Татарский заряд

V Всемирный Форум татарской молодёжи, прошёл в татарстанской столице с 27 по 31 августа. Он собрал около 800 представителей татарской молодежи из 24 зарубежных стран и регионов России. Программа мероприятия включала пленарное заседание и работу по четырем секциям: «Татарская молодежь и Web 2.0», «Историческое наследие татар и пути сохранения нации»; «Духовные ориентиры и современные технологии в изучении и сохранении родного языка». В рамках форума также состоялись дискуссия на тему: «Татарский национальный бренд: форма и содержание». Свой взгляд на прошедший Форум представляет руководитель делегации из Республики Мордовия, член Совета ВФТМ Марат Салимов.

Если почитать интервью и посмотреть впечатления участников, то можно сформулировать мнение, с которым согласятся все. Форум - это мощный «татарский заряд»: языковой, культурный, эмоциональный. Я прекрасно помню ощущения от своего первого посещения данного мероприятия и вижу реакцию тех, кто приехал на него впервые. Она очень похожа. Значит - Форум каждый раз с успехом выполняет свою миссию. На одной из дискуссий я услышал фразу одного из участников: «Я позитивный националист. Я не против кого. Я за татар!» Это утверждение как нельзя лучше подходит к данному собранию татарской молодёжи, где нет ни намёка на национализм как какое-либо превосходство одной нации над другой. Общий настрой из года в год деловой - у нас есть наш язык, наша культура и наши ценности, нам нужно их возродить, сберечь, умножить. Уникальному климату во многом способствует культурная программа. Участникам Фестиваля показываются лучшие проявления национальной культуры, которые неизбежно находят отклик в сердцах.

Язык в дело

Честно говоря, я испытываю просто органический дискомфорт, когда после проведенных мероприятий делаются нужные и полезные оргвыводы, а потом всё остается как прежде и организаторы наступают на те же грабли. Поэтому, очень здорово, что на Форуме видно, что улучшения шаг за шагом внедряются в жизнь – это радует и дает повод для оптимизма.

От лозунгов по активному внедрению татарского языка организаторы Форума перешли к делу. То изменение, которое увидели в этом году все – это все пленарные доклады на татарском языке. К этому шли постепенно. На прошлом Форуме докладчиков, на русском языке захлопывали - это было не очень красиво и вежливо, но зато как показало время, эффективно. В этом году по-татарски выступали все, даже те, кто говорить толком не умеет. Тем не менее, все были поняты и поддержаны участниками. На самом деле, любое хорошее дело требует усилий – это закон Всевышнего. Руководство Форума дало чётко понять, что руководители молодёжных татарских организаций должны личным примером подавать пример усилий по возрождению татарского языка. Конечно, работы ещё много, язык общения большинства участников форума по-прежнему русский, но направление, на мой взгляд, выбрано правильное. На следующий Форум нужно и в секционных заседаниях перейти на татарский, а затем и в общих дискуссиях. Тем более что, несмотря на то, что говорят по-татарски не все, но понимают практически все. Дело просто в небольших усилиях со своей стороны.

«Мягкая сила» ислама

В одном из выступлений секции «Духовные ориентиры» прозвучал термин «мягкая сила» от английского «soft power», в отношении социальных проектов мусульман Татарстана. Для мусульман на Форуме этот термин, который обозначает усиление влияния вследствие большей и постоянной активности подходит очень хорошо. Соблюдающих мусульман на Форуме становится с каждым годом больше, это видно не только по бородам и платкам, но и по количеству совершающих коллективную молитву. В этом году делегации некоторых регионов состояли почти полностью из соблюдающих мусульман. Намазы из номеров гостиниц переместились в холлы, а азан звучал вообще для всех. То, что наиболее активная молодежь, занимающаяся национальными проблемами татарского народа - мусульмане не удивительно и закономерно, это видно и по руководящему составу Форума, который представляют молодые мусульмане с активной жизненной позицией. Показательно, что Форум не прошёл мимо обсуждения насущных вопросов мусульманской уммы. То, что Всемирный Форум одним из первых собрал подписи против установки статуи пресловутой «хранительницы», наглядно показало, что данный проект не имеет поддержки не только в духовной, но и в молодёжной среде. Уверен, что дальнейшая исламизация национального движения будет усиливаться. Дело в том, что национальное возрождение как и религиозное невозможно только через разовые акции, «кавалерийские наскоки» на проблему, показуху от праздника к празднику. Реальный результат дает только ежедневная и кропотливая работа над собой, над близкими, над обществом. А ислам как раз и дает человеку прекрасную привычку постоянного самосовершенствования и самопожертвования ради высшей цели.

