Спячка уммы, застой фикха и радикализация молодежи

Мусульманские эксперты уже много раз озвучивали истинные причины радикализации мусульманской молодежи. Эта проблема – очень глубокая и многогранная. И рассматривать ее нужно с самых разных углов и точек зрения, чтобы понять во всей ее полноте. Сегодня я предлагаю взглянуть на нее с точки зрения застоя в мусульманском фикхе, имеющем место в нашей стране.

Халиф Умар о потенциале уммы

В мире мало найдется людей, которые не знают, что Россия – одна из богатейших стран мира… Нефть, газ, уголь, золото, алмазы… Но самым большим богатством России являются, конечно же, люди, ее населяющие. И 20-миллионового мусульманского сообщества нашей страны это касается, в первую очередь.

Поскольку наши праведные предки, как никто другой понимали ценность человеческого фактора в работе на пути Аллаха, в работе на пользу своей общины, народа и страны. Халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) как-то сел в компании некоторых сподвижников и сказал им: «Пожелайте что-нибудь».

Кто-то сказал: «Я желаю, чтобы это место заполнилось золотом так, чтобы я потратил его на пути Аллаха». Умар (да будет доволен им Аллах) повторил своё требование: «Пожелайте что-нибудь».

Кто-то ещё сказал: «Я желаю, чтобы это место наполнилось жемчугом, драгоценными камнями и украшениями, чтобы я мог потратить всё это ради Аллаха и раздать это в милостыню».

Несомненно, эти пожелания были благими, но не они занимали ум Умара (да будет доволен им Аллах). Итак, он сказал снова: «Пожелайте что-нибудь». Они сказали ему: «Мы не знаем, что нам пожелать, о повелитель правоверных».

Тогда Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я желаю, чтобы оно наполнилось людьми, подобными Абу Убайде аль-Джарраху, Муазу ибн Джабалю, Салману - вольноотпущеннику Абу Хузайфы и Хузайфе ибн Йамаме!».

Это очень красивый и убедительный пример проницательности халифа Умара (на будет доволен им Аллах), как повелителя мусульман, осознававшего, что самой большой ценностью для нас являются не драгоценности, не металлы, не золото. Самой большой ценностью для нас обладают именно люди с чистыми душами, с искренними сердцами, на грани самоотречения усердствующие на пути служения своей религии.

Но при всей ценности человеческого потенциала мусульманского сообщества России мы вынуждены признавать, что это один из самых нераскрытых пока потенциалов и богатств нашей страны. Мусульманская умма России пока не проснулась окончательно от спячки, в которую она была погружена в советское время.

Истихрадж через иджтихад

Мусульманская община развивается слишком, непозволительно медленно. Она не успевает за теми новыми вызовами и возможностями, которые диктует ей ускоряющееся развитие информационного общества. Оттого, если осознаем невероятно мощный, но пока еще спящий и дремлющий потенциал мусульманской уммы, перед нами встают следующие задачи.

Во-первых, задача извлечения, раскрытия этого потенциала. К этой задаче можно даже использовать арабский термин «истихрадж», использующийся в отношении извлечения из-под земли и добывания полезных ископаемых. То есть мы должны извлечь скрытый пока потенциал нашей умму, чтобы он работал на благо нашей религии, на благо нашей страны, на благо нашего народа.

Во-вторых, после извлечения этого потенциала, мы должны дать нашей умме достойное образование, глубокое понимание своей религии и уникальности страны, в которой они проживают, наставить их на истинный путь – путь добра, справедливости и избегания крайностей.

В-третьих, после познания своей религии, мусульмане России должны начать развивать ее правовой, социальный, общественный и политический потенциал применительно к нуждам российского общества. Это возможно путем иджтихада, через развитие фикха – мощного пласта правовой культуры ислама.

Однако долгие столетия, пока в масштабах всего исламского мира врата иджтихада считались закрытыми, за долгие десятилетия советского атеизма и безбожия, мусульманское правовое знание превратилось в мёртвый набор устоявшихся еще в средние века, застывших и безнадежно устаревших догм.

То есть для мусульман России фикх на долгие годы застыл и окаменел. Но все дело в том, что фикх ни коим образом не может и не должен быть набором мертвых, застывших и устаревших догм. Фикх – это процесс, это живое поле, которое должно постоянно развиваться вслед за развитием общества.

