Безумству храбрых…!

У тебя было какое-то представление о жизни, была какая-то вера, задача, ты был готов к подвигам, страданиям и жертвам - а потом ты постепенно увидел, что мир не требует от тебя никаких подвигов и жертв, что жизнь - это не величественная поэма с героическими ролями, а мещанская комната, где вполне довольствуются едой и питьём, кофе и вязаньем чулка, игрой в тарок или радиомузыкой. А кому нужно и кто носит в себе другое, нечто героическое и прекрасное, почтение к великим поэтам или почтение к святым, тот дурак и донкихот. Вот так.

Герман Гессе, «Степной волк»

Безумству храбрых поем мы славу!

Безумство храбрых - вот мудрость жизни! О смелый Сокол!
В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!

Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!

Безумству храбрых поем мы песню!

М. Горький, «Песнь о Соколе»

Более двух недель прошло с того дня, когда не стало Тимура Куашева. Молодого человека, которым по праву гордится думающая часть кавказской молодежи, ведь ему удавалось говорить то, о чем некоторые могли только думать, а кто-то и не помышлял вовсе. По Джорджу Оруэллу (роман «1984»), Тимур был экстремистом, ведь он говорил правду во времена всеобщей лжи.

Более двух недель прошло с того дня, когда северокавказская молодежь попрощалась с одним из ее бесспорных общественных лидеров, идеологов и просветителей нового формата – информационного. Все это о 26-летнем парне, который оставил за столь короткую жизнь столь яркий и неизгладимый след в сердцах даже тех людей, которые знали его лишь с экрана монитора.

Время идет, а надежды на справедливое и добросовестное расследование убийства Тимура все меньше, что бы ни говорили люди, «облеченные земной властью». Он, к огромному сожалению, не первый в этой плеяде павших за правое дело, и что-то мне подсказывает, что не последний. Этот молодой парень, с горячим сердцем и пламенной душой, небезразличный к судьбам тысяч людей, которых он никогда не видел, ушел и нам его не вернуть. Так, может самое время вспомнить то, за ЧТО он боролся, КАКИМ он был и ПОЧЕМУ его жизнь так скоро оборвалась?

Тимур был личностью, в той или иной мере близкой всем – своей человечностью, простотой, юмором и искренним отношением он неизменно привлекал к себе окружающих, но в то же время, думается, что до конца он не был понят никем. Даже самыми близкими людьми, друзьями, соратниками. Не всем им удавалось уяснить себе, для чего проводить одиночный (!) пикет у здания посольства государства-агрессора Израиль, ведь его нигде не будут транслировать, о нем не напишут в газетах, на этом в конце концов не выстроишь карьеру политического и общественного деятеля, «владеющего умами молодежи» и организующего тысячный митинг. Не все способны понять, для чего сниматься в ролике против коррупции в республике, где, как и в прочих регионах СКФО, ее уровень беспрецедентен и масштабы не поддаются разумному осмыслению. Для чего поднимать самые болезненные колючие вопросы, о которых многие знают, но говорить о них вслух как-то не принято, а где-то и небезопасно? Для чего же выносить весь этот сор из избы?

Думается, что не карьерные надежды двигали Тимуром, не помыслы о возможных общественно-политических дивидендах руководили его сознанием. Смешно подумать, что молодой человек с блестящим столичным образованием не понимал, на какой риск идет, раскрывая в своих журналистских расследованиях правду, сокрытую от глаз общественности. Правду, которая слишком неудобна для тех, кто руководит процессами т.н. «радикализации и исламизации» молодежи, «международной борьбы с терроризмом» и прочих исламских «страшилок», а в действительности прямо или косвенно поддерживает совершаемый по отношению к мусульманам в разных частях мира геноцид и сегрегацию.

Есть один замечательный хадис Пророка Мухаммада (да благословит его Аллагь и приветствует), посвященный теме единства исламской уммы: «Мусульмане в своей взаимной любви, милости и сочувствии друг к другу подобны единому организму. Когда один его орган испытывает боль, то весь организм с беспокойством отзывается на эту боль».

