Ответ А. Дворкина на обращение муфтия Н. Аширова

Уважаемый Нафигулла-Хазрат!

Настоящим сообщаю Вам, что автор статьи, из которой Вы и российские мусульмане узнали о прочитанной мною в Архангельском Северном Арктическом университете лекции (и которую Вы почти дословно цитируете в Вашем послании), грубо исказил мою позицию и выдернул ряд моих высказываний из контекста, очевидно с целью вызвать скандал и обострить отношения между православными и мусульманами нашей страны. Надеюсь, после моих нижеследующих пояснений все недоразумения развеются.

Прежде всего, хочу сообщить Вам, что я – светский специалист и не являюсь священнослужителем Русской Православной Церкви, равно как не выступаю в роли ее представителя. Во-вторых, прочитанная мною в САФУ лекция, никоим образом не касалась моей сектоведческой деятельности. Я читал ее в качестве историка-специалиста по истории христианской Церкви. Я с большим уважением отношусь к традиционным религиям нашей страны и, в частности, к исламу – религии многих россиян – моих соотечественников. Целый ряд российских мусульман известен в истории нашей страны незабываемыми подвигами и свершениями. В течение сотен лет, православные и мусульмане жили в России в мире и согласии, являя собой пример добрососедских отношений и религиозной терпимости. Эту свою позицию я неоднократно публично озвучивал.

Я не читаю лекции об исламе и, соответственно они не могли вызывать ни бурной, ни неоднозначной реакции у мусульманской молодежи. Мои публичные лекции посвящены либо тоталитарным сектам, либо истории христианской Церкви. Первые неоднократно получали высокую оценку от исламских религиозных деятелей (в том числе от Вас). Подобные лекции я читал и для мусульманских аудиторий. Также мне достаточно часто доводилось консультировать как мусульманских религиозных деятелей, так и журналистов и рядовых мусульман по вопросам сект. Много раз я помогал исламским семьям, утратившим близких и родных в сектах, и в каждом из этих случаев я сталкивался с их искренней благодарностью за помощь.

Лекция, прочитанная мною в САФУ, касалась интерпретации определенных исторических событий на стыке поздней античности и средневековья, в частности, ранней истории ислама. Как я сам сообщил на лекции, изложенная мною точка зрения была результатом исследований и размышлений целого ряда авторитетных британских историков. Их выводы были суммированы в недавно опубликованной книге известного историка Тома Холланда (Holland Том, "In the Shadow of the Sword - The battle for Global Empire and the End of the Ancient World", London 2012), вышедшей в авторитетном британском издательстве Little, Brown и за год выдержавшей три издания (некий господин Степанов, провокационно привлекший внимание к этой прочитанной мною в камерном формате лекции, вообще ничего не знал про книгу, но лишь упомянул некий, не имеющий никакого отношения к моей лекции, фильм). Эта книга, на которую я и сослался, весьма обстоятельна: ее объем около 530 страниц, из которых почти сто страниц занимают примечания и сноски на источники и научную литературу. Более того, Том Холланд обильно цитирует Коран и привлекает внимание читателей к смыслам, заложенным в этом священном для мусульман тексте. Также и я в ходе лекции, многократно зачитывал слушателям отрывки из Корана, что послужило для многих из них первым контактом с этой книгой.

В силу специфики моих профессиональных интересов, всякая новая научная литература, критически исследующая различные религиозные традиции, будь то ислам или христианство, которое я исповедую, привлекает мое внимание и является предметом для обсуждения на моих лекциях, часто читаемых для ограниченной аудитории и относительно немноголюдных, как, например и лекция в САФУ. И также совершенно очевидно, что позиция обсуждаемого того или иного автора может не совпадать с моей личной позицией.