Оживление и воплощение знания

Фикх должен постоянно адаптироваться к нуждам и запросам нашей жизни, которая меняется день ото дня. Именно из-за того, что у нас фикх на протяжении долгих столетий застыл в таком виде, в каком он доведен учеными до позднего средневековья, именно из-за этого мы получили застой мусульманской мысли, застой в развитии фикха и застой в развитии мусульманской уммы.

Ну и, наконец, в-четвертых, мусульмане России должны вспомнить, что ислам – это не религия конференций, не религия заявлений, не религия знаний, оторванных от жизни. Ислам – это религия практических действий. Ислам – это религия практического знания, т.е знания, переведённого в практику, знания, переведённого в конкретные дела.

Ярким примером тому является тот факт, что сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) понимали суть получаемого религиозного знания. Так, по мере ниспослания Всевышним Корана Своему Пророку (мир ему и благословение) они заучивали по 10 аятов наизусть и сразу реализовывали их смысл в своей жизни.

Они даже не переходили к заучиванию следующих 10 аятов, пока не реализовывали в своей жизни смысл предыдущих 10 аятов. И в этом была величайшая мудрость, поскольку Аллах Всевышний сказал в Своей Книге: «Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша. Мы ниспослали его частями» (17:106).

Мудрость такого подхода в том, чтобы верующие, получая знания, каждую долю полученного знания старались тут же воплощать в своей жизни. Именно так развивался ислам, именно так он состоялся в этом мире. И именно это является путём воплощения настоящих ценностей и принципов ислама в жизни российской уммы - идей добра, мира, справедливости, избегания заблуждений и крайностей.

Порыв молодежи

А теперь давайте зададим себе вопрос, кто острее всего из мусульманской общины реагирует на все указанные выше проблемы? Конечно же, мусульманская молодежь. В силу своей большей искренности, большей горячности, большего максимализма, большей неопытности она бросается вперед в надежде одним рывком преодолеть спячку и застой нашей уммы.

Но ей на этом пути катастрофически не хватает глубоких знаний, трезвости оценки, жизненного опыта, мудрого наставления исламских ученых старшего поколения. Не хватает в том числе и потому, что, как говорил шейх Юсуф аль-Карадави, обладатели знания и духовные лидеры слишком оторвались от молодежи, вознеслись и пребывают «в башнях из слоновой кости».

Оттого наша молодежь, которой не хватает знаний, трезвой оценки и мудрого наставления ученых, впадает в крайности и даже заблуждения. Поскольку она жаждет в короткий срок решить все четыре задачи – пробудить умму от спячки; быстро пропитать умму знаниями, которыми пока сами молодые не обладают; разбить оковы, все еще сдерживающие развитие фикха; и начать применение норм исламского права на практике.

На этом пути, когда молодежь видит инертность старшего поколения, отчужденность муфтиев от проблем молодежи, неготовность большинства духовных лидеров следовать декларируемым своими же устами принципам, молодежь впадает в отчаяние.

Жажда подвига

Она ищет себе других лидеров, более искренних, как им кажется, более готовых к самоотдаче и самопожертвованию. И этих лидеров она находит в радикальных проповедниках, призывающих к вражде и насилию. Почему?

Да потому что эти проповедники своим примером показывают, что они готовы следовать заявляемым ими принципам, что они готовы доказывать своими делами, насколько они верны своим убеждениям.

Они готовы бросить свои семьи, прибыльный бизнес, успешную карьеру,… Они готовы идти на смерть, готовы пожертвовать жизнями своих детей и близких. Да, по мнению проповедников умеренности, путь насилия – это неправильный путь. Но решимость радикальных проповедников пожертвовать всем на пути реализации своих убеждений пленяет молодежь.

Оттого, нам не побороть проблему радикализации молодежи, пока мы не взрастим в проповедниках умеренности такую решимость и такое же самоотречение. Поскольку молодёжь жаждет подвигов искренности и подвигов решимости на пути пробуждения уммы, получения знаний, развития фикха и реализации положений ислама на практике.

Именно к таким подвигам и нужно готовиться проповедникам исламских ценностей, умеренности, мира и справедливости…



52 комментариев


  1. (05.07.2012 16:40) #
    5

    Ислам – это религия практических действий. Ислам – это религия практического знания, т.е знания, переведённого в практику, знания, переведённого в конкретные дела.
    Правильно и об этом знают простые мусульмане,но как убедить тех кто назвал себя муфтием и против действии?
    Ведь для них это то место где они сидят важнее чем сами мусульмане окружающие их,кто сеет раздор,кто одних мусульман обвиняет,а других изгоняет???Много таких вопросов,да ответа думаю не будет.