В этом хадисе заключен идеал и ключевой смысл отношений мусульман всего мира между собой. И в этом же хадисе кроется причина, краеугольный камень и едва ли не единственное объяснение того, почему в современном мире.

Мы, мусульмане, столь разобщены и подвергаемся постоянным притеснениям, гонениям, как моральным, так и физическим, почему голос внушительной части мирового сообщества (почти ¼ населения мира исповедует ислам) остается неуслышанным, а во многих случаях – даже невысказанным.

А происходит это все потому, что в умме нет единства, потому что мусульманин современности может спокойно наблюдать за горем, постигшим его брата по вере не только в другой части света, но и здесь, совсем рядом. Арабский мир, сквозь пальцы глядящий на зверства Израиля в Палестине, и Северный Кавказ, допустивший братоубийственную гражданскую войну, – яркие тому примеры.

Тимур был одним из тех, кто не воспринимал религиозные нормы формально, не ограничивался ритуальным исполнением обрядов и правил. Одним из тех, кто воспринял хадис о том, что умма – это единый организм, далеко не формально, а глубоко и искренне приняв и осознав его истинный смысл. Он умел взять на себя боль другого человека, помочь если не делом, то хотя бы словом. Не жалуясь и не считая себя лучше других, Тимур делал то, что считал своим долгом

Верил ли он в то, что одиночный пикет, выступление на круглом столе или публикация в СМИ смогут противостоять той машине зла, которая орудует в мире, той антиисламской и антикавказской истерии, развернувшейся в России и мире в последние годы? Верил ли в то, что государства-агрессоры, у посольства которых он методично проводил пикеты и митинги даже в лютый холод, прекратят совершаемые ими зверства или вообще каким-то образом отреагируют на его отважные действия? Едва ли. Тимур был горяч, тверд в своих убеждениях, напорист и бескомпромиссен, но отнюдь не был глуп. Он трезво оценивал свои силы и потенциальные результаты своих действий.

Но это все – логика, а есть у человека и Душа, есть то бессознательное, что движет идейными людьми, тот мощный заряд внутренней энергии, который призывает человека действовать в соответствии со своими идеями и принципами. Только лишь это действие может помирить разум и сердце, действительность и представления об идеальном мире, дать человеку гармонию, не заперев его внутренние силы на замок, а предоставив его пассионарности возможность преобразовывать мир вокруг себя.

Недавно Руслан Курбанов, известный политолог и кавказовед, комментируя проведенный Центром ситуационного анализа (ЦСА) Российской Академии Наук доклад на тему «Ислам в России: угрозы радикализации», вопрошал, почему протестная ядерная энергия мусульманской молодежи направлена зачастую на разрушение и есть ли возможность направить ее и на созидательные цели? Почему боль и обида за современное положение исламской уммы одних заставляет кропотливо учиться, овладевать знаниями, добиваться высокого социального статуса с тем, чтобы помогать собратьям, а других загоняет в афганские ущелья и ичкерийские леса?

И узловым моментом при выявлении причины радикализации в каждом конкретном случае, автор определяет тот факт, видит ли мусульманин иные, приемлемые для себя пути и способы сохранения, укрепления и развития своей религии, кроме вооруженных. Видит ли он возможности для реализации своего потенциала как мусульманина в той системе, где это не предусмотрено институционально, законодательно, административно. И автор с грустью констатирует, что сегодня почти нет таких ниш, полномочий, постов, где они могли бы реализоваться как мусульмане на благо своей религии, народа и отечества, несмотря на то, что мусульманская молодежь уже на протяжении нескольких десятилетий ищет для себя возможности послужить своей религии и обществу на ниве созидательной активности.