Безусловно, изложенная мною точка зрения Тома Холланда может не совпадать с рядом положений из устоявшейся картины того времени, но наука никогда не стоит на месте и новые интерпретации событий дают пищу для ума и воображения. Именно поэтому мне показалось интересным познакомить архангелогородских студентов с результатами исследований британских ученых. Я буду рад, если прошедшая лекция породит научную дискуссию, что может позволить тем же студентам и преподавателям САФУ ознакомиться с различными точками зрения и различными системами аргументаций. Думаю, что мусульманским теологам крайне важно было бы ознакомиться с исследованием Холланда и сформулировать на него ответ. В противном случае, многие озвученные им вопросы останутся висеть в воздухе. Надеюсь, благодаря моей лекции внимание российских мусульман было привлечено к вышедшей книге, и они смогут ответить на нее столь же достойно, как и специалисты по истории и богословию христианства отвечали на критические исследования ранней христианской истории.

Поскольку лекция была прочитана мною не для специализированной аудитории, а для людей, мало знакомых с материалом, я читал ее в легком, разговорном тоне, что дает возможность не утрачивать внимания слушателей. Ни в коей мере я не хотел обидеть исповедующих ислам людей или оскорбить их религиозные чувства. Если такое все же произошло, это меня весьма и весьма огорчает.

Вместе с тем, я не могу также не огорчиться из-за той резкой, а зачастую и экстремистской реакции, которую я увидел на некоторых исламских сайтах, где грубые оскорбления в мой адрес перемежаются с неприкрытыми угрозами. Несомненно, во многом это является результатом тенденциозного и искаженного изложения моей лекции упомянутым выше Александром Степановым, доселе никому неизвестным (и фактически анонимного). Он-то и спровоцировал данный скандал, явно добиваясь усиления межрелигиозной напряженности. Сам почерк его поступков указывает на одну тоталитарную секту, от которой страдают в равной степени представители обеих наших религий. Подозреваю, что и самые экстремистские высказывания на сайтах были написаны не настоящими мусульманами, а подставными лицами из этой же самой секты. Цель у них одна – спровоцировать межрелигиозную рознь, чтобы наше внимание было отвлечено от подлинных проблем.

Уважаемый Нафигулла-Хазрат! Думаю, есть много недобрых сил, желающих посеять рознь между православными и мусульманами нашей страны, чтобы на фоне этой розни вырасти и укрепить свои позиции. Они действуют по принципу «разделяй и властвуй». Сейчас мы столкнулись именно с такой ситуацией. Надеюсь, мы сможем проявить достаточно мудрости и выдержки, чтобы не поддаться на очевидную провокацию наших общих врагов, стремящихся сделать все возможное, чтобы натравить нас друг на друга и помешать нашему созидательному труду.

Еще раз выражаю свои искренние сожаления в связи с тем, что намеренно искаженная интерпретация моих слов могла смутить или обидеть верующих мусульман нашей страны.

С уважением,

А. Л. Дворкин, доктор философии, кандидат богословия, профессор ПСТГУ



12 комментариев


  1. (23.03.2013 21:42) #
    1

    Будем, надеется, что этот человек написал правду. Когда человек говорит, что он светский у меня впечатление, что говорящий неразмышляющий человек и мне этих людей искренне жалко, ибо они невежды. О Аллах помоги им достичь истину!

  2. (23.03.2013 22:03) #
    0

    Дворкин очень мощный сектолог, слушал его передачу на ютубе, про всякие тоталитарные секты, много интересного узнал, он прям по косточкам разбирает всякие секты. Не думаю, чтоб такой образованный человек плохо говорил об Исламе.

    • (24.03.2013 14:43) #
      -2

      "Век живи век учись" как говориться. Наверное дал слабинку, не сдержался. А теперь понял что к чему. Может быть здесь такой вариант? Видно что этот человек схватывает все на лету, умный.

  3. (23.03.2013 22:07) #
    3

    Сколько бы эти дворники и кочегары не бредили,те кому всевышний даровал истину находят,и вступают на верный путь возвращаются в единоверие.