    • (05.07.2012 16:50) #
      2

      Ас-салям алейкум,брат Gabdulla! На самом деле, ответы есть, только вот их в свет не впускают. Мягко говоря-гасят всех кто пытается расставить всё по полочкам...

  2. (05.07.2012 16:51) #
    3

    Respect Ruslan.

  3. (05.07.2012 18:24) #
    -2

    Я не понимаю, про какую страну он говорит?! Про Россию? Он предлагает развивать фикх в рамках российской конституции?! То есть подстроить ислам под куфр?! Это и так уже повсеместное явление, которое целенаправленно внедряют в умму, лишь бы к полному претворению ислама во всех сферах жизни мусульмане не дошли.

    • (05.07.2012 18:37) #
      -6

      Я думаю, что господин Курбанов, являющийся гражданином РФ, безусловно имел ввиду Тринидад и Тобаго, хотя непосредственно в статье не упоминается о этом государстве. Нужно просто уметь читать "между строк".

      • (05.07.2012 18:56) #
        -3

        Кто бы мне еще объяснил слова "Тринидад и Тобаго"...я не привыкла на таком разговаривать.

        • (05.07.2012 23:41) #
          3

          Тринидад и Тобаго - это государство такое островное, в Карибском море.

          • (05.07.2012 23:54) #
            0

            ДжазакаЛлаху хайрон, брат.

            • (05.07.2012 23:58) #
              -1

              Вы действительно этого не знали? Я думал - шутите...

  4. (05.07.2012 18:29) #
    1

    Yakina, а ты что предлагаешь? Оставить фикх на уровне развития времен аббасидского халифата? С таким фикхом только против монголов воевать, а не превращать мусульман в лидеров всего российского общества

    • (05.07.2012 18:39) #
      -1

      Ассаляму алейкум! В каких моих словах вы усмотрели помыслы "оставить фикх на уровне..."? Я пытаюсь понять, что подразумевается под "российским обществом", "нашей страной" и т.п.

  5. (05.07.2012 18:47) #
    4

    Ваалейкум ас-салам Yakina. Под российским обществом я имел в виду общество, в котором мы живем, состоящее из мусульман, христиан, иудеев, буддистов, атеистов и геев. Под нашей страной я имел в виду Россию, где есть Карамахи и Учкекен, а есть Коднопога и Беслан. Нам придется здесь жить и проповедовать, как жил и проповедовал в обществе мушриков наш Пророк (С.а.с).

    • (05.07.2012 18:54) #
      -3

      То есть предлагается развивать ислам в рамках законов Конституции, позволяющей геям жить в свое удовольствие? Как показывает нам опыт Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), развить ислам в обществе мушриков ему удалось только джихадом, после того, как общество Медины добровольно захотело жить по законам Аллаха.

      • (05.07.2012 19:03) #
        3

        "Как показывает нам опыт Пророка" (с.а.с.), он 13 лет проповедовал в Мекке, и покинул ее, только когда его дальнейшее пребывание там оказалось невозможным. Вы желаете сказать, что все это время было потрачено Пророком (с.а.с.) зря?

        • (05.07.2012 19:28) #
          -2

          В каких моих словах вы прочли такие желания? Странные выводы какие-то...не из мусульманского адаба.

          • (05.07.2012 19:43) #
            2

            А причем здесь адаб - только логические выводы: если, как Вы утверждаете, "развить ислам в обществе мушриков ему удалось только джихадом" (я бы здесь выделил слово "только"), следовательно, иными способами, кроме джихада, ему развить ислам в обществе мушриков НЕ удалось (хотя это и неправда, и появление целой плеяды мухаджиров было прекрасным развитием исалма в обществе мушриков путем мирной проповеди), а следовательно, это время оказалось потраченным зря.

            • (05.07.2012 22:26) #
              -3

              А адаб при том, что "найди 70 оправданий", а вы пытаетесь в моих словах прочесть то, чего и в помине нет, похоже на провокацию. А по существу вопроса: у нас с вами значит разное понимание "развитие ислама". В вашем понимании: это значит появление отдельных мусульман в обществе. В моем - это нечно иное.

