Спячка уммы, застой фикха и радикализация молодежи

Мусульманские эксперты уже много раз озвучивали истинные причины радикализации мусульманской молодежи. Эта проблема – очень глубокая и многогранная. И рассматривать ее нужно с самых разных углов и точек зрения, чтобы понять во всей ее полноте. Сегодня я предлагаю взглянуть на нее с точки зрения застоя в мусульманском фикхе, имеющем место в нашей стране.

Халиф Умар о потенциале уммы

В мире мало найдется людей, которые не знают, что Россия – одна из богатейших стран мира… Нефть, газ, уголь, золото, алмазы… Но самым большим богатством России являются, конечно же, люди, ее населяющие. И 20-миллионового мусульманского сообщества нашей страны это касается, в первую очередь.

Поскольку наши праведные предки, как никто другой понимали ценность человеческого фактора в работе на пути Аллаха, в работе на пользу своей общины, народа и страны. Халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) как-то сел в компании некоторых сподвижников и сказал им: «Пожелайте что-нибудь».

Кто-то сказал: «Я желаю, чтобы это место заполнилось золотом так, чтобы я потратил его на пути Аллаха». Умар (да будет доволен им Аллах) повторил своё требование: «Пожелайте что-нибудь».

Кто-то ещё сказал: «Я желаю, чтобы это место наполнилось жемчугом, драгоценными камнями и украшениями, чтобы я мог потратить всё это ради Аллаха и раздать это в милостыню».

Несомненно, эти пожелания были благими, но не они занимали ум Умара (да будет доволен им Аллах). Итак, он сказал снова: «Пожелайте что-нибудь». Они сказали ему: «Мы не знаем, что нам пожелать, о повелитель правоверных».

Тогда Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я желаю, чтобы оно наполнилось людьми, подобными Абу Убайде аль-Джарраху, Муазу ибн Джабалю, Салману - вольноотпущеннику Абу Хузайфы и Хузайфе ибн Йамаме!».

Это очень красивый и убедительный пример проницательности халифа Умара (на будет доволен им Аллах), как повелителя мусульман, осознававшего, что самой большой ценностью для нас являются не драгоценности, не металлы, не золото. Самой большой ценностью для нас обладают именно люди с чистыми душами, с искренними сердцами, на грани самоотречения усердствующие на пути служения своей религии.

Но при всей ценности человеческого потенциала мусульманского сообщества России мы вынуждены признавать, что это один из самых нераскрытых пока потенциалов и богатств нашей страны. Мусульманская умма России пока не проснулась окончательно от спячки, в которую она была погружена в советское время.

Истихрадж через иджтихад

Мусульманская община развивается слишком, непозволительно медленно. Она не успевает за теми новыми вызовами и возможностями, которые диктует ей ускоряющееся развитие информационного общества. Оттого, если осознаем невероятно мощный, но пока еще спящий и дремлющий потенциал мусульманской уммы, перед нами встают следующие задачи.

Во-первых, задача извлечения, раскрытия этого потенциала. К этой задаче можно даже использовать арабский термин «истихрадж», использующийся в отношении извлечения из-под земли и добывания полезных ископаемых. То есть мы должны извлечь скрытый пока потенциал нашей умму, чтобы он работал на благо нашей религии, на благо нашей страны, на благо нашего народа.

Во-вторых, после извлечения этого потенциала, мы должны дать нашей умме достойное образование, глубокое понимание своей религии и уникальности страны, в которой они проживают, наставить их на истинный путь – путь добра, справедливости и избегания крайностей.

В-третьих, после познания своей религии, мусульмане России должны начать развивать ее правовой, социальный, общественный и политический потенциал применительно к нуждам российского общества. Это возможно путем иджтихада, через развитие фикха – мощного пласта правовой культуры ислама.

Однако долгие столетия, пока в масштабах всего исламского мира врата иджтихада считались закрытыми, за долгие десятилетия советского атеизма и безбожия, мусульманское правовое знание превратилось в мёртвый набор устоявшихся еще в средние века, застывших и безнадежно устаревших догм.

То есть для мусульман России фикх на долгие годы застыл и окаменел. Но все дело в том, что фикх ни коим образом не может и не должен быть набором мертвых, застывших и устаревших догм. Фикх – это процесс, это живое поле, которое должно постоянно развиваться вслед за развитием общества.

