Политический смысл борьбы с нафсом

Принято считать, что борьба с нафсом, будучи обязательным предписанием Ислама, имеет сугубо духовно-нравственный смысл. Иными словами, речь идет о преодолении пагубных страстей и избавлении от внутренних и внешних грехов, как, например, зависть или употребление в пищу запретного. Вместе с тем, если разобраться, борьба с нафсом имеет вполне конкретный политический аспект.

Нафс – низшая часть человеческой души, склонная к греху, подверженная страстям; иррациональной тяге к удовольствиям и безудержному потреблению. Для нафса – этого постмодернистского циника и фанатичного монетариста - нет ничего святого, он отрицает любые возвышенные идеалы. Нафс, выражаясь марксистски, - самая буржуазная часть человеческой природы, т.к. он признает только удовольствие и звонкую монету, смотрит на мир через призму материальных благ и считает деньги и секс единственной реальной ценностью и универсальным эквивалентом всего – труда, чувств, веры.

Нафс не верит, что человек может что-то делать, исходя из идеалов веры, любви к Богу и ближнему, из стремления к справедливости и неприятия угнетения. По его логике, за всем этим обязательно стоит стремление к удовольствиям – не только примитивным, но и изощренным, например, авторитет и почет со сторону окружающих.

Неизвестно, кто придумал поговорку: «Не важно, о чем с тобой разговаривают. Помни, что речь всегда идет о деньгах!» Но ясно одно – ее смысл нашептан нафсом.

Нафс склонен к самолюбованию и даже самообожествлению, т.е. к такому язычеству, которое приближается к сатанизму. Ведь шайтан (прибегаем к Аллаху от его зла) из-за своей гордыни попытался оспорить божественность Всевышнего. Именно об этом говорят многие сатанисты. Для них сатанизм – не учение абсолютного зла, порока и желания навредить всем и вся, как многие думают, а своего рода стремление к абсолютной свободе, даже от Всевышнего. В этом заблуждении «бунта против Бога» они, как им кажется, сами обретают божественный статус.

Данный тонкий момент позволяет настоящим суфиям как прежде, так и сейчас, говорить об опасной близости и связи нафса и шайтана. Именно через нафс бес влияет на человека.

(В этой статье под суфизмом подразумевается комплекс знаний и практик Ислама, выведенных и основанных на Коране и Сунне. Они направлены на воспитание подлинной исламской личности, в центре которой стоит ихсан (искренняя чистосердечная устремленность ко Всевышнему). Иначе это называется ильм уль-ихсан. К сожалению, не редко сегодня под суфизмом подразумевается все, что угодно, кроме воспитания праведности, - от запретных психотактик с использованием наркотиков до криминала. Здесь речь идет о суфизме, так сказать, в чистом виде, без привязки к каким-либо явлениям, бытующим под этим именем в различных регионах нашей страны и мира).

Господствующая сегодня в мире неолиберальная модель выстроена как раз под нафс. Она исходит из необходимости его удовлетворения и ублажения как основы основ. Эта постоянно совершенствующаяся глобальная система обслуживания человеческого нафса имеет свои политические, экономические, социальные, культурные и проч. аспекты. Все ее институты «заточены» под нафс. Прежде всего, речь, конечно, идет о коллективном нафсе наиболее развитой части человечества, о «золотом миллиарде», о тех, кому, по замыслу неолиберальных стратегов, есть место в грядущей «информационной эре».

В обращенности к нафсу, в принципиальной установке выстраивать миропорядок из соображений максимального и наиболее эффективного удовлетворения потребностей нафса как раз и заключена сила и живучесть либерализма. Эта модель проецирует нафсовые свойства человеческой души на общественно-политическую жизнь и экономику. Она не требует от человека совершенствования, жертвенности и стремления к идеалам, а, напротив, стимулирует нафс, укрепляет его в собственной правоте и самолюбовании.

Современный западный либерализм – это первая в истории цивилизация, которая построена не на стремлении к некоему идеалу, пусть даже и ложному, но на отрицании идеалов вообще. Ее ключевая идея, альфа и омега – потребление (т.е. бесконечное удовлетворение возрастающих потребностей нафса). Все остальное подчинено этому принципу.