              • (05.07.2012 23:00) #
                2

                Адаб в том, чтобы, сказав "А", не отказываться от выводов из собственных слов. То есть в Вашем понимании 13 лет мирной проповеди пророка Мухаммада (с а. с.) в Мекке к "развитию ислама" не привели, а привели только к "появлению отдельных мусульман в обществе", теперь я Вас правильно понял?

                • (05.07.2012 23:11) #
                  1

                  И на провокацию больше похож Ваш первый пост - помните: "Я не понимаю, про какую страну он говорит?! Про Россию? Он предлагает развивать фикх в рамках российской конституции?! То есть подстроить ислам под куфр?! Это и так уже повсеместное явление, которое целенаправленно внедряют в умму, лишь бы к полному претворению ислама во всех сферах жизни мусульмане не дошли".
                  Что-то тут Вы не слишком пытались найти для автора 70 оправданий, а вспомнили о них лишь по отношению к себе, любимой.

                • (05.07.2012 23:15) #
                  -2

                  Ваши выводы - ваше личное видение, оно не всегда совпадает с истиной. Если для вас развитие ислама - это появление новых мусульман (хвала Аллаху!), то почему так умма то беспокоится? Что ей не хватает?

                  • (05.07.2012 23:22) #
                    2

                    Нет, поскольку эти Ваши слова связаны с деятельностью пророка (с. а. с.), этот авопрос принципиальный. Не надо отказываться от своих слов. Вы сказали буквально: "развить ислам в обществе мушриков ему удалось ТОЛЬКО (выделено мной) джихадом". Следовательно, другими средствами (не джихадом) ему "не удалось развить ислам в обществе мушриков"? Да или нет?

                    • (05.07.2012 23:33) #
                      -2

                      Вы под развитием ислама что подразумеваете? (замкнутый круг какой-то, уже об одном и том же). Не путайте, когда человек пытается понять логику мышления, а когда пытается наковырять то, чего и в мыслях не было. Вы лично в беседе со мной пытаетесь ковырять. Складывается ощущение, что вам диалог не нужен...Аллаху алим.

                      • (05.07.2012 23:39) #
                        0

                        Не важно, что я подразумеваю под развитием ислама. Я спрашиваю: признаете ли Вы, что из Вашего высказывания А "развить ислам в обществе мушриков ему удалось ТОЛЬКО джихадом" ЛОГИЧЕСКИ ВЫТЕКАЕТ высказывание В "ему не удалось развить ислам в обществе мушриков". Меня интересует только то, признаете ли Вы здесь наличие формальной логической связи. Только это - дайте прямой ответ - да или нет?

                        • (05.07.2012 23:47) #
                          -1

                          Если у нас разное понимание "развитие ислама", то как я вам дам ответ? Вы про одно, я про другое... Поэтому и спрашиваю, что вы под этим подразумеваете?

                          • (05.07.2012 23:52) #
                            0

                            Вы формальную логику когда-нибудь изучали? Она изучает только связи между переменными предикатами или высказываниями, АБСРАГИРУЯСЬ ОТ ИХ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ. Еще раз спрашиваю, есть ли между высказыванием А и высказыванием В ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ, если абстрагироваться от их содержательных аспектов, а, следовательно, и от моего понимания этих аспектов? Да или нет?

                            • (06.07.2012 00:15) #
                              -1

                              Вопрос уж больно серьезный, чтоб АБСТРАГИРОВАТЬСЯ ОТ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ. Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракятух!

                              • (06.07.2012 05:02) #
                                -1

                                Вы вот тут в другом месте утверждаете: "Для того, чтобы дать фетву, не надо быть муджтахидом". Как говорится, комментарии излишни. Вот и ссылка на Ваше высказывание:
                                http://ansar.ru/sobcor/2012/06/28/31313
                                Как насчет того, чтобы немного самой подучиться прежде чем учить других?

                  • (05.07.2012 23:36) #
                    0

                    :) сестра если ты сестра не обижайся, но ты реально смахиваешь на "Тринидад и Тобаго". Прости не удержался.

                    • (05.07.2012 23:51) #
                      -2

                      А зачем мне обижаться, необдуманные слова и действия будут кому-то убытком на Судном дне в мою пользу. Так что можно только поблагодарить.

