Марат Салимов: Будущее татар - в Исламе!

V Всемирный Форум татарской молодёжи, прошёл в татарстанской столице с 27 по 31 августа. Он собрал около 800 представителей татарской молодежи из 24 зарубежных стран и регионов России. Программа мероприятия включала пленарное заседание и работу по четырем секциям: «Татарская молодежь и Web 2.0», «Историческое наследие татар и пути сохранения нации»; «Духовные ориентиры и современные технологии в изучении и сохранении родного языка». В рамках форума также состоялись дискуссия на тему: «Татарский национальный бренд: форма и содержание».

Приветствуя собравшихся в ходе пленарного заседания, Президент Татарстана Рустам Минниханов подчеркнул, что на форуме обсуждаются актуальные вопросы и поблагодарил участников мероприятия за серьезное отношение к проблемам татарской молодежи. «Проблемы, которые беспокоят вас, тревожат и нас. Будущее зависит только от нас самих, и молодежь не должна оставаться в стороне от проблем нашего народа», - сказал он в частности. Со своим докладом на пленарном заседании выступил и руководитель делегации из Мордовии Марат Салимов.

Предлагаем вашему вниманию перевод его доклада на русский язык

Добрый день дорогие участники Форума!

Позвольте приветствовать вас также лучшим приветствием в обоих мирах «Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух».

Благодарю организаторов за возможность выступить перед вами, надеюсь, мой доклад принесёт пользу и обещаю долго не выступать.

К сожалению доклады на многих форумах часто напоминают съезды «Единой России» - у всех всё хорошо, а будет ещё лучше. Мне нравится, что на данном Форуме всегда звучат актуальные выступления и ставятся острые вопросы. Надеюсь, это будет и в этот раз.

Если кратко говорить о татарской общине Мордовии - то всё плохо. Можно конечно привести список проведенных мероприятий, показать красивые фотографии и ролики, но истинной картины это не покажет. Реальность такова, что татарской интеллигенции практически нет, единственная татарская газета выходит на 70 процентов на русском языке. В Саранске, где живёт третья часть татар республики, а это более 15000 человек нет ни татарской гимназии, ни детского сада, ни даже места, где татары могли бы собираться.

Большинство татар, получивших высшее образование и входящие в руководящую элиту республики живут в смешанных браках и их дети уже практически не имеют связи с родным языком и культурой. Показательно, что даже все заседания руководства Национально-культурной автономии татар Мордовии проходят на русском языке!

В общем, всё плохо и будет ещё хуже, потому что стареют те немногочисленные подвижники татарской культуры, которые ещё могут писать по-татарски, читать по-татарски, петь по-татарски, по-татарски думать.

Если посмотреть на перспективы татарской культуры в Мордовии в свете приведенных фактов, то их тоже нет. И ждет нас ассимиляция, культурная деградация и исчезновение.

Все плохо, но есть надежда! Иначе бы я здесь не стоял и говорить было бы не о чем. Слава Аллаху, который дал нам свою религию и привел к ней наших благородных предков. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что все будущее татар Мордовии связано с исламом. С середины 90-х годов десятки молодых людей отправились учиться в исламские учебные заведения, затем они вернулись, создали духовные управления и стали обучать людей. Сейчас мы видим плоды этой работы и они нас радуют. Большинство молодых татарских семей и все многодетные – мусульмане. Единственное публичное место, где не смолкает татарская речь в Саранске – это мечети. Единственные дети, которые до школы говорят только на родном языке - это дети мусульман.

Сегодня мусульманские общины Мордовии - это самые многочисленные и сплочённые татарские организации, которые с каждым годом, по милости Аллаха, становятся всё многочисленней.

Более того ислам поднял татар республики на такую высоту, что с нами впервые вынуждены считаться. Приведу только один пример. 5 лет назад в татарском селе Белозерье на одной улице несколько мусульман решили создать хоккейную команду. Идея понравилась всему селу. На свои деньги они купили коньки и клюшки, не было формы, не было даже защитных шлемов, зато было желание играть и побеждать. Через два года сельская команда взяла первое место во второй лиге и стала играть с сильнейшими командами республики. Были победы, были и тяжелые поражения. Я помню игру, когда они проиграли действующим чемпионам со счетом 12:2, и как в ту игру команду поддерживали болельщики! Противник забивают очередную шайбу – тишина. Наши не то, что забили, просто в атаку пошли - 400 человек встает и их поддерживает! Ни у кого не было такой поддержки - болеть за своих ребят приезжало всё село. Два года наших ребят останавливали в двух шагах от чемпионства. Выиграть «Якташлар» в Мордовии, все равно что мордовской команде «Шумбрат» в Татарстане. Чтобы победить нужно приложить все силы, быть на голову сильнее всех и уповать на Аллаха. В этом году «Якташлар» в первые в истории стали чемпионами республики, не проиграв за весь чемпионат ни одной игры!