  4. (24.03.2013 13:43) #
    2

    "Думаю, что мусульманским теологам крайне важно было бы ознакомиться с исследованием Холланда и сформулировать на него ответ" - я смотрю у А. Дворкина проблемы с чтением. Вам же не двусмысленно указали на Исламская образовательная и исследовательская академия (iERA) даже выпустила специальный пресс-релиз, в котором в девяти подробных пунктах изложены исторические неточности работы Холланда. Даже не читая этого, прежде чем читать вранье студентам можно было погуглить 10 минут и вы нашли бы ответы на все ваши так называемые "неточности" в Коране и в Исламе. Они там разжеваны для таких товарищей как вы. Но нет, вам же не истина нужна, вам нужно просто строить из себя умного человека который разбирается в исламе. А на самом деле знаний 0.

  5. (24.03.2013 13:46) #
    2

    "смогут ответить на нее столь же достойно, как и специалисты по истории и богословию христианства отвечали на критические исследования ранней христианской истории" - что то я не заметил этого достойного ответа. Может вы зайдете на сайт Дулумана и там ответите, а то вас разносят там в пух и прах а вы ничего ответить не можете!

  6. (25.03.2013 02:01) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  7. (25.03.2013 02:02) #
    2

    Assalamu aleykum, kakaya pravda ot dvorkina? Vy chto? Te kto ne ponimaet, prochitayte eto obrashenie opyat', ono propahlo sarkazmom. Eto yavnoe izdevatelstvo, a ego vyskazyvaniya sekulyristy pryam na ura rashvatali, nu ni4e, kajdomu vozdastsya, nikogo ne osujdayu, kajdyi nadelen razumom.

  8. (25.03.2013 02:04) #
    2

    Pravda ne vse im polzuyutsya

  9. (25.03.2013 18:07) #
    0

    чёта видео его антиисламское исчезло.

  10. (25.03.2013 18:13) #
    0

    "Сектовед Дворкин и история Ислама: продолжение"
    25 марта 2013, 12:57
    http://echo.msk.ru/blog/stiepanov75/1038142-echo/

  11. (25.03.2013 20:44) #
    0

    Каждый должен заниматься своим делом. Если у тебя есть базовое образование в какой-либо области, то занимайся тем, чему обучен. Браться судить о чем-то, не имея элементарных познаний - глупо и не красит человека даже титулованного. Одного из таких скороспелых "исламоведов"-исламовредов, уважаемый советский религиовед Юрий Петраш, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, участник и ветеран Великой Отечественной войны назвал, цитирую: " Клеврет церкви, проституирующий собственной совестью".
    Обращусь его словами к г-ну Дворкину:

    "Многоуважаемый!
    Как это угораздило Вас занестись в исламоведение? Вы ведь откровенно не уважаете ни мусульман, ни их религии. За это говорят все Ваши ничтожно плохие статьи и опусы. Обвинять Вас в этом имею полное моральное право. На фронтах Великой Отечественной войны я бок о бок дрался с ними против гитлеровских орд, ел из одного котелка и укрывались одной шинелью, а после контузии меня вылечил казахский госпиталь. Потом у меня были тысячи студентов из мусульман и десятки коллег по исследованиям среднеазиатского ислама. И я горд нашей неиссякаемой дружбой. Залогом этой дружбы является уважение народов мусульманского Востока и их древней культуры.
    Спрашиваю Вас: какое моральное право имеете Вы, не уважая и не зная этой культуры, вторгаться в ее мировоззренческое русло?
    Немедленно покиньте его и не бросайте тени на подлинное научное исламоведение отечественных исследователей. Немедленно! Займитесь-ка своей географией и не позорьте чести нашей великой русской науки...

    Знайте, мы, ветераны, больше не позволим Вам позорить научное исламоведение и оскорблять достоинства нами уважаемых мусульман.

    Умному достаточно.

    Юрий Петраш, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, участник и ветеран ВОВ, Почетный гражданин г. Обнинска".

  12. (27.03.2013 21:32) #
    0

    Видео сначала было удалено с YouTube, а потом была удалена и ссылка на него из исходной статьи.