      • (06.07.2012 10:25) #
        0

        "развить ислам в обществе мушриков ему удалось только джихадом"
        Какой смысл вы вкладываете в слово "джихад"?

  6. (05.07.2012 23:13) #
    3

    На мой взгляд состояние уммы немного иное, чем описал его автор данной статьи. Именно сейчас идет активное пробуждение исламского сознания мусульман России, огромное количество братьев устремляется на учебу в арабские страны. Именно там, в арабских странах молодежь изучает классические книги больших ученых по шариатским наукам (акыда, фикх, тафсир, хадисы, арабский язык и.т.д.), именно там, молодежь встречается с большими учеными современности, которым задает вопросы и с которыми обсуждает самые острые проблемы, которые имеют место быть в России. На мой взгляд, сегодня исламская молодежь все больше и больше ориентируется на настоящих, признанных ученых нашей уммы и все меньше и меньше смотрит в сторону обычных неграмотных чиновников - муфтиев, востоковедов всех мастей, исламоведов и политологов. Что касается радикализма молодежи, то автор абсолютно не раскрывает истинные причины этого явления, а это тотальная война властей с исламом и мусульманами на всех фронтах. По поводу застоя в фикхе, то возможно этот застой присутствует только у автора этой статьи. Ни для кого ни секрет, что существует фикх меньшинств, в котором мусульмане могут черпать ответы на вопросы, которые ставит перед ними реальность. Существует огромное количество фатав и томов книг по этому вопросу. Мы же мусульмане России должны изучать и доносить все это до масс, что и пытаются сегодня сделать многие братья, но проучившись много лет в арабских странах приезжая домой сталкиваются с тотальной, враждебной и преступной политикой российских властей. Так что, не так все грустно, как читается в этой статье.

    • (05.07.2012 23:24) #
      2

      Ас-саляму алейкум, ахи! Знаете, у меня есть один вопрос: считаете ли Вы уже разработанный фикх меньшинств полностью применимым в России без учета российской специфики?

  7. (05.07.2012 23:35) #
    3

    Ва алейкум ас-салям, брат! Брат, российская специфика, а точнее та система координат в которой мы живем, конечно должна учитываться, без этого не получится совершить правильные и взвешенные шаги.

  8. (05.07.2012 23:39) #
    3

    Ва джазакя! А про "кремлядь" и "селигерскую тлю" мне понравилось.

  9. (05.07.2012 23:59) #
    0

    Интересно, а кто знает, что означают цифры +2, + 1, в правом верхнем углу сообщения?

    • (06.07.2012 00:00) #
      0

      Разницу между количеством одобряющих и порицающих данный пост.

  10. (06.07.2012 00:48) #
    0

    Автор пишет: "Однако долгие столетия, пока в масштабах всего исламского мира врата иджтихада считались закрытыми"
    Откуда он делает такой вывод? Если я правильно понял мысль автора, то он считает, что во всем исламском мире многие столетия право на иджтихад отсутствовало. Извините, но это из области "маразм крепчал". Интересно, кто же и когда закрыл эти врата иджтихада????????

  11. (06.07.2012 00:57) #
    0

    Далее автор пишет: "за долгие десятилетия советского атеизма и безбожия, мусульманское правовое знание превратилось в мёртвый набор устоявшихся еще в средние века, застывших и безнадежно устаревших догм"
    Опять автор выражает лишь свое понимание данного вопроса. Если автор имеет ввиду под догмами ахкямы шариата, то они устоялись еще в более раннее время, и эти ахкямы имеют основы и доказательства из Корана и Сунны. Интересно о каких догматов идет речь в этой статье????????

  12. (06.07.2012 01:55) #
    2

    Приношу свои извинения автору, по поводу "маразм крепчал" и "врат итждихада". Немного ознакомившись с этой темой, понял, что я не прав и поспешил с выводами.