Наша общая задача сделать так, чтобы татары вернулись в религию, которая возвысила их, дала им войти в историю, создать своё государство, передовую науку, прекрасную культуру. Аллах не меняет положение людей, пока они сами не меняют его. На примере своего региона я вижу как наш народ становится сильнее и многочисленнее, когда твердо, не на словах а на деле держится за религию Аллаха.

В исламе нет национализма – это правда. И лучший перед Аллахом – это самый богобоязненный. Но и то правда, что всё благое, что мы хотим получить для своего народа мы можем получить только по воле Всевышнего Аллаха. А потому мы благодарим Аллаха за все блага что Он нам дал, и просим Его, чтобы Он укрепил нас в своей религии и дал благоденствие в обоих мирах.

Спасибо за внимание.



37 комментариев


  1. (07.09.2012 17:59) #
    1

    АСА, Марат! А запятые где? И не "передвижники татарской культуры", а "подвижники татарской культуры". А "колхозные фуфайки" хоккеистов "Якташлар" куда делись:)?

    • (07.09.2012 20:42) #
      -1

      прочти еще раз там подгижники написано

      • (07.09.2012 21:10) #
        7

        Ну так исправили. Критика подействовала. Вот еще бы несколько запятых вставить, там, где надо, а также вернуть пассаж с колхозными фуфайками, который был в татарском варианте, было бы еще лучше. В колхозных фуфайках играли белозерские хоккеисты, а игроки и болельщики других команд громко и обидно смеялись над бородачами в этих фуфайках и шерстяных шапках. А потом им было уже не до смеха, когда эти колхозники начали забивать им шайбу за шайбой, а их болельщики кричали "Аллах акбар!"

  2. (07.09.2012 18:09) #
    5

    МашаАллах, получил большое удовольствие!
    "К сожалению доклады на многих форумах часто напоминают съезды «Единой России» - у всех всё хорошо, а будет ещё лучше." !!
    "Если кратко говорить о татарской общине Мордовии - то всё плохо." Умеет всё-таки сказать наш брат.
    "В общем, всё плохо и будет ещё хуже,.."
    "Если посмотреть на перспективы татарской культуры .. то их тоже нет."
    "Все плохо, но есть надежда!"

    " все будущее татар Мордовии связано с исламом."

    "Большинство молодых татарских семей и все многодетные – мусульмане. Единственное публичное место, где не смолкает татарская речь в Саранске – это мечети. Единственные дети, которые до школы говорят только на родном языке - это дети мусульман."

    Марат, ты не читай дальше.

    Четко! Чувствуется, что работал в религиозной организации. С полным якыном в то, что говорит! С удовольствием и полной убежденностью, с гордостью за религию! Так как и подобает мусульманам. И не делая ненужных реверансов в сторону официального характера мероприятия-честно, невзирая на лица.
    Марат, как и большинство наших интеллектуалов не очень хорош, когда ставит себя в позицию проповедника. А некоторые, даже начинают "задвигать" с несуществующих позиций моральных авторитетов нации, и толкователей религии. Это хоть и кажется, что очень рядом, но совсем другое дело. А вот когда в своей среде: среди интеллигенции, научных работников, в общении с властью-самое то. Готовый представитель, защитник и т.д.
    Очень по делу на мой взгляд.

    • (07.09.2012 18:19) #
      0

      По делу, но как-то сумбурно что-ли. Не достаточно аргументированно и обстоятельно на мой взгляд, но подкупает своей простотой и искренностью.

      • (07.09.2012 21:13) #
        5

        Это выступление для молодежного форума, когда нужно говорить быстро и просто, притом, чтобы все поняли, так как аудитория очень разношерстна, из разных городов, с разными идеологическими установками. Марат может писать и аргументированно, и обстоятельно. Вот защитит свою докторскую по экономике, и почитаете его аргументы:)

      • (08.09.2012 00:29) #
        6

        Он же не на научном симпозиуме. Сначала вызвал доверие, сняв ненужный официоз. Оживил формат разговора. Нашел правильную интонацию. Ярко, красочно показал где мы.
        Потом, после объснения, что так жить нельзя, показал в чем основания для оптимизма и указал на альтернативу-только в религии Ислам.
        Он мастер блица и практически всегда у него,четкое эмоциональное попадание. Он за пару минут умеет вдохновить аудиторию. Нет, молодец, пусть ему Аллах воздаст благом! Согласен тут с братом Иреком.

