Вчерашние выступления Президента Дмитрия Медведева подвели итог многолетнему укреплению вертикали власти. Еще раз доказав, что когда слишком, то тоже не хорошо. Построение вертикали власти, которое началось в начале «нулевых» с постов полпредов и разделения страны на федеральные округа нашло свое закономерное развитие в отмене выборов руководителей регионов. Теперь все в стране решали чиновники, которые зависели, только от других чиновников и т.д. по цепочке до самого верха. В итоге количество чиновников в России уже давно превысило их число в СССР, а эффективность управления вообще сошла на нет.
Весьма красноречиво это отобразилось в происшествии с потухшим вечным огнем во Владивостоке. Проблема просто передавалась чиновниками на вышестоящий уровень, в результате решать все пришлось Президенту страны. Если в огромной стране такие мелочи вынужден решать гарант Конституции – значит в системе управления явно что-то не так. Об этом и говорил вчера Президент на встрече с членами Общественного комитета сторонников: «…губернатор должен быть подотчётен народу, который живёт на соответствующей территории. А эта связь в какой-то момент стала рассыпаться.», «..люди, которые получили мандат доверия от Президента, всё-таки в значительно большей степени ориентируются на федеральную власть, чем на своих людей».
Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что возвращение выборности губернаторов это решенный вопрос вне зависимости от исхода выборов 4 марта. Федеральная власть нашла в себе силы признать ошибки и исправить ситуацию.
Проекцией событий Всероссийского масштаба может служить переформатирование религиозной жизни в сегодняшнем Татарстане, которое также завершилось построением своеобразной вертикали власти. Первый Президент Татарстана М. Шаймиев как известно особой религиозностью не отличался. Он был искренним коммунистом, членом КПСС, безусловным патриотом своей республики и всего татарского народа. Когда вчерашние однопартийцы вдруг стали православными и встали в церкви со свечками, он держал определенную дистанцию. Понимая важную роль ислама в духовности татарского народа, он, тем не менее, понимал, что сам носитель несколько другой мировоззренческой установки и поэтому передал управление этой сферы в руки тех, кому доверял, и главное видел искреннее желание работать на благо своего народа.
ДУМ РТ эпохи Г. Исхакова пользовалось значительной автономией, мусульмане сами решали практически все свои вопросы в рабочем порядке. Очевидно, что у любой ситуации есть свои плюсы и минусы. После смены руководства республики все чаще стали раздаваться голоса о минусах излишней мусульманской автономии, которая якобы идет не только не в ногу, а вообще не в ту сторону. А кто знает, в какую сторону идти? Разумеется Президент РТ! Здесь помогла концепция «двухсоставной веры».
Раз должное деяние это выдумка ваххабитов, то Президент Татарстана точно такой же полноценный мусульманин как и любой другой, более того он самый знающий и авторитетный, вот ему и решать куда идти татарстанской умме. Для реализации поставленной задачи был подключен пресловутый административный ресурс и вскоре во все кресла мусульманской иерархии в Татарстане уселись чиновники разного уровня подотчетные друг другу и Президенту- султану на самом верху. Своя прелесть в этом есть. Обеспечено единство взглядов и форм, можно уверенно себя чувствовать в любой ситуации. При случае сказать народу: «Вы мне никто», или просто никого не замечать. В общем, возвращаясь к словам Медведева: «в большей степени ориентироваться на власть, чем на своих людей». Выступления, митинги, открытые письма и обращения никого не волнуют. За спиной могучего султана спокойно и комфортно.
Показательна ситуация с материалом Х. Гараева «Скандал на могиле отца». Первое ощущение после прочтения данной статьи – зачем? На фоне запрещения богословской литературы, списков узников совести, наконец, убийств мусульманских деятелей конфликт с чиновником из-за фотокарточки на памятнике кажется таким мелким, что и писать о нем не стоит. И все же были подтянуты силы, чтобы этот факт всплыл наружу и был доведен до широкой общественности. Суть истории очень проста: казанский чиновник Альбер Салихов, решил похоронить отца на мусульманском кладбище, а сверху поставить памятник с фото, в знак большой любви. На мусульманском кладбище так любовь не проявляют, поэтому он попробовал договориться с коллегой, мусульманским чиновником, мухтасибом Казани Мансур-хазратом Залялетдиновым. После того, как Мансур-хазрат проявил принципиальность в данном вопросе и отказался исполнить чиновничью прихоть, тот без разрешения с отрядом ОМОНа поставил все что хотел. Показал, что кто сильнее тот и прав. Мухтасиб Казани с этим не согласился, собрал имамов, решил фото все-таки убрать, и еще оповестил об этом министра МВД, прокурора и Президента республики.
Альберт Салихов чиновник опытный и авторитетный, ОМОН на кладбище тоже понятен – у бывшего советника министра внутренних дел связи остались. Более того, он со своей стороны попытался решить дело по-тихому, договорится с братом-чиновником о небольшом исключении всего то: «Мол, у нас, у чиновников, так принято, периодически мы оказываем друг другу услуги». Не получилось. Конфликт не только пришлось решать с помощью силы, но он еще и огласку получил, что вообще выходит за рамки чиновничьих приличий. Но самое интересное, это то к кому за помощью обращается мухтасиб Казани. Это не мэр города и не муфтий. Мансур-хазрат знает, где находится центр принятия решений. Он пишет два уведомительных письма министру МВД, (чтобы ОМОН куда не положено не ездил), Прокурору, (чтобы в вандализме-ваххабизме не обвинили), и главное Президенту-султану, от позиции которого собственно и зависит, будет фото на памятнике или нет. Вертикаль власти пришла к своему замечательному итогу. Руководитель 4-х миллионной республики должен решать вопросы уровня кладбищенского сторожа. И это только начало…
Федеральная власть, устами Президента России призналась, что с вертикалью она оказалась в тупике и нужно все возвращать обратно. Мусульманская вертикаль в Татарстане – это такой же тупик. Признают ли это в Казани?
Салимов Марат - доцент, к.э.н.