Оживление и воплощение знания

Фикх должен постоянно адаптироваться к нуждам и запросам нашей жизни, которая меняется день ото дня. Именно из-за того, что у нас фикх на протяжении долгих столетий застыл в таком виде, в каком он доведен учеными до позднего средневековья, именно из-за этого мы получили застой мусульманской мысли, застой в развитии фикха и застой в развитии мусульманской уммы.

Ну и, наконец, в-четвертых, мусульмане России должны вспомнить, что ислам – это не религия конференций, не религия заявлений, не религия знаний, оторванных от жизни. Ислам – это религия практических действий. Ислам – это религия практического знания, т.е знания, переведённого в практику, знания, переведённого в конкретные дела.

Ярким примером тому является тот факт, что сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) понимали суть получаемого религиозного знания. Так, по мере ниспослания Всевышним Корана Своему Пророку (мир ему и благословение) они заучивали по 10 аятов наизусть и сразу реализовывали их смысл в своей жизни.

Они даже не переходили к заучиванию следующих 10 аятов, пока не реализовывали в своей жизни смысл предыдущих 10 аятов. И в этом была величайшая мудрость, поскольку Аллах Всевышний сказал в Своей Книге: «Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша. Мы ниспослали его частями» (17:106).

Мудрость такого подхода в том, чтобы верующие, получая знания, каждую долю полученного знания старались тут же воплощать в своей жизни. Именно так развивался ислам, именно так он состоялся в этом мире. И именно это является путём воплощения настоящих ценностей и принципов ислама в жизни российской уммы - идей добра, мира, справедливости, избегания заблуждений и крайностей.

Порыв молодежи

А теперь давайте зададим себе вопрос, кто острее всего из мусульманской общины реагирует на все указанные выше проблемы? Конечно же, мусульманская молодежь. В силу своей большей искренности, большей горячности, большего максимализма, большей неопытности она бросается вперед в надежде одним рывком преодолеть спячку и застой нашей уммы.

Но ей на этом пути катастрофически не хватает глубоких знаний, трезвости оценки, жизненного опыта, мудрого наставления исламских ученых старшего поколения. Не хватает в том числе и потому, что, как говорил шейх Юсуф аль-Карадави, обладатели знания и духовные лидеры слишком оторвались от молодежи, вознеслись и пребывают «в башнях из слоновой кости».

Оттого наша молодежь, которой не хватает знаний, трезвой оценки и мудрого наставления ученых, впадает в крайности и даже заблуждения. Поскольку она жаждет в короткий срок решить все четыре задачи – пробудить умму от спячки; быстро пропитать умму знаниями, которыми пока сами молодые не обладают; разбить оковы, все еще сдерживающие развитие фикха; и начать применение норм исламского права на практике.

На этом пути, когда молодежь видит инертность старшего поколения, отчужденность муфтиев от проблем молодежи, неготовность большинства духовных лидеров следовать декларируемым своими же устами принципам, молодежь впадает в отчаяние.

Жажда подвига

Она ищет себе других лидеров, более искренних, как им кажется, более готовых к самоотдаче и самопожертвованию. И этих лидеров она находит в радикальных проповедниках, призывающих к вражде и насилию. Почему?

Да потому что эти проповедники своим примером показывают, что они готовы следовать заявляемым ими принципам, что они готовы доказывать своими делами, насколько они верны своим убеждениям.

Они готовы бросить свои семьи, прибыльный бизнес, успешную карьеру,… Они готовы идти на смерть, готовы пожертвовать жизнями своих детей и близких. Да, по мнению проповедников умеренности, путь насилия – это неправильный путь. Но решимость радикальных проповедников пожертвовать всем на пути реализации своих убеждений пленяет молодежь.

Оттого, нам не побороть проблему радикализации молодежи, пока мы не взрастим в проповедниках умеренности такую решимость и такое же самоотречение. Поскольку молодёжь жаждет подвигов искренности и подвигов решимости на пути пробуждения уммы, получения знаний, развития фикха и реализации положений ислама на практике.

Именно к таким подвигам и нужно готовиться проповедникам исламских ценностей, умеренности, мира и справедливости…



комментариев