  13. (06.07.2012 10:21) #
    1

    Одна из немногих статей на традиционном исламском сайте, в которой автор объективно пытается поднять реальные вопросы и понять причины радикализации и застоя в мусульманской умме России (хотя я бы не ограничивался только Россией - всё это можно отнести ко всей мусульманской умме). Согласен с автором, что проблема мусульманского общества лежит в плоскости фикха, который является "мёртвым набором устоявшихся еще в средние века, застывших и безнадежно устаревших догм". Этот "набор" мы имеем благодаря уважаемым учёным, 1400 лет смело балансирующим между аятами Корана и хадисами, зачастую отдавая предпочтение последним. Что касается радикализации. Когда возникают проблемы в обществе - всегда находятся "враги", которые как представляется являются причиной всех бед общества. А если к этому подвести идеологическую базу, то в руках у общества оказывается мощный инструмент для борьбы с "врагами" - фанатичные последователи, готовые убивать невинных людей или даже своих братьев за идею. Но это никак не решает проблемы исламского общества, а только маргинализирует умму от общества людей, таких же творений Аллаха. Не "джихад" (в узком понимании этого слова) спасёт нашу умму, а личное саморазвитие каждого мусульманина. Читай Книгу, но не ту что написали люди.

    • (06.07.2012 10:28) #
      -1

      Согласен с автором, что проблема мусульманского общества лежит в плоскости фикха, который является "мёртвым набором устоявшихся еще в средние века, застывших и безнадежно устаревших догм". Этот "набор" мы имеем благодаря уважаемым учёным, 1400 лет смело балансирующим между аятами Корана и хадисами, зачастую отдавая предпочтение последним.

      Т.е. последние по вашему вообще не заслуживают никакого внимания? И какие именно догмы вы считаете застывшими и безнадежно устаревшими?

      • (06.07.2012 19:49) #
        -1

        Приведу некоторые примеры (не сомневаюсь, что буду заклеймён неучем, т.е. «не учёным») положений Шариата оторванных от Корана и основанных только на хадисах:
        1)Приём пищи только правой рукой;
        2)Обрезание;
        3)Средневековая одежда;
        4)Пришествие Имама Махди и даджаля;
        5)Прикосновение к чёрному камню во время Хаджа;
        6)Наказание смертью за вероотступничество;
        7)Забивание камнями, как наказание за прелюбодеяние;
        8)Смертная казнь (различные варианты - сожжение заживо, сбрасывание с самого высокого здания с последующим забиванием камнями или просто забивание камнями), как наказание за гомосексуализм;
        Или еще из последних законов Шариата – Рада (вскармливание грудью). Фатва была выпущена в 2007 году Dr. Izzat Atiyya в Аль-Азхаре. Эта фатва, основанная на хадисах, рекомендует, к примеру коллегам мужчине и женщине, использовать кормление грудью чтобы обойти религиозный запрет на нахождение наедине друг с другом. Фетва говорит, что женщина должна накормить мужчину-коллегу «непосредственно из своей груди» как минимум 5 раз, таким образом они могут после этого находиться наедине друг с другом на работе, причём она может даже снимать хиджаб при вскормлённом мужчине. Вот вам, MuslimRF, пример того что «фикх не стоит на месте».

  14. (06.07.2012 10:36) #
    1

    Уважаемый Ted, а Вы бы не могли бы перечислить мертвый набор устоявшихся еще в средние века, застывшие и безнадежно устаревшие догмы??? Хотелось бы побольше конкретики, чтобы наглядно было видно о чем же идет все таки речь. Приведите пожалуйста эти средневековые догмы, укажите в чем их отсталость, а то разговор идет о чем-то мифическом.

  15. (06.07.2012 11:24) #
    1

    А может автор статьи объяснит нам что же это за мертвые догмы, которые по его мнению должны быть пересмотрены и из-за которых российские мусульмане так отстали в своем развитии???
    На мой взгляд, автор статьи сделал слишком громкое заявление, взяв на себя такую ответственность. Получается, что ученые с мировым именем в истории исламской уммы, как салафы, так и современники выглядят более скромнее в познаниях и понимании исламских доктрин, чем Руслан Курбанов? Который даже не является человеком из людей обладающих знанием (шариатским знанием). На мой взгляд не стоит человеку, который не знает грамматики китайского языка, рассуждать о синтаксисе и морфологии сего языка.

  16. (06.07.2012 20:16) #
    1

    Ted, брат, речь шла о догматах, которые по мнению автора статьи являются устаревшими и мертвыми из-за которых мусульмане России отстали в своем развитии и которые нуждаются в обновлении и пересмотре. При чем здесь принятие пищи правой рукой или обрезание? Не из-за обрезания же отстали мусульмане в России в своем развитии. Если вы и автор считаете, что побивание камнями за прелюбодеяние это именно тот догмат, который нужно отменить или пересмотреть, то вы вообще не понимаете что говорите. В исламе никто не может отменить хукм, который был установлен Аллахом и Его посланником Мухаммадом, мир ему и благословение. Извини брат, но ты не совсем понимаешь о чем идет речь. И такие рассуждения не безопасны для твоего имана и ислама.