Ресурсы на будущее

Финальная дискуссия о «татарских брендах» показала, что желание высказаться есть у многих, а значит нужно дать участникам больше высказываться в ходе фестиваля. Ресурса здесь два – первое работа по секциям. Здесь, как мне кажется, нужно отойти от практики приглашения признанных авторитетов, которые выступают с докладами, которые затем должны обсуждаться. Дело в том, что когда с докладами выступают профессора, доктора наук или муфтии, то участники, а их из них 80% студенты, невольно начинают себя ощущать как на лекции, которая редко предполагает дискуссию. Дело в том, что молодому человеку достаточно сложно высказываться, когда свою точку зрения уже высказали признанные авторитеты в данной области. На мой взгляд, работа в секциях должна также строиться по принципу максимального участия самих делегатов форума, которые, безусловно, имеют во многом разные точки зрения, которые и способствуют возникновению дискуссии. От признанных авторитетов, впрочем, тоже нельзя отказываться и можно сделать открытые лекции признанных татарских учёных и богословов, ярких ораторов, которые могут раскрыть новые грани в использовании татарского языка. Я помню, что от Форума татарских учёных, на котором мне пришлось побывать, одно из самых ярких впечатлений произвела лекция по социологии на академическом татарском языке!

Второй ресурс – это ночь. По мне, так распорядок дня был очень даже хорош, но, видимо, это признак прожитых лет. Факт остаётся фактом, Форум ночью не спал и сотни участников из номеров гостиницы, выталкивала общая сила – желание общаться и быть вместе друг с другом. У кого-то это выливалось в безобидное блуждание по ночному городу, а кто-то «отжигал» в ночных клубах. И при этом все уже в 7 утра как ни в чём ни бывало занимали очередь на завтрак. Что ж, молодость - это сила, энергии в избытке, поэтому организаторам Форума стоит подумать о том, чтобы ночное время было тоже с пользой использовано теми, у кого на это есть силы и желание.

Школа управления

На Форуме всегда немало людей, которые имеют большой опыт организационной работы, поэтому с одной стороны организаторы находятся под пристальным вниманием, с другой, о хорошей работе вам говорят профессионалы, это вдвойне приятней. Я могу представить объем работы, которую провел оргкомитет и это вызывает восхищение. Особенно круто, что всё это сделали молодые люди, студенты и недавние выпускники. Было приятно видеть, как «старшие товарищи» ведут себя, как гости на хорошо организованном празднике - это свидетельство того, что всё сделано здорово и никуда вмешиваться не надо. Уже участие в проведении одного Форума это большое дело, которым по праву можно гордиться, но, на мой взгляд, очень важен и тот бесценный управленческий опыт, который благодаря таким мероприятиям приобретают молодые люди, искренние патриоты и носители своей национальной культуры. Этот опыт, безусловно, может пригодиться в любых отраслях, но нам важно, чтобы он приносил пользу, прежде всего, нам самим в достижении наших достойных и высоких целей. В заключение, хочу поблагодарить всех организаторов и участников Форума за бесценный «татарский заряд» и пожелать всем успешной работы каждому на своём месте.



4 комментариев


  1. (19.09.2012 21:21) #
    0

    Все знают точно, что их праотец Адам(г.а), а мать Хава(р.х)и их религия Ислам так зачем разделяться на татар и нетатар, нам бы подумать как противостоять беспринципному поведению силовиков,, как помощь братьям, которых держат в тюрьмах. Как остановить машину коррупции, мы молодежь и за нами будущие мы заменим тех взяточников и тоже будем брать взятки?

  2. (19.09.2012 22:42) #
    0

    Скажу одно.Евреи лишившие государства,родной земли, языка, традиций, выжили. Значит не это самое главное.

