Кофе
Каждый день население планеты выпивает около 1 600 000 000 чашек кофе. Миллиарды людей считают его неотъемлемой частью своей жизни. Но мало кто знает, что этот распространенный напиток имеет мусульманское происхождение.
История свидетельствует, что в XV веке кофе был очень распространенным напитком у мусульман, живших на юге Аравийского полуострова на территории Йемена.
Легенда гласит, что однажды (по другой версии, это было в Эфиопии) один пастух заметил, что его козы, поев плодов определенного дерева, становятся бодрыми и подвижными. Он решился попробовать эти плоды сам и заметил, что они действительно придали ему сил. Со временем распространился обычай жарить кофейные зерна и держать их в воде, в результате чего получался кислый, но эффективный бодрящий напиток. Так родился кофе.
Неизвестно, произошла ли история с пастухом на самом деле, но кофе распространился из долин Йемена по всей Османской империи – ведущей мусульманской империи XV века. Во всех крупных городах мусульманского мира – Каире, Стамбуле, Дамаске, Багдаде – стали появляться кофейни, где предлагали новый напиток.
Из мусульманского мира напиток попал в Европу через великий купеческий город - Венецию. Хотя первоначально католические власти осудили его как «мусульманский напиток», со временем кофе стал частью европейской культуры.
В XVII веке в кофейнях собирались философы, где они спорили по таким вопросам, как права человека, роль власти, демократия. Эти споры за чашкой кофе породили такое явление, как Просвещение, - одно из самых мощных интеллектуальных движений современного мира.
Так открытие йеменского или эфиопского пастуха стало формировать европейскую политику, а сегодня им пользуется более миллиарда людей. Таким образом, это изобретение мусульманского мира – одно из самых важных открытий в истории человечества.
Алгебра
Возможно, многие старшеклассники, для которых уроки математики – сущее мучение, с нами не согласятся, но алгебра – это едва ли не самое важное из подаренных миру изобретений «золотого века» мусульманской цивилизации. Она возникла благодаря великому ученому и математику Мухаммаду ибн Мусса аль-Хорезми , жившему в 780 - 850 годах в Персии и Ираке.
В своем фундаментальном труде «Аль-китаб аль-мухтасар фи хисаб аль-джабр валь-мукабала» (Краткая книга об исчислении алгебры и аль-мукабалы), он изложил основные принципы алгебраического уравнения.
Название книги содержит слово «аль-джабр», что означает «пополнение», от которого в латыни возникло слово «алгебра».
В этой работе аль-Хорезми объясняет, как применять алгебраические уравнения с неизвестными для решения практических задач, например, вычисления закята или долей при разделе наследства. Примечательно, что придумывая алгебру, он руководствовался желанием упростить расчеты, предусмотренные исламским законом, ведь тогда не было ни калькуляторов, ни компьютеров.
В XI-XII веках книги аль-Хорезми переводились на латынь, в них автора называли «Альгоритми» (слово «алгоритм» произошло от его имени и математических работ). Без его вклада в развитие алгебры современное практическое применение математики было бы невозможным. По его работам велось преподавание математики в большинстве европейских университетов через сотни лет после смерти ученого.
Учебные заведения с выдачей диплома
Кстати, об университетах. Это тоже «изобретение» мусульманского мира. На заре ислама мечети выполняли также и функцию школ. Корану, фикху, хадисам учили те же люди, что и вели намаз. Но по мере прогресса в исламском мире возникла необходимость в учреждениях, медресе, занимающихся исключительно образованием.
Первое официальное медресе при мечети было открыто в 859 году Фатимой аль-Фихри в Фесе, Марокко (аль-Карауин). Ее школа привлекала не только ведущих ученых со всей Северной Африки, но и блестящих студентов.
В аль-Карауине учащиеся по нескольку лет изучали различные науки от светских до религиозных. По окончании курса, если преподаватели считали студента достаточно хорошо подготовленным, ему выдавали свидетельство – «иджаза», которым подтверждалось, что он знает материал и может преподавать.
Такие учебные заведения, присваивающие ученую степень, быстро распространились в мусульманском мире. В 970 году в Каире был основан университет аль-Азхар, в XI веке по всему Ближнему Востоку сельджуки учредили десятки медресе. Идея выдавать удостоверения об окончании учебного заведения проникла в Европу через мусульманскую Испанию, куда приезжали на учебу студенты из Европы.
В XI и XII веках были основаны университеты в Болонье и Оксфорде, соответственно, они продолжали мусульманскую традицию выдачи дипломов студентам, которые того заслуживали, и по этим дипломам можно было судить о квалификации человека в той или иной сфере.
Военные оркестры
В западном мире большинство старшеклассников и студентов отлично знают, что такое марширующие школьные и студенческие оркестры, и многие сами в них играют. В таком ансамбле могут участвовать до нескольких сотен музыкантов, он выходит на поле во время спортивного мероприятия для развлечения публики и поддержки игроков.
Такие школьные оркестры произошли от европейских военных оркестров времен «классических войн»; подобные оркестры подбадривали солдат во время сражения. Традиция восходит к османским оркестрам «мехтер», которые в XIV веке способствовали победам османской армии, сделавшим ее самой сильной в мире.
Будучи элитными подразделениями янычар, оркестры «мехтер» своей громкой музыкой запугивали противника и поддерживали дух союзников. Действительно, музыканты били в огромные барабаны и звонкие цимбалы так, что их музыку было слышно за несколько километров.
Во время завоевания Балкан османами в XIV-XVI веках, мехтеры сопровождали грозную османскую армию, которая казалась непобедимой даже перед лицом могущественных европейских альянсов.
Со временем традицию военных оркестров переняла христианская Европа. Есть предание, что после осады турками Вены в 1683 году, отступающая османская армия оставила десятки музыкальных инструментов, австрийцы подобрали их и воспользовались. В скором времени армии всех европейских государств обзавелись своими оркестрами для устрашения противника. Это стало революцией в ведении европейцами войны и определило ее характер на несколько сотен лет вперед.
Оптические устройства
Трудно представить себе мир без фотографии. Такие компании с многомиллиардными оборотами как Instagram и Canon зарабатывают на идее улавливать свет для создания и воспроизведения изображения. Но это было бы невозможно без новаторского изобретения мусульманского ученого XI века Ибн аль-Хайсама, который занимался оптикой и описал работу первых «фотоаппаратов».
Ибн аль-Хайсам, живший в Каире в начале XI века, был одним из величайших ученых всех времен. Для систематизации научно-исследовательской деятельности он разработал методику процесса любых научных исследований.
Находясь под домашним арестом по распоряжению фатимидского правителя аль-Хакима, он изучал свет и связанные с ним явления. Особое внимание посвятил изучению работы камеры-обскуры.
Ибн аль-Хайсам был первым ученым, который объяснил, что лучи, попадающие через крошечное отверстие в светонепроницаемый ящик, проецируются на его внутреннюю стенку, оставляя на ней изображение. Он понял, что чем меньше отверстие, тем выше качество изображения, и это позволило ему построить камеры, которые давали на удивление точное и четкое изображение.
Без открытий ибн аль-Хайсама в области оптики было бы невозможно развитие современной оптической техники, которая работает в соответствии с описанными им принципами. Он изучил законы проекции света, которые лежат в основе всех современных оптических устройств.
Источник: Lost Islamic History