающая женщин, ведет европейскую цивилизацию к депопуляции (вымиранию). Даже на своих территориях она все больше замещается другими этносами, в обыденной жизни которых есть запреты на даже частичный эксгибиционизм (оголенность сексуальных признаков). Место европейцев на земле замещают народы, хранящие целомудрие и закрытость своих женщин, и тем самым берегущих также и своих мужчин. В первую очередь, это народы Ислама.

    Модное подчеркивание женских прелестей, провоцирующее у мужчин сексуальное вожделение, можно рассматривать как создание «сексуального стресса». Из-за него включается сложный внутриорганизменный комплекс «сексуальной отверженности», завершающийся импотенцией и раковыми заболеваниями. Об этом пишет известный врач, академик Леонид Александрович Китаев-Смык в своей фундаментальной монографии «Психология стресса. Психологическая антропология стресса» (М., 2009).

    http://oppps.ru/2010/09/12/женское-оголение-вымирание-цивилиза/

  9. (07.02.2013 20:25) #
    0

    ""Женщин России «раздела» советская власть. Даже первые коммунистки по традиции ходили в косынках (что видно по старым фильмам).""

    Да ну наффиг. Те которые хотели сами "разделись", а другие все также ходили в хиджабе, и те кто намаз делал - делал намаз и при коммунизме и этому есть много примеров. Просто в партию не брали того кто открыто исповедует какую либо религию. И вот ради партии сами и побросали одежку. При чем тут коммунисты?

    • (07.02.2013 20:52) #
      0

      В начале коментариии ты сам ответил на свои претензии.Коммунисты силой заставляли переодеваться.Помню как в моём детстве, к нам с работы отца,внезапно пришли люди,в тот момент когда отец делал намаз.На следующий день его понизили в должности.