  3. (07.09.2012 21:16) #
    7

    Важный момент в том, что идет призыв к Исламу.В свете последних событии у братьев тоже страх, а брат постарался показать всю ситуацию публично. ИншАллах! все что задумали получится! Аминь!

  4. (07.09.2012 21:49) #
    -13

    "... живут в смешанных браках и их дети уже практически не имеют связи с родным языком"... интересно сколько татарских слов знает сам Марат????

  5. (07.09.2012 22:00) #
    -14

    Почему Марат противоречит всему тому, что изложено в его докладе?? Путин и то лучше произнес татарскую речь нежели этот манкурт !) еще говорит о татарской культуре, языке...пусть сначала сам учит родной язык...
    )

    • (09.09.2012 03:54) #
      9

      Дегенерат лучше чем обсирать труды людей, покажи нам свой доклад вот мы и оценим тогда. А то за манитором письками мериться (извините ну не сдержался) мы все мастера.
      А на делах только и можете как шестерки бегать за своим вожаком из раиса.
      Между прочим самому главному татарину Рустаму Нургалиевичу не аплодировало столько людей после выступления, сколько лучшему татарину Мордовии.
      Это ещё раз потверждает что выступление Марата ты смотрел по телеку ну или из зала и тебя сейчас жаба душит почему вам таким "шестерочкам" не дали слово.

  6. (07.09.2012 22:25) #
    -14

    и с каких пор этот полукровка печется за татар и кто дал этому чудаку слово.

    • (07.09.2012 22:49) #
      1

      для вас брат хадис надеюсь сделаете вывод!

      • (07.09.2012 22:54) #
        5

        Антон, вряд ли этот "петр" нам брат. Ведь он пытается тут разыгрывать национальную карту, да еще что-то блеет про "чистоту крови", называя Марата "полукровкой". Это слова немусульманина.

        • (07.09.2012 23:06) #
          1

          Аллах лучше знает, я не знаю моя обязанасть сделать насыхат, чтобы оборвать ноту национализма.Есть очень жесткий хадис от Пророка пусть Аллах им будет даволен я думаю вы его читали приводить не буду не тактично.

  7. (07.09.2012 22:38) #
    9

    Докладу этого чудака Президент Татарстана аплодировал, а 600 делегатов еще и в Совет Форума избрали!
    А тебе, Петя, лучше анализ крови пройти, может гадость какая попала.

    • (07.09.2012 22:50) #
      6

      Да, этому петрушке надо сдать анализы - не иначе, как что-то прихватил. Эти двое - "Дамир30" и "петрушка" - похоже, фагимовские прихвостни из РАИС. РАИСовцы из Мордовии тоже были на том форуме, но им слова не дали - вот и обидно, слушай, да?

      • (09.09.2012 03:43) #
        3

        +100500 Биккинин как всегда рубит правда-матку!

      • (09.09.2012 03:44) #
        2

        Зразу видно что этот дегенерат "дамир30" смотрел выступление Марата по тв после монтажа.

  8. (07.09.2012 22:45) #
    5

    " О люди! Поистине ваш Господь-один.Поистине ваш отец- один. Конечно же, нет преимущества между арабом над не арабом,нет преимущества для черного над красным и для красного над черным, кроме как в богобоязненности.Поистине наиболее ценный из вас у Господа- наиболее богобоязненный" хадис

  9. (07.09.2012 23:01) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  10. (07.09.2012 23:15) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  11. (09.09.2012 21:30) #
    3

    Асаляму алейкум мусульмане . МашаАЛЛА брат Марат, ждем от тебя ещё стати.

  12. (09.09.2012 21:51) #
    4

    Марат Салимов,как я слышал человек грамотный,те которые не любят ислам ему и в подметки не годятся. Мордовия может быть примером, для других регионов России.

    • (09.09.2012 22:51) #
      2

      Ну ладно, что уж так сразу про Мордовию, которая может служить примером для России? Скромнее надо. Нет предела совершенству:) Есть хорошие братья, много работали, но лучше без помятников на родине героев:)

      • (09.09.2012 23:21) #
        2

        Хвалиться нам, мусульманам, не к лицу. Нас, татар, в Мордовии, по переписи 2002 года, 5,2 процента, т.е. всего около 47 тысяч. На два больших праздника собирается примерно 15 тысяч. Из них (плюс их жен и членов семей, которые не имеют возможности прийти на праздничные намазы) практикующих мусульман 4-5 тысяч. То есть процент практикующих мусульман из татар Мордовии значительно больше среднего по татарам России. Те мусульмане, кто посещает Мордовию достаточно регулярно, действительно радуются нашим делам (перечислять не буду, боюсь что-то упустить, потом братья могут попенять:). В Нижегородской области мусульмане могут похвалиться огромным количеством наименований исламской литературы, издаваемой там. У нас в этом хвалиться нечем. Газета "Ислам в Мордовии" выходит регулярно с 2001 года. Что это я расписался? Спать пора.

