Невозможно получить длину и ширину изображения Рассуждения на тему «Степанов против Дворкина»

Рассуждения на тему «Степанов против Дворкина»

Интересная полемика между сектоведом Александром Дворкиным и преподавателем Александром Степановым, возникшая на почве отношения к исламу, дает пищу для глубоких размышлений.

Почему защитником ислама выступает мало кому известный преподаватель Александр Степанов? Конечно, спасибо ему за это от мусульман, но... почему мы не видим среди атакующих Дворкина мусульманских интеллектуалов? Неужели так плохи дела в российской умме?

Вопрос о запоздалых реакциях или вообще их отсутствии возникает постоянно, в контексте различных вызовов, с которыми сталкивается мусульманская община в России. И если на примитивные выходки асланянов и амелиных какая-то реакция есть, то на продукт интеллектуальный, тонкий и поэтому куда более опасный, почти никто не реагирует. «Многобукв»? Слишком сложно?

Издаются книги, читаются лекции, пишутся научные статьи, в которых допускаются не только искажения или клевета, но и прямые выпады против мусульман. Понятно, что проще всего реагировать на проявления примитивной исламофобии — но почему-то некому и некогда заняться рассмотрением того, что выдают люди, обремененные научными степенями и высокими позициями в системе науки и образования.

Наверное, пришла пора мусульманам России становиться тем самым «лобби», которым постоянно стращают обывателя всем известные «исламоеды» - и начинать с концентрации интеллектуальных ресурсов уммы. Для того, чтобы себя защищать необходимо создать структуру, которая бы занималась мониторингом и рецензированием СМИ, издаваемых книг, выпускаемых видеоматериалов, так или иначе связанных с исламом и выявляла примеры исламофобии.

Подобные ресурсы, но наступательного характера, существуют у профессиональных борцов с исламом на Западе (MEMRI Jihad Monitor, Jihad Watch и др) — в их задачи входит тотальный мониторинг всего, что связано с исламом по всему миру, сбор этой информации, подача под определенным углом и, как следствие - формирование образа врага в общественном сознании. В России подобные медийные исламофобы-алармисты также существуют, но, по большей части действуют грубо и непрофессионально, хоть и выступают порой под знаменами различных серьезных «стратегических» центров.

Следует четко обозначить позицию (зная, как любят некоторые «борцы со злом» исказить смысл и перевернуть с ног на голову) — речь идет об оборонительной информационной деятельности, а не о создании очередного инструмента давления на людей (увы, в нашей стране попытки что-то «исправить» все чаще реализуются по репрессивному сценарию). Выявление примеров исламофобии не должно вести по пути жалоб, судов и вообще задействования каких-либо факторов государственного принуждения — будет уже хорошо, если мусульманское сообщество сможет адекватно и аргументированно отражать все те «наезды», которые имеют место в разных сферах: от научно-образовательных до бытовых.

И если какой-нибудь знатный «исламоед» выпускает очередной наукообразный опус, будь то книга, статья, лекция, то немедленно должна следовать реакция мусульманского сообщества в виде грамотного отзыва или рецензии, которые должны быть растиражированы в различных научных изданиях и СМИ. Возможным было бы привлечение к такой деятельности ученых и специалистов немусульман, готовых выступить как независимые эксперты. Это можно делать на коммерческой основе — понятно, что любой интеллектуальный продукт должен оплачиваться (наивно полагать, что известные исламофобы работают за идею). Пока же мусульмане большей частью предпочитают пассивно наблюдать за одиночными стычками («Петраш против Силантьева» или «Степанов против Дворкина»).

Продолжением этого сюжета могла бы стать куда более серьезная деятельность, такая как альтернативное рассмотрение книг, которые регулярно попадают в списки Минюста как экстремистские. Необходимо проверять экспертизы, на основании которых те или иные работы становятся экстремистскими, делать собственные экспертизы и рецензии, привлекать для этой работы признанных специалистов по исламу из академических кругов. В любом случае, начинать нужно с создания центра притяжения интеллектуалов, который бы состоял из мусульман, и немусульман, искренне заинтересованных в сохранении религиозного мира в нашей стране.

Исаев Гумер, руководитель Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока



комментариев