    • (07.07.2012 18:48) #
      0

      МуслимРФ, не только мусульмане России отстали в своём развитии (а вернее сказать зашди в тупик), а вообще вся мусульманская умма. Проблема общаяя и я не вижу в статье автора привязку к России.

  17. (06.07.2012 23:34) #
    1

    "Устаревшие догмы" касаются в основном тех вещей,которые не меняются: взаимотношения полов и т.д.
    Они прекрасно описывают эти отношения, которые не менялись и не поменяются. При чем сдесь фикх и его "старение"?
    Для любителей креатива и новизны есть целый комплекс звключений по поводу новых финансовых инструментов, интернета и всего того, что появилось.
    Как заключение муфтия может поменять реальность? Что это такое? Как "эволиция" фикха может разбудить умму? Наоборот. Умма, которая разбудит себя за счет других вещей, обновит свое отношение и к фикху и к знанию.
    Я вижу, что создана искуственная ситуация в которой 2 эксперта навязывают российским мусульманам то или иное мнение. Такой вариант Канделаки и Соловьева. Ну или летайте самолетами Аэрофлота. Монополия на мнение. И тихим сапом: то про конференцию с кипятком, то другие оценки. Как говорил Черномырдин: какую бы партию не создавали, всё равно КПСС получается. Так и у нас. Видать не изжили в себе наследие Советского Союза. Это никакой ни Совет, никакой машвары, это не обсуждение братьев. Это хитрость. Без искренности.
    Как вы думаете, что вы получите в ответ?

    • (07.07.2012 08:34) #
      -1

      "Умма, которая разбудит себя за счет других вещей, обновит свое отношение и к фикху и к знанию."
      За счет каких других вещей разбудит себя Умма? О чём вы?

  18. (08.07.2012 05:14) #
    0

  19. (08.07.2012 05:16) #
    0

  20. (08.07.2012 05:25) #
    -1

    Вся посланническая жизнь пророка мир ему и благословение Аллаха, была посвящена призыву к единобожию. Мирным ли призывом, с оружием ли в руках, цель была одна, Таухид. Для многих понятие единобожия ограничивается лишь на знании что нет другого бога кроме Аллаха, на самом же деле таухид это знание того что входит в "Ля Иляха ИлляЛЛАХ" знание того что требует от каждого мусульманина это свидетельство. Истинное единобожие это уединение Аллаха, в вере в Него, в поклонении только Ему, обращении молитв только к нему, пост только ради Него, намаз только ради Него, и остальные столпы только ради Него, убежденность что только Аллах является законодателем, и только Аллах знает что для человека хорошо, что плохо, а не совет федерации, или госдума. Знание того что такое ширк(многобожие) какие существуют виды ширка, как не попасть в ширк. Российская умма катастрофически нуждается в знании о единобожии, ибо все проблемы нашей умы в отходе от принципов единобожия. Как же иначе, когда одни причесляющие себя к исламу абсолютно убеждены что нет никаких проблем в демократии, в коммунизме и другой системе основанной на выдуманных человеком законах, и огромное количество причисляющих себя к исламу считают эти системы более развитыми и современными в отличии от средневекового варварского шариата. Другая часть уммы введенная в заблуждение откровенно говоря мушриками одетыми в исламские одежды занимаются могилопоклонством, и искренне взывают к Кунта-хаджи или Махмуду Афанди чтоб они ввели их в рай по мосту сират, либо получают баракат от привязанных к могилам "святых" тряпочек, или от самих могил. Третья часть уммы озадачена поломничеством в Булгары. А представители духовенств либо нажираются на мавлидах, либо лижут пятки власти, хотя конечно же есть и исключение но таких к сожалению мизер. Выход есть один, каждый отдельно взятый человек обязан заниматься самообразованием, слышать ученых которые на единобожии, читать признанные труды по единобожия, всеми возможными способами повышать знания, и распространять их, в школах, в университетах, на работе, во дворе соседям. Все по воле Аллаха в наших руках. Да поможет нам Аллах.