        • (09.09.2012 23:40) #
          0

          Видимо прав был Азамат,когда сравнил положение татар с больным,который в реанимации,если на самом деле Мордовия лидер по практикующим мусульманам татарам.
          В Татарстане дела обстоят получше,разве не так?

          • (10.09.2012 02:30) #
            2

            Увы и ах!
            Население Казани - ок. 1 000 000 человек, ок. 50% татары, т.е. ок. 500 000 мусульман "по происхождению".
            Чтобы достичь "мордовской" посещаемости в 1/3, должно было выйти на праздник ок. 150 000 человек одних татар, не считая азербайджанцев, узбеков и таджиков.

            Вместимость Кул-Шарифа, самой крупной мечети Казани, порядка 1 500, с прилегающей территорией 10 000, по официальным данным; всего в Казани 47 мечетей, включая и самые маленькие, человек на 100.

            Официоз сообщает, однако, лишь о 105 000 по всему Татарстану, т.е. на 1 900 000 легального мусульманского населения, а это всего-навсего 1/19. Верить официозу, или нет, но резерв для "догнать и перегнать мордовию" в любом случае налицо.

          • (10.09.2012 08:47) #
            2

            Абдуллах777, татарстанские мусульмане, приезжаюшие в татарские села Мордовию (а также и Пензенской области), отмечают, что процент практикующих мусульман у нас гораздо выше, чем у них в регионе. Особенно выделяется в этом плане село Белозерье - там на 3000 населения 8 мечетей. Население в подавляющем большинстве практикующие мусульмане. В селе нет торговли спиртными напитками - последний такой магазин (от райпо) сгорел лет 6-7 назад. В Пензенской области выделяется село Средняя Елюзань, где живет свыше 10 тыс татар, но там процент практикующих заметно ниже, чем в Белозерье - на пятничные намазы в 8 мечетей приходят всего лишь около 1500 человек.

            • (10.09.2012 13:39) #
              1

              Немного некорректное получается сравнение. Надо знать что такое Белозерье в Мордовии и Ср.Елюзань в Пензе. В Мордовии не везде так как в Белозерье, а Пензенская область не очень похожа на Елюзань.Эти населенные пункты резко выделяются у себя в регионах.
              А Дагестане сколько там сестер выучивших наизусть Коран в Костеке? Но ведь и в Дагестане очень пестрая картина, село на село не приходится.Есть разница, на уровне районов, сел,национальностей.
              Татары тоже разные. Есть те, предки которых уходили в леса, чтобы избежать крещения. Которые даже когда отнимали все имущество, сжигали, не давали жить-даже в этих условиях, сохранили свою религию. Понятно, что потомки тех, кто жертвовал ради сохранения своей религии получают помощь от Аллаха. Но это не значит, что надо почивать на лаврах. Следующим поколениям надо передать дела в лучшем состоянии.

              • (10.09.2012 15:33) #
                0

                Мусульмане,каждый получит вознаграждение от Аллаха за сваи поклонение и старание.Поэтому мы должны стараться на столько сколько можем и вот тогда уважение и понимание к мусульман, будет совсем иначе иншаАллахи.

  13. (10.09.2012 05:21) #
    4

    Если опустить ноту национальности стоит подчеркнуть, братья в Мордовии хорошо стараются, нам следует подтянуться, чтобы догнать и будем надеется, что Аллах нами будет доволен! ИшАллах! ( О соревнуйтесь соревнующиеся)

    • (10.09.2012 08:54) #
      2

      Антон, конечно, можно опустить тему национальности, но так сложилось, что единственный народ Мордовии, в массе исповедующий ислам, это татары-мишари. У нас есть мусульмане и других национальностей - русские, мордва, а также приезжие таджики, узбеки, кавказцы, иностранные студенты. Однако мусульмане-нетатары не очень заметны среди татарской массы на пятничном намазе в двух соборных мечетях Саранска. Поэтому в нашем контексте мы обозначаем татар только потому, чтобы выделить из всего населения Мордовии этнических мусульман, с которыми надо активно работать, чтобы они из этнических превратились в практикующих. Наш даууат направлен прежде всего именно на татар, а не на всех сразу.

