Мусульманский фикх не может стоять на месте, поскольку это – не застывшая догма и не закостеневший свод мертвых законов. Шариатское право – это живая, постоянно развивающаяся и обогащающаяся правовая система.
Лучшим тому подтверждением являются тенденции развития фикха в наиболее динамичных и модернизированных исламских общинах, сталкивающихся с невероятно сложными для себя вызовами в окружении немусульманского общества.
Гибкость фикха - необходимость
Британская ассоциация мусульманских социологов (AMSS UK) и Международный институт исламской мысли (IIIT), которые неоднократно проводили исследования по современному фикху, утверждают, что из всех исламских наук, фикх всегда был наиболее гибким, динамичным и изобретательным.
Гибкость фикха заключается в постоянной необходимости обеспечения баланса между общим и частным, неизменным и переменным, в постоянной необходимости учитывать меняющиеся условия жизни мусульман в зависимости от времени и места проживания.
Целью фикха (в буквальном смысле – «понимание») всегда было понять, что представляют собой законы Шариата, и показать, каким образом они должны быть применены к реальной жизни и практическим проблемам исламского общества.
При этом мусульманам должно быть очевидно, что фикх является не конечной и застывающей по мере достижения целью, а постоянным и безостановочным процессом развития мусульманского правопонимания и правоприменения.
Его динамичность и безостановочность обусловлена динамичностью и безостановочностью развития человеческого общества, на постоянно меняющиеся нужды которого фикх призван отвечать. Отсюда, фикх на каждом новом этапе своего развития предполагает не только необходимость давать правовые ответы с позиций Шариата на вновь возникающие ситуации, но и постоянную готовность пересмотра прежних форм или структур фикха.
Это вызвано необходимостью постоянного приведения фикха в соответствие с нуждами развивающегося общества, в противоположность смертельному для мусульманского права и общества застреванию на уровне развития фикха предыдущих поколений.
Советы по фикху западного мира
Однако, фикх развивается не сам по себе. Его должны развивать и приводить в соответствие с меняющимися общественными и политическими условиями исламские ученые правоведы - факихи.
Эти ученые сегодня в западных странах объединены в профессиональные Советы по фикху – Европейский совет по фатвам и исследованиям и Северо-американский совет по фикху.
Появление своего Совета по фикху необходимо в каждом регионе с достаточной крупной мусульманской общиной со своими специфическими культурными, историческими и социальными условиями. Поскольку Совет по фикху должен эти особенности принимать к сведению при разработке фатв и рекомендаций.
Оттого, вполне естественно, что, Европейский совет по фатвам и исследованиям ориентируется на особенности жизни мусульман Европы, Северо-американский совет по фикху ориентируется на особенности жизни мусульман Северной Америки.
Предельно очевидно, что подобный же Совет по фикху необходим и в России – для разработки и адаптации современного фикха под специфические особенности общественно-политической жизни российских мусульман.
Идея создания Совета улемов
Такие инициативы в России рождались неоднократно. Например, в виде идеи создания Совета улемов при Совете муфтиев России. Данный Совет должен быть всероссийским, поскольку на региональном уровне подобные Советы уже существовали в Татарстане, Дагестане и Чечне.
Идея учреждения Научного и богословского совета (Совета улемов) при Совете муфтиев России была озвучена 18 ноября 2007 года на очередном заседании СМР в Москве.
По предложению нижегородских мусульман во главе с Дамиром Мухетдиновым Совет улемов общероссийского уровня должен состоять из двух палат - Религиозной, членами которой станут российские мусульмане, имеющие высшее богословское образование, и Светской, куда войдут мусульмане, призванные решать вопросы взаимоотношений мусульман с государством.
Светские ученые должны были подготовить всеобъемлющий Договор между российским государством и мусульманской уммой России, который призван был регулировать все взаимные вопросы и споры.
По мнению авторов идеи, Совет должен был взять на себя функции аш-Шуры в рамках России и стать высшей законодательной и судебной инстанцией в рамках шариатского права. Это дало бы возможность ввести всех муфтиев, имамов и рядовых мусульман в рамки единого правового пространства, сочетающего в себе нормы российского законодательства и мусульманского права в рамках ханафитского мазхаба.