Для чего я говорю об этом? Потому что считаю бесспорной заслугой Тимура то, что он нашел для себя нишу, в которой при существующем положении дел мог реализовать свой потенциал исключительно в мирном русле. Тимур сумел придать своей протестной энергии конструктивное направление, ориентированное на диалог, поиск истины и постепенное решение назревших острых социально-экономических и духовных проблем. Этот молодой человек, которому Всевышний так много дал, сумел с толком распорядиться полученным, и за этот короткий срок в 26 лет оставил наследие, которое иным не удается оставить и за 80 лет жизни.

Наша жизнь безумно и непредсказуемо коротка, она может оборваться в любой момент. Никто не знает, когда Создатель заберет то, что было дано лишь на временное хранение. Уважения заслуживают те люди, которых несмотря на многочисленные жизненные соблазны, более всего заботит мысль о том, ЧТО они оставят после себя и ЧТО возьмут с собой в мир иной. Они знают, что нельзя размениваться на сиюминутное, на то, что окружает нас, на то, что уходит так же легко, как и дается. Они помнят про тот День, когда каждый будет отвечать за свои слова и поступки, и поэтому пытаются сделать все, чтобы не остаться в убытке в этот день.

Сколько раз глядя на заметки и статьи Тимура, сердце сжималось от страха и восхищения - такой непримиримой была его борьба. И сам он был человеком, не идущим на компромиссы, прежде всего со своей совестью. Отступиться от своих идеалов и ценностей было для него немыслимым. Именно они и делали его сильным. В ответ на слова беспокойства и предостережения Тимур отшучивался: «Ну не могу я быть конформистом, как вы, не могу!». Очевидно, что мысль о сытой жизни и пристанище, в котором всего «тепло и сыро», была чужда Тимуру, не соответствовала его активной жизненной позиции. Он не мог довольствоваться тем, чего достаточно большинству современных людей, - внутренняя жизнь требовала от него большего.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллагь и приветствует) сказал: «Ислам пришел чуждым, и он возвратится чуждым, так же, как и пришел. Туба (дерево в Раю) – чужакам». Его спросили: «Кто эти чужаки?» Он ответил: «Те, которые очищают и исправляют то, что люди исказили из моей Сунны».

Чужаком в наше время является всякий, кто обличает существующие заблуждения, зло и греховность, осмеливается сказать слово правды в лицо несправедливому правителю, призвать его к истине. Чужаков преследуют, тайно или явно, в крайнем случае от них избавляются. Они мало вписываются в современную общественную систему, порой становясь чужаками даже в собственной общине, в республике, вырастившей их отцов и дедов.

Думается, что нелегко быть таким «чужаком» - это постоянный труд, борьба, преодоление препятствий, требующие невероятной духовной силы. Но сильному и проще: перед ним не стоит выбор солгать или сказать правду, предать свои принципы или быть им верным. Его душу не мучают постоянные сомнения

«Так ли я живу, как следует?» Сильный человек уверен в своем Господе, в себе и правильности своего пути.

Конечно, один в поле не воин – эта истина стара как мир. Один не изменит систему, один не предотвратит вселенское зло, один не повернет на 180 градусов вектор государственной политики в какой бы то ни было сфере общественной жизни, но один может направить свой духовный заряд, посыл современникам и будущим поколениям, дать надежду на то, что изменения возможны, нужно лишь поверить в свои силы и надеяться на Божий промысел.

Вспоминается история, на которую я однажды наткнулась в просторах сети. Не знаю, насколько она достоверна и является ли действительно хадисом.
«Когда хотели сжечь Пророка Ибрахима (мир ему) один из муравьёв стал носить воду в своем рту на костер Ибрахима. И тогда остальные звери спросили его удивленно: «Разве ты надеешься своей водой загасить это пламя?» Муравей ответил: «Нет, я не надеюсь, что смогу его затушить, но я надеюсь на то, что когда Всевышний спросит у меня «Что ты сделал, когда сжигали моего Пророка?», то это и будет моим оправданием перед Ним».

Стоит задуматься о том, каким будет наше оправдание, оправдание тысяч мусульман, которых мало заботит участь, постигшая их единоверцев. А у Тимура это оправдание уже есть.



комментариев