      • (10.09.2012 15:43) #
        2

        Альхамдулилях!Если вы по пути дагвата возьмете и нетатар, ваша награда от Аллаха только увеличется!ИншАллах!

        • (10.09.2012 16:30) #
          2

          Да, Антон, так и получается, что как бы "по пути" берем и нетатар. Конечно, у нас прозелитизм не запрещен, как у алавитов (как написано в Википедии:) Но на самом деле, к сожалению, мы не занимаемся распространением ислама среди нетатарской части населения Мордовии. Власти из года в год изобретают для нас столько проблем, что, как говорится, не до жиру, быть бы живу.

          • (10.09.2012 18:08) #
            0

            Обычно те системы, которые замкнуты в себе оказываются менее жизнеспособными. Пример ученых в Дагестане, пример этого. Как говорится, стоячая вода не чистая(для питья) и не очищает. Те джамааты которые занимаются активно дааватом, не разделяют людей на национальности, показывают лучшие результаты. У нас были в гостях люди из десятков стран и это общее правило. Ты ходишь, вроде бы к другим, а Аллах наставляет твоих соседей. Так что не татары, должны быть не так,как побочный продукт даавата, а просто мусульмане. Эти на моем языке говорят, а те на другом. Тогда и повестка расширится и изменится, а то я всё время слышу, в Ваших комментариях про каких-то фахимовцев и раисовцев. Это, как и болезни коленей бывает от малоподвижного образа жизни:) нужно съездить куда-нибудь по-дальше, например на остров Фижди:) с целью даавата.Тогда будет понятно место Мордовии, Саратова, Татарстана и Дагестана в Умме. А то у нас любят говорить, что тот или иной регион-это родина слонов. Со всем уважением Ирек-абзи, Азамат.

            • (10.09.2012 20:36) #
              1

              Азамат, я езжу постоянно. Через неделю поеду в Нижний Тагил, Екатеринбург, а оттуда в Казахстан - Аркалык, Костанай, Караганда, Астана. Потом домой. Так что мой образ жизни весьма мобильный. О, если для вас "какие-то фагимовцы и раисовцы" - несущественны, тогда вы малоинформированы и малосведущи в некоторых формах работы кяфиров против мусульман:) Например, то, что сейчас происходит в Пензенской области, уже было отработано у нас в Мордовии. Теперь они учитывают свои ошибки, сделанные в Мордовии и которые мы использовали. Но они все равно не могут обходиться без фальсификаций и обмана. Посмотрите этот материал: http://muslime-penza.ru/index.php/news/1-news/1965-2012-09-09-07-07-57 Там приведены сотни подписей жителей Средней Елюзани в поддержку муфтия РДУМ Пензенской области Адельши Юнкина (относится к ЦДУМ России, Верховный муфтий Талгат Таджуддин). Среди них десятки фальшивых подписей, а некоторые люди, которые якобы подписали письмо в защиту Юнкина, уже умерли. Что забавно, эти сторонники Юнкина переборщили с текстом, упрекая Талгата Таджуддина в поддержке оппонента Юнкина, Али Якупова, молодого Куран-хафиза, которого Талгат Таджуддин назначил имам-хатыбом в одной из мечетей Средней Елюзани вместо самого Адельши Юнкина.

              • (10.09.2012 22:15) #
                1

                Забавно, что эти "жители села Ср. Елюзань" пишут жалобу на муфтия Таджуддина на имя главы своего района Березина: "Сегодня Главе администрации Городищенского района Пензенской обл. обратились жители села Ср. Елюзань по поводу поспешного решения Верховного Муфтия о назначении в историческое махалля №44 нового имама." Только представьте, что патриарх Кирилл своим решением снимает снимает старого и полуграмотного попа в какой-то сельской церкви и ставит другого попа, молодого и очень грамотного. И жители, во главе со старым попом, пишут жалобу на решение патриарха на имя районного начальства. Абсурд же! у нас в Мордовии такое уже было - писали коллективные письма в Управление Минюста РФ по Мордовии, чтобы не регистрировали новый устав и нового имама (когда мы отобрали махаллю у РАИСовца Фагима Шафиева) писали районному и республиканскому начальству. Потом предпринимали другие шаги, к которым, видимо, прибегнут и юнкинцы. Надо будет предупредить о возможных выкрутасах юнкинцев актив этой мечети "Махалля №44".

  14. (02.10.2012 18:43) #
    0

    http://islamdem.ru/demotivators/view.php?id=33