  3. (20.09.2012 22:44) #
    0

    С тем, что признанных эскпертов нужно разбавить лидерами мнений соглашусь.Это общий тренд.По поводу ночи: "У кого-то это выливалось в безобидное блуждание по ночному городу, а кто-то «отжигал» в ночных клубах.":)) поспорил бы.
    Так же, с попытками ввести в оборот термин мягкая сила. Есть свойственное христианству разделение на духовное и материальное. На светкие знания и духовные.Так же как и попытка описать ситуацию, мол постмодернизм, реал-политик, конфликт цивилизаций-это все внедрёж в наши головы своего понимания мира.
    Главная сила одна-это сила Имана. Есть еще силы нафса, разума. Но главное это Иман. Мягкая она или какая? Точно так же,как в Судный день перед Аллахом люди не будут стоять группами: отдельно модернисты, поодаль реакционеры. Так и все остальные конструкции поспаленного мозга, западных гуманитариев являются фикцией.
    Ничего, что говорит западный мир в области гуманитарных наук, не может быть нами принято. Никакое либидо, эзопов коплекс, кризис среднего возраста и прочие результаты потуг их философов, психологов и т.д.

  4. (20.09.2012 23:18) #
    0

    Хотя главная тема, на мой вглад-это как сохранить нацию. И тут мне кажется позитивный национализм не поможет.
    "у нас есть наш язык, наша культура и наши ценности, нам нужно их возродить, сберечь, умножить. Это похоже на ситуацию, которую разыграла команда КВН "Четыре татарина"(вроде так). Они говорят, что есть только один призыв-это алга. А на вопрос, как отступать-кругом и алга!:))
    Мне кажется это похожая ситуация. "Вперед в прошлое!" не работает. Любые подходы в основе, которых защита, проигрышны. Когда, человек внушает себе: "мне не холодно, мне не холодно", то частица не выпадает и остается "мне холодно".
    И эта этнография-она бессильна. Выживают и развиваются те общества, которые продвигают свои ценности другим.
    Только те, кто несет позитивный даават выигрывают. Если вы говорите всем: вот моя религия, вот моя семья, дети, мой бизнес, мои отношения с людьми, вот такой я с соседями-и фактически делитесь проактивно своим образом жизни, то тогда всё станут татарами:)) (в смысле мусульманами). А если говорить об особой ценности баранга:), то у людей разные вкусовые пристрастия.
    В целом те общины в мире, которые активно участвовали в даавате религии, даже живя в других странах, где мусульмане в меньшинстве, лучше сохранились.
    Там где сохраняется религия, только там может сохранится язык и культура. Кому нужно строить дорогу, если она никуда не ведет?
    Если язык служить продвижению ценностей, и если это продвижение активно, тогда это алга! А так, кругом- и алга!:)
    Прав был Дамир, в Татарстане хорошо с тактикой и плохо со стратегией.
    Я называю это эффектом третьего курса. Один из преподавателей нашего медресе, наш брат из Палестины рассказывает. Что на 3 курсе медицинского кажется, что всё знаешь. Учиться дальше не имеет смысла. Глянул в справочник, там всё написано и лечишь.
    На четвертом, нарастает тревога, на пятом паника-скоро работать. А после института,полный ступор-а как лечить-то?!:))
    Так и наши интеллектуалы, похожи на этих студентов медиков третьего курса. По сравнение с обывателями, они очень даже в Исламе. И на этом фоне появляются эти фальшивые, обличительные интонации.
    Хотя если спросить, а где продукт,(интеллектуальный продукт)?.Где осмысление с точки зрения Ислама постулатов гуманитарных наук? Мы можем показать только материалы рассчитанные на обывателя, пересказ мифов и полный микс с последующим несварением. Когда просто хорошее знание русского языка,заменяет серьезное обсуждение.
    А ведь это важно. Слабое знание матчасти, собственно исламской, подчас парадоксальной точки зрения.Тот факт, что этот подход невозможно понять только умом, а только умом, которому "посвечивает" иман. Эта недоученность, самообразование интеллектуальной элиты, я считаю одной из главных наших проблем.
    Проблема сохранения татарского народа, культуры и языка-это только одно из проявлений этой проблемы, отсутствия осмысленного, исламского, планомерного подхода. Всё больше вариациии на тему, в духе: у меня нет плана-я опасен своей импровизацией!:)