Однако данная инициатива так и не была доведена до конца. Как рассказал Дамир Мухетдинов (ныне заместитель председателя ДУМЕР), основная причина неудачи это раздробленность муфтиятов. «Умма раздлена на разные центры, группы по интересам, было много противников создания Совета. Основной аргумент был таков: уже существует Совет муфтиев России, зачем создавать параллельную структуру?», - вспоминает Мухетдинов.
Совет по фикху на базе Центра «аль-Васатыйя»
Другая инициатива была связана с созданием Совета по фикху на базе Научно-просветительского центра «аль-Васатыйя». Был даже подписан соответствующий договор между Всемирным союзом мусульманских ученых с одной стороны и российским Научно-просветительским центром «аль-Васатыйя» - с другой.
Согласно этому договору, состав Совета должен был формироваться на паритетной основе из числа российских мусульманских лидеров и исламских ученых мирового уровня. Однако, в силу разных причин российские власти побоялись дать последнее «добро» на создание этого Совета.
Идея создания Академии по фикху
Вновь подобная идея была озвучена осенью 2014 года в рамках прошедшей в Стамбуле IV сессии Ассамблеи Всемирного союза мусульманских ученых (ВСМУ). А точнее, в ходе встречи российских мусульманских религиозных и общественных деятелей с генеральным секретарем Союза шейхом Али аль-Карадаги.
На повестку был вынесен вопрос о создании в России Академии фикха. Данная инициатива, как сообщила российская сторона, прорабатывается на протяжении нескольких лет. Судя по всему, здесь как раз таки и имелась в виду инициатива создания Совета по фикху на базе Центра «аль-Васатыйя».
Али аль-Карадаги, со своей стороны, рассказал о том, как работает институт Академии фикха. По его словам, разработкой и вынесением фетв занимаются ученые на местах, руководствуясь реалиями своих регионов.
Затем религиозно-правовое заключение получает оценку Всемирного союза мусульманских ученых (ВСМУ), после чего оно становится уже не частным мнением, а коллективным заключением улемов-членов Союза. Как отметил генеральный секретарь, в настоящее время членами ВСМУ являются 95 тысяч ученых во всех областях знаний ислама и шариата.
Инициативу поддержали все представители российской делегации. «Сегодня Россия как никогда нуждается в консолидации общества. Для этого имеются реальные условия. Мы приветствуем деятельность ВСМУ, который на деле продемонстрировал свою эффективность в России и СНГ.
Благодаря ВСМУ удалось урегулировать межнациональный конфликт в Киргизии, который чуть было не привел к масштабному противостоянию с участием радикальных религиозных элементов», – подчеркнул руководитель Ингушского общественного центра Москвы и Московской области Салман Наурбиев.
Заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Али Полосин особо отметил роль Союза по урегулированию ситуации на Северном Кавказе.
«Была проведена большая работа на Северном Кавказе с представителями различных исламских течений, в результате которой было положено начало диалогу духовных управлений с представителями умеренных салафитских групп, что способствовало снятию напряженности в мусульманском сообществе, а также понизило общий градус радикальных настроений мусульманской молодежи, – сказал российский мусульманский ученый».
Глава Международной исламской миссии Шафиг Пшихачев в свою очередь предложил открыть структурное подразделение ВСМУ в России. По его словам, это поможет развитию конструктивного сотрудничества между Советом и мусульманскими религиозными организациями в России.
P.S.
Однако, до сегодняшнего дня ни одна из этих инициатив до конца не доведена. Российские мусульмане уже которое десятилетие остаются без научно-обоснованных с точки зрения шариата ответов на самые острые и болезненные вопросы.
Яркое свидетельство тому – стремительный отток российской молодежи в Сирию для вступления в ряды "Исламского государства", лидеры которого готовы без задержек давать собственные ответы на волнующие мусульманскую молодежь вопросы, оставшиеся без ответа в родной стране.
Руслан Курбанов, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат политических наук