Ответ А. Дворкина на обращение муфтия Н. Аширова

Уважаемый Нафигулла-Хазрат!

Настоящим сообщаю Вам, что автор статьи, из которой Вы и российские мусульмане узнали о прочитанной мною в Архангельском Северном Арктическом университете лекции (и которую Вы почти дословно цитируете в Вашем послании), грубо исказил мою позицию и выдернул ряд моих высказываний из контекста, очевидно с целью вызвать скандал и обострить отношения между православными и мусульманами нашей страны. Надеюсь, после моих нижеследующих пояснений все недоразумения развеются.

Прежде всего, хочу сообщить Вам, что я – светский специалист и не являюсь священнослужителем Русской Православной Церкви, равно как не выступаю в роли ее представителя. Во-вторых, прочитанная мною в САФУ лекция, никоим образом не касалась моей сектоведческой деятельности. Я читал ее в качестве историка-специалиста по истории христианской Церкви. Я с большим уважением отношусь к традиционным религиям нашей страны и, в частности, к исламу – религии многих россиян – моих соотечественников. Целый ряд российских мусульман известен в истории нашей страны незабываемыми подвигами и свершениями. В течение сотен лет, православные и мусульмане жили в России в мире и согласии, являя собой пример добрососедских отношений и религиозной терпимости. Эту свою позицию я неоднократно публично озвучивал.

Я не читаю лекции об исламе и, соответственно они не могли вызывать ни бурной, ни неоднозначной реакции у мусульманской молодежи. Мои публичные лекции посвящены либо тоталитарным сектам, либо истории христианской Церкви. Первые неоднократно получали высокую оценку от исламских религиозных деятелей (в том числе от Вас). Подобные лекции я читал и для мусульманских аудиторий. Также мне достаточно часто доводилось консультировать как мусульманских религиозных деятелей, так и журналистов и рядовых мусульман по вопросам сект. Много раз я помогал исламским семьям, утратившим близких и родных в сектах, и в каждом из этих случаев я сталкивался с их искренней благодарностью за помощь.

Лекция, прочитанная мною в САФУ, касалась интерпретации определенных исторических событий на стыке поздней античности и средневековья, в частности, ранней истории ислама. Как я сам сообщил на лекции, изложенная мною точка зрения была результатом исследований и размышлений целого ряда авторитетных британских историков. Их выводы были суммированы в недавно опубликованной книге известного историка Тома Холланда (Holland Том, "In the Shadow of the Sword - The battle for Global Empire and the End of the Ancient World", London 2012), вышедшей в авторитетном британском издательстве Little, Brown и за год выдержавшей три издания (некий господин Степанов, провокационно привлекший внимание к этой прочитанной мною в камерном формате лекции, вообще ничего не знал про книгу, но лишь упомянул некий, не имеющий никакого отношения к моей лекции, фильм). Эта книга, на которую я и сослался, весьма обстоятельна: ее объем около 530 страниц, из которых почти сто страниц занимают примечания и сноски на источники и научную литературу. Более того, Том Холланд обильно цитирует Коран и привлекает внимание читателей к смыслам, заложенным в этом священном для мусульман тексте. Также и я в ходе лекции, многократно зачитывал слушателям отрывки из Корана, что послужило для многих из них первым контактом с этой книгой.

В силу специфики моих профессиональных интересов, всякая новая научная литература, критически исследующая различные религиозные традиции, будь то ислам или христианство, которое я исповедую, привлекает мое внимание и является предметом для обсуждения на моих лекциях, часто читаемых для ограниченной аудитории и относительно немноголюдных, как, например и лекция в САФУ. И также совершенно очевидно, что позиция обсуждаемого того или иного автора может не совпадать с моей личной позицией.

Безусловно, изложенная мною точка зрения Тома Холланда может не совпадать с рядом положений из устоявшейся картины того времени, но наука никогда не стоит на месте и новые интерпретации событий дают пищу для ума и воображения. Именно поэтому мне показалось интересным познакомить архангелогородских студентов с результатами исследований британских ученых. Я буду рад, если прошедшая лекция породит научную дискуссию, что может позволить тем же студентам и преподавателям САФУ ознакомиться с различными точками зрения и различными системами аргументаций. Думаю, что мусульманским теологам крайне важно было бы ознакомиться с исследованием Холланда и сформулировать на него ответ. В противном случае, многие озвученные им вопросы останутся висеть в воздухе. Надеюсь, благодаря моей лекции внимание российских мусульман было привлечено к вышедшей книге, и они смогут ответить на нее столь же достойно, как и специалисты по истории и богословию христианства отвечали на критические исследования ранней христианской истории.

Поскольку лекция была прочитана мною не для специализированной аудитории, а для людей, мало знакомых с материалом, я читал ее в легком, разговорном тоне, что дает возможность не утрачивать внимания слушателей. Ни в коей мере я не хотел обидеть исповедующих ислам людей или оскорбить их религиозные чувства. Если такое все же произошло, это меня весьма и весьма огорчает.

Вместе с тем, я не могу также не огорчиться из-за той резкой, а зачастую и экстремистской реакции, которую я увидел на некоторых исламских сайтах, где грубые оскорбления в мой адрес перемежаются с неприкрытыми угрозами. Несомненно, во многом это является результатом тенденциозного и искаженного изложения моей лекции упомянутым выше Александром Степановым, доселе никому неизвестным (и фактически анонимного). Он-то и спровоцировал данный скандал, явно добиваясь усиления межрелигиозной напряженности. Сам почерк его поступков указывает на одну тоталитарную секту, от которой страдают в равной степени представители обеих наших религий. Подозреваю, что и самые экстремистские высказывания на сайтах были написаны не настоящими мусульманами, а подставными лицами из этой же самой секты. Цель у них одна – спровоцировать межрелигиозную рознь, чтобы наше внимание было отвлечено от подлинных проблем.

Уважаемый Нафигулла-Хазрат! Думаю, есть много недобрых сил, желающих посеять рознь между православными и мусульманами нашей страны, чтобы на фоне этой розни вырасти и укрепить свои позиции. Они действуют по принципу «разделяй и властвуй». Сейчас мы столкнулись именно с такой ситуацией. Надеюсь, мы сможем проявить достаточно мудрости и выдержки, чтобы не поддаться на очевидную провокацию наших общих врагов, стремящихся сделать все возможное, чтобы натравить нас друг на друга и помешать нашему созидательному труду.

Еще раз выражаю свои искренние сожаления в связи с тем, что намеренно искаженная интерпретация моих слов могла смутить или обидеть верующих мусульман нашей страны.

С уважением,

А. Л. Дворкин, доктор философии, кандидат богословия, профессор ПСТГУ



комментариев