Хиджаб сегодня – это еще и символ свободы

Своим мнением по поводу практики ношения хиджаба на Северном Кавказе в прошлом и настоящем поделилась с «Кавказской политикой» правозащитница и адвокат Лариса Дорогова.

Из воспоминаний

Мы жили вместе с моей бабушкой по отцу. Бабушка примерно 1900 г.р. Я была маленькой девочкой и бабушкиной любимицей. Хиджаб надевали обе мои бабушки, как и все другие женщины. Просто раньше его не называли хиджабом. На голову надевался маленький платок, который, как косынка, завязывался сзади, чтобы не было видно волос, но была видна шея. В таком виде они ходили дома. Когда бабушка куда-то выезжала, к своим родственникам в другие селения, то всегда брала меня с собой. Обязательно поверх косынки надевала большую шаль с бахромами и один ее конец перекидывала через плечо. Таким образом закрывалась и шея. Обязательно длинное платье и обязательно длинные рукава.

По обычному праву черкесов оголенные руки женщины ассоциировались с ее полной наготой. Европейский исследователь Ю. Клапрот писал о кабардинцах: «Если женщина нарушает супружескую верность, то муж заставляет ее брить волосы… обрезает рукава ее платьев и отправляет ее на лошадях обратно ее родителям…».

Платок носила и моя покойная мама, и я ношу. Просто мы его сейчас называем хиджаб и в какой-то мере изменили его форму. Я храню большую бабушкину шаль. Но носить целый день, будучи занятой по делам с утра до вечера, мне удобнее «трубу», которая целый день практично сидит на голове, не сдвинется и никаких неудобств не причиняет. Молодые девушки одевают и шарфы, которые умеют красиво повязывать.

Главное в головном уборе мусульманки – закрытие волос и шеи. Так одевались все женщины всех религий. В Библии указано, что если женщина не одевает головной убор, то мужу лучше побрить ее наголо.

Женщин России «раздела» советская власть. Даже первые коммунистки по традиции ходили в косынках (что видно по старым фильмам).

Из истории

Отношение к кавказским женщинам иллюстрируют трагические эпизоды времен русско-кавказской войны, когда в оборванных одеждах, голодные, с умирающими от жажды детьми, они месяцами вынужденно ждали своей участи на берегах Черного моря, в том числе в Сочи, в ожидании кораблей, на которых царская Россия выселяла их с родных земель; исследователем описывается случай о том, как лежит бездыханное тело молодой матери, рядом уже маленький трупик, а другой ребенок – ищет утоления у груди…

Далее до- и послереволюционная отечественная публицистика большую часть жительниц Кавказа, в первую очередь в мусульманских районах, относила к категории порабощенных женщин Востока. Был лозунг 1920-1930-х гг.: «Пальто – горянке», унизительно представлявший женщину лишенной даже элементарной одежды.

В то же время женщины Кавказа, в частности, черкешенки, во времена свободной Черкесии носили свою традиционную одежду, шапочки, расшитые золотыми нитями, они были подпоясаны серебряными поясами и нагрудниками, их шали были из шелка с бахромами и пр.

В советское время в печати и специальной литературе распространялись узкорелигиозные и «архаические» оценки не только шариата, но и адата как «тормоза» общественного развития, негативные образы народных «парламентов» типа «Хасэ», которые назывались «стариковщиной» и далеким прошлым.

В итоге современным государством создана собственная система правовых идей и непонятных «ценностей», которые ни по форме, ни по содержанию не тождественны адатским и мусульманским правовым ценностям и традиционной культуре северокавказских народов.

Такие важные общественные качества адата и шариата, как соответствие потребностям и интересам народа, верность принципам «совести и справедливости», «культуре стыда», «уважения старших» были заслонены соображениями так называемой «целесообразности».

Хиджаб – головной убор или что-то большее

Профессор Леонид Сюкияйнен говорит: «Хиджаб, конечно же, одежда не только “жителей пустыни”, а довольно традиционная одежда мусульман и на Кавказе, и в Татарстане и Башкортостане».

Пора уяснить, что хиджаб – это головной убор мусульманки независимо от места ее проживания, который заключается не в его форме, а в том, что женщина не должна быть «простоволосая». А вот форма и фактура как раз могут зависеть от места обитания.

Пора также признать, что шариат - это феномен культуры на Северном Кавказе, который имеет многовековую историю, и потребность в нем имеется не только практическая, но моральная и интеллектуальная.

Запрет на право ношения хиджаба лишит кавказских женщин не только религиозного самосознания, но и будет посягательством на выражение своей национальной идентичности.

Право на хиджаб является не только религиозной обязанностью мусульманки, оно воспринимается также как одно из выражений социальной свободы и активности, в которых так нуждается молодое поколение. Никакие запреты, никакие уставы учебных заведений не могут изменить это положение.

Хиджаб сегодня – это еще и символ свободы. Мы замечаем, что хиджаб одевают редко представители старшего поколения женщин – воспитанниц советской власти, и часто – молодые. Молодые мусульманки в моей Кабардино-Балкарии знают, что даже с двумя дипломами о высшем образовании их не примут на работу в госучреждения. При этом мусульманками делается выбор в пользу хиджаба, но дистанция от государства, в Основном законе которого записано «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности», увеличивается. Так и будет продолжаться. Мусульманки не смирятся с отменой их права на свободу самовыражения.



комментариев