Таким образом, истинный суфийский призыв борьбы с нафсом имеет не только сугубо личный духовно-нравственный смысл, но и несет в себе угрозу всей неолиберальной политической модели. Проблема только в том, что многие из тех, кто сегодня причисляет себя к суфизму, об этом не догадываются или же не хотят знать. Им удобнее бороться с нафсом, как бы никого не задевая и не обижая.

Но без внешней борьбы с глобальной нафсовой системой внутренний джихад с нафсом теряет смысл. Профанируется сам его смысл. Суфизм, который учит вести джихад со своим личным нафсом, позволяя господствовать нафсу глобальному и шайтану (прибегаем к Аллаху от его зла), - это не суфизм Корана и Сунны, не суфизм шейхов и аулия. Это суфизм мошенников и невежд, подчеркивают известные улемы.

Нафс – та часть человеческой природы, которая, как говорит Коран, «побуждает ко злу». Это набор свойств, отдаляющих от истинного и глубокого понимания Ислама, мешающих быть настоящим качественным мусульманином, верующим в полном смысле этого слова, загрязняющих и запыляющих сердце, которое призвано быть зеркалом и свидетелем божественной истины.

Для мусульманина все, включая политическую борьбу, начинается с формирования искреннего намерения сделать что-либо ради довольства Всевышнего, т.е. с духовного самосовершенствования, с решения своих личных внутренних проблем. Это значит, что главный враг верующего, в том числе в политическом смысле, - нафс и все то, что с ним связано. Он мешает всецелой реализации верующего, как того требует от него Господь.

Для преодоления нафса необходим джихад – усердие на пути Аллаха. Это ведет мусульманина к тому идеалу верующего, который сформулирован в Коране и Сунне. Но вести борьбу с отклонением от божественной истины, от господнего установления нельзя только внутри себя.

Личный джихад с нафсом автоматически ставит нас в условия столкновения со всей глобальной системой, которая выстроена под него. Действительно, отказываясь от повелений нафса в своей душе, мы подтачиваем господство коллективного нафса, на котором базируется неолиберальный миропорядок, как бы это кому-то бы не хотелось.

Кроме того, мы не имеем право ограничивать свой джихад с нафсом собственной душой. Это не соответствует духу и букве Ислама и просто неразумно из практических соображений.

Ведь вся система коллективного нафса, Нафса с большой буквы, выступает нашим личным врагом, врагом нашей веры, праведности и благочестия. Это кусочек шайтанской системы в нас. Она фактически требует, чтобы часть нашей души, наш нафс, был подчинен ей, этому «общечеловеческому» монстру, а не был преодолен и приведен в соответствие с предписаниями Шариата.

Внутренний и внешний джихад с нафсом неразрывно связаны. Они союзники, одно есть производное другого. Больше того, сказать, где заканчивается одно и начинается другое, зачастую просто невозможно. Нельзя игнорировать какую-либо сторону этой борьбы.

Глобальный нафс требует соответствующего же ответа. Нельзя бороться с нафсом внутри себя и не обращать внимание на него, когда он вальяжно располагается перед нашими глазами.

В этом ключе появляются новые оттенки у известного хадиса о большом и малом джихаде. Не будем специально останавливаться здесь на проблеме его достоверности, тем более, что, по мнению исламских ученых, в любом случае смысл данных слов соответствует акыде (мусульманскому вероучению). Хадис также подкрепляется другими схожими высказываниями Пророка (мир ему), обладающими большей достоверностью с точки зрения хадисоведения.

Передано, что Посланник Аллаха (мир ему), придя с одной из битв, сказал своим сподвижникам, что они вернулись с малого джихада, дабы приступить к большому. Под последним, по его словам, подразумевается борьба с нафсом.

Возможно, что этот джихад назван большим как раз потому, что предполагает комплексный подход к исправлению ситуации. Он сочетает в себе духовно-нравственные, политические, идеологические, экономические и проч. усилия на пути Аллаха, т.к. система нафса может быть ликвидирована только тогда, когда будет выстроена более мощная и эффективная альтернатива, основанная на божественных заповедях.

Другой же вид джихада, оговоренный в хадисе, – это точечные методы, включая силовые, по ликвидации конкретных проявлений зла, угнетения и несправедливости. Поэтому, вероятно, он и был охарактеризован как малый, не по своему значению, а по